Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕСЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 22.10.2012 ПО ДЕЛУ N А41-42670/11

Разделы:
Земельный налог

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 22 октября 2012 г. по делу N А41-42670/11


Резолютивная часть постановления объявлена 16 октября 2012 года
Постановление изготовлено в полном объеме 22 октября 2012 года
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Мордкиной Л.М.,
судей Александрова Д.Д., Коновалова С.А.,
при ведении протокола судебного заседания Перкиной Ю.В.,
в заседании участвуют:
- от заявителя - Вареник С.В. по доверенности от 20.07.2012 N 1, Кисельман А.А. по доверенности от 17.08.2012 N 3;
- от инспекции - не явились, извещены,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ООО "МегаЛайн" на решение Арбитражного суда Московской области от 21 июня 2012 года по делу N А41-42670/11, принятое судьей Кудрявцевой Е.И. по заявлению ООО "МегаЛайн" к Межрайонной ИФНС России N 14 по Московской области об оспаривании решения,

установил:

ООО "МегаЛайн" обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Межрайонной ИФНС России N 14 по Московской области о признании недействительным решения от 13.07.2011 N 14-17/7735 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решением Арбитражного суда Московской области от 21 июня 2012 года по делу N А41-42670/11 в удовлетворении заявления ООО "МегаЛайн" отказано.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил и того, что на 2008 год нормативная цена земли для земельных участков, принадлежащих заявителю на праве собственности, составляла 110,73 руб./кв. м. При этом суд сослался на постановление Главы Ленинского муниципального района Московской области от 19.02.2008 N 30, в соответствии с приложением 1 к которому для оценочной зоны II - 1 (земли жилищного фонда, а также предоставленные для ведения личного подсобного хозяйства и дачного строительства, садоводства, огородничества, индивидуального жилищного строительства, индивидуальных и кооперативных гаражей) установлена нормативная цена земли - 110,73 руб./кв. м.
Законность и обоснованность решения проверяются по апелляционной жалобе ООО "МегаЛайн", в которой заявитель просит решение суда первой инстанции отменить, ссылаясь на то, что общество правильно исчислило земельный налог, используя действующую на 01.01.2008 ставку нормативной цены земли в размере 100,66 руб./кв. м, установленную постановлением Главы Ленинского муниципального района Московской области от 24.01.2007 N 3 "О нормативной цене земли в Ленинском муниципальном районе в 2007 году". Заявитель считает, что поскольку постановление Главы Ленинского муниципального района Московской области от 19.02.2008 N 30 "О нормативной цене земли в Ленинском муниципальном районе в 2008 году" было опубликовано и вступило в силу 18.03.2008, то определенная этим документом нормативная цена земли для целей исчисления земельного налога на 2008 г. применяться не может.
Проверив материалы дела, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, заслушав представителей заявителя, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что решение суда подлежит отмене, а заявленные требования удовлетворению.
Материалами дела установлено: общество представило в инспекцию уточненную налоговую декларацию по земельному налогу за 2008 год.
По результатам камеральной налоговой проверки указанной декларации инспекцией составлен акт от 03.06.2011 N 14-17/9653 и вынесено решение от 13.07.2011 N 14-17/7735, в соответствии с которым обществу доначислено 146.117 руб. земельного налога.
Решением УФНС России по Московской области от 21.09.2011 N 16-16/50148 жалоба общества оставлена без удовлетворения.
Данное обстоятельство послужило основанием для обращения ООО "МегаЛайн" в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Как следует из материалов дела, обществу на праве собственности принадлежат земельные участки с кадастровыми номерами 50:21:60103:235, 50:21:60103:240, 50:21:60310 50:21:60310:214, 50:21:60310:218, 50:21:60310:258, 50:21:60310:259, 50:21:60310:260, 50:21:60310:261, 50:21:60310:304, 50:21:60403:79, 50:21:60403:129, 50:21:50402:214.
Основанием для доначисления обществу 146.117 руб. земельного налога за 2008 г. послужили следующие обстоятельства.
Из оспариваемого решения следует, что согласно уточненной налоговой декларации сумма земельного налога за 2008 г. составила 1.663.874 руб.
В ходе камеральной налоговой проверки инспекцией был направлен запрос в Администрацию Ленинского муниципального района, с просьбой предоставить информацию о нормативной цене земельных участков, принадлежащих заявителю, на 2008 г.
Письмом от 03.06.2011 N 4171п Администрация Ленинского муниципального района сообщила, что нормативная цена земельных участков с вышеперечисленными кадастровыми номерами на 2008 г. в соответствии с постановлением Главы Ленинского муниципального района Московской области от 19.02.2008 N 30 "О нормативной цене земли в Ленинском муниципальном районе в 2008 году" составляет 110,73 руб./кв. м.
В связи с указанным инспекция пришла к выводу, что сумма земельного налога, подлежащего уплате в бюджет в 2008 г., составляет 1.809.990 руб.
Апелляционный суд находит выводы налогового органа несоответствующими нормативным актам, регулирующим правоотношения по земельному налогу.
Согласно статье 388 НК РФ налогоплательщиками земельного налога признаются организации, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 389 НК РФ объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог.
В силу пункта 1 статьи 390 НК РФ налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации (пункт 2 статьи 390 НК РФ).
Порядок определения налоговой базы отражен в статье 391 НК РФ, согласно пункту 1 которой налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Налоговым периодом по земельному налогу является календарный год, соответственно, налоговая база по земельному налогу за 2008 г. должна быть определена на 1 января 2008 года.
Налогоплательщики - организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.
Сумма земельного налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы (пункт 1 статьи 396 НК РФ). Следовательно, по истечении налогового периода (2008 год) сумма земельного налога должна быть определена как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы на 1 января соответствующего года.

В соответствии с пунктом 13 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" - в случаях, если кадастровая стоимость земли не определена, применяется нормативная цена земли.
В связи с тем, что кадастровая стоимость принадлежащих заявителю земельных участков на основании решений Арбитражного суда Московской области от 01.04.2009 по делу N А41-6698/09, от 01.04.2009 по делу N А41-6699/09 была исключена из сведений государственного кадастра недвижимости, при расчете земельного налога заявителем, применялась нормативная цена земли.
Нормативная цена земли, использованная заявителем при расчете земельного налога, была установлена в соответствии с Постановлением Правительства Московской области от 26.12.2007 N 1012/47 "О нормативной цене земли в Московской области в 2008 году".
Указанное Постановление было опубликовано и вступило в силу 28 декабря 2007 г., т.е. до даты (01 января 2008 года), по состоянию на которую должна быть определена налоговая база по земельному налогу за 2008 г.
Вышеуказанным Постановлением предписано применять в 2008 году нормативную цену земли, действовавшую в Московской области в 2007 г. в соответствии с Постановлением Правительства Московской области от 24.10.2006 N 1007/41.
В 2007 г. на территории Ленинского муниципального района Московской области применялась нормативная цена земли, установленная Постановлением Главы Ленинского муниципального района Московской области от 24 января 2007 г. N 3.
В соответствии с Приложением N 1 к Постановлению Главы Ленинского муниципального района Московской области от 24 января 2007 г. N 3 для оценочной зоны II - 1 (земли жилищного фонда, а также предоставленные для ведения личного подсобного хозяйства и дачного строительства, садоводства, огородничества, индивидуального жилищного строительства, индивидуальных и кооперативных гаражей) была установлена нормативная цена земли в размере 100,66 руб./кв. м.
Исходя из вышеизложенного, апелляционный суд приходит к выводу, что заявитель правомерно исчислил земельный налог за 2008 год, используя действующую на 01 января 2008 года ставку нормативной цены земли - 100,66 руб./кв. м, определенную в соответствии с Постановлением Правительства Московской области от 26.12.2007 N 1012/47 "О нормативной цене земли в Московской области в 2008 году", опубликованном и вступившим в силу до 01 января 2008 года.
Апелляционный суд считает, что применение налоговым органом нормативной цены земли в размере 110,73 руб./кв. м для оценочной зоны II - 1 при доначислении обществу земельного налога в сумме 146.116 рублей противоречит нормам налогового законодательства.
Нормативная цена земли в размере 110,73 руб./кв. м для оценочной зоны II - 1 была установлена Постановлением Главы Ленинского муниципального района Московской области N 30 от 19.02.2008.

Апелляционный суд также принимает во внимание, что в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.03.1997 N 319 "О порядке определения нормативной цены земли" обязанность по выдаче заинтересованным лицам документа о нормативной цене земли конкретного земельного участка была возложена на районные (городские) комитеты по земельным ресурсам и землеустройству.
В соответствии с Положением о Федеральном Агентстве кадастра объектов недвижимости, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 августа 2004 г. N 418, в 2008 году обязанность по предоставлению сведений о нормативной цене земельных участков в целях исчисления налоговой базы по земельному налогу в случаях отсутствия информации об их кадастровой стоимости возлагалось на правопреемника районных (городских) комитетов по земельным ресурсам и землеустройству - территориальные органы Федерального агентства кадастра объектов недвижимости, являющегося правопреемником Федеральной службы земельного кадастра России, в которую ранее был преобразован Государственный комитет Российской Федерации по земельной политике.
Информацию о том, что нормативная цена земли в Ленинском муниципальном районе в 2008 году составляет 110,73 руб./кв. м инспекция получила не в территориальном органе Федерального агентства кадастра объектов недвижимости, как установлено законом, а из письма Администрации Ленинского муниципального района Московской области от 03.06.2011 N 4171п.
Таким образом, информация о нормативной цене земли получена инспекцией не из достоверного и не уполномоченного источника. Следовательно, полученная инспекцией из Администрации Ленинского муниципального района Московской области информация о нормативной цене земельных участков не могла быть положена в целях исчисления налоговой базы по земельному налогу.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно статье 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Учитывая изложенное, апелляционный суд приходит к выводу о том, что оспариваемый судебный акт подлежит отмене, а заявление общества с ограниченной ответственностью "Мегалайн" - удовлетворению.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Таким образом, расходы общества с ограниченной ответственностью "Мегалайн" за рассмотрение заявления в суде первой инстанции и за подачу апелляционной жалобы в сумме 4.000 руб. подлежат взысканию с Межрайонной ИФНС России N 14 по Московской области.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 2 статьи 269, пунктом 3 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Московской области от 21 июня 2012 года по делу N А41-42670/11 отменить, апелляционную жалобу ООО "Мегалайн" - удовлетворить.
Признать недействительным решение Межрайонной ИФНС России N 14 по Московской области от 13.07.2011 N 14-17/7735 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Взыскать с Межрайонной ИФНС России N 14 по Московской области в пользу общества с ограниченной ответственностью "Мегалайн" расходы по государственной пошлине в сумме 4.000 руб.

Председательствующий
Л.М.МОРДКИНА

Судьи
Д.Д.АЛЕКСАНДРОВ
С.А.КОНОВАЛОВ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)