Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА ОТ 27.01.2005 N А14-5785-2004/146/25

Разделы:
Упрощенная система налогообложения (УСН)

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности
и обоснованности судебных актов арбитражных судов,
вступивших в законную силу


от 27 января 2005 г. Дело N А14-5785-2004/146/25

Федеральный арбитражный суд Центрального округа, рассмотрев кассационную жалобу ООО "Агропромсервис" на Решение от 27.08.2004 и Постановление апелляционной инстанции от 21.10.2004 Арбитражного суда Воронежской области по делу N А14-5785-2004/146/25,
УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью "Агропромсервис" (далее по тексту - ООО "Агропромсервис") обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными Решения Межрайонной инспекции МНС РФ N 4 по Воронежской области от 06.05.2004 N 100, требования об уплате налога и пени от 06.05.2004 N 1139 и требования об уплате налоговой санкции от 06.05.2004 N 1140.
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 27.08.2004 заявленные требования удовлетворены частично. Признаны недействительными требование Межрайонной инспекции МНС РФ N 4 по Воронежской области от 06.05.2004 N 1140 и Решение Инспекции от 06.05.2004 N 100 в части наложения штрафа на сумму 48319 руб.
В остальной части в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением апелляционной инстанции от 21.10.2004 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ООО "Агропромсервис" просит решение и постановление суда в части отказа в удовлетворении требований общества о признании недействительными Решения инспекции от 06.05.2004 N 100 о доначислении налога на добавленную стоимость в сумме 241596 руб., пени по НДС в размере 33716 руб. и требования от 06.05.2004 N 1139 об уплате налога и пени отменить, как принятые с нарушением норм материального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, выслушав объяснения представителей общества, кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, Межрайонной инспекцией МНС РФ N 4 по Воронежской области проведена выездная налоговая проверка ООО "Агропромсервис" по вопросам соблюдения законодательства о налогах и сборах за период с 01.01.2001 по 31.12.2003, о чем составлен акт от 16.04.2004 N 100. По результатам рассмотрения материалов проверки инспекцией принято Решение от 06.05.2004 N 100, в соответствии с которым обществу доначислен налог на добавленную стоимость в сумме 241596 руб., пеня за несвоевременную уплату НДС - 33716 руб., применены штрафные санкции по п. 1 ст. 122 НК РФ за неуплату налога на добавленную стоимость в размере 48319 руб. Требованиями от 06.05.2004 N 1139 и N 1140 обществу предложено уплатить указанные суммы соответственно налога и пени, а также штрафных санкций.
Основанием для доначисления оспариваемой суммы налога на добавленную стоимость, пени за несвоевременную его уплату, применения штрафа послужили выводы инспекции о неправомерном заявлении ООО "Агропромсервис" в налоговых декларациях по налогу на добавленную стоимость за 1, 2, 3 кварталы 2003 г. налоговых вычетов по НДС по услугам, предоставленным в периоде нахождения общества на общепринятой системе налогообложения, а оплаченным после перехода на упрощенную систему налогообложения.
Считая, что решение и требования Межрайонной инспекции МНС РФ N 4 по Воронежской области противоречат действующему законодательству и нарушают права и законные интересы общества, ООО "Агропромсервис" обратилось в суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении требований общества в части признания недействительными Решения Межрайонной инспекции МНС РФ N 4 по Воронежской области от 06.05.2004 N 100 о доначислении налога на добавленную стоимость в сумме 241596 руб., пени по НДС в размере 33716 руб. и требования от 06.05.2004 N 1139, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно исходили из следующего.
В соответствии с п. 2 ст. 346.11 Налогового кодекса Российской Федерации применение упрощенной системы налогообложения предусматривает замену уплаты ряда налогов, в том числе и налога на добавленную стоимость, уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности организаций за налоговый период.
При этом упрощенная система налогообложения организациями и индивидуальными предпринимателями применяется наряду с общей системой налогообложения, предусмотренной законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Переход к упрощенной системе налогообложения или возврат к общему режиму налогообложения осуществляется организациями и индивидуальными предпринимателями добровольно в порядке, предусмотренном гл. 26 Налогового кодекса Российской Федерации.
В силу п. 1 ст. 346.19 НК РФ налоговым периодом по единому налогу при применении упрощенной системы налогообложения признается календарный год.
При таких обстоятельствах с момента перехода на упрощенную систему налогообложения налоговые периоды по всем исчисленным и уплаченным налогам считаются прекращенными. Одновременно с этим прекращенными считаются и обязанности налогоплательщика по указанным налогам, поскольку иное не предусмотрено Налоговым кодексом РФ.
В соответствии с положениями ст. ст. 169, 171, 172 Налогового кодекса Российской Федерации право на налоговый вычет по налогу на добавленную стоимость имеет лишь налогоплательщик.
При этом из правового анализа указанных норм следует, что условиями принятия налогоплательщиком сумм налога к вычету являются: факт оплаты им товаров (работ, услуг); приобретение товаров (работ, услуг) для использования в целях осуществления деятельности, подлежащей обложению НДС; наличие счетов-фактур, принятие приобретенных товаров (работ, услуг) на бухгалтерский учет.
Статьями 171 и 172 Налогового кодекса Российской Федерации, регламентирующими основания и порядок применения налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость, не предусмотрено право организации на применение налогового вычета по НДС, уплаченному поставщикам после перехода на упрощенную систему налогообложения в случаях, когда товары были получены и использованы до момента перехода на упрощенную систему налогообложения.
Из материалов дела усматривается, что ООО "Агропромсервис" с 01.01.2003 перешло на упрощенную систему налогообложения. Между тем в представленных в 2003 г. налоговых декларациях по НДС за 1, 2 и 3 кварталы 2003 г. общество заявило налоговые вычеты по налогу на добавленную стоимость по услугам, предоставленным в 2002 г., а оплаченным в 2003 г.
Учитывая изложенное, у общества отсутствовали законные основания для применения ООО "Агропромсервис" налоговых вычетов в периоды, когда оно не являлось налогоплательщиком по НДС.
Подпунктом 1 п. 5 ст. 172 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрена обязанность лиц, не являющихся налогоплательщиками, исчислять сумму налога, подлежащего уплате в бюджет в случае выставления ими счетов-фактур с выделением сумм налога.
Принимая во внимание, что общество не оспаривало суммы налога на добавленную стоимость, исчисленные им самим с реализации и отраженные в представленных в налоговый орган налоговых декларациях по НДС за 1, 2 и 3 кварталы 2003 г., а также учитывая, что ООО "Агропромсервис" необоснованно при исчислении НДС за указанные налоговые периоды применило налоговые вычеты по НДС в порядке ст. ст. 171, 172 НК РФ, суды первой и апелляционной инстанций пришли к правильному выводу о правомерности принятия Межрайонной инспекцией МНС РФ N 4 по Воронежской области Решения от 06.05.2004 о доначислении обществу налога на добавленную стоимость в сумме 241596 руб., пени за несвоевременную его уплату в размере 33716 руб. и, как следствие, направления ООО "Агропромсервис" требования от 06.05.2004 N 1139 об уплате указанных сумм налога и пени.
Убедительных доводов, основанных на доказательственной базе и позволяющих отменить обжалуемые судебные акты, кассационная жалоба не содержит, в связи с чем удовлетворению не подлежит.
В необжалуемой части решение и постановление суда являются также законными и обоснованными.
Учитывая изложенное и руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:

Решение от 27.08.2004 и Постановление апелляционной инстанции от 21.10.2004 Арбитражного суда Воронежской области по делу N А14-5785-2004/146/25 оставить без изменения, а кассационную жалобу ООО "Агропромсервис" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.







ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности
и обоснованности судебных актов арбитражных судов,
вступивших в законную силу

от 27 января 2005 г. Дело N А14-5785-2004/146/25

Федеральный арбитражный суд Центрального округа, рассмотрев кассационную жалобу ООО "Агропромсервис" на Решение от 27.08.2004 и Постановление апелляционной инстанции от 21.10.2004 Арбитражного суда Воронежской области по делу N А14-5785-2004/146/25,
УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью "Агропромсервис" (далее по тексту - ООО "Агропромсервис") обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными Решения Межрайонной инспекции МНС РФ N 4 по Воронежской области от 06.05.2004 N 100, требования об уплате налога и пени от 06.05.2004 N 1139 и требования об уплате налоговой санкции от 06.05.2004 N 1140.
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 27.08.2004 заявленные требования удовлетворены частично. Признаны недействительными требование Межрайонной инспекции МНС РФ N 4 по Воронежской области от 06.05.2004 N 1140 и Решение Инспекции от 06.05.2004 N 100 в части наложения штрафа на сумму 48319 руб.
В остальной части в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением апелляционной инстанции от 21.10.2004 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ООО "Агропромсервис" просит решение и постановление суда в части отказа в удовлетворении требований общества о признании недействительными Решения инспекции от 06.05.2004 N 100 о доначислении налога на добавленную стоимость в сумме 241596 руб., пени по НДС в размере 33716 руб. и требования от 06.05.2004 N 1139 об уплате налога и пени отменить, как принятые с нарушением норм материального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, выслушав объяснения представителей общества, кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, Межрайонной инспекцией МНС РФ N 4 по Воронежской области проведена выездная налоговая проверка ООО "Агропромсервис" по вопросам соблюдения законодательства о налогах и сборах за период с 01.01.2001 по 31.12.2003, о чем составлен акт от 16.04.2004 N 100. По результатам рассмотрения материалов проверки инспекцией принято Решение от 06.05.2004 N 100, в соответствии с которым обществу доначислен налог на добавленную стоимость в сумме 241596 руб., пеня за несвоевременную уплату НДС - 33716 руб., применены штрафные санкции по п. 1 ст. 122 НК РФ за неуплату налога на добавленную стоимость в размере 48319 руб. Требованиями от 06.05.2004 N 1139 и N 1140 обществу предложено уплатить указанные суммы соответственно налога и пени, а также штрафных санкций.
Основанием для доначисления оспариваемой суммы налога на добавленную стоимость, пени за несвоевременную его уплату, применения штрафа послужили выводы инспекции о неправомерном заявлении ООО "Агропромсервис" в налоговых декларациях по налогу на добавленную стоимость за 1, 2, 3 кварталы 2003 г. налоговых вычетов по НДС по услугам, предоставленным в периоде нахождения общества на общепринятой системе налогообложения, а оплаченным после перехода на упрощенную систему налогообложения.
Считая, что решение и требования Межрайонной инспекции МНС РФ N 4 по Воронежской области противоречат действующему законодательству и нарушают права и законные интересы общества, ООО "Агропромсервис" обратилось в суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении требований общества в части признания недействительными Решения Межрайонной инспекции МНС РФ N 4 по Воронежской области от 06.05.2004 N 100 о доначислении налога на добавленную стоимость в сумме 241596 руб., пени по НДС в размере 33716 руб. и требования от 06.05.2004 N 1139, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно исходили из следующего.
В соответствии с п. 2 ст. 346.11 Налогового кодекса Российской Федерации применение упрощенной системы налогообложения предусматривает замену уплаты ряда налогов, в том числе и налога на добавленную стоимость, уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности организаций за налоговый период.
При этом упрощенная система налогообложения организациями и индивидуальными предпринимателями применяется наряду с общей системой налогообложения, предусмотренной законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Переход к упрощенной системе налогообложения или возврат к общему режиму налогообложения осуществляется организациями и индивидуальными предпринимателями добровольно в порядке, предусмотренном гл. 26 Налогового кодекса Российской Федерации.
В силу п. 1 ст. 346.19 НК РФ налоговым периодом по единому налогу при применении упрощенной системы налогообложения признается календарный год.
При таких обстоятельствах с момента перехода на упрощенную систему налогообложения налоговые периоды по всем исчисленным и уплаченным налогам считаются прекращенными. Одновременно с этим прекращенными считаются и обязанности налогоплательщика по указанным налогам, поскольку иное не предусмотрено Налоговым кодексом РФ.
В соответствии с положениями ст. ст. 169, 171, 172 Налогового кодекса Российской Федерации право на налоговый вычет по налогу на добавленную стоимость имеет лишь налогоплательщик.
При этом из правового анализа указанных норм следует, что условиями принятия налогоплательщиком сумм налога к вычету являются: факт оплаты им товаров (работ, услуг); приобретение товаров (работ, услуг) для использования в целях осуществления деятельности, подлежащей обложению НДС; наличие счетов-фактур, принятие приобретенных товаров (работ, услуг) на бухгалтерский учет.
Статьями 171 и 172 Налогового кодекса Российской Федерации, регламентирующими основания и порядок применения налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость, не предусмотрено право организации на применение налогового вычета по НДС, уплаченному поставщикам после перехода на упрощенную систему налогообложения в случаях, когда товары были получены и использованы до момента перехода на упрощенную систему налогообложения.
Из материалов дела усматривается, что ООО "Агропромсервис" с 01.01.2003 перешло на упрощенную систему налогообложения. Между тем в представленных в 2003 г. налоговых декларациях по НДС за 1, 2 и 3 кварталы 2003 г. общество заявило налоговые вычеты по налогу на добавленную стоимость по услугам, предоставленным в 2002 г., а оплаченным в 2003 г.
Учитывая изложенное, у общества отсутствовали законные основания для применения ООО "Агропромсервис" налоговых вычетов в периоды, когда оно не являлось налогоплательщиком по НДС.
Подпунктом 1 п. 5 ст. 172 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрена обязанность лиц, не являющихся налогоплательщиками, исчислять сумму налога, подлежащего уплате в бюджет в случае выставления ими счетов-фактур с выделением сумм налога.
Принимая во внимание, что общество не оспаривало суммы налога на добавленную стоимость, исчисленные им самим с реализации и отраженные в представленных в налоговый орган налоговых декларациях по НДС за 1, 2 и 3 кварталы 2003 г., а также учитывая, что ООО "Агропромсервис" необоснованно при исчислении НДС за указанные налоговые периоды применило налоговые вычеты по НДС в порядке ст. ст. 171, 172 НК РФ, суды первой и апелляционной инстанций пришли к правильному выводу о правомерности принятия Межрайонной инспекцией МНС РФ N 4 по Воронежской области Решения от 06.05.2004 о доначислении обществу налога на добавленную стоимость в сумме 241596 руб., пени за несвоевременную его уплату в размере 33716 руб. и, как следствие, направления ООО "Агропромсервис" требования от 06.05.2004 N 1139 об уплате указанных сумм налога и пени.
Убедительных доводов, основанных на доказательственной базе и позволяющих отменить обжалуемые судебные акты, кассационная жалоба не содержит, в связи с чем удовлетворению не подлежит.
В необжалуемой части решение и постановление суда являются также законными и обоснованными.
Учитывая изложенное и руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:

Решение от 27.08.2004 и Постановление апелляционной инстанции от 21.10.2004 Арбитражного суда Воронежской области по делу N А14-5785-2004/146/25 оставить без изменения, а кассационную жалобу ООО "Агропромсервис" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)