Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА ОТ 16.12.2002 N Ф04/4557-649/А75-2002

Разделы:
Налог на прибыль организаций

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО - СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности и
обоснованности решений (постановлений) арбитражных судов,
вступивших в законную силу


от 16 декабря 2002 года Дело N Ф04/4557-649/А75-2002


Общество с ограниченной ответственностью "Юганскспецстрой" (далее - ООО "Юганскспецстрой") обратилось в Арбитражный суд Ханты - Мансийского автономного округа с иском к Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Нефтеюганскому району Тюменской области (далее - Инспекция) о признании недействительными решения от 25.06.2002 N 06/043 и требований от 03.06.2002 N N 48, 49, от 26.06.2002 N 113.
Исковые требования мотивированы тем, что Инспекцией необоснованно, в нарушение требований Закона Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций", доначислены суммы налога на прибыль, пеней, а также применена ответственность в виде взыскания штрафа.
До принятия судом решения ответчиком заявлен встречный иск о взыскании налоговых санкций в сумме 61222,84 руб. по оспариваемому истцом решению.
Решением от 23.09.2002 первоначальный иск удовлетворен в полном объеме со ссылкой на правомерность требований истца, а в удовлетворении встречного иска отказано.
В апелляционной инстанции законность и обоснованность судебного акта не проверялись.
В кассационной жалобе Инспекция просит отменить решение суда, ссылаясь на неправильное применение судом пунктов 1, 5 статьи 6 Закона Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций", а также положений Инструкции Госналогслужбы Российской Федерации от 15.06.2000 N 62 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций". Кроме того, по мнению заявителя, суд необоснованно не применил пункт 51 Методических рекомендаций о порядке формирования показателей бухгалтерской отчетности организации, утвержденных Приказом Минфина России от 28.06.2000 N 60н.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал изложенные в жалобе доводы.
Представители истца кассационную жалобу считают необоснованной, а решение суда - законным, представили письменный отзыв.
Проверив материалы дела в порядке статей 274, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив доводы жалобы, отзыва на нее, заслушав представителей сторон, кассационная инстанция не находит оснований для отмены решения суда и удовлетворения жалобы.
Материалами дела установлено, что по представленному ООО "Юганскспецстрой" расчету по налогу от фактической прибыли за 2001 год Инспекцией проведена камеральная проверка, в ходе которой выявлена неполная уплата налога на прибыль за счет необоснованного, по мнению налогового органа, завышения налоговой льготы за 2001 в сумме 306114,2 руб.
По результатам проверки истцу доначислены налог и пени по состоянию на 03.06.2002, на уплату которых направлены требования N N 48, 49.
В связи с неуплатой указанных в требованиях сумм Инспекцией принято решение от 25.06.2002 N 06/043 о привлечении общества к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде взыскания штрафа в сумме 61222,84 руб., который предложено уплатить в добровольном порядке.
По состоянию на 26.06.2002 Инспекцией в адрес истца направлено требование N 113.
Удовлетворяя исковые требования о признании вышеуказанных требований и решения налогового органа, суд исходил из обоснованности требований истца.
Согласно статьям 52, 56 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот, предоставляемых отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов.
Согласно подпункту "б" пункта 1 статьи 6 Закона Российской Федерации от 27.12.91 N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций" при исчислении налога на прибыль облагаемая прибыль при фактически произведенных затратах и расходах за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, уменьшается на суммы затрат, направленных на содержание находящихся на балансе этих предприятий объектов и учреждений здравоохранения, народного образования, культуры и спорта, детских дошкольных учреждений, детских лагерей отдыха, домов престарелых и инвалидов, жилищного фонда, а также затрат на эти цели и при долевом участии предприятий. Затраты предприятий при долевом участии принимаются в пределах норм, утвержденных органами государственной власти, на территориях которых находятся указанные объекты и учреждения.
Данная льгота, как следует из пункта 7 названной статьи, не должна уменьшать фактическую сумму налога, исчисленную без учета льгот, более чем на 50%.
Иных условий для применения указанной льготы, как правильно указал суд, статья 6 названного Закона не содержит. Таким образом, льгота может быть применена как при содержании вышеуказанных объектов, находящихся на балансе предприятий, так и при долевом участии предприятий в содержании других, не находящихся на балансе, учреждений здравоохранения, народного образования, культуры и т.д.
Доводы Инспекции о том, что представленные в материалы дела договоры не являются договорами на долевое участие исходя из норм гражданского законодательства, в частности статьи 249 Гражданского кодекса Российской Федерации, были предметом рассмотрения в суде первой инстанции, и им дана оценка. Суд отклонил доводы Инспекции о том, что заключенные истцом договоры являются договорами на оказание платных услуг.
Требования пункта 7 статьи 6 Закона, а также нормативы финансирования, как установлено судом, истцом соблюдены.
С учетом изложенного отсутствуют основания для отмены решения суда в этой части.
Кроме того, как следует из материалов налоговой проверки, истцом неправомерно применена льгота по налогу на прибыль в виде возмещения убытков прошлых лет. По мнению налогового органа, указанная льгота не могла применяться истцом в полном объеме, поскольку согласно строке 190 формы 2 отчета о прибылях и убытках за 2001 год нераспределенная (чистая) прибыль отчетного года составила 609000 рублей. Поэтому на покрытие убытков истец мог направить не более этой суммы.
Согласно пункту 5 статьи 6 Закона Российской Федерации от 27.12.91 N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций" для предприятий и организаций, получивших в предыдущем году убыток (по данным годового бухгалтерского отчета), освобождается от уплаты налога часть прибыли, направленная на его покрытие, в течение последующих пяти лет (при условии полного использования на эти цели средств резервного и других аналогичных по назначению фондов, создание которых предусмотрено законодательством Российской Федерации).
Судом установлено отсутствие у истца резервного и других аналогичных по значению фондов.
Таким образом, налогоплательщиком выполнены все условия применения указанной льготы по налогу на прибыль и правомерно уменьшена полученная в 2001 году прибыль, в связи с чем налоговым органом необоснованно начислены налог на прибыль, дополнительные платежи и соответственно налоговые санкции.
Ссылка заявителя жалобы о возможности использования льготы только в пределах, указанных в строке 190 отчета о прибылях и убытках, кассационной инстанцией отклоняется. В пункте 5 статьи 6 Закона Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций" не содержится указания на освобождение от уплаты налога части именно балансовой прибыли, которая определяется по данным бухгалтерского учета и не используется при исчислении налога на прибыль.
Таким образом, налогоплательщиком обоснованно применена налоговая льгота в виде освобождения от уплаты налога части прибыли, исчисленной в целях налогообложения и направленной на покрытие убытка прошлых лет.
С учетом всех исследованных материалов дела и требований пункта 7 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценил определенность пунктов 1 и 5 статьи 6 Закона Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций" и дал надлежащую оценку решению налогового органа и доводам ответчика, в том числе и о необходимости применения положений Методических рекомендаций о порядке формирования показателей бухгалтерской отчетности организации, утвержденных Приказом МФ РФ от 28.06.2000 N 60-н.
Ссылка заявителя на нарушение судом норм процессуального права как на основание отмены судебного акта кассационной инстанцией также отклоняется, поскольку в силу пункта 3 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации нарушение или неправильное применение норм процессуального права являются основанием для изменения или отмены решения, если это нарушение привело или могло привести к принятию неправильного решения.
Инспекция не указала доводов и не привела доказательств, что отказ суда в удовлетворении ее ходатайства о запросе дополнительных документов привел к принятию неправильного решения.
Более того, как следует из пункта 3 статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации, в решении о привлечении к налоговой ответственности излагаются обстоятельства совершенного налогоплательщиком налогового правонарушения и документы, подтверждающие эти обстоятельства.
Поскольку документы, которые ответчик просил запросить дополнительно, не были предметом рассмотрения в ходе налоговой проверки, арбитражный суд обоснованно отказал в удовлетворении ходатайства. Восполнение в процессе судебного разбирательства материалов, не исследованных налоговым органом в ходе проверки, противоречит требованиям статей 101 и 108 Налогового кодекса Российской Федерации, а также статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
С учетом изложенных обстоятельств кассационная инстанция не усматривает оснований для отмены решения суда.
Руководствуясь статьей 274, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:

Решение от 23.09.2002 Арбитражного суда Ханты - Мансийского автономного округа по делу N А75-1454-А/2002 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)