Судебные решения, арбитраж
Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 13 мая 2010 года
Постановление изготовлено в полном объеме 18 мая 2010 года
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Александрова Д.Д.,
судей Гагариной В.Г., Чалбышевой И.В.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Байбулиной Ю.М.,
при участии в заседании:
от заявителя: Шабуниной И.А., доверенность от 13.11.2009 г. N 20,
от ответчика: Ивановой Т.В., доверенность от 11.01.2010 г. N 09-13/0876,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ИФНС России по г. Красногорску Московской области
на решение Арбитражного суда Московской области от 16 марта 2010 г. по делу N А41-37216/09, принятое судьей Востоковой Е.А.,
по заявлению ЗАО "Плещеево" к ИФНС России по г. Красногорску Московской области о признании частично недействительными решений от 19.12.2008 г. N 2496 и от 10.03.2009 г. N 2742,
ЗАО "Плещеево" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлениями (т. 1, л.д. 2 - 7; т. 2, л.д. 9 - 14) о признании незаконными решений ИФНС России по г. Красногорску Московской области (далее - налоговый орган, инспекция) от 19.12.2008 г. N 2496 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части начисления и предложения уплатить недоимку и пени по земельному налогу, а также внесения исправления в документы бухгалтерского учета (т. 1, л.д. 52 - 57) и от 10.03.2009 г. N 2742 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части начисления и предложения уплатить недоимку и пени по земельному налогу, а также внесения исправления в документы бухгалтерского учета (т. 2, л.д. 44 - 49).
Определением суда первой инстанции от 24.11. 2009 г. дела объединены в одно производство (т. 2, л.д. 114).
Решением Арбитражного суда Московской области от 16.03.2010 г. решения налогового органа от 19.12.2008 г. N 2496 и от 10.03.2009 г. N 2742 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения признаны недействительными в части начисления и предложения уплатить недоимки и пени по земельному налогу, а также внесения исправлений в документы бухгалтерского учета.
При этом суд первой инстанции исходил из следующего:
- доначисление земельного налога исходя из кадастровой стоимости, при определении которой допущена техническая ошибка, незаконно и нарушает права налогоплательщика, неправомерно увеличивая его налоговые обязательства;
- Не согласившись с решением суда первой инстанции, налоговый орган подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт, поскольку выводы суда первой инстанции не основаны на нормах НК РФ (т. 3, л.д. 130 - 133).
В судебном заседании представитель налогового органа поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу удовлетворить.
В судебном заседании представитель общества возражал против доводов апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции в части требований, заявленных в суде первой инстанции, оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения по доводам, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу.
Рассмотрев повторно дело в порядке статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, выслушав представителя налогового органа и представителя общества, исследовав материалы дела, оценив довод апелляционной жалобы, отзыва на апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции считает, что оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Как следует из материалов дела, 17.11.2006 г. Главным управлением Федеральной регистрационной службы по Московской области зарегистрированы права собственности общества на земельные участки для малоэтажного жилищного строительства категория земель - земли поселений по адресам:
- Московская область, Красногорский район, восточнее с. Дмитровское и д. Грибаново с кадастровым номером 50:11:005 01 15:0047 (т. 1, л.д. 73) площадью 863960 кв. м и с кадастровым номером 50:11:005 01 15:0077 (т. 1, л.д. 74) площадью 1063960 кв. м;
- Московская область, Красногорский район, западнее с. Дмитровское и д. Грибаново с кадастровым номером 50:11:005 01 12:0088 (т. 1, л.д. 75) площадью 441610 кв. м.
Общество 28.07.2008 г. представило в инспекцию налоговую декларацию по земельному налогу за 2 квартал 2008 г., в соответствии с которой для расчета земельного налога по всем трем участкам общество использовало показатели удельной кадастровой стоимости для земель под домами "индивидуальной жилой застройка" - д. Грибаново (2370 руб. 80 коп. за кв. м).
По данным налогоплательщика:
- кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 50:11:005 01 15:0047 составила 2048276368 руб., ставка земельного налога 0,1% от кадастровой стоимости, сумма исчисленного авансового платежа (с учетом коэффициента 2) - 1024138 руб.;
- кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 50:11:005 01 15:0077 составила 2522436368 руб., ставка земельного налога 0,1% от кадастровой стоимости, сумма исчисленного авансового платежа (с учетом коэффициента 2) - 1261218 руб.;
- кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 50:11:005 01 12:0088 составила 1046968988 руб., ставка земельного налога 0,1% от кадастровой стоимости, сумма исчисленного авансового платежа (с учетом коэффициента 2) - 523484 руб.
Налоговый орган провел камеральную налоговую проверку указанной выше налоговой декларации.
По результатам камеральной налоговой проверки был составлен Акт N 6572 (т. 1, л.д. 39 - 46), в котором налоговый орган указал на неверное определение обществом кадастровой стоимости вышеуказанных земельных участков и поступление сведений из территориального органа Федерального агентства объектов недвижимости (Роснедвижимость Московской области) по которым налоговый орган определил кадастровую стоимость и сумму авансового платежа по земельному налогу за 2 квартал 2008 г.
По данным налогового органа:
- кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 50:11:005 01 15:0047 составила 10207065349 руб., ставка налога 0,1% от кадастровой стоимости, сумма исчисленного авансового платежа (с учетом коэффициента 2) - 5103533 руб.;
- кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 50:11:005 01 15:0077 составила 12569921349 руб., ставка налога 0,1% от кадастровой стоимости, сумма исчисленного авансового платежа - 3142480 руб.;
- кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 50:11:005 01 12:0088 составила 5552706986 руб., ставка налога 0,1% от кадастровой стоимости, сумма исчисленного авансового платежа - 1388177 руб.
Налоговый орган применял коэффициент 2 со ссылкой на п. 15 ст. 396 НК РФ только к земельному участку с кадастровым номером 50:11:005 01 15:0047.
Обществом были направлены возражения на акт N 6572 камеральной налоговой проверки (т. 1, л.д. 49 - 51). В своих возражениях общество в частности пояснило следующее:
расчет земельного налога производится на основании результатов государственной кадастровой оценки земель, утвержденных распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области от 29.11.2005 г. N 184-РМ. Поскольку в указанном документе отсутствуют показатели удельной кадастровой стоимости по земельным участкам для малоэтажного жилищного строительства, а Приказом Федерального агентства кадастра объектов недвижимости от 14.08.2008 г. N П/0284 установлено, что земельные участки, предназначенные для размещения малоэтажных жилых домов не входят в состав вида разрешенного использования "земельные участки, предназначенные для размещения домов многоэтажной жилой застройки", следовательно в данном случае необходимо исчислять и уплачивать земельный налог в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 50:11:0050115:0047, 50:11:0050115:0077, 50:11:0050115:0078, 50:11:0050112:0088 относящихся к категории "земли поселений" и виду разрешенного использования "для малоэтажного жилищного строительства" с использованием показателей удельной кадастровой стоимости для земель под домами индивидуальной жилой застройки (2370 руб. 80 коп. за кв. м), при расчете земельного налога коэффициент 2 применялся согласно п. 15 ст. 396 НК РФ.
Налоговым органом принято решение от 19.12.2008 г. N 2496 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, которым заявителю доначислены: земельный налог за 2 квартал 2008 г. в сумме 6825350 руб., пени - 364967 руб., предложено внести изменения в документы налогового и бухгалтерского учета (т. 1, л.д. 52 - 57).
В качестве основания к доначислению налоговый орган в указанном решении ссылается на неверную сумму кадастровой стоимости выше указанных участков и применяет повышающий коэффициент 2 при расчете земельного налога по участку с кадастровым номером 50:11:005 01 15:0047 по основаниям того, что срок проектирования установлен договором от 05.03.2008 г. N 8008/4-07 и этот срок начинает течь со дня заключения договора.
Обществом на решение налогового органа от 19.12.2008 г. N 2496 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения была подана в Управление ФНС России по Московской области апелляционная жалоба (т. 1, л.д. 59 - 62).
Решением Управления ФНС России по Московской области от 22.09.2009 г. N 16-16/-9736 апелляционная жалоба общества оставлена без удовлетворения, а решение налогового органа от 19.12.2008 г. N 2496 - без изменения и утверждено (т. 1, л.д. 63 - 67).
Общество 29.10.2008 г. представило в инспекцию налоговую декларацию по земельному налогу за 3 квартал 2008 г., в соответствии с которой для расчета земельного налога по всем трем участкам общество использовало показатели удельной кадастровой стоимости для земель под домами "индивидуальной жилой застройка" - д. Грибаново (2370 руб. 80 коп. за кв. м).
По данным налогоплательщика:
- кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 50:11:005 01 15:0047 составила 2048276368 руб., ставка земельного налога 0,1% от кадастровой стоимости, сумма исчисленного авансового платежа - 512069 руб.;
- кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 50:11:005 01 15:0077 составила 2522436368 руб., ставка земельного налога 0,1% от кадастровой стоимости, сумма исчисленного авансового платежа - 630609 руб.;
- кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 50:11:005 01 12:0088 составила 1046968988 руб., ставка земельного налога 0,1% от кадастровой стоимости, сумма исчисленного авансового платежа - 261742 руб.
Налоговый орган провел камеральную налоговую проверку указанной выше налоговой декларации.
По результатам камеральной налоговой проверки был составлен Акт N 7150 от 29.01.2008 г. (т. 2, л.д. 27 - 34), в котором налоговый орган указал на неверное определение обществом кадастровой стоимости вышеуказанных земельных участков и поступление сведений из территориального органа Федерального агентства объектов недвижимости (Роснедвижимость Московской области) по которым налоговый орган определил кадастровую стоимость и сумму авансового платежа по земельному налогу за 3 квартал 2008 г.
По данным налогового органа:
- кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 50:11:005 01 15:0047 составила 10207065349 руб., ставка налога 0,1% от кадастровой стоимости, сумма исчисленного авансового платежа (с учетом коэффициента 2) - 5103533 руб.;
- кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 50:11:005 01 15:0077 составила 12569921349 руб., ставка налога 0,1% от кадастровой стоимости, сумма исчисленного авансового платежа - 3142480 руб.;
- кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 50:11:005 01 12:0088 составила 5552706986 руб., ставка налога 0,1% от кадастровой стоимости, сумма исчисленного авансового платежа - 1388177 руб.
Налоговый орган применял коэффициент 2 со ссылкой на п. 15 ст. 396 НК РФ только к земельному участку с кадастровым номером 50:11:005 01 15:0047.
Обществом были направлены возражения на акт камеральной налоговой проверки N 7150 от 29.01.2008 г. (т. 2, л.д. 37 - 39). В своих возражениях общество повторило свой довод относительно позиции использования показателя удельной кадастровой стоимости для земель под домами индивидуальной жилой застройки (2370 руб. 80 коп. за кв. м) по всем трем участкам, кроме того, пояснило, что при расчете земельного налога за 3 квартал 2008 г. повышающий коэффициент им не применялся.
Налоговым органом принято решение от 10.03.2009 г. N 2742 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, которым заявителю доначислены: земельный налог за 3 квартал 2008 г. в сумме 8229770 руб., пени - 429479 руб., предложено внести изменения в документы налогового и бухгалтерского учета (т. 2, л.д. 44 - 49).
Обществом на решение налогового органа от 10.03.2009 г. N 2742 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения была подана в Управление ФНС России по Московской области апелляционная жалоба (т. 2, л.д. 50 - 54).
Решением Управление ФНС России по Московской области от 25.09.2009 г. N 16-16/25340 апелляционная жалоба общества оставлена без удовлетворения, а решение налогового органа от 10.03.2009 г. N 2742 - без изменения и утверждено (т. 5, л.д. 55 - 59).
Не согласившись с решениями налогового органа от 19.12.2008 г. N 2496 и от 10.03.2009 г. N 2742 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения признаны незаконными в части начисления и предложения уплатить недоимки и пени по земельному налогу, а также внесения исправлений в документы бухгалтерского учета, общество обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлениями о признании их незаконными в указанной части.
В соответствии с п. 1 ст. 388 НК РФ налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Согласно п. 1 ст. 389 НК РФ объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог.
В соответствии с п. 1, п. 3 ст. 391 НК РФ налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.
В ответ на обращения налогоплательщиков-организаций, в том числе общества, Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Московской области, в своем письме от 20.11.2008 г. за N 24968-10/21689,21690 (т. 1, л.д. 71 - 72), в направленном в Территориальный отдел по Красногорскому району Управления Роснедвижимости по Московской области (копии направлены, в том числе обществу), со ссылкой на разъяснения Федерального агентства объектов недвижимости от 01.09.2008 г. N ВК/3849 указывает на неправомерность отнесения земельных участков с разрешенным использованием "размещение малоэтажного жилищного строительства" к первой группе видов функционального использования земель (земли под домами многоэтажной застройки) и поручает территориальному отделу в срок до 25.11.2008 г. внести изменения в Реестр объектов недвижимости в рамках исправления технических ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости земельных участков, являющихся объектами налогообложения, путем расчета кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами 50:11:0050115:0047, 50:11:0050115:0077, 50:11:0050115:0078, 50:11:0050112:0088, 50:11:0050112:0087 с учетом удельных показателей кадастровой стоимости земель соответствующих кварталов для вида функционального использования "земли под домами индивидуальной жилой застройки".
Таким образом, уполномоченным органом выявлена техническая ошибка при определении кадастровой стоимости земельных участков общества.
Налоговый орган признал наличие указанной технической ошибки (т. 3, л.д. 131).
Данные о кадастровой стоимости принадлежащих обществу земельных участков после исправления технической ошибки полностью соответствуют данным, которые применял налогоплательщик при самостоятельном расчете земельного налога за 2 и 3 кварталы 2008 г., что подтверждается представленной налоговым органом копией письма Территориального отдела по Красногорскому району Московской области Управления Роснедвижимости по Московской области от 06.04.2009 г. N 592-23, адресованному заместителю начальника ИФНС России по г. Красногорску Московской области (т. 3, л.д. 19 - 20) и копиями кадастровых планов (т. 3, л.д. 21 - 26) являющихся приложениями к названному письму.
В соответствии с действующим налоговым законодательством налогоплательщики обязаны платить законно установленные налоги в размере соответствующем налоговой базе и налоговой ставке, земельный налог должен соответствовать действительным налоговым обязательствам налогоплательщика и не может зависеть от технических ошибок при определении его элементов.
Следовательно, довод инспекции о том, что техническая ошибка была исправлена после окончания налоговых периодов 2 и 3 кварталы 2008 г. и исправлений в существовавшую по данным Федерального агентства кадастра объектов недвижимости в эти периоды кадастровую стоимость не вносились, не обоснован.
Таким образом, суд первой инстанции обоснованно сделал вывод о том, что доначисление земельного налога исходя из кадастровой стоимости при определении которой допущена техническая ошибка, незаконно и нарушает права налогоплательщика неправомерно увеличивая его налоговые обязательства.
В соответствии с п. 15 ст. 396 НК РФ (в редакции, действовавшей до 01.01.2008 г.) в отношении земельных участков, приобретенных в собственность физическими и юридическими лицами на условиях осуществления на них жилищного строительства, за исключением индивидуального жилищного строительства, исчисление суммы налога (суммы авансовых платежей по налогу) производится с учетом коэффициента 2 в течение трехлетнего срока проектирования и строительства вплоть до государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости.
Пункт 15 ст. 396 НК РФ, в редакции Федерального закона от 24.07.2007 г. N 216-ФЗ, вступившего в силу с 01.01.2008 г., также не предусматривает применение коэффициента 2 в отношении земельных участков, приобретенных юридическими и физическими лицами для индивидуального жилищного строительства.
В НК РФ и иных нормативных правовых актах отсутствуют определения терминов "малоэтажное жилищное строительство" и "индивидуальное жилищное строительство".
Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Московской области, в своем письме от 20.11.2008 г. за N 24968-10/21689,21690 в целях определения кадастровой стоимости приравняло земельные участки "для малоэтажного жилищного строительства" к земельным участкам "для индивидуальной жилищной застройки" (т. 1, л.д. 71 - 72).
Согласно п. 7 ст. 3 НК РФ все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика.
Налогоплательщик трактует применение коэффициента 2 к расчету земельного налога в налоговой декларации за 2 квартал 2008 г. как свою техническую ошибку, которую планирует исправить путем представления уточненной налоговой декларации.
Ссылка налогового органа на п. 3 ст. 8 Федерального закона от 29.11.2004 г. N 141-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" необоснованна, получила надлежащую оценку суда.
Следовательно, довод налогового органа о том, что повышающие коэффициенты в отношении земельных участков, приобретенных в собственность физическими и юридическими лицами для жилищного строительства и физическими лицами для индивидуального жилищного строительства, применяются при исчислении земельного налога в отношении земельных участков, которые были приобретены и права собственности, на которые зарегистрированы после 01.01.2005 г. до 01.01.2008 г., необоснован.
Таким образом, суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что применение к обществу повышающего коэффициента 2 при расчете земельного налога в отношении вышеуказанных земельных участков неправомерно.
Судом апелляционной инстанции рассмотрены все доводы апелляционной жалобы, однако они не опровергают выводы суда первой инстанции, положенные в основу судебного акта, и не могут служить основанием для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 266, 268, ч. 1 ст. 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решение от 16 марта 2010 г. Арбитражного суда Московской области по делу N А41-37216/09 оставить без изменения, апелляционную жалобу ИФНС России по г. Красногорску Московской области без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕСЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 18.05.2010 ПО ДЕЛУ N А41-37216/09
Разделы:Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 18 мая 2010 г. по делу N А41-37216/09
Резолютивная часть постановления объявлена 13 мая 2010 года
Постановление изготовлено в полном объеме 18 мая 2010 года
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Александрова Д.Д.,
судей Гагариной В.Г., Чалбышевой И.В.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Байбулиной Ю.М.,
при участии в заседании:
от заявителя: Шабуниной И.А., доверенность от 13.11.2009 г. N 20,
от ответчика: Ивановой Т.В., доверенность от 11.01.2010 г. N 09-13/0876,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ИФНС России по г. Красногорску Московской области
на решение Арбитражного суда Московской области от 16 марта 2010 г. по делу N А41-37216/09, принятое судьей Востоковой Е.А.,
по заявлению ЗАО "Плещеево" к ИФНС России по г. Красногорску Московской области о признании частично недействительными решений от 19.12.2008 г. N 2496 и от 10.03.2009 г. N 2742,
установил:
ЗАО "Плещеево" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлениями (т. 1, л.д. 2 - 7; т. 2, л.д. 9 - 14) о признании незаконными решений ИФНС России по г. Красногорску Московской области (далее - налоговый орган, инспекция) от 19.12.2008 г. N 2496 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части начисления и предложения уплатить недоимку и пени по земельному налогу, а также внесения исправления в документы бухгалтерского учета (т. 1, л.д. 52 - 57) и от 10.03.2009 г. N 2742 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части начисления и предложения уплатить недоимку и пени по земельному налогу, а также внесения исправления в документы бухгалтерского учета (т. 2, л.д. 44 - 49).
Определением суда первой инстанции от 24.11. 2009 г. дела объединены в одно производство (т. 2, л.д. 114).
Решением Арбитражного суда Московской области от 16.03.2010 г. решения налогового органа от 19.12.2008 г. N 2496 и от 10.03.2009 г. N 2742 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения признаны недействительными в части начисления и предложения уплатить недоимки и пени по земельному налогу, а также внесения исправлений в документы бухгалтерского учета.
При этом суд первой инстанции исходил из следующего:
- доначисление земельного налога исходя из кадастровой стоимости, при определении которой допущена техническая ошибка, незаконно и нарушает права налогоплательщика, неправомерно увеличивая его налоговые обязательства;
- Не согласившись с решением суда первой инстанции, налоговый орган подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт, поскольку выводы суда первой инстанции не основаны на нормах НК РФ (т. 3, л.д. 130 - 133).
В судебном заседании представитель налогового органа поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу удовлетворить.
В судебном заседании представитель общества возражал против доводов апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции в части требований, заявленных в суде первой инстанции, оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения по доводам, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу.
Рассмотрев повторно дело в порядке статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, выслушав представителя налогового органа и представителя общества, исследовав материалы дела, оценив довод апелляционной жалобы, отзыва на апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции считает, что оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Как следует из материалов дела, 17.11.2006 г. Главным управлением Федеральной регистрационной службы по Московской области зарегистрированы права собственности общества на земельные участки для малоэтажного жилищного строительства категория земель - земли поселений по адресам:
- Московская область, Красногорский район, восточнее с. Дмитровское и д. Грибаново с кадастровым номером 50:11:005 01 15:0047 (т. 1, л.д. 73) площадью 863960 кв. м и с кадастровым номером 50:11:005 01 15:0077 (т. 1, л.д. 74) площадью 1063960 кв. м;
- Московская область, Красногорский район, западнее с. Дмитровское и д. Грибаново с кадастровым номером 50:11:005 01 12:0088 (т. 1, л.д. 75) площадью 441610 кв. м.
Общество 28.07.2008 г. представило в инспекцию налоговую декларацию по земельному налогу за 2 квартал 2008 г., в соответствии с которой для расчета земельного налога по всем трем участкам общество использовало показатели удельной кадастровой стоимости для земель под домами "индивидуальной жилой застройка" - д. Грибаново (2370 руб. 80 коп. за кв. м).
По данным налогоплательщика:
- кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 50:11:005 01 15:0047 составила 2048276368 руб., ставка земельного налога 0,1% от кадастровой стоимости, сумма исчисленного авансового платежа (с учетом коэффициента 2) - 1024138 руб.;
- кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 50:11:005 01 15:0077 составила 2522436368 руб., ставка земельного налога 0,1% от кадастровой стоимости, сумма исчисленного авансового платежа (с учетом коэффициента 2) - 1261218 руб.;
- кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 50:11:005 01 12:0088 составила 1046968988 руб., ставка земельного налога 0,1% от кадастровой стоимости, сумма исчисленного авансового платежа (с учетом коэффициента 2) - 523484 руб.
Налоговый орган провел камеральную налоговую проверку указанной выше налоговой декларации.
По результатам камеральной налоговой проверки был составлен Акт N 6572 (т. 1, л.д. 39 - 46), в котором налоговый орган указал на неверное определение обществом кадастровой стоимости вышеуказанных земельных участков и поступление сведений из территориального органа Федерального агентства объектов недвижимости (Роснедвижимость Московской области) по которым налоговый орган определил кадастровую стоимость и сумму авансового платежа по земельному налогу за 2 квартал 2008 г.
По данным налогового органа:
- кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 50:11:005 01 15:0047 составила 10207065349 руб., ставка налога 0,1% от кадастровой стоимости, сумма исчисленного авансового платежа (с учетом коэффициента 2) - 5103533 руб.;
- кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 50:11:005 01 15:0077 составила 12569921349 руб., ставка налога 0,1% от кадастровой стоимости, сумма исчисленного авансового платежа - 3142480 руб.;
- кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 50:11:005 01 12:0088 составила 5552706986 руб., ставка налога 0,1% от кадастровой стоимости, сумма исчисленного авансового платежа - 1388177 руб.
Налоговый орган применял коэффициент 2 со ссылкой на п. 15 ст. 396 НК РФ только к земельному участку с кадастровым номером 50:11:005 01 15:0047.
Обществом были направлены возражения на акт N 6572 камеральной налоговой проверки (т. 1, л.д. 49 - 51). В своих возражениях общество в частности пояснило следующее:
расчет земельного налога производится на основании результатов государственной кадастровой оценки земель, утвержденных распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области от 29.11.2005 г. N 184-РМ. Поскольку в указанном документе отсутствуют показатели удельной кадастровой стоимости по земельным участкам для малоэтажного жилищного строительства, а Приказом Федерального агентства кадастра объектов недвижимости от 14.08.2008 г. N П/0284 установлено, что земельные участки, предназначенные для размещения малоэтажных жилых домов не входят в состав вида разрешенного использования "земельные участки, предназначенные для размещения домов многоэтажной жилой застройки", следовательно в данном случае необходимо исчислять и уплачивать земельный налог в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 50:11:0050115:0047, 50:11:0050115:0077, 50:11:0050115:0078, 50:11:0050112:0088 относящихся к категории "земли поселений" и виду разрешенного использования "для малоэтажного жилищного строительства" с использованием показателей удельной кадастровой стоимости для земель под домами индивидуальной жилой застройки (2370 руб. 80 коп. за кв. м), при расчете земельного налога коэффициент 2 применялся согласно п. 15 ст. 396 НК РФ.
Налоговым органом принято решение от 19.12.2008 г. N 2496 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, которым заявителю доначислены: земельный налог за 2 квартал 2008 г. в сумме 6825350 руб., пени - 364967 руб., предложено внести изменения в документы налогового и бухгалтерского учета (т. 1, л.д. 52 - 57).
В качестве основания к доначислению налоговый орган в указанном решении ссылается на неверную сумму кадастровой стоимости выше указанных участков и применяет повышающий коэффициент 2 при расчете земельного налога по участку с кадастровым номером 50:11:005 01 15:0047 по основаниям того, что срок проектирования установлен договором от 05.03.2008 г. N 8008/4-07 и этот срок начинает течь со дня заключения договора.
Обществом на решение налогового органа от 19.12.2008 г. N 2496 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения была подана в Управление ФНС России по Московской области апелляционная жалоба (т. 1, л.д. 59 - 62).
Решением Управления ФНС России по Московской области от 22.09.2009 г. N 16-16/-9736 апелляционная жалоба общества оставлена без удовлетворения, а решение налогового органа от 19.12.2008 г. N 2496 - без изменения и утверждено (т. 1, л.д. 63 - 67).
Общество 29.10.2008 г. представило в инспекцию налоговую декларацию по земельному налогу за 3 квартал 2008 г., в соответствии с которой для расчета земельного налога по всем трем участкам общество использовало показатели удельной кадастровой стоимости для земель под домами "индивидуальной жилой застройка" - д. Грибаново (2370 руб. 80 коп. за кв. м).
По данным налогоплательщика:
- кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 50:11:005 01 15:0047 составила 2048276368 руб., ставка земельного налога 0,1% от кадастровой стоимости, сумма исчисленного авансового платежа - 512069 руб.;
- кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 50:11:005 01 15:0077 составила 2522436368 руб., ставка земельного налога 0,1% от кадастровой стоимости, сумма исчисленного авансового платежа - 630609 руб.;
- кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 50:11:005 01 12:0088 составила 1046968988 руб., ставка земельного налога 0,1% от кадастровой стоимости, сумма исчисленного авансового платежа - 261742 руб.
Налоговый орган провел камеральную налоговую проверку указанной выше налоговой декларации.
По результатам камеральной налоговой проверки был составлен Акт N 7150 от 29.01.2008 г. (т. 2, л.д. 27 - 34), в котором налоговый орган указал на неверное определение обществом кадастровой стоимости вышеуказанных земельных участков и поступление сведений из территориального органа Федерального агентства объектов недвижимости (Роснедвижимость Московской области) по которым налоговый орган определил кадастровую стоимость и сумму авансового платежа по земельному налогу за 3 квартал 2008 г.
По данным налогового органа:
- кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 50:11:005 01 15:0047 составила 10207065349 руб., ставка налога 0,1% от кадастровой стоимости, сумма исчисленного авансового платежа (с учетом коэффициента 2) - 5103533 руб.;
- кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 50:11:005 01 15:0077 составила 12569921349 руб., ставка налога 0,1% от кадастровой стоимости, сумма исчисленного авансового платежа - 3142480 руб.;
- кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 50:11:005 01 12:0088 составила 5552706986 руб., ставка налога 0,1% от кадастровой стоимости, сумма исчисленного авансового платежа - 1388177 руб.
Налоговый орган применял коэффициент 2 со ссылкой на п. 15 ст. 396 НК РФ только к земельному участку с кадастровым номером 50:11:005 01 15:0047.
Обществом были направлены возражения на акт камеральной налоговой проверки N 7150 от 29.01.2008 г. (т. 2, л.д. 37 - 39). В своих возражениях общество повторило свой довод относительно позиции использования показателя удельной кадастровой стоимости для земель под домами индивидуальной жилой застройки (2370 руб. 80 коп. за кв. м) по всем трем участкам, кроме того, пояснило, что при расчете земельного налога за 3 квартал 2008 г. повышающий коэффициент им не применялся.
Налоговым органом принято решение от 10.03.2009 г. N 2742 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, которым заявителю доначислены: земельный налог за 3 квартал 2008 г. в сумме 8229770 руб., пени - 429479 руб., предложено внести изменения в документы налогового и бухгалтерского учета (т. 2, л.д. 44 - 49).
Обществом на решение налогового органа от 10.03.2009 г. N 2742 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения была подана в Управление ФНС России по Московской области апелляционная жалоба (т. 2, л.д. 50 - 54).
Решением Управление ФНС России по Московской области от 25.09.2009 г. N 16-16/25340 апелляционная жалоба общества оставлена без удовлетворения, а решение налогового органа от 10.03.2009 г. N 2742 - без изменения и утверждено (т. 5, л.д. 55 - 59).
Не согласившись с решениями налогового органа от 19.12.2008 г. N 2496 и от 10.03.2009 г. N 2742 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения признаны незаконными в части начисления и предложения уплатить недоимки и пени по земельному налогу, а также внесения исправлений в документы бухгалтерского учета, общество обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлениями о признании их незаконными в указанной части.
В соответствии с п. 1 ст. 388 НК РФ налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Согласно п. 1 ст. 389 НК РФ объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог.
В соответствии с п. 1, п. 3 ст. 391 НК РФ налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.
В ответ на обращения налогоплательщиков-организаций, в том числе общества, Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Московской области, в своем письме от 20.11.2008 г. за N 24968-10/21689,21690 (т. 1, л.д. 71 - 72), в направленном в Территориальный отдел по Красногорскому району Управления Роснедвижимости по Московской области (копии направлены, в том числе обществу), со ссылкой на разъяснения Федерального агентства объектов недвижимости от 01.09.2008 г. N ВК/3849 указывает на неправомерность отнесения земельных участков с разрешенным использованием "размещение малоэтажного жилищного строительства" к первой группе видов функционального использования земель (земли под домами многоэтажной застройки) и поручает территориальному отделу в срок до 25.11.2008 г. внести изменения в Реестр объектов недвижимости в рамках исправления технических ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости земельных участков, являющихся объектами налогообложения, путем расчета кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами 50:11:0050115:0047, 50:11:0050115:0077, 50:11:0050115:0078, 50:11:0050112:0088, 50:11:0050112:0087 с учетом удельных показателей кадастровой стоимости земель соответствующих кварталов для вида функционального использования "земли под домами индивидуальной жилой застройки".
Таким образом, уполномоченным органом выявлена техническая ошибка при определении кадастровой стоимости земельных участков общества.
Налоговый орган признал наличие указанной технической ошибки (т. 3, л.д. 131).
Данные о кадастровой стоимости принадлежащих обществу земельных участков после исправления технической ошибки полностью соответствуют данным, которые применял налогоплательщик при самостоятельном расчете земельного налога за 2 и 3 кварталы 2008 г., что подтверждается представленной налоговым органом копией письма Территориального отдела по Красногорскому району Московской области Управления Роснедвижимости по Московской области от 06.04.2009 г. N 592-23, адресованному заместителю начальника ИФНС России по г. Красногорску Московской области (т. 3, л.д. 19 - 20) и копиями кадастровых планов (т. 3, л.д. 21 - 26) являющихся приложениями к названному письму.
В соответствии с действующим налоговым законодательством налогоплательщики обязаны платить законно установленные налоги в размере соответствующем налоговой базе и налоговой ставке, земельный налог должен соответствовать действительным налоговым обязательствам налогоплательщика и не может зависеть от технических ошибок при определении его элементов.
Следовательно, довод инспекции о том, что техническая ошибка была исправлена после окончания налоговых периодов 2 и 3 кварталы 2008 г. и исправлений в существовавшую по данным Федерального агентства кадастра объектов недвижимости в эти периоды кадастровую стоимость не вносились, не обоснован.
Таким образом, суд первой инстанции обоснованно сделал вывод о том, что доначисление земельного налога исходя из кадастровой стоимости при определении которой допущена техническая ошибка, незаконно и нарушает права налогоплательщика неправомерно увеличивая его налоговые обязательства.
В соответствии с п. 15 ст. 396 НК РФ (в редакции, действовавшей до 01.01.2008 г.) в отношении земельных участков, приобретенных в собственность физическими и юридическими лицами на условиях осуществления на них жилищного строительства, за исключением индивидуального жилищного строительства, исчисление суммы налога (суммы авансовых платежей по налогу) производится с учетом коэффициента 2 в течение трехлетнего срока проектирования и строительства вплоть до государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости.
Пункт 15 ст. 396 НК РФ, в редакции Федерального закона от 24.07.2007 г. N 216-ФЗ, вступившего в силу с 01.01.2008 г., также не предусматривает применение коэффициента 2 в отношении земельных участков, приобретенных юридическими и физическими лицами для индивидуального жилищного строительства.
В НК РФ и иных нормативных правовых актах отсутствуют определения терминов "малоэтажное жилищное строительство" и "индивидуальное жилищное строительство".
Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Московской области, в своем письме от 20.11.2008 г. за N 24968-10/21689,21690 в целях определения кадастровой стоимости приравняло земельные участки "для малоэтажного жилищного строительства" к земельным участкам "для индивидуальной жилищной застройки" (т. 1, л.д. 71 - 72).
Согласно п. 7 ст. 3 НК РФ все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика.
Налогоплательщик трактует применение коэффициента 2 к расчету земельного налога в налоговой декларации за 2 квартал 2008 г. как свою техническую ошибку, которую планирует исправить путем представления уточненной налоговой декларации.
Ссылка налогового органа на п. 3 ст. 8 Федерального закона от 29.11.2004 г. N 141-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" необоснованна, получила надлежащую оценку суда.
Следовательно, довод налогового органа о том, что повышающие коэффициенты в отношении земельных участков, приобретенных в собственность физическими и юридическими лицами для жилищного строительства и физическими лицами для индивидуального жилищного строительства, применяются при исчислении земельного налога в отношении земельных участков, которые были приобретены и права собственности, на которые зарегистрированы после 01.01.2005 г. до 01.01.2008 г., необоснован.
Таким образом, суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что применение к обществу повышающего коэффициента 2 при расчете земельного налога в отношении вышеуказанных земельных участков неправомерно.
Судом апелляционной инстанции рассмотрены все доводы апелляционной жалобы, однако они не опровергают выводы суда первой инстанции, положенные в основу судебного акта, и не могут служить основанием для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 266, 268, ч. 1 ст. 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение от 16 марта 2010 г. Арбитражного суда Московской области по делу N А41-37216/09 оставить без изменения, апелляционную жалобу ИФНС России по г. Красногорску Московской области без удовлетворения.
Председательствующий
Д.Д.АЛЕКСАНДРОВ
Д.Д.АЛЕКСАНДРОВ
Судьи
В.Г.ГАГАРИНА
И.В.ЧАЛБЫШЕВА
В.Г.ГАГАРИНА
И.В.ЧАЛБЫШЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)