Судебные решения, арбитраж
Налог на игорный бизнес
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа, рассмотрев в судебном заседании без участия представителей сторон кассационную жалобу инспекции Федеральной налоговой службы России по Ленинскому району г. Барнаула Алтайского края на решение от 23.04.2008 Арбитражного суда Алтайского края и постановление от 18.08.2008 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А03-2354/2008 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Фора-Стиль" к инспекции Федеральной налоговой службы России по Ленинскому району г. Барнаула Алтайского края об оспаривании ненормативного правового акта и бездействия налогового органа, а также обязать совершить действие,
общество с ограниченной ответственностью "Фора-Стиль" (далее по тексту ООО "Фора-Стиль") обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением (уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) к инспекции Федеральной налоговой службы России по Ленинскому району г. Барнаула (далее по тексту Инспекция) с заявлением о признании решения об отказе в регистрации объектов налогообложения налогом на игорный бизнес от 04.02.2008 N 09-11/01022 недействительным, а бездействия налогового органа, выразившегося в невыдаче свидетельств о регистрации объектов налогообложения налогом на игорный бизнес, незаконным, обязать налоговый орган выдать свидетельства о постановке на учет 10 игровых столов, расположенных по адресу: г. Барнаул, ул. Попова, 43 "А" и 10 игровых столов, расположенных по адресу: г. Барнаул, ул. А. Петрова, 176 "А".
Решением от 23.04.2008 Арбитражного суда Алтайского края, заявленные требования удовлетворены частично.
Бездействие Инспекции, выразившееся в невыдаче Обществу свидетельств о регистрации 10 игровых столов, расположенных по адресу: г. Барнаул, ул. Попова, 43 "А", и 10 игровых столов, расположенных по адресу: г. Барнаул, ул. А. Петрова, 176 "А" признано незаконным, как несоответствующее положениям статьи 366 Налогового кодекса Российской Федерации. Суд обязал Инспекцию выдать свидетельства о постановке на учет на указанные игровые столы по вышеназванным адресам.
В остальной части в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением от 18.08.2008 Седьмого арбитражного апелляционного суда решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Инспекция, ссылаясь на нарушение арбитражными судами норм материального и процессуального права, просит отменить принятые по делу судебные акты в части удовлетворения заявленных требований и в указанной части направить дело на новое рассмотрение.
По мнению Инспекции, отсутствие у заявителя на 01.01.2007 игорных заведений, соответствующих требованиям части 6 статьи 6, частей 1, 3 - 5 статьи 8, части 2 статьи 16 Федерального закона N 244-ФЗ от 29.12.2006 "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее по тексту Закон N 244-ФЗ), обособленных подразделений в городе Барнауле, созданных с целью осуществления предпринимательской деятельности в сфере игорного бизнеса, регистрации в налоговом органе по месту нахождения обособленных подразделений, отсутствие прав и обязанностей налогоплательщика в рамках главы 29 Налогового кодекса Российской Федерации, явились законным основанием для отказа в регистрации объектов налогообложения налогом на игорный бизнес по заявлениям Общества.
Считает неправомерным вывод арбитражных судов о том, что спорное правоотношение регулируется исключительно положениями главы 29 Налогового кодекса Российской Федерации и основания для применения положений Закона N 244 отсутствуют.
Руководствуясь статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд кассационной инстанции, проверив правильность применения арбитражными судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, не усматривает оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как видно из материалов дела, Обществу выдана лицензия от 24.01.2003 N 000643 на осуществление деятельности по организации и содержанию тотализаторов и игорных заведений сроком действия до 24.01.2008.
Обособленное подразделение Общества расположенное по адресу: г. Барнаул, ул. Попова, 43 "А" на налоговый учет поставлено 30.05.2007, а обособленное подразделение расположенное по адресу: г. Барнаул, ул. А. Петрова, 176 "А" на налоговый учет поставлено 25.12.2007.
После создания обособленных подразделений и постановки их на налоговый учет, Общество зарегистрировало по адресу: г. Барнаул, ул. Попова, 43 "А" 43 игровых автомата, свидетельство о регистрации N 575 от 08.06.2007.
Затем Общество обратилось в Инспекцию с заявлениями о постановке на учет 10 игровых столов в каждом из выше названных обособленных подразделений, поступление заявлений в Инспекцию зарегистрировано 18.12.2007, 15.01.2008 и 24.01.2008.
Письмом от 04.02.2008 N 09-11/01022 Инспекция уведомило Общество об отказе в регистрации объектов налогообложения налогом на игорный бизнес, по основанию не выполнения Обществом требования пункта 6 статьи 16 Закона N 244-ФЗ, в силу которого организаторы азартных игр вправе осуществить мероприятия по приведению в срок до 01.07.2007 своей деятельности в соответствие с требованиями указанного Федерального закона исключительно в игорных заведениях, открытых до 01.01.2007.
Посчитав отказ налогового органа незаконным, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявление Общества в части, арбитражные суды правомерно исходили из пункта 4 статьи 16 Закона N 244-ФЗ, согласно которому для соответствующих лицензиатов срок действия выданных до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и действующих на день вступления в силу настоящего Федерального закона лицензий на организацию и содержание тотализаторов и игорных заведений продлевается до 30 июня 2009 года вне зависимости от срока, указанного в имеющихся у таких лицензиатов лицензиях.
Пунктом 1 статьи 366 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что игровой стол является одним из объектов обложения налогом на игорный бизнес.
Каждый объект обложения налогом на игорный бизнес подлежит регистрации в налоговом органе по месту его установки не позднее, чем за два рабочих дня до даты установки этого объекта. Регистрация производится налоговым органом на основании заявления налогоплательщика о регистрации объекта (объектов) налогообложения с обязательной выдачей свидетельства о регистрации объекта (объектов) налогообложения.
Согласно пункту 4 статьи 366 Налогового кодекса Российской Федерации объект обложения налогом на игорный бизнес считается зарегистрированным (выбывшим) с даты представления налогоплательщиком в налоговый орган заявления о регистрации объектов (изменения или уменьшения количества объектов) налогообложения.
В соответствии с пунктом 6 статьи 366 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые органы обязаны в течение пяти рабочих дней с даты получения заявления от налогоплательщика о регистрации объекта налогообложения (об изменении количества объектов налогообложения) выдать свидетельство о регистрации или внести изменения, связанные с изменением количества объектов налогообложения, в ранее выданное свидетельство.
Исследовав материалы дела, суды первой и апелляционной инстанций установили, что Общество имеет лицензию N 000643 от 24.01.2003 на организацию и содержание тотализаторов и игорных заведений, выданную в установленном порядке Федеральным агентством по физической культуре, спорту и туризму и действовавшей на момент подачи Обществом заявления о регистрации объектов налогообложения.
Следовательно, суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу, что у Инспекции не было законных оснований для отказа зарегистрировать данные объекты, поскольку такое обращение Общества носит уведомительный характер, а действия налогового органа по регистрации объектов налогообложения разрешительными не являются.
При таких обстоятельствах, вывод судов об отсутствии у Инспекции правовых оснований для отказа в удовлетворении заявлений Общества о регистрации игровых столов, является правомерным.
Арбитражные суды, дав системное толкование положениям Закона N 244-ФЗ, сделали обоснованный вывод о том, что указанный закон в силу статьи 1 Налогового кодекса Российской Федерации не является актом законодательства о налогах и сборах и, согласно статье 2 Кодекса, не может распространять свое действие на налоговые правоотношения.
Принимая во внимание, что выводы судов первой и апелляционной инстанций не противоречат нормам материального права, а также имеющимся в деле доказательствам, кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа
решение от 23.04.2008 Арбитражного суда Алтайского края и постановление от 18.08.2008 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А03-2354/08 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА ОТ 11.12.2008 N Ф04-7807/2008(17731-А03-27) ПО ДЕЛУ N А03-2354/2008
Разделы:Налог на игорный бизнес
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО - СИБИРСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 11 декабря 2008 г. N Ф04-7807/2008(17731-А03-27)
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа, рассмотрев в судебном заседании без участия представителей сторон кассационную жалобу инспекции Федеральной налоговой службы России по Ленинскому району г. Барнаула Алтайского края на решение от 23.04.2008 Арбитражного суда Алтайского края и постановление от 18.08.2008 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А03-2354/2008 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Фора-Стиль" к инспекции Федеральной налоговой службы России по Ленинскому району г. Барнаула Алтайского края об оспаривании ненормативного правового акта и бездействия налогового органа, а также обязать совершить действие,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Фора-Стиль" (далее по тексту ООО "Фора-Стиль") обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением (уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) к инспекции Федеральной налоговой службы России по Ленинскому району г. Барнаула (далее по тексту Инспекция) с заявлением о признании решения об отказе в регистрации объектов налогообложения налогом на игорный бизнес от 04.02.2008 N 09-11/01022 недействительным, а бездействия налогового органа, выразившегося в невыдаче свидетельств о регистрации объектов налогообложения налогом на игорный бизнес, незаконным, обязать налоговый орган выдать свидетельства о постановке на учет 10 игровых столов, расположенных по адресу: г. Барнаул, ул. Попова, 43 "А" и 10 игровых столов, расположенных по адресу: г. Барнаул, ул. А. Петрова, 176 "А".
Решением от 23.04.2008 Арбитражного суда Алтайского края, заявленные требования удовлетворены частично.
Бездействие Инспекции, выразившееся в невыдаче Обществу свидетельств о регистрации 10 игровых столов, расположенных по адресу: г. Барнаул, ул. Попова, 43 "А", и 10 игровых столов, расположенных по адресу: г. Барнаул, ул. А. Петрова, 176 "А" признано незаконным, как несоответствующее положениям статьи 366 Налогового кодекса Российской Федерации. Суд обязал Инспекцию выдать свидетельства о постановке на учет на указанные игровые столы по вышеназванным адресам.
В остальной части в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением от 18.08.2008 Седьмого арбитражного апелляционного суда решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Инспекция, ссылаясь на нарушение арбитражными судами норм материального и процессуального права, просит отменить принятые по делу судебные акты в части удовлетворения заявленных требований и в указанной части направить дело на новое рассмотрение.
По мнению Инспекции, отсутствие у заявителя на 01.01.2007 игорных заведений, соответствующих требованиям части 6 статьи 6, частей 1, 3 - 5 статьи 8, части 2 статьи 16 Федерального закона N 244-ФЗ от 29.12.2006 "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее по тексту Закон N 244-ФЗ), обособленных подразделений в городе Барнауле, созданных с целью осуществления предпринимательской деятельности в сфере игорного бизнеса, регистрации в налоговом органе по месту нахождения обособленных подразделений, отсутствие прав и обязанностей налогоплательщика в рамках главы 29 Налогового кодекса Российской Федерации, явились законным основанием для отказа в регистрации объектов налогообложения налогом на игорный бизнес по заявлениям Общества.
Считает неправомерным вывод арбитражных судов о том, что спорное правоотношение регулируется исключительно положениями главы 29 Налогового кодекса Российской Федерации и основания для применения положений Закона N 244 отсутствуют.
Руководствуясь статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд кассационной инстанции, проверив правильность применения арбитражными судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, не усматривает оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как видно из материалов дела, Обществу выдана лицензия от 24.01.2003 N 000643 на осуществление деятельности по организации и содержанию тотализаторов и игорных заведений сроком действия до 24.01.2008.
Обособленное подразделение Общества расположенное по адресу: г. Барнаул, ул. Попова, 43 "А" на налоговый учет поставлено 30.05.2007, а обособленное подразделение расположенное по адресу: г. Барнаул, ул. А. Петрова, 176 "А" на налоговый учет поставлено 25.12.2007.
После создания обособленных подразделений и постановки их на налоговый учет, Общество зарегистрировало по адресу: г. Барнаул, ул. Попова, 43 "А" 43 игровых автомата, свидетельство о регистрации N 575 от 08.06.2007.
Затем Общество обратилось в Инспекцию с заявлениями о постановке на учет 10 игровых столов в каждом из выше названных обособленных подразделений, поступление заявлений в Инспекцию зарегистрировано 18.12.2007, 15.01.2008 и 24.01.2008.
Письмом от 04.02.2008 N 09-11/01022 Инспекция уведомило Общество об отказе в регистрации объектов налогообложения налогом на игорный бизнес, по основанию не выполнения Обществом требования пункта 6 статьи 16 Закона N 244-ФЗ, в силу которого организаторы азартных игр вправе осуществить мероприятия по приведению в срок до 01.07.2007 своей деятельности в соответствие с требованиями указанного Федерального закона исключительно в игорных заведениях, открытых до 01.01.2007.
Посчитав отказ налогового органа незаконным, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявление Общества в части, арбитражные суды правомерно исходили из пункта 4 статьи 16 Закона N 244-ФЗ, согласно которому для соответствующих лицензиатов срок действия выданных до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и действующих на день вступления в силу настоящего Федерального закона лицензий на организацию и содержание тотализаторов и игорных заведений продлевается до 30 июня 2009 года вне зависимости от срока, указанного в имеющихся у таких лицензиатов лицензиях.
Пунктом 1 статьи 366 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что игровой стол является одним из объектов обложения налогом на игорный бизнес.
Каждый объект обложения налогом на игорный бизнес подлежит регистрации в налоговом органе по месту его установки не позднее, чем за два рабочих дня до даты установки этого объекта. Регистрация производится налоговым органом на основании заявления налогоплательщика о регистрации объекта (объектов) налогообложения с обязательной выдачей свидетельства о регистрации объекта (объектов) налогообложения.
Согласно пункту 4 статьи 366 Налогового кодекса Российской Федерации объект обложения налогом на игорный бизнес считается зарегистрированным (выбывшим) с даты представления налогоплательщиком в налоговый орган заявления о регистрации объектов (изменения или уменьшения количества объектов) налогообложения.
В соответствии с пунктом 6 статьи 366 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые органы обязаны в течение пяти рабочих дней с даты получения заявления от налогоплательщика о регистрации объекта налогообложения (об изменении количества объектов налогообложения) выдать свидетельство о регистрации или внести изменения, связанные с изменением количества объектов налогообложения, в ранее выданное свидетельство.
Исследовав материалы дела, суды первой и апелляционной инстанций установили, что Общество имеет лицензию N 000643 от 24.01.2003 на организацию и содержание тотализаторов и игорных заведений, выданную в установленном порядке Федеральным агентством по физической культуре, спорту и туризму и действовавшей на момент подачи Обществом заявления о регистрации объектов налогообложения.
Следовательно, суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу, что у Инспекции не было законных оснований для отказа зарегистрировать данные объекты, поскольку такое обращение Общества носит уведомительный характер, а действия налогового органа по регистрации объектов налогообложения разрешительными не являются.
При таких обстоятельствах, вывод судов об отсутствии у Инспекции правовых оснований для отказа в удовлетворении заявлений Общества о регистрации игровых столов, является правомерным.
Арбитражные суды, дав системное толкование положениям Закона N 244-ФЗ, сделали обоснованный вывод о том, что указанный закон в силу статьи 1 Налогового кодекса Российской Федерации не является актом законодательства о налогах и сборах и, согласно статье 2 Кодекса, не может распространять свое действие на налоговые правоотношения.
Принимая во внимание, что выводы судов первой и апелляционной инстанций не противоречат нормам материального права, а также имеющимся в деле доказательствам, кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение от 23.04.2008 Арбитражного суда Алтайского края и постановление от 18.08.2008 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А03-2354/08 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)