Судебные решения, арбитраж

РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 16.07.2007 ПО ДЕЛУ N А60-8857/2007-С5

Разделы:
Налог на имущество организаций

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ


16 июля 2007 г. Дело N А60-8857/2007-С5

Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи И.В. Хачева при ведении протокола судебного заседания судьей рассмотрел в судебном заседании от 13 - 16 июля 2007 г. дело по заявлению государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Российский государственный профессионально-педагогический университет" (далее - ГОУ ВПО "Российский государственный профессионально-педагогический университет") к Управлению ФНС РФ по Свердловской области о признании незаконными ненормативных актов,
при участии в судебном заседании: от заявителя - Трач В.К., начальник отдела, доверенность от 24.01.2006 N 2, Голякова С.А., главный бухгалтер, доверенность от 11.07.2007, от заинтересованного лица - Акулова Л.В., главный инспектор, доверенность от 12.07.2007 N 19, Пахомова И.А., главный специалист, доверенность 12.07.2007 N 18, Абдулгалимова Т.М., инспектор, доверенность от 26.12.2006 N 09-18/65.
Отвода судье не заявлено. Сторонам разъяснены процессуальные права. Заявитель уточнил заявленные требования. Уточнение судом принято. Других заявлений и ходатайств не поступило. В судебном заседании объявлялся перерыв до 16.07.2007. После перерыва заседание продолжено.

ГОУ ВПО "Российский государственный профессионально-педагогический университет" просит признать незаконными отказы Управления Федеральной налоговой службы по Свердловской области в предоставлении отсрочки по уплате налога на имущество и земельного налога, выраженные в письмах от 23.05.2006 N 15-12/15201, от 15.09.2006 N 15-12/28699.
В обоснование заявленных требований заявитель ссылается отсутствие у налогового органа оснований для отказа в предоставлении отсрочки по уплате налогов, поскольку заявителем были представлены в налоговый орган все необходимые документы, в том числе документы, связанные с недофинансированием из бюджета.
Заинтересованное лицо возражает против удовлетворения заявленных требований, ссылаясь на непредставление налогоплательщиком в налоговый орган документа, доказывающего факт недофинансирования из бюджета суммы отсрочки. При этом налоговый орган ссылается на нормы Бюджетного кодекса РФ при определении понятия задержка финансирования.
Рассмотрев материалы дела, суд
УСТАНОВИЛ:

как следует из материалов дела, в соответствии с п. 3 ст. 4 Федерального закона от 11.11.2003 N 139-ФЗ "О внесении дополнения в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" заявитель с 1 января 2006 г. утратил право на льготу по налогу на имущество организаций.
В соответствии со ст. 9 Федерального закона от 29.11.2004 N 141-ФЗ "О внесении дополнения в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" с 1 января 2006 г. заявитель утратил также право на льготу по земельному налогу.
18.05.2006 заявитель обратился в УФНС РФ по Свердловской области с заявлением об отсрочке по налогу на имущество организаций и земельному налогу в связи с задержкой финансирования из бюджета на расходы, связанные с уплатой указанных налогов.
Письмом от 23.05.2006 N 15-12/5201 заявителю отказано в предоставлении отсрочки уплаты налогов.
08.09.2006 заявитель повторно обратился в УФНС РФ по Свердловской области с заявлением о предоставлении отсрочки по уплате указанных налогов.
Однако письмом от 15.09.2006 N 15-12/28699 заявителю повторно отказано в предоставлении отсрочки.
Как следует из оспариваемых писем, основанием для отказа в предоставлении отсрочки по уплате земельного налога и налога на имущество организаций явился факт отсутствия документов, которые согласно НК РФ и Порядку организации работы по предоставлению отсрочки, рассрочки, инвестиционного налогового кредита по уплате налогов и сборов представляются с заявлением о предоставлении отсрочки по уплате налогов в обязательном порядке и непредставление которых в свою очередь влечет невозможность представления отсрочки по уплате налогов. Так, письмом от 23.05.2006 заявителю отказано в предоставлении отсрочки в связи с непредставлением документа, подтверждающего наличие оснований, указанных в п. 2 ст. 64 НК РФ. Письмом от 15.09.2006 отказано в предоставлении отсрочки в связи с непредставлением баланса и других форм бухгалтерской отчетности, характеризующих финансовое состояние налогоплательщика за предыдущий год и истекший период того года, в котором налогоплательщик обратился по поводу изменения срока уплаты налогового обязательства; документов об имуществе, которое может являться или является предметом залога, либо поручительства в нарушение п. 5 ст. 64 НК РФ, справки о состоянии расчетов с бюджетами по налогам, сборам, взносам, а также справки о предоставленных ранее отсрочках, рассрочках, налоговых кредитах, инвестиционных налоговых кредитах с выделением сумм, не уплаченных на момент обращения, документов, подтверждающих наличие оснований, указанных в п. 2 ст. 64 или п. 1 ст. 67 Налогового кодекса РФ.
Согласно ст. 64 НК РФ отсрочка или рассрочка по уплате налога представляет собой изменение срока уплаты налога на срок от одного до шести месяцев соответственно, с единовременной или поэтапной уплатой налогоплательщиком суммы задолженности. Отсрочка или рассрочка по уплате налога может быть предоставлена заинтересованному лицу, в том числе при задержке этому лицу финансирования из бюджета.
Согласно пунктам 5, 7 ст. 64 НК РФ заявление о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога с указанием оснований подается в соответствующий уполномоченный орган. К этому заявлению прилагаются документы, подтверждающие наличие оснований, указанных в пункте 2 настоящей статьи. При отсутствии обстоятельств, установленных пунктом 1 статьи 62 настоящего Кодекса, уполномоченный орган не вправе отказать заинтересованному лицу в отсрочке или рассрочке по уплате налога по основаниям, указанным в подпунктах 1 или 2 пункта 2 ст. 64 (в том числе при задержке финансирования), в пределах суммы недофинансирования.
В судебном заседании установлено, что причиной образования у заявителя недоимки по земельному налогу и налогу на имущество и причиной обращений в налоговый орган за представлением отсрочки явилась задержка финансирования из бюджета. В судебное заседание заявителем представлены письма Рособразования от 22.06.2006, 28.08.2006, 13.10.2006, 28.12.2006, из которых следует, что дополнительных средств на уплату налога на землю и налога на имущество организаций Минфином Федеральному агентству по образованию выделено не было. При этом указывалось на бюджетное финансирование в третьем квартале 2006 г., затем в октябре 2006 г. и в 2007 г.
Однако средства так выделены и не были, что привело к образованию задолженности за 1 - 3 кварталы 2006 г. в размере 1808957 рублей 51 копейка.
В соответствии со ст. 78 Федерального закона от 26.12.2005 N 189-ФЗ "О федеральном бюджете на 2006 год" в составе расходов федерального бюджета зарезервированы средства в объеме 19700000,0 тыс. рублей на уплату налога на имущество организаций и земельного налога федеральными органами государственной власти и учреждениями, находящимися в их ведении, в связи с изменением законодательства Российской Федерации о налогах и сборах с 1 января 2006 года. Распределение ассигнований на уплату налога на имущество организаций и земельного налога осуществляется в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
Во исполнение данного Закона Правительством Российской Федерации принято Постановление от 22.02.2006 N 101, п. 18, 20, 21, 22, 23 которого установлено, что в 2006 году в целях уплаты вышеуказанных налогов главные распорядители средств федерального бюджета составляют реестры подведомственных им бюджетных учреждений отдельно для расчета налога на имущество и земельного налога. В реестрах указываются объекты, подлежащие налогообложению, налоговые ставки и подлежащие уплате суммы налога. Данные реестры до 28 февраля 2006 г. представляются в Минфин России. До этого они проходят также согласование с соответствующими федеральными агентствами.
Минфин России на основании реестров уточняет до 25 марта 2006 г. сводную роспись (документ о поквартальном распределении доходов и расходов бюджета, устанавливающий распределение бюджетных ассигнований (средств) между получателями бюджетных средств - ст. 6 Бюджетного кодекса РФ) и лимиты бюджетных обязательств (объемы бюджетных обязательств на период, не превышающий три месяца - ст. 223 БК РФ) с учетом ассигнований, необходимых учреждениям для уплаты налога на имущество организаций и земельного налога за 1 квартал 2006 г.
Письмом Минфина России от 26.05.2006 N 02-03-09/1399 подтверждается, что Федеральное агентство по образованию, являющееся в рассматриваемом случае главным распорядителем бюджетных средств, не успело в срок до 28.02.2006 согласовать в установленном порядке реестры для расчета налога на имущество и земельного налога. Учитывая длительность процесса формирования и согласования указанных реестров, Минфин России письмом от 17.04.2006 N 02-03-09/894 определил для главных распорядителей последний срок представления реестров в Минфин России - 1 июня 2006 года. Таким образом, средства для уплаты подведомственными Рособразованию бюджетными учреждениями налога на имущество организаций и земельного налога за 1 квартал 2006 года будут выделены Федеральному агентству по образованию после рассмотрения представленных им в Минфин России реестров.
Данное письмо, а также письма Рособразования от 22.06.2006, 28.08.2006, 13.10.2006, 28.12.2006 подтверждают, что заявителю финансирование расходов на уплату налога на имущество и земельного налога в 2006 г. было задержано. Указанное обстоятельство в силу п. 7 ст. 64 НК РФ является безусловным основанием для предоставления налогоплательщику отсрочки по уплате налога (при отсутствии оснований, предусмотренных п. 1 ст. 62 НК РФ).
При таких обстоятельствах, учитывая, что заявителем в налоговый орган были представлены все необходимые документы, подтверждающие задержку финансирования расходов на уплату налогов, суд пришел к выводу об отсутствии у налогового органа оснований для отказа заявителю в предоставлении отсрочки по уплате рассматриваемых налогов.
Доводы налогового органа о том, что основанием для предоставления отсрочки является задержка финансирования, понятие которого содержится в Бюджетном кодексе РФ, а соответственно, поскольку бюджетные обязательства органом, исполняющим бюджет, не были приняты, финансирования образовательных учреждений как такового быть не могло, судом не принимаются, поскольку приведенное налоговым органом толкование норм бюджетного и налогового законодательства является ошибочным, из Налогового кодекса РФ не следует, что право на отсрочку по уплате налога в связи с задержкой в финансировании может возникнуть лишь после утверждения Минфином соответствующего лимита бюджетных обязательств. Такая задержка может быть обусловлена и иными обстоятельствами, в том числе несвоевременным исполнением главными распорядителями бюджетных средств установленных процедур согласования бюджетных обязательств. Несоблюдение главным распорядителем данных процедур, несвоевременное уточнение лимитов бюджетных обязательств с учетом ассигнований, необходимых учреждениям и организациям для уплаты налога на имущество и земельного налога в 2006 г., не может являться основанием для отказа налогоплательщику в предоставлении отсрочки по уплате налога.
На основании изложенного, учитывая, что на момент рассмотрения настоящего спора бездействие по непредоставлению заявителю отсрочки уплаты госпошлины продолжалось, суд полагает, что оспариваемые отказы в предоставлении отсрочки по уплате налогов следует признать незаконными, а заявленные требования удовлетворить.
Руководствуясь статьями 110, 167 - 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:

1. Заявленные государственным образовательным учреждением высшего профессионального образования "Российский государственный профессионально-педагогический университет" требования удовлетворить.
2. Признать незаконными отказы Управления Федеральной налоговой службы по Свердловской области в предоставлении отсрочки по уплате налога на имущество и земельного налога, выраженные в письмах от 23.05.2006 N 15-12/15201, от 15.09.2006 N 15-12/28699.

3. Обязать Управление Федеральной налоговой службы Свердловской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ГОУ ВПО "Российский государственный профессионально-педагогический университет" путем предоставления отсрочки по налогу на землю и налогу на имущество организаций в соответствии с поданными заявлениями о такой отсрочке.
4. В порядке распределения судебных расходов (ст. 110 АПК РФ) взыскать с Управления ФНС РФ по Свердловской области в пользу ГОУ ВПО "Российский государственный профессионально-педагогический университет" 2000 рублей 00 копеек в возмещение расходов по уплате госпошлины.
5. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
6. Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца, начиная со следующего дня после 16 июля 2007 г., а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня вступления решения по делу в законную силу.
Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражные суды апелляционной и кассационной инстанций через арбитражный суд, принявший решение.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного или кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить соответственно на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru или Федерального арбитражного суда Уральского округа http://fasuo.arbitr.ru.
Судья
ХАЧЕВ И.В.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)