Судебные решения, арбитраж
Акцизы
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
13 сентября 2006 г. Дело N КА-А40/8595-06
Резолютивная часть постановления объявлена 13 сентября 2006 года.
Полный текст постановления изготовлен 14 сентября 2006 года.
Федеральный арбитражный суд Московского округа в составе: председательствующего-судьи Егоровой Т.А., судей Алексеева С.В., Тетеркиной С.И., при участии в заседании от истца: К. - дов. от 30.12.05, паспорт, Б. - дов. от 28.02.06, паспорт; от ответчика: О. - дов. от 21.06.06, удостоверение N 178033, рассмотрев 13 сентября 2006 года в судебном заседании кассационную жалобу Межрегиональной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 2 на решение от 20 марта 2006 года Арбитражного суда г. Москвы, принятое судьей Карповой Г.А., на постановление от 6 июня 2006 года N 09АП-5484/06-АК Девятого арбитражного апелляционного суда, принятое судьями Голобородько В.Я., Нагаевым Р.Г., Сафроновой М.С., по иску (заявлению) ООО "Лентрансгаз" о признании недействительным решения от 20 октября 2005 года N 190 к Межрегиональной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 2,
Общество с ограниченной ответственностью "Лентрансгаз" обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании недействительными ненормативных актов, вынесенных Межрегиональной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 2, решения от 20 октября 2005 года N 190 и требования N 170 об уплате налога (акциза) по состоянию на 24 октября 2005 года (том 1, л.д. 11 - 13).
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 20 марта 2006 года заявление удовлетворено.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 6 июня 2006 года решение суда оставлено без изменения.
Податель кассационной жалобы, налоговый орган, просит отменить судебные акты со ссылкой на фактические обстоятельства налогового спора.
Отзыв представлен на кассационную жалобу и приобщен к материалам дела с учетом вручения копии отзыва другой стороне и отсутствия от нее возражений.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела, выслушав представителей сторон, полагает, что оснований для отмены судебных актов нет по следующим обстоятельствам.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лицо вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативного правового акта, действий государственных органов, если полагает, что такой акт или действие не соответствуют закону или иному нормативному акту и нарушают его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, создают препятствия для осуществления названной деятельности.
Как следует из материалов дела и установлено судами, в ходе камеральной налоговой проверки Общества по вопросам соблюдения законодательства по периоду "июнь 2005 года" Инспекцией выявлены нарушения, выразившиеся в неправильном применении ставки налога, и принято решение от 20 октября 2005 года N 190 о привлечении налогоплательщика к ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ (том 1, л.д. 12 - 13).
Налогоплательщику направлено требование N 170 об уплате акциза по состоянию на 24 октября 2005 года (том 1, л.д. 11).
Считая решение и требование незаконными, Общество оспорило их в судебном порядке.
Проверяя законность оспоренных решения и требования, судебные инстанции установили обстоятельства по настоящему делу, дали оценку имеющимся в деле доказательствам и пришли к выводу об отсутствии у налогового органа оснований для доначисления спорных сумм, а также привлечения налогоплательщика к налоговой ответственности по указанным в решении Инспекции от 20 октября 2005 года доводам. При этом судебные инстанции оценили довод решения Инспекции о применении ставки 15% вместо 30% применительно к норме ставки 5 Закона "Об акцизах" и довод решения Инспекции относительно введения в действие главы 22 Налогового кодекса Российской Федерации.
Кассационная инстанция, поддерживая выводы двух судебных инстанций, исходит из положений статьи 1 Закона "Об акцизах". Акциз по своей правовой природе является косвенным налогом, закладываемым продавцом в цену реализуемого товара (работы, услуги).
Статьей 3 Закона предусмотрено, что объектом налогообложения является объем добытых подакцизных товаров в натуральном выражении.
В соответствии с п. 3 статьи 4 Закона ставки акцизов утверждаются Правительством Российской Федерации.
По общему правилу, исходя из положений пункта 5 статьи 5 Закона, моментом реализации подакцизных товаров является день их отгрузки.
Иными словами, по общему порядку исчисления и уплаты акциза фактическая передача подакцизного товара покупателю и предъявление ему расчетных документов с выделенной суммой акцизов являются достаточными условиями для возникновения обязанности по уплате акциза в бюджет.
Статья 5 Закона в редакции от 7 марта 1996 года N 23-ФЗ предусматривала, что исчисление налога производится налогоплательщиком самостоятельно. При этом сумма акциза в расчетных документах выделяется отдельной строкой. В редакции от 10 января 1997 года N 12-ФЗ в данный пункт статьи были внесены изменения, содержащие формулу, по которой налогоплательщики должны были определять сумму налога, подлежащую внесению в бюджет.
В рамках данного дела имеют место длящиеся правоотношения в сфере налогообложения, как следствие, к ним не могут быть применены положения главы 22 Налогового кодекса Российской Федерации по следующим основаниям.
Пунктом 4 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что акты законодательства о налогах и сборах, отменяющие налоги и (или) сборы, снижающие размеры ставок налогов (сборов), устраняющие обязанности налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей или иным образом улучшающие их положение, могут иметь обратную силу, если прямо просматривают это.
Нормы Федерального закона N 118-ФЗ от 5 августа 2000 года не предусматривают придание обратной силы главе 22 Налогового кодекса Российской Федерации, регулирующей круг субъектов и объектов налогообложения акцизом, а также основания, порядок взимания и ставки данного налога.
В связи с этим, согласно статье 31 Федерального закона N 118-ФЗ от 5 августа 2000 года, глава 22 "Акцизы" Налогового кодекса Российской Федерации распространяет свое действие на все правоотношения, возникшие после 1 января 2001 года. По правоотношениям, возникшим до 1 января 2001 года, часть вторая Налогового кодекса применяется к тем правам и обязанностям, которые возникнут после введения ее в действие. Обязанность по исчислению и уплате у организации возникла с момента признания ее налогоплательщиком (субъектом налогообложения) акциза, а именно - в день отгрузки подакцизного товара.
Следовательно, по мнению налогового органа, применение заявителем ставки 15 процентов в период действия ставки 30 процентов и неправомерно и нарушающим принцип всеобщности и равенства налогообложения.
Суды не согласились с правовой позицией Инспекции исходя из следующего.
Федеральным законом от 7 июля 2003 года 117-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" с 01 января 2004 года из-под налогообложения акцизами выведен природный газ, за исключением природного газа, добытого до 1 января 2004 года.
В соответствии со статьей 8 названного Закона по подакцизному минеральному сырью, добытому до 01 января 2004 года, акциз исчисляется и уплачивается в федеральный бюджет в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим до даты вступления в силу Федерального закона N 17-ФЗ.
До введения в действие названного Федерального закона действовала глава 22 "Акцизы" Налогового кодекса РФ, которая устанавливала порядок исчисления и уплаты акцизов на природный газ.
В соответствии с п. 2 ст. 44 НК РФ обязанность по уплате конкретного налога возлагается на налогоплательщика с момента возникновения установленных законодательством о налогах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога.
Согласно ст. 52 НК РФ налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за соответствующий налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот.
В соответствии с п. 2 ст. 194 НК РФ сумма акциза по подакцизному минеральному сырью исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, определенная в соответствии со ст. ст. 187 - 191 Кодекса.
Пункт 4 ст. 194 НК РФ устанавливает, что сумма акциза по подакцизному минеральному сырью исчисляется по итогам каждого налогового периода (месяца), применительно ко всем операциям по реализации подакцизного минерального сырья, дата реализации которых относится к соответствующему налоговому периоду.
Согласно положениям п. 1 ст. 195 НК РФ дата реализации подакцизного минерального сырья - природного газа (подп. 2 п. 2 ст. 181 НК РФ) определяется как день его оплаты.
Согласно подп. 2 п. 1 ст. 188 НК РФ налоговая база акциза по природному газу определяется как стоимость реализованной продукции.
Аналогичное правило было зафиксировано в Законе РФ "Об акцизах", действовавшем до 1 января 2001 года, в соответствии с которым датой совершения налогооблагаемого оборота считается день поступления средств за подакцизные товары (п. 5 ст. 5 Закона).
Суд кассационной инстанции считает, что судами первой и апелляционной инстанций правильно применены нормы материального права, выводы судебных инстанций соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, нарушений норм процессуального права не установлено.
Руководствуясь ст. ст. 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решение Арбитражного суда г. Москвы от 20 марта 2006 года по делу N А40-72044/05-99-439 и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 6 июня 2006 года N 09АП-5484/06-АК оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрегиональной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 2 - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС МОСКОВСКОГО ОКРУГА ОТ 13.09.2006, 14.09.2006 N КА-А40/8595-06 ПО ДЕЛУ N А40-72044/05-99-439
Разделы:Акцизы
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности и
обоснованности решений (определений, постановлений)
арбитражных судов, вступивших в законную силу
13 сентября 2006 г. Дело N КА-А40/8595-06
Резолютивная часть постановления объявлена 13 сентября 2006 года.
Полный текст постановления изготовлен 14 сентября 2006 года.
Федеральный арбитражный суд Московского округа в составе: председательствующего-судьи Егоровой Т.А., судей Алексеева С.В., Тетеркиной С.И., при участии в заседании от истца: К. - дов. от 30.12.05, паспорт, Б. - дов. от 28.02.06, паспорт; от ответчика: О. - дов. от 21.06.06, удостоверение N 178033, рассмотрев 13 сентября 2006 года в судебном заседании кассационную жалобу Межрегиональной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 2 на решение от 20 марта 2006 года Арбитражного суда г. Москвы, принятое судьей Карповой Г.А., на постановление от 6 июня 2006 года N 09АП-5484/06-АК Девятого арбитражного апелляционного суда, принятое судьями Голобородько В.Я., Нагаевым Р.Г., Сафроновой М.С., по иску (заявлению) ООО "Лентрансгаз" о признании недействительным решения от 20 октября 2005 года N 190 к Межрегиональной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 2,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Лентрансгаз" обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании недействительными ненормативных актов, вынесенных Межрегиональной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 2, решения от 20 октября 2005 года N 190 и требования N 170 об уплате налога (акциза) по состоянию на 24 октября 2005 года (том 1, л.д. 11 - 13).
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 20 марта 2006 года заявление удовлетворено.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 6 июня 2006 года решение суда оставлено без изменения.
Податель кассационной жалобы, налоговый орган, просит отменить судебные акты со ссылкой на фактические обстоятельства налогового спора.
Отзыв представлен на кассационную жалобу и приобщен к материалам дела с учетом вручения копии отзыва другой стороне и отсутствия от нее возражений.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела, выслушав представителей сторон, полагает, что оснований для отмены судебных актов нет по следующим обстоятельствам.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лицо вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативного правового акта, действий государственных органов, если полагает, что такой акт или действие не соответствуют закону или иному нормативному акту и нарушают его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, создают препятствия для осуществления названной деятельности.
Как следует из материалов дела и установлено судами, в ходе камеральной налоговой проверки Общества по вопросам соблюдения законодательства по периоду "июнь 2005 года" Инспекцией выявлены нарушения, выразившиеся в неправильном применении ставки налога, и принято решение от 20 октября 2005 года N 190 о привлечении налогоплательщика к ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ (том 1, л.д. 12 - 13).
Налогоплательщику направлено требование N 170 об уплате акциза по состоянию на 24 октября 2005 года (том 1, л.д. 11).
Считая решение и требование незаконными, Общество оспорило их в судебном порядке.
Проверяя законность оспоренных решения и требования, судебные инстанции установили обстоятельства по настоящему делу, дали оценку имеющимся в деле доказательствам и пришли к выводу об отсутствии у налогового органа оснований для доначисления спорных сумм, а также привлечения налогоплательщика к налоговой ответственности по указанным в решении Инспекции от 20 октября 2005 года доводам. При этом судебные инстанции оценили довод решения Инспекции о применении ставки 15% вместо 30% применительно к норме ставки 5 Закона "Об акцизах" и довод решения Инспекции относительно введения в действие главы 22 Налогового кодекса Российской Федерации.
Кассационная инстанция, поддерживая выводы двух судебных инстанций, исходит из положений статьи 1 Закона "Об акцизах". Акциз по своей правовой природе является косвенным налогом, закладываемым продавцом в цену реализуемого товара (работы, услуги).
Статьей 3 Закона предусмотрено, что объектом налогообложения является объем добытых подакцизных товаров в натуральном выражении.
В соответствии с п. 3 статьи 4 Закона ставки акцизов утверждаются Правительством Российской Федерации.
По общему правилу, исходя из положений пункта 5 статьи 5 Закона, моментом реализации подакцизных товаров является день их отгрузки.
Иными словами, по общему порядку исчисления и уплаты акциза фактическая передача подакцизного товара покупателю и предъявление ему расчетных документов с выделенной суммой акцизов являются достаточными условиями для возникновения обязанности по уплате акциза в бюджет.
Статья 5 Закона в редакции от 7 марта 1996 года N 23-ФЗ предусматривала, что исчисление налога производится налогоплательщиком самостоятельно. При этом сумма акциза в расчетных документах выделяется отдельной строкой. В редакции от 10 января 1997 года N 12-ФЗ в данный пункт статьи были внесены изменения, содержащие формулу, по которой налогоплательщики должны были определять сумму налога, подлежащую внесению в бюджет.
В рамках данного дела имеют место длящиеся правоотношения в сфере налогообложения, как следствие, к ним не могут быть применены положения главы 22 Налогового кодекса Российской Федерации по следующим основаниям.
Пунктом 4 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что акты законодательства о налогах и сборах, отменяющие налоги и (или) сборы, снижающие размеры ставок налогов (сборов), устраняющие обязанности налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей или иным образом улучшающие их положение, могут иметь обратную силу, если прямо просматривают это.
Нормы Федерального закона N 118-ФЗ от 5 августа 2000 года не предусматривают придание обратной силы главе 22 Налогового кодекса Российской Федерации, регулирующей круг субъектов и объектов налогообложения акцизом, а также основания, порядок взимания и ставки данного налога.
В связи с этим, согласно статье 31 Федерального закона N 118-ФЗ от 5 августа 2000 года, глава 22 "Акцизы" Налогового кодекса Российской Федерации распространяет свое действие на все правоотношения, возникшие после 1 января 2001 года. По правоотношениям, возникшим до 1 января 2001 года, часть вторая Налогового кодекса применяется к тем правам и обязанностям, которые возникнут после введения ее в действие. Обязанность по исчислению и уплате у организации возникла с момента признания ее налогоплательщиком (субъектом налогообложения) акциза, а именно - в день отгрузки подакцизного товара.
Следовательно, по мнению налогового органа, применение заявителем ставки 15 процентов в период действия ставки 30 процентов и неправомерно и нарушающим принцип всеобщности и равенства налогообложения.
Суды не согласились с правовой позицией Инспекции исходя из следующего.
Федеральным законом от 7 июля 2003 года 117-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" с 01 января 2004 года из-под налогообложения акцизами выведен природный газ, за исключением природного газа, добытого до 1 января 2004 года.
В соответствии со статьей 8 названного Закона по подакцизному минеральному сырью, добытому до 01 января 2004 года, акциз исчисляется и уплачивается в федеральный бюджет в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим до даты вступления в силу Федерального закона N 17-ФЗ.
До введения в действие названного Федерального закона действовала глава 22 "Акцизы" Налогового кодекса РФ, которая устанавливала порядок исчисления и уплаты акцизов на природный газ.
В соответствии с п. 2 ст. 44 НК РФ обязанность по уплате конкретного налога возлагается на налогоплательщика с момента возникновения установленных законодательством о налогах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога.
Согласно ст. 52 НК РФ налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за соответствующий налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот.
В соответствии с п. 2 ст. 194 НК РФ сумма акциза по подакцизному минеральному сырью исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, определенная в соответствии со ст. ст. 187 - 191 Кодекса.
Пункт 4 ст. 194 НК РФ устанавливает, что сумма акциза по подакцизному минеральному сырью исчисляется по итогам каждого налогового периода (месяца), применительно ко всем операциям по реализации подакцизного минерального сырья, дата реализации которых относится к соответствующему налоговому периоду.
Согласно положениям п. 1 ст. 195 НК РФ дата реализации подакцизного минерального сырья - природного газа (подп. 2 п. 2 ст. 181 НК РФ) определяется как день его оплаты.
Согласно подп. 2 п. 1 ст. 188 НК РФ налоговая база акциза по природному газу определяется как стоимость реализованной продукции.
Аналогичное правило было зафиксировано в Законе РФ "Об акцизах", действовавшем до 1 января 2001 года, в соответствии с которым датой совершения налогооблагаемого оборота считается день поступления средств за подакцизные товары (п. 5 ст. 5 Закона).
Суд кассационной инстанции считает, что судами первой и апелляционной инстанций правильно применены нормы материального права, выводы судебных инстанций соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, нарушений норм процессуального права не установлено.
Руководствуясь ст. ст. 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 20 марта 2006 года по делу N А40-72044/05-99-439 и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 6 июня 2006 года N 09АП-5484/06-АК оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрегиональной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 2 - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)