Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВЕНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 28.10.2011 ПО ДЕЛУ N А57-15590/2010

Разделы:
Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ)

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 октября 2011 г. по делу N А57-15590/2010


Резолютивная часть постановления объявлена "27" октября 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен "28" октября 2011 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Комнатной Ю.А.,
судей Дубровиной О.А., Кузьмичева С.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Фединой В.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Саратовской области, г. Саратов,
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 27 июля 2011 года по делу N А57-15590/2010 (судья Бобунова Е.В.)
по заявлению закрытого акционерного общества "НЕФТЕГАЗРЕЗЕРВ", г. Саратов,
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Саратовской области, г. Саратов,
Управлению Федеральной налоговой службы по Саратовской области, г. Саратов,
о признании незаконными ненормативных правовых актов; об обязании возвратить из бюджета излишне уплаченную сумму налога на добычу полезных ископаемых,
при участии в заседании представителей:
ЗАО "НЕФТЕГАЗРЕЗЕРВ" - Силантьев В.Б., действующий на основании доверенности от 20.09.2011, Крайонов А.В., действующий на основании доверенности от 20.09.2011,
Межрайонной ИФНС России N 8 по Саратовской области - Борисовская Е.В., действующая на основании доверенности от 20.06.2011 N 0407/014274, Бугаева В.В., действующая на основании доверенности от 17.01.2011 N 04-06/000523,
УФНС России по Саратовской области - Кулявцева С.Н., действующая на основании доверенности от 28.02.2011 N 05-17/18,

установил:

в Арбитражный суд Саратовской области обратилось закрытое акционерное общество "НЕФТЕГАЗРЕЗЕРВ" (далее - ЗАО "НЕФТЕГАЗРЕЗЕРВ", Общество, налогоплательщик) с заявлением о признании недействительными решений Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Саратовской области (далее - Межрайонная ИФНС России N 8 по Саратовской области, налоговый орган, Инспекция) от 27.07.2010 г. N 5914; от 27.07.2010 г. N 5915; от 27.07.2010 г. N 5917; от 27.07.2010 г. N 5918; от 27.07.2010 г. N 5919; от 27.07.2010 г. N 5920; от 27.07.2010 г. N 5921; от 27.07.2010 г. N 5922; от 27.07.2010 г. N 5923; от 27.07.2010 г. N 5924; от 27.07.2010 г. N 5925; от 27.07.2010 г. N 5926; от 27.07.2010 г. N 5927; от 27.07.2010 г. N 5928; от 27.07.2010 г. N 5929; от 27.07.2010 г. N 5930; от 27.07.2010 г. N 5931; от 27.07.2010 г. N 5932; от 27.07.2010 г. N 5933; от 27.07.2010 г. N 5934; от 27.07.2010 г. N 5935; от 27.07.2010 г. N 5936; от 27.07.2010 г. N 5937; от 27.07.2010 г. N 5938; от 27.07.2010 г. N 6092; от 27.07.2010 г. N 6093; от 27.07.2010 г. N 6094; от 27.07.2010 г. N 6095; от 27.07.2010 г. N 6096; от 27.07.2010 г. N 6097; от 27.07.2010 г. N 6098; от 27.07.2010 г. N 6099; от 27.07.2010 г. N 6100; об обязании Межрайонной ИФНС России N 8 по Саратовской области возвратить ЗАО "НЕФТЕГАЗРЕЗЕРВ" из бюджета излишне уплаченную сумму налога на добычу полезных ископаемых за январь 2007 г. в размере - 639811,00 руб.; за февраль 2007 г. в размере - 668882,00 руб.; за март 2007 г. в размере - 1001910,00 руб.; за апрель 2007 г. в размере - 1036446,00 руб.; за май 2007 г. в размере - 1119225,00 руб.; 2007 г. в размере - 1256775.00 руб.; за июль 2007 г. в размере - 1308089,00 руб.; за август 2007 г. в размере - 1170789,00 руб.; за сентябрь 2007 г. в размере - 1350430,00 руб.; за октябрь 2007 г. в размере - 1401259,00 руб.; за ноябрь 2007 г. в размере - 1628564,00 руб.; за декабрь 2007 г. в размере - 1584799,00 руб.; за январь 2008 г. в размере - 1496801.00 руб.; за февраль 2008 г. в размере - 1407206,00 руб.; за март 2008 г. в размере - 1580617,00 руб.; за апрель 2008 г. в размере - 1019721.00 руб.; за май 2008 г. в размере - 757245,00 руб.; за июнь 2008 г. в размере - 1551236,00 руб.; за июль 2008 г. в размере - 1607919,00 руб.; за август 2008 г. в размере - 1110861,00 руб.; за сентябрь 2008 г. в размере - 1173934.00 руб.; за октябрь 2008 г. в размере - 909985,00 руб.; за ноябрь 2008 г. в размере - 597390.00 руб.; за декабрь 2008 г. в размере - 449130,00 руб.; за январь 2009 г. в размере - 455426.00 руб.; за февраль 2009 г. в размере - 478031,00 руб.; за март 2009 г. в размере - 472232,00 руб.; за апрель 2009 г. в размере - 462294,00 руб.; за май 2009 г. в размере - 526967,00 руб.; за июнь 2009 г. в размере - 615602.00 руб.; за июль 2009 г. в размере - 594879.00 руб.; за август 2009 г. в размере - 68976600 руб.; за сентябрь 2009 г. в размере - 600199,00 руб.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от "27" июля 2011 года, с учетом определения об исправлении опечатки от 16.08.2011 года, заявленные Обществом требования частично удовлетворены. Суд первой инстанции признал недействительными решения налогового органа об отказе в привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения от 27 июля 2010 года в части решение N 5914 - в сумме 295378 руб.; решение N 5915 - в сумме 349986 руб.; решение N 5917 - в сумме 515309 руб.; решение N 5918 - в сумме 582967 руб.; решение N 5919 - в сумме 724408 руб.; решение N 5920 - в сумме 787863 руб.; решение N 5921 - в сумме 824931 руб.; решение N 5922 - в сумме 758000 руб.; решение N 5923 - в сумме 886686 руб.; решение N 5924 - в сумме 944496 руб.; решение N 5925 - в сумме 1079265 руб.; решение N 5926 - в сумме 1020950 руб.; решение N 5927 - в сумме 938105 руб.; решение N 5928 - в сумме 927162 руб.; решение N 5929 - в сумме 1107523 руб.; решение N 5930 - в сумме 521770 руб.; решение N 5931 - в сумме 320634 руб.; решение N 5932 - в сумме 840496 руб.; решение N 5933 - в сумме 916590 руб.; решение N 5934 - в сумме 640591 руб.; решение N 5935 - в сумме 692677 руб.; решение N 5936 - в сумме 540583 руб.; решение N 5937 - в сумме 351116 руб.; решение N 5938 - в сумме 259033 руб.; решение N 6092 - в сумме 263415 руб.; решение N 6093 - в сумме 279195 руб.; решение N 6094 - в сумме 239464 руб.; решение N 6095 - в сумме 192545 руб.; решение N 6096 - в сумме 235501 руб.; решение N 6097 - в сумме 280209 руб.; решение N 6098 - в сумме 270333 руб.; решение N 6099 - в сумме 316516 руб.; решение N 6100 - в сумме 282316 руб. В остальной части заявленных требований - отказано. Кроме того, суд взыскал с налоговой инспекции в пользу Общества судебные расходы по уплате госпошлины в сумме 66 000 руб.
Межрайонная ИФНС России N 8 по Саратовской области, не согласилась с принятым решением в части и обратилась в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, с учетом уточнений, в которой просит решение суда первой инстанции отменить в части признания недействительными решения налогового органа об отказе в привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения от 27 июля 2010 года в части решение N 5914 - в сумме 295378 руб.; решение N 5915 - в сумме 349986 руб.; решение N 5917 - в сумме 515309 руб.; решение N 5918 - в сумме 582967 руб.; решение N 5919 - в сумме 724408 руб.; решение N 5920 - в сумме 787863 руб.; решение N 5921 - в сумме 824931 руб.; решение N 5922 - в сумме 758000 руб.; решение N 5923 - в сумме 886686 руб.; решение N 5924 - в сумме 944496 руб.; решение N 5925 - в сумме 1079265 руб.; решение N 5926 - в сумме 1020950 руб.; решение N 5927 - в сумме 938105 руб.; решение N 5928 - в сумме 927162 руб.; решение N 5929 - в сумме 1107523 руб.; решение N 5930 - в сумме 521770 руб.; решение N 5931 - в сумме 320634 руб.; решение N 5932 - в сумме 840496 руб.; решение N 5933 - в сумме 916590 руб.; решение N 5934 - в сумме 640591 руб.; решение N 5935 - в сумме 692677 руб.; решение N 5936 - в сумме 540583 руб.; решение N 5937 - в сумме 351116 руб.; решение N 5938 - в сумме 259033 руб.; решение N 6092 - в сумме 263415 руб.; решение N 6093 - в сумме 279195 руб.; решение N 6094 - в сумме 239464 руб.; решение N 6095 - в сумме 192545 руб.; решение N 6096 - в сумме 235501 руб.; решение N 6097 - в сумме 280209 руб.; решение N 6098 - в сумме 270333 руб.; решение N 6099 - в сумме 316516 руб.; решение N 6100 - в сумме 282316 руб. и принять новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении заявленных требований в указанной части.
ЗАО "НЕФТЕГАЗРЕЗЕРВ" в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса РФ представило письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса РФ в судебном заседании был объявлен перерыв до 27.10.2011 года до 16 часов 20 минут.
Протокольное определение об объявлении перерыва оглашено в открытом судебном заседании; на официальном сайте Двенадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет и в информационно-справочном киоске, расположенном в здании суда, размещена информация о времени и месте продолжения судебного заседания.
В соответствии с частью 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений.
Поскольку по данному делу налоговой инспекцией обжалуется часть решения суда первой инстанции и лица, участвующие в деле, не заявили возражений, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в удовлетворенной части исковых требований.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, выслушав участников процесса, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, ЗАО "НЕФТЕГАЗРЕЗЕРВ" зарегистрировано в качестве юридического лица ИФНС России по Фрунзенскому району г. Саратова N 64 000759014 от 02.12.2002 г.
ЗАО "НЕФТЕГАЗРЕЗЕРВ" в Межрайонную ИФНС России N 8 по Саратовской области были поданы уточненные налоговые декларации по налогу на добычу полезных ископаемых за январь 2007 г. - декабрь 2007 г., январь 2008 г. - декабрь 2008 г., январь 2009 г. - сентябрь 2009 г.
ЗАО "НЕФТЕГАЗРЕЗЕРВ" в уточненных налоговых декларациях заявило требование о применении налогообложения по налоговой ставке 0% в соответствии с пунктом 4 статьи 342 Налогового кодекса РФ при добыче полезных ископаемых (нефти), согласно которой "налогообложение производится по налоговой ставке 0 процентов при добыче полезных ископаемых при разработке некондиционных (остаточных запасов пониженного качества) или ранее списанных запасов полезных ископаемых (за исключением случаев ухудшения качества запасов полезных ископаемых в результате выборочной отработки месторождения)".
В подтверждение заявленной ставки организацией в налоговый орган были представлены: аналитическая записка по целесообразности оптимизации налоговых отчислений лицензионных участков в части НДПИ; ксерокопия лицензии СРТ 10509 НР и СРТ 10510 НР от 22.10.1997 г.; выписка из НК РФ ст. 342; арбитражная практика, геолого-технологическое обоснование необходимости применения налоговой ставки 0%; экономические показатели организации.
В рамках дополнительных мероприятий налогового контроля Инспекцией получены следующие документы: письмо Управления по "Недропользованию" по Саратовской области от 15.07.2010 г. N 3-0164/10/вм; протокол заседания центральной комиссии Министерства природных ресурсов Российской Федерации по государственной экспертизе запасов полезных ископаемых (секция нефти и газа) за 2001 г. от 01 апреля 2001 г. 3156 с таблицами N 1 по Балаковскому месторождению и N 2, 3 по Казанлинскому месторождению; письмо ФНС России от 26.10.2010 г. N ШС-37-3/14134 "О применении нулевой ставки НДПИ в отношении ранее списанных запасов по запросу УФНС России по Саратовской области от 13.07.2010 г. N 1204/6/013021.
21 мая 2010 г. на основании представленной Обществом уточненной налоговой декларации налоговым органом была проведена камеральная налоговая проверка по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты налога на добычу полезных ископаемых 21.05.2010 г.
По результатам проведенной камеральной налоговой проверки ЗАО "НЕФТЕГАЗРЕЗЕРВ" были составлены акты камеральной налоговой проверки, а именно: N 29776, N 29960, N 29961, N 29964, N 29967, N 29968, N 29969, N 29972, N 29973, N 29975, N 29976, N 29981, N 29983, N 29984, N 29985, N 29987, N 29990, N 29994, N 29995, N 29999, N 30003, N 30004, N 30009, N 30011, N 30013, N 30014, N 30016, N 30017, N 30019.
27 июля 2010 г. заместителем начальника Межрайонной ИФНС России N 8 по Саратовской области советником государственной гражданской службы Российской Федерации 3 класса Кинаш О.И. по результатам рассмотрения материалов камеральной налоговой проверки и актов камеральной налоговой проверки N 29776, N 29960, N 29961, N 29964, N 29967, N 29968, N 29969, N 29972, N 29973, N 29975, N 29976, N 29981, N 29983, N 29984, N 29985, N 29987, N 29990, N 29994, N 29995, N 29999, N 30003, N 30004, N 30009, N 30011, N 30013, N 30014, N 30016, N 30017, N 30019 от 21.05.2010 г. были вынесены решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, налогоплательщику предложено уплатить недоимку за январь 2007 г. в сумме 639811,00 руб. - налог на добычу полезных ископаемых, за февраль 2007 г. в сумме 668882,00 руб. - налог на добычу полезных ископаемых, за март 2007 г. в сумме 1001910,00 руб. - налог на добычу полезных ископаемых, за апрель 2007 г. в сумме 1036446,00 руб. - налог на добычу полезных ископаемых, за май 2007 г. в сумме 1119225,00 руб. - налог на добычу полезных ископаемых, за июнь 2007 г. в сумме 12567758,00 руб. - налог на добычу полезных ископаемых, за июль 2007 г. в сумме 1308089,00 руб. - налог на добычу полезных ископаемых, за август 2007 г. в сумме 1170789,00 руб. - налог на добычу полезных ископаемых, за сентябрь 2007 г. в сумме 1350430,00 руб. - налог на добычу полезных ископаемых, за октябрь 2007 г. в сумме 1401259,00 руб. - налог на добычу полезных ископаемых, за ноябрь 2007 г. в сумме 1628564,00 руб. - налог на добычу полезных ископаемых, за декабрь 2007 г. в сумме 1584799,00 руб. - налог на добычу полезных ископаемых, за январь 2008 г. в сумме 1496801,00 руб. - налог на добычу полезных ископаемых, за февраль 2008 г. в сумме 1407206,00 руб. - налог на добычу полезных ископаемых, за март 2008 г. в сумме 1580617,00 руб. - налог на добычу полезных ископаемых, за апрель 2008 г. в сумме 1019721,00 руб. - налог на добычу полезных ископаемых, за май 2008 г. в сумме 757245,00 руб. - налог на добычу полезных ископаемых, за июнь 2008 г. в сумме 1551236,00 руб. - налог на добычу полезных ископаемых, за июль 2008 г. в сумме 1607919,00 руб. - налог на добычу полезных ископаемых, за август 2008 г. в сумме 1110861,00 руб. - налог на добычу полезных ископаемых, за сентябрь 2008 г. в сумме 1173934,00 руб. - налог на добычу полезных ископаемых, за октябрь 2008 г. в сумме 909985,00 руб. - налог на добычу полезных ископаемых, за ноябрь 2008 г. в сумме 597390,00 руб. - налог на добычу полезных ископаемых, за декабрь 2008 г. в сумме 449130,00 руб. - налог на добычу полезных ископаемых, за январь 2009 г. в сумме 455426,00 руб. - налог на добычу полезных ископаемых, за февраль 2009 г. в сумме 478031,00 руб. - налог на добычу полезных ископаемых, за март 2009 г. в сумме 472232,00 руб. - налог на добычу полезных ископаемых, за апрель 2009 г. в сумме 462294,00 руб. - налог на добычу полезных ископаемых, за май 2009 г. в сумме 526967,00 руб. - налог на добычу полезных ископаемых, за июнь 2009 г. в сумме 615602,00 руб. - налог на добычу полезных ископаемых, за июль 2009 г. в сумме 594879,00 руб. - налог на добычу полезных ископаемых, за август 2009 г. в сумме 689766,00 руб. - налог на добычу полезных ископаемых, за сентябрь 2009 г. в сумме 600199,00 руб. - налог на добычу полезных ископаемых.
Общая сумма налога на добычу полезных ископаемых за 2007 г., 2008 г., январь 2009 г. - сентябрь 2009 г. составила - 32 724 420 руб.
Не согласившись с принятыми решениями N 5914, N 5915, N 5917, N 5918, N 5919, N 5920, N 5921, N 5922, N 5923, N 5924, N 5925, N 5926, N 5927, N 5928, N 5929, N 5930, N 5931, N 5932, N 5933, N 5934, N 5935, N 5936, N 5937, N 5938, N 6092, N 6093, N 6094, N 6095, N 6096, N 6097, N 6098, N 6099, N 6100 от 27.07.2010 г. об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения налогоплательщик в порядке, предусмотренном статьей 101.1 Налогового кодекса, обратился в УФНС России по Саратовской области с апелляционной жалобой.
Решением УФНС по Саратовской области от 10.09.2010 г. апелляционная жалоба на решения N 5914, N 5915, N 5917, N 5918, N 5919, N 5920, N 5921, N 5922, N 5923, N 5924, N 5925, N 5926, N 5927, N 5928, N 5929, N 5930, N 5931, N 5932, N 5933, N 5934, N 5935, N 5936, N 5937, N 5938, N 6092, N 6093, N 6094, N 6095, N 6096, N 6097, N 6098, N 6099, N 6100 от 27.07.2010 г. об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения оставлена без удовлетворения, решения N 5914, N 5915, N 5917, N 5918, N 5919, N 5920, N 5921, N 5922, N 5923, N 5924, N 5925, N 5926, N 5927, N 5928, N 5929, N 5930, N 5931, N 5932, N 5933, N 5934, N 5935, N 5936, N 5937, N 5938, N 6092, N 6093, N 6094, N 6095, N 6096, N 6097, N 6098, N 6099, N 6100 от 27.07.2010 г. об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения оставлены без изменения и вступили в законную силу.
ЗАО "НЕФТЕГАЗРЕЗЕРВ", считая вышеперечисленные решения налогового органа от 27.07.2010 г. об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения не соответствуют закону и нарушают права налогоплательщика, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Частично удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции сделал вывод о том, что ЗАО "НЕФТЕГАЗРЕЗЕРВ" правомерно применил налоговую ставку 0% (ноль процентов) в отношении Балаковского месторождения.
Суд апелляционной инстанции не может согласиться с выводами суда первой инстанции по следующим основаниям.
ЗАО "НЕФТЕГАЗРЕЗЕРВ" осуществляет деятельность, связанную с добычей и реализацией нефти, попутного и природного газа, продуктов из них, переработка нефти и производство нефтепродуктов в пределах Балаковского участка (Балаковский район) и в пределах Казанлинского участка (Базарно-Карабулакский район) Саратовской области.
Согласно статье 11 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, которая удостоверяет право пользования участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.
При этом в соответствии со статьей 9 указанного Закона права и обязанности пользователя недр возникают с даты государственной регистрации лицензии на пользование участком недр.
Как следует из материалов дела, у налогоплательщика имеются лицензия на право пользования недрами СРТ N 10510 НР, зарегистрированная 22 октября 1997 года, запись в реестр за N 554/СРТ 10510 НР Министерством природных ресурсов Российской Федерации Российский федеральный геологический фонд. Условия пользования закреплены в лицензионном соглашении и дополнениях к лицензионному соглашению. Лицензия выдана сроком до 21 октября 2017 года. Определены границы лицензионного участка. Участок расположен в Базарно-Карабулакском районе Саратовской области; лицензия на право пользования недрами СРТ N 10509 НР, зарегистрированная 22 октября 1997 года, запись в реестре за N 553/СРТ 10509 НР Министерством природных ресурсов Российской Федерации Российский федеральный геологический фонд. Условия пользования закреплены в лицензионном соглашении и дополнениях к лицензионному соглашению. Лицензия выдана сроком до 21 октября 2017 года. Определены границы лицензионного участка. Участок расположен в Балаковском районе Саратовской области.
ЗАО "НЕФТЕГАЗРЕЗЕРВ" является плательщиком налога на добычу полезных ископаемых (далее - НДПИ), как пользователь недр (статья 334 НК РФ).
Как указано выше, Общество подало уточненные налоговые декларации по налогу на добычу полезных ископаемых за январь 2007 г. - декабрь 2007 г., январь 2008 г. - декабрь 2008 г., январь 2009 г. - сентябрь 2009 г., в которых заявило о применении налогообложения по налоговой ставке 0% в соответствии с пунктом 4 статьи 342 Налогового кодекса РФ, в том числе и по Балаковскому месторождению, считая, что им добываются полезные ископаемые из ранее списанных запасов.
Суд первой инстанции, указывая на правомерность позиции налогоплательщика, исходил из того, что поисково-разведочные скважины 34 и 36 были пробурены до 1955 года, то есть до постановки запасов по Балаковскому месторождению на государственный учет и до списания их в 1965 году с государственного баланса полезных ископаемых. Если из этих скважин осуществляется добыча с 1999 года, то это добыча из восстановленных скважин.
Суд апелляционной инстанции не может согласиться с данным выводом суда по следующим основаниям.
Из подпункта 1 пункта 1 статьи 336 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что объектом обложения НДПИ являются полезные ископаемые, добытые из недр на территории Российской Федерации на участке недр, предоставленном налогоплательщику в пользование в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 338 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база по НДПИ определяется налогоплательщиком самостоятельно как стоимость добытых полезных ископаемых.
Количество добытого полезного ископаемого определяется в соответствии со статьей 339 Налогового кодекса Российской Федерации.
В силу подпункта 4 пункта 1 статьи 342 Налогового кодекса Российской Федерации налогообложение производится по налоговой ставке 0 процентов (0 рублей в случае, если в отношении добытого полезного ископаемого налоговая база определяется в соответствии со статьей 338 настоящего Кодекса как количество добытых полезных ископаемых в натуральном выражении) при добыче полезных ископаемых при разработке некондиционных (остаточных запасов пониженного качества) или ранее списанных запасов полезных ископаемых (за исключением случаев ухудшения качества запасов полезных ископаемых в результате выборочной отработки месторождения). Отнесение запасов полезных ископаемых к некондиционным запасам осуществляется в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
Исходя из положений вышеназванных норм права, в целях налогообложения законодатель разграничивает два объекта налогообложения по ставке 0 процентов: добыча полезных ископаемых при разработке некондиционных (остаточных запасов пониженного качества); добыча полезных ископаемых из ранее списанных запасов полезных ископаемых.
Согласно статье 31 Закона от 21.02.92 N 2395-1 "О недрах" с целью учета состояния минерально-сырьевой базы ведется государственный баланс запасов полезных ископаемых. Баланс запасов должен содержать сведения о количестве, качестве и степени изученности запасов каждого вида полезных ископаемых по месторождениям, имеющим промышленное значение, об их размещении, о степени промышленного освоения, добыче, потерях и об обеспеченности промышленности разведанными запасами полезных ископаемых на основе классификации запасов полезных ископаемых, которая утверждается в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации. Постановка запасов полезных ископаемых на государственный баланс и их списание с государственного баланса осуществляются в порядке, установленном федеральным органом управления государственным фондом недр по согласованию с органами государственного горного надзора.
Использование для целей исчисления НДПИ данных государственного баланса запасов полезных ископаемых предусмотрено положениями статьи 342 НК РФ.
Из пункта 10 Положения о порядке учета запасов полезных ископаемых, постановки их на баланс и списания с баланса запасов, утвержденного Приказом МПР РФ от 09.07.1997 N 122, следует, что постановка месторождений и запасов полезных ископаемых на государственный баланс, их изменение и списание с балансов могут производиться на любой стадии геологического изучения недр по данным геологоразведочных работ и разработки месторождений на основании заключений и протоколов органов государственной экспертизы запасов (ГКЗ, ЦКЗ), и их территориальных комиссий по запасам полезных ископаемых (ТКЗ) в соответствии с их компетенцией, с учетом заключений органов Госгортехнадзора России. Аналогичные положения установлены Административным регламентом Федерального агентства по недропользованию исполнения государственной функции по ведению государственного кадастра месторождений и проявлений полезных ископаемых и государственного баланса запасов полезных ископаемых, осуществление в установленном порядке постановки запасов полезных ископаемых на государственный баланс и их списание с государственного баланса, утвержденные Приказом Министерства природы Российской Федерации от 14.07.2009 N 207.
Таким образом, с целью учета состояния минерально-сырьевой базы запасы полезных ископаемых подлежат постановке на государственный баланс.
Действующее законодательство различает запасы полезных ископаемых, поставленные на государственный баланс запасов полезных ископаемых, и запасы, списанные с государственного баланса.
В силу подпункта 4 пункта 1 статьи 342 Налогового кодекса Российской Федерации налогообложение НДПИ по налоговой ставке 0 процентов производится при добыче полезных ископаемых из ранее списанных запасов полезных ископаемых.
Следовательно, в целях налогообложения НДПИ по налоговой ставке 0 процентов имеет значение тот факт, что добыча полезных ископаемых ведется из запасов полезных ископаемых, списанных с государственного баланса.
Если добыча полезных ископаемых ведется из запасов, поставленных на государственный баланс, налогообложение НДПИ по налоговой ставке 0 процентов не применимо.
В данном случае не имеет правового значения, являются ли скважины, из которых ведется добыча, восстановленными, либо вновь пробуренными.
Согласно ответу Федерального агентства по недропользованию от 16.03.2011 за N ПС-03-27/2425, от 20.04.2011 г. за N ПС-03-27/3950 на запрос суда, Балаковское месторождение было поставлено на государственный учет в 1955 году, по результатам проведенных поисково-разведочных работ на Балаковском поднятии, приуроченном к Балаковскому выступу Жигулевско-Пугачевского свода (на эту дату было пробурено 8 скважин: 4 структурные N 4, 32, 44, 48 и 4 поисково-разведочные N 1, 30, 34, 36) и получения незначительных притоков нефти (тартание желонкой) из мелекесского горизонта в скважинах N 34, 36.
В 1965 году Балаковское месторождение нефти было снято с государственного учета и соответственно запасы нефти по месторождению списаны с государственного баланса полезных ископаемых (стр. 432 - 433 выпуск 60 нефть, "Баланса запасов полезных ископаемых СССР на 01 января 1966 года"). Единственным документом, подтверждающим это списание, является выпуск "Баланса запасов полезных ископаемых СССР на 1 января 1966 г.".
После получения в 1997 году ЗАО "НЕФТЕГАЗРЕЗЕРВ" лицензии СРТ 10509 НР на Балаковский лицензионный участок были пробурены две скважины: N 2 в 1998 году и N 22 в 1999 году.
В то же время ЗАО "НЕФТЕГАЗРЕЗЕРВ" были восстановлены и освоены скважины N 34, 36.
Протоколом заседания Центральной комиссии Министерства природных ресурсов РФ по государственной экспертизе запасов полезных ископаемых N 156(м) - 2002 от 01.04.2002 года приняты начальные запасы нефти по Балаковскому месторождению согласно таб. 1; прирост по графе "разведка"; поставлены на баланс ЗАО "НЕФТЕГАЗРЕЗЕРВ" запасы углеводородного сырья по нефтяным, в том числе Балаковскому месторождению, согласно полученным лицензиям (т. 2, л.д. 141 - 148).
Тот факт, что ранее в 1965 году запасы полезных ископаемых по Балаковскому месторождению были списаны с государственного баланса запасов полезных ископаемых, в рассматриваемом случае в целях налогообложения НДПИ по налоговой ставке 0 процентов не имеет правового значения, поскольку с 2002 года Обществом ведется добыча полезных ископаемых из запасов, поставленных на государственный баланс по указанному месторождению.
Судом апелляционной инстанции не может быть принята в подтверждение позиции ссылка Общества на письмо Федерального агентства по недропользованию от 29.07.2011 N ПС-03-31/7740, поскольку в данном письме также подтверждается, что запасы полезных ископаемых по Балаковскому месторождению поставлены на государственный баланс.
На основании изложенного, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о законности оспариваемых решений инспекции в обжалованной части.
При таких обстоятельствах апелляционная коллегия считает, что решение суда первой инстанции в части удовлетворения заявленных Обществом требований подлежит отмене как принятое с нарушением норм материального права, а именно при неправильном истолковании закона.
По делу в данной части следует принять новый судебный акт, которым отказать заявителю в удовлетворении заявленных им требований.
Порядок распределения судебных расходов, к которым относится и государственная пошлина, регулируется главой 9 АПК РФ. В соответствии с этой главой судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом с проигравшей стороны (часть 1 статьи 110 АПК РФ).
Поскольку суд первой инстанции обжалуемым решением взыскал налогового органа судебные расходы в пользу закрытого акционерного общества "НЕФТЕГАЗРЕЗЕРВ" по уплате госпошлины в сумме 66 000 руб. в связи с удовлетворением заявленных требований, и в этой части судом апелляционной инстанции решение отменено, а в удовлетворении заявленных требований отказано, решение суда в части взыскания судебных расходов также подлежит отмене. Судебные расходы в данной части относятся на налогоплательщика.
В соответствии с пунктом 4.1 Информационного письма Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.05.2010 N 139 "О внесении изменений в Информационные письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.05.2005 N 91 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации" и от 13.03.2007 N 117 "Об отдельных вопросах практики применения главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации" если апелляционная жалоба, подана освобожденным от уплаты государственной пошлины ответчиком по делу, государственная пошлина не может быть взыскана с истца, против которого принято постановление суда апелляционной, так как истец не подавал соответствующей жалобы и не является ответчиком по делу. В этих случаях государственная пошлина не взыскивается.
Таким образом, государственная пошлина за рассмотрение дела в апелляционной инстанции с Общества взысканию не подлежит.
В соответствии с пунктом 25 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.05.2009 N 36 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции" по результатам рассмотрения апелляционной жалобы, поданной на часть решения суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции выносит судебный акт, в резолютивной части которого указывает выводы относительно обжалованной части судебного акта. Выводы, касающиеся необжалованной части судебного акта, в резолютивной части судебного акта не указываются.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Саратовской области от 27 июля 2011 года по делу N А57-15590/2010 отменить в части признания недействительными решений Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Саратовской области об отказе в привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения от 27 июля 2010 года в части:
- Решение N 5914 - в сумме 295 378 руб.; Решение N 5915 - в сумме 34 9986 руб.; Решение N 5917 - в сумме 515 309 руб.; Решение N 5918 - в сумме 582 967 руб.; Решение N 5919 - в сумме 724 408 руб.; Решение N 5920 - в сумме 787 863 руб.; Решение N 5921 - в сумме 824 931 руб.; Решение N 5922 - в сумме 758 000 руб.; Решение N 5923 - в сумме 886 686 руб.; Решение N 5924 - в сумме 944 496 руб.; Решение N 5925 - в сумме 1 079 265 руб.; Решение N 5926 - в сумме 1 020 950 руб.; Решение N 5927 - в сумме 938 105 руб.; Решение N 5928 - в сумме 927 162 руб.;
- Решение N 5929 - в сумме 1 107 523 руб.;
- Решение N 5930 - в сумме 521 770 руб.;
- Решение N 5931 - в сумме 320 634 руб.;
- Решение N 5932 - в сумме 840 496 руб.;
- Решение N 5933 - в сумме 916 590 руб.;
- Решение N 5934 - в сумме 640 591 руб.;
- Решение N 5935 - в сумме 692 677 руб.;
- Решение N 5936 - в сумме 540 583 руб.;
- Решение N 5937 - в сумме 351 116 руб.;
- Решение N 5938 - в сумме 259 033 руб.;
- Решение N 6092 - в сумме 263 415 руб.;
- Решение N 6093 - в сумме 279 195 руб.;
- Решение N 6094 - в сумме 239 464 руб.;
- Решение N 6095 - в сумме 192 545 руб.;
- Решение N 6096 - в сумме 235 501 руб.;
- Решение N 6097 - в сумме 280 209 руб.;
- Решение N 6098 - в сумме 270 333 руб.;
- Решение N 6099 - в сумме 316 516 руб.;
- Решение N 6100 - в сумме 282 316 руб.,
а также в части взыскания с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Саратовской области в пользу закрытого акционерного общества "НЕФТЕГАЗРЕЗЕРВ" судебных расходов по уплате госпошлины в сумме 66 000 руб.
Принять в отмененной части новый судебный акт, которым отказать закрытому акционерному обществу "НЕФТЕГАЗРЕЗЕРВ" в удовлетворении заявленных требований.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через Арбитражный суд Саратовской области.

Председательствующий
Ю.А.КОМНАТНАЯ

Судьи
О.А.ДУБРОВИНА
С.А.КУЗЬМИЧЕВ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)