Судебные решения, арбитраж
Единый налог на вмененный доход (ЕНВД)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
от 17 мая 2007 г. Дело N А54-5784/2006-С4
от 10 мая 2007 г.
Федеральный арбитражный суд Центрального округа, рассмотрев кассационную жалобу Межрайонной ИФНС России N 1 по Рязанской области на Решение Арбитражного суда Рязанской области от 19.02.2007 по делу N А54-5784/2006-С4,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "НКД" (далее - Общество, налогоплательщик) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным Решения Межрайонной ИФНС России N 1 (далее - Инспекция, налоговый орган), оформленного уведомлением от 09.11.2006 N 43, о невозможности применения упрощенной системы налогообложения (с учетом уточнения заявленного требования).
Решением Арбитражного суда Рязанской области от 19.02.2007 требования Общества удовлетворены в полном объеме.
В апелляционной инстанции законность и обоснованность принятого решения не проверялись.
Инспекция обратилась с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение суда, ссылаясь на нарушение судом норм материального права.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы и отзыва на нее, кассационная инстанция не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, 24.10.2006 Общество обратилось в налоговый орган с заявлением о переходе на упрощенную систему налогообложения с 01.01.2007. В качестве объекта налогообложения выбраны доходы, уменьшенные на величину расходов.
21.11.2006 Обществом получено уведомление налогового органа о невозможности применения Обществом с 01.01.2007 упрощенной системы налогообложения.
Основанием для отказа в применении Обществом упрощенной системы налогообложения послужил вывод налогового органа о том, что доход, полученный налогоплательщиком от всех осуществляемых видов деятельности, превысил 15 млн. руб. При этом при определении размера дохода, полученного Обществом за девять месяцев деятельности 2006 года, налоговым органом учтен доход, полученный как от осуществления деятельности, в отношении которой применялась упрощенная система налогообложения, так и от осуществления деятельности, подпадающей под налогообложение ЕНВД.
Полагая, что данное уведомление нарушает права и законные интересы, Общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя требования налогоплательщика, суд пришел к выводу о том, что Налоговый кодекс РФ не содержит нормы, согласно которой для установления наличия права использовать упрощенную систему налогообложения подлежит определению доход от всех видов деятельности, в том числе и от деятельности, в связи с осуществлением которой налогоплательщиком уплачивается единый налог на вмененный доход, который относится к специальным налоговым режимам, при этом суд сослался п. 10 ст. 274 НК РФ.
Кассационная инстанция считает ссылку суда на п. 10 ст. 274 НК РФ необоснованной применительно к данному спору, поскольку данная статья определяет порядок определения налогооблагаемой базы по налогу на прибыль.
Вместе с тем согласно п. 1 ст. 346.11 НК РФ упрощенная система налогообложения организациями и индивидуальными предпринимателями применяется наряду с иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 ст. 346.12 НК РФ налогоплательщиками признаются организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на упрощенную систему налогообложения и применяющие ее в порядке, установленном настоящей главой.
Пунктом 2 названной статьи установлено, что организация имеет право перейти на упрощенную систему налогообложения, если по итогам девяти месяцев того года, в котором организация подает заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения, доходы, определяемые в соответствии со ст. 248 настоящего Кодекса, не превысили 15 млн. руб.
Организации и индивидуальные предприниматели, переведенные в соответствии с главой 26.3 настоящего Кодекса на уплату единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, вправе применять упрощенную систему налогообложения в отношении иных осуществляемых ими видов предпринимательской деятельности. При этом ограничения по численности работников и стоимости основных средств и нематериальных активов, установленные настоящей главой, по отношению к таким организациям и индивидуальным предпринимателям определяются исходя из всех осуществляемых ими видов деятельности (п. 4 ст. 346.12 НК РФ).
Глава 26.3 НК РФ "Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности" не содержит понятия дохода. Применение системы ЕНВД предполагает установление базовой доходности - условной месячной доходности в стоимостном выражении на ту или иную единицу физического показателя, характеризующего определенный вид предпринимательской деятельности (ст. 346.27 НК РФ).
Пунктами 1 и 2 ст. 346.29 НК РФ определено, что объектом налогообложения для применения ЕНВД признается вмененный доход налогоплательщика. Налоговой базой для исчисления единого налога признается величина вмененного дохода, рассчитываемая как произведение базовой доходности по определенному виду предпринимательской деятельности, исчисленной за налоговый период, и величины физического показателя, характеризующего данный вид деятельности.
Согласно ст. 346.27 НК РФ вмененный доход - потенциально возможный доход налогоплательщика, рассчитываемый с учетом совокупности факторов, непосредственно влияющих на получение указанного дохода, и используемый для расчета величины единого налога по установленной ставке.
В соответствии с п. 7 ст. 346.26 НК РФ налогоплательщики, осуществляющие наряду с предпринимательской деятельностью, подлежащей налогообложению единым налогом, иные виды предпринимательской деятельности, обязаны вести раздельный учет имущества, обязательств и хозяйственных операций в отношении предпринимательской деятельности, подлежащей налогообложению единым налогом, и предпринимательской деятельности, в отношении которой налогоплательщики уплачивают налоги в соответствии с иным режимом налогообложения.
Учитывая изложенное, возложение на налогоплательщика обязанности по учету доходов от видов деятельности, в отношении которых уплачивается ЕНВД, в целях определения лимита в 15 млн. руб., не превышая который, предоставляется право применять УСН, прямо противоречит положениям главы 26.3 НК РФ "Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности".
Таким образом, вывод суда о том, что налогоплательщик не должен учитывать доходы от деятельности, облагаемой ЕНВД, при определении лимита доходов, позволяющего перейти на упрощенную систему налогообложения, следует признать правильным.
При таких обстоятельствах оснований для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Нарушений требований процессуального законодательства кассационной инстанцией не установлено.
В связи с изменением налогового законодательства глава 25.3 НК РФ не содержит положений, предусматривающих освобождение государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов, выступающих в суде от имени публично-правового образования, от уплаты государственной пошлины при совершении соответствующих процессуальных действий по делам, по которым данные органы или соответствующее публично-правовое образование выступали в качестве ответчика. К таким делам относятся, в частности, дела об оспаривании ненормативных актов, решений и действий (бездействия) государственных органов (п. 2 Информационного письма Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.03.2007 N 117 "Об отдельных вопросах практики применения главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации").
Производство по настоящему делу возбуждено на основании заявления Общества о признании недействительным решения налогового органа, оформленного уведомлением от 09.11.2006 N 43.
Таким образом, при обжаловании налоговым органом в кассационном порядке судебного акта, принятого по данному делу, с Инспекции подлежит взысканию государственная пошлина в размере, установленном пп. 12 п. 1 ст. 333.21 НК РФ.
На основании изложенного и руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Решение Арбитражного суда Рязанской области от 19.02.2007 по делу N А54-5784/2006-С4 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной ИФНС России N 1 по Рязанской области - без удовлетворения.
Взыскать с Межрайонной ИФНС России N 1 по Рязанской области в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 1000 руб. за рассмотрение дела в суде кассационной инстанции.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА ОТ 17.05.2007 ПО ДЕЛУ N А54-5784/2006-С4
Разделы:Единый налог на вмененный доход (ЕНВД)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности
и обоснованности судебных актов арбитражных судов,
вступивших в законную силу
от 17 мая 2007 г. Дело N А54-5784/2006-С4
от 10 мая 2007 г.
Федеральный арбитражный суд Центрального округа, рассмотрев кассационную жалобу Межрайонной ИФНС России N 1 по Рязанской области на Решение Арбитражного суда Рязанской области от 19.02.2007 по делу N А54-5784/2006-С4,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "НКД" (далее - Общество, налогоплательщик) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным Решения Межрайонной ИФНС России N 1 (далее - Инспекция, налоговый орган), оформленного уведомлением от 09.11.2006 N 43, о невозможности применения упрощенной системы налогообложения (с учетом уточнения заявленного требования).
Решением Арбитражного суда Рязанской области от 19.02.2007 требования Общества удовлетворены в полном объеме.
В апелляционной инстанции законность и обоснованность принятого решения не проверялись.
Инспекция обратилась с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение суда, ссылаясь на нарушение судом норм материального права.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы и отзыва на нее, кассационная инстанция не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, 24.10.2006 Общество обратилось в налоговый орган с заявлением о переходе на упрощенную систему налогообложения с 01.01.2007. В качестве объекта налогообложения выбраны доходы, уменьшенные на величину расходов.
21.11.2006 Обществом получено уведомление налогового органа о невозможности применения Обществом с 01.01.2007 упрощенной системы налогообложения.
Основанием для отказа в применении Обществом упрощенной системы налогообложения послужил вывод налогового органа о том, что доход, полученный налогоплательщиком от всех осуществляемых видов деятельности, превысил 15 млн. руб. При этом при определении размера дохода, полученного Обществом за девять месяцев деятельности 2006 года, налоговым органом учтен доход, полученный как от осуществления деятельности, в отношении которой применялась упрощенная система налогообложения, так и от осуществления деятельности, подпадающей под налогообложение ЕНВД.
Полагая, что данное уведомление нарушает права и законные интересы, Общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя требования налогоплательщика, суд пришел к выводу о том, что Налоговый кодекс РФ не содержит нормы, согласно которой для установления наличия права использовать упрощенную систему налогообложения подлежит определению доход от всех видов деятельности, в том числе и от деятельности, в связи с осуществлением которой налогоплательщиком уплачивается единый налог на вмененный доход, который относится к специальным налоговым режимам, при этом суд сослался п. 10 ст. 274 НК РФ.
Кассационная инстанция считает ссылку суда на п. 10 ст. 274 НК РФ необоснованной применительно к данному спору, поскольку данная статья определяет порядок определения налогооблагаемой базы по налогу на прибыль.
Вместе с тем согласно п. 1 ст. 346.11 НК РФ упрощенная система налогообложения организациями и индивидуальными предпринимателями применяется наряду с иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 ст. 346.12 НК РФ налогоплательщиками признаются организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на упрощенную систему налогообложения и применяющие ее в порядке, установленном настоящей главой.
Пунктом 2 названной статьи установлено, что организация имеет право перейти на упрощенную систему налогообложения, если по итогам девяти месяцев того года, в котором организация подает заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения, доходы, определяемые в соответствии со ст. 248 настоящего Кодекса, не превысили 15 млн. руб.
Организации и индивидуальные предприниматели, переведенные в соответствии с главой 26.3 настоящего Кодекса на уплату единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, вправе применять упрощенную систему налогообложения в отношении иных осуществляемых ими видов предпринимательской деятельности. При этом ограничения по численности работников и стоимости основных средств и нематериальных активов, установленные настоящей главой, по отношению к таким организациям и индивидуальным предпринимателям определяются исходя из всех осуществляемых ими видов деятельности (п. 4 ст. 346.12 НК РФ).
Глава 26.3 НК РФ "Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности" не содержит понятия дохода. Применение системы ЕНВД предполагает установление базовой доходности - условной месячной доходности в стоимостном выражении на ту или иную единицу физического показателя, характеризующего определенный вид предпринимательской деятельности (ст. 346.27 НК РФ).
Пунктами 1 и 2 ст. 346.29 НК РФ определено, что объектом налогообложения для применения ЕНВД признается вмененный доход налогоплательщика. Налоговой базой для исчисления единого налога признается величина вмененного дохода, рассчитываемая как произведение базовой доходности по определенному виду предпринимательской деятельности, исчисленной за налоговый период, и величины физического показателя, характеризующего данный вид деятельности.
Согласно ст. 346.27 НК РФ вмененный доход - потенциально возможный доход налогоплательщика, рассчитываемый с учетом совокупности факторов, непосредственно влияющих на получение указанного дохода, и используемый для расчета величины единого налога по установленной ставке.
В соответствии с п. 7 ст. 346.26 НК РФ налогоплательщики, осуществляющие наряду с предпринимательской деятельностью, подлежащей налогообложению единым налогом, иные виды предпринимательской деятельности, обязаны вести раздельный учет имущества, обязательств и хозяйственных операций в отношении предпринимательской деятельности, подлежащей налогообложению единым налогом, и предпринимательской деятельности, в отношении которой налогоплательщики уплачивают налоги в соответствии с иным режимом налогообложения.
Учитывая изложенное, возложение на налогоплательщика обязанности по учету доходов от видов деятельности, в отношении которых уплачивается ЕНВД, в целях определения лимита в 15 млн. руб., не превышая который, предоставляется право применять УСН, прямо противоречит положениям главы 26.3 НК РФ "Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности".
Таким образом, вывод суда о том, что налогоплательщик не должен учитывать доходы от деятельности, облагаемой ЕНВД, при определении лимита доходов, позволяющего перейти на упрощенную систему налогообложения, следует признать правильным.
При таких обстоятельствах оснований для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Нарушений требований процессуального законодательства кассационной инстанцией не установлено.
В связи с изменением налогового законодательства глава 25.3 НК РФ не содержит положений, предусматривающих освобождение государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов, выступающих в суде от имени публично-правового образования, от уплаты государственной пошлины при совершении соответствующих процессуальных действий по делам, по которым данные органы или соответствующее публично-правовое образование выступали в качестве ответчика. К таким делам относятся, в частности, дела об оспаривании ненормативных актов, решений и действий (бездействия) государственных органов (п. 2 Информационного письма Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.03.2007 N 117 "Об отдельных вопросах практики применения главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации").
Производство по настоящему делу возбуждено на основании заявления Общества о признании недействительным решения налогового органа, оформленного уведомлением от 09.11.2006 N 43.
Таким образом, при обжаловании налоговым органом в кассационном порядке судебного акта, принятого по данному делу, с Инспекции подлежит взысканию государственная пошлина в размере, установленном пп. 12 п. 1 ст. 333.21 НК РФ.
На основании изложенного и руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Рязанской области от 19.02.2007 по делу N А54-5784/2006-С4 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной ИФНС России N 1 по Рязанской области - без удовлетворения.
Взыскать с Межрайонной ИФНС России N 1 по Рязанской области в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 1000 руб. за рассмотрение дела в суде кассационной инстанции.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)