Судебные решения, арбитраж
Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
от 9 декабря 2002 года Дело N Ф04/4470-622/А75-2002
Открытое акционерное общество "Сургутнефтегаз" (далее - ОАО "Сургутнефтегаз") обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа с иском о признании незаконным бездействия Инспекции Министерства по налогам и сборам Российской Федерации (далее - налоговая инспекция) по Сургутскому району, выразившегося в непринятии дополнительных деклараций по земельному налогу за 1999 - 2001 годы, непроведении зачета излишне уплаченного за этот период земельного налога в сумме 61993047,87 руб. и обязании произвести зачет излишне уплаченного им земельного налога.
Заявленное требование обосновано тем, что в течение 1999 - 2001 годов им ошибочно уплачивался земельный налог с учетом повышающих коэффициентов, установленных Федеральными законами о бюджете на 1999, 2000, 2001 годы, тогда как эти Законы не относятся к законодательству о налогах и сборах и не могут применяться в сфере налоговых правоотношений.
Кроме того, по мнению истца, указанные Законы не могли применяться в спорный период, так как противоречили пункту 1 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации.
Решением суда от 06.08.2002 исковые требования ОАО "Сургутнефтегаз" удовлетворены частично, обжалуемое бездействие налогового органа признано незаконным в части отказа в зачете излишне уплаченного в 2000 - 2001 годах земельного налога в сумме 48732381,77 руб.
В отношении уплаченного в 1999 году налога в сумме 13260666,10 руб. в удовлетворении иска отказано.
В апелляционной инстанции законность и обоснованность решения суда не проверялись.
В кассационной жалобе и дополнении к кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить решение суда от 06.08.2002 и принять новое решение - об отказе ОАО "Сургутнефтегаз" в иске, указывая, что судом неправильно применены нормы материального права. По мнению налоговой инспекции, ОАО "Сургутнефтегаз" необоснованно произвело перерасчет земельного налога, подлежащего уплате за 1999 - 2001 годы, без учета поправочных коэффициентов, действовавших в указанные периоды, используя в расчетах только ставку земельного налога, установленного Федеральным законом от 28.10.98 N 162-ФЗ "О ставках земельного налога в 1998 году".
В отзыве на кассационную жалобу и на дополнение к кассационной жалобе ОАО "Сургутнефтегаз" считает состоявшиеся судебные акты законными и обоснованными, просит в удовлетворении кассационной жалобы отказать.
В судебном заседании представитель налоговой инспекции поддержал доводы кассационной жалобы по изложенным в ней мотивам, а представитель ОАО "Сургутнефтегаз", указывая на законность и обоснованность решения суда, просил оставить его без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Суд кассационной инстанции, в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации изучив материалы дела, проанализировав доводы кассационной жалобы, отзыва на нее, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как следует из материалов дела, ОАО "Сургутнефтегаз" 15.02.2002 обратилось в налоговую инспекцию по месту учета с заявлением о принятии уточненных налоговых деклараций по земельному налогу за 1999 - 2001 годы и проведении зачета излишне уплаченного за этот период земельного налога в сумме 61993047,87 руб.
Налоговая инспекция уклонилась от принятия уточненных налоговых деклараций и от проведения зачета, полагая, что подача налогоплательщиком дополнительных или исправительных деклараций не предусмотрена действующим налоговым законодательством. По мнению налоговой инспекции, налог не является излишне уплаченным, поскольку ставки налога установлены Федеральными законами "О федеральном бюджете на 2000 год" и "О федеральном бюджете на 2001 год".
ОАО "Сургутнефтегаз" заплатило земельный налог за 2000 - 2001 годы, применяя коэффициент 1,2 к действовавшей в 1999 году ставке земельного налога, рассчитанной с учетом коэффициента 2.
Таким образом, ставка земельного налога в 2000 - 2001 годах истцом ошибочно увеличена на поправочные коэффициенты, что повлекло переплату налога.
При рассмотрении кассационной жалобы в судебном заседании представитель ответчика не отрицал взимание земельного налога с истца с учетом поправочных коэффициентов 1,2 и 2. Данное обстоятельство подтверждается актом сверки.
Арбитражный суд первой инстанции, удовлетворяя частично исковые требования ОАО "Сургутнефтегаз" о признании незаконным бездействия налоговой инспекции по принятию дополнительных налоговых деклараций по земельному налогу за 2000 - 2001 годы и непроведению зачета излишне уплаченного за указанный период земельного налога, принял законное и обоснованное решение.
Согласно статье 3 Налогового кодекса Российской Федерации каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы.
Статьей 52 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот.
В силу пункта 1 статьи 53 Налогового кодекса Российской Федерации ставка представляет собой величину налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы.
Поправочный коэффициент не является ставкой налога.
Статьей 8 Закона Российской Федерации от 11.10.91 "О плате за землю" были установлены средние ставки земельного налога. Федеральным законом от 28.10.98 "О ставках земельного налога в 1998 году" были закреплены ставки земельного налога в размере, установленном на 1997 год.
В данном случае следует исходить из того, что Закон о плате за землю, определяя средние ставки, установил пределы, в рамках которых субъекты Российской Федерации должны устанавливать конкретные налоговые ставки.
В соответствии со статьей 21 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" земельный налог относится к местным налогам. В пункте 2 названной статьи указано, что земельный налог устанавливается законодательными актами Российской Федерации и взимается на всей ее территории. Конкретные ставки этого налога определяются законодательными актами республик в составе Российской Федерации или решениями органов государственной власти краев, областей, автономной области, автономных округов, районов, городов и иных административно-территориальных образований. Из пункта 4 статьи 12 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что местные налоги вводятся в действие в соответствии с настоящим Кодексом.
Пунктом 2 статьи 53 Налогового кодекса Российской Федерации также предусмотрено, что налоговые ставки по региональным и местным налогам устанавливаются соответственно законами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления в пределах, установленных Кодексом.
С учетом изложенного кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения жалобы налоговой инспекции.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Решение от 06.08.2002 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа по делу N А75-1212-А/02 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Сургутскому району Тюменской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в силу со дня его принятия.
от 9 декабря 2002 года Дело N Ф04/4470-622/А75-2002
Открытое акционерное общество "Сургутнефтегаз" (далее - ОАО "Сургутнефтегаз") обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа с иском о признании незаконным бездействия Инспекции Министерства по налогам и сборам Российской Федерации (далее - налоговая инспекция) по Сургутскому району, выразившегося в непринятии дополнительных деклараций по земельному налогу за 1999 - 2001 годы, непроведении зачета излишне уплаченного за этот период земельного налога в сумме 61993047,87 руб. и обязании произвести зачет излишне уплаченного им земельного налога.
Заявленное требование обосновано тем, что в течение 1999 - 2001 годов им ошибочно уплачивался земельный налог с учетом повышающих коэффициентов, установленных Федеральными законами о бюджете на 1999, 2000, 2001 годы, тогда как эти Законы не относятся к законодательству о налогах и сборах и не могут применяться в сфере налоговых правоотношений.
Кроме того, по мнению истца, указанные Законы не могли применяться в спорный период, так как противоречили пункту 1 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации.
Решением суда от 06.08.2002 исковые требования ОАО "Сургутнефтегаз" удовлетворены частично, обжалуемое бездействие налогового органа признано незаконным в части отказа в зачете излишне уплаченного в 2000 - 2001 годах земельного налога в сумме 48732381,77 руб.
В отношении уплаченного в 1999 году налога в сумме 13260666,10 руб. в удовлетворении иска отказано.
В апелляционной инстанции законность и обоснованность решения суда не проверялись.
В кассационной жалобе и дополнении к кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить решение суда от 06.08.2002 и принять новое решение - об отказе ОАО "Сургутнефтегаз" в иске, указывая, что судом неправильно применены нормы материального права. По мнению налоговой инспекции, ОАО "Сургутнефтегаз" необоснованно произвело перерасчет земельного налога, подлежащего уплате за 1999 - 2001 годы, без учета поправочных коэффициентов, действовавших в указанные периоды, используя в расчетах только ставку земельного налога, установленного Федеральным законом от 28.10.98 N 162-ФЗ "О ставках земельного налога в 1998 году".
В отзыве на кассационную жалобу и на дополнение к кассационной жалобе ОАО "Сургутнефтегаз" считает состоявшиеся судебные акты законными и обоснованными, просит в удовлетворении кассационной жалобы отказать.
В судебном заседании представитель налоговой инспекции поддержал доводы кассационной жалобы по изложенным в ней мотивам, а представитель ОАО "Сургутнефтегаз", указывая на законность и обоснованность решения суда, просил оставить его без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Суд кассационной инстанции, в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации изучив материалы дела, проанализировав доводы кассационной жалобы, отзыва на нее, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как следует из материалов дела, ОАО "Сургутнефтегаз" 15.02.2002 обратилось в налоговую инспекцию по месту учета с заявлением о принятии уточненных налоговых деклараций по земельному налогу за 1999 - 2001 годы и проведении зачета излишне уплаченного за этот период земельного налога в сумме 61993047,87 руб.
Налоговая инспекция уклонилась от принятия уточненных налоговых деклараций и от проведения зачета, полагая, что подача налогоплательщиком дополнительных или исправительных деклараций не предусмотрена действующим налоговым законодательством. По мнению налоговой инспекции, налог не является излишне уплаченным, поскольку ставки налога установлены Федеральными законами "О федеральном бюджете на 2000 год" и "О федеральном бюджете на 2001 год".
ОАО "Сургутнефтегаз" заплатило земельный налог за 2000 - 2001 годы, применяя коэффициент 1,2 к действовавшей в 1999 году ставке земельного налога, рассчитанной с учетом коэффициента 2.
Таким образом, ставка земельного налога в 2000 - 2001 годах истцом ошибочно увеличена на поправочные коэффициенты, что повлекло переплату налога.
При рассмотрении кассационной жалобы в судебном заседании представитель ответчика не отрицал взимание земельного налога с истца с учетом поправочных коэффициентов 1,2 и 2. Данное обстоятельство подтверждается актом сверки.
Арбитражный суд первой инстанции, удовлетворяя частично исковые требования ОАО "Сургутнефтегаз" о признании незаконным бездействия налоговой инспекции по принятию дополнительных налоговых деклараций по земельному налогу за 2000 - 2001 годы и непроведению зачета излишне уплаченного за указанный период земельного налога, принял законное и обоснованное решение.
Согласно статье 3 Налогового кодекса Российской Федерации каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы.
Статьей 52 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот.
В силу пункта 1 статьи 53 Налогового кодекса Российской Федерации ставка представляет собой величину налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы.
Поправочный коэффициент не является ставкой налога.
Статьей 8 Закона Российской Федерации от 11.10.91 "О плате за землю" были установлены средние ставки земельного налога. Федеральным законом от 28.10.98 "О ставках земельного налога в 1998 году" были закреплены ставки земельного налога в размере, установленном на 1997 год.
В данном случае следует исходить из того, что Закон о плате за землю, определяя средние ставки, установил пределы, в рамках которых субъекты Российской Федерации должны устанавливать конкретные налоговые ставки.
В соответствии со статьей 21 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" земельный налог относится к местным налогам. В пункте 2 названной статьи указано, что земельный налог устанавливается законодательными актами Российской Федерации и взимается на всей ее территории. Конкретные ставки этого налога определяются законодательными актами республик в составе Российской Федерации или решениями органов государственной власти краев, областей, автономной области, автономных округов, районов, городов и иных административно-территориальных образований. Из пункта 4 статьи 12 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что местные налоги вводятся в действие в соответствии с настоящим Кодексом.
Пунктом 2 статьи 53 Налогового кодекса Российской Федерации также предусмотрено, что налоговые ставки по региональным и местным налогам устанавливаются соответственно законами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления в пределах, установленных Кодексом.
С учетом изложенного кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения жалобы налоговой инспекции.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Решение от 06.08.2002 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа по делу N А75-1212-А/02 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Сургутскому району Тюменской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА ОТ 09.12.2002 N Ф04/4470-622/А75-2002
Разделы:Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО - СИБИРСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности и
обоснованности решений (постановлений) арбитражных судов,
вступивших в законную силу
от 9 декабря 2002 года Дело N Ф04/4470-622/А75-2002
Открытое акционерное общество "Сургутнефтегаз" (далее - ОАО "Сургутнефтегаз") обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа с иском о признании незаконным бездействия Инспекции Министерства по налогам и сборам Российской Федерации (далее - налоговая инспекция) по Сургутскому району, выразившегося в непринятии дополнительных деклараций по земельному налогу за 1999 - 2001 годы, непроведении зачета излишне уплаченного за этот период земельного налога в сумме 61993047,87 руб. и обязании произвести зачет излишне уплаченного им земельного налога.
Заявленное требование обосновано тем, что в течение 1999 - 2001 годов им ошибочно уплачивался земельный налог с учетом повышающих коэффициентов, установленных Федеральными законами о бюджете на 1999, 2000, 2001 годы, тогда как эти Законы не относятся к законодательству о налогах и сборах и не могут применяться в сфере налоговых правоотношений.
Кроме того, по мнению истца, указанные Законы не могли применяться в спорный период, так как противоречили пункту 1 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации.
Решением суда от 06.08.2002 исковые требования ОАО "Сургутнефтегаз" удовлетворены частично, обжалуемое бездействие налогового органа признано незаконным в части отказа в зачете излишне уплаченного в 2000 - 2001 годах земельного налога в сумме 48732381,77 руб.
В отношении уплаченного в 1999 году налога в сумме 13260666,10 руб. в удовлетворении иска отказано.
В апелляционной инстанции законность и обоснованность решения суда не проверялись.
В кассационной жалобе и дополнении к кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить решение суда от 06.08.2002 и принять новое решение - об отказе ОАО "Сургутнефтегаз" в иске, указывая, что судом неправильно применены нормы материального права. По мнению налоговой инспекции, ОАО "Сургутнефтегаз" необоснованно произвело перерасчет земельного налога, подлежащего уплате за 1999 - 2001 годы, без учета поправочных коэффициентов, действовавших в указанные периоды, используя в расчетах только ставку земельного налога, установленного Федеральным законом от 28.10.98 N 162-ФЗ "О ставках земельного налога в 1998 году".
В отзыве на кассационную жалобу и на дополнение к кассационной жалобе ОАО "Сургутнефтегаз" считает состоявшиеся судебные акты законными и обоснованными, просит в удовлетворении кассационной жалобы отказать.
В судебном заседании представитель налоговой инспекции поддержал доводы кассационной жалобы по изложенным в ней мотивам, а представитель ОАО "Сургутнефтегаз", указывая на законность и обоснованность решения суда, просил оставить его без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Суд кассационной инстанции, в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации изучив материалы дела, проанализировав доводы кассационной жалобы, отзыва на нее, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как следует из материалов дела, ОАО "Сургутнефтегаз" 15.02.2002 обратилось в налоговую инспекцию по месту учета с заявлением о принятии уточненных налоговых деклараций по земельному налогу за 1999 - 2001 годы и проведении зачета излишне уплаченного за этот период земельного налога в сумме 61993047,87 руб.
Налоговая инспекция уклонилась от принятия уточненных налоговых деклараций и от проведения зачета, полагая, что подача налогоплательщиком дополнительных или исправительных деклараций не предусмотрена действующим налоговым законодательством. По мнению налоговой инспекции, налог не является излишне уплаченным, поскольку ставки налога установлены Федеральными законами "О федеральном бюджете на 2000 год" и "О федеральном бюджете на 2001 год".
ОАО "Сургутнефтегаз" заплатило земельный налог за 2000 - 2001 годы, применяя коэффициент 1,2 к действовавшей в 1999 году ставке земельного налога, рассчитанной с учетом коэффициента 2.
Таким образом, ставка земельного налога в 2000 - 2001 годах истцом ошибочно увеличена на поправочные коэффициенты, что повлекло переплату налога.
При рассмотрении кассационной жалобы в судебном заседании представитель ответчика не отрицал взимание земельного налога с истца с учетом поправочных коэффициентов 1,2 и 2. Данное обстоятельство подтверждается актом сверки.
Арбитражный суд первой инстанции, удовлетворяя частично исковые требования ОАО "Сургутнефтегаз" о признании незаконным бездействия налоговой инспекции по принятию дополнительных налоговых деклараций по земельному налогу за 2000 - 2001 годы и непроведению зачета излишне уплаченного за указанный период земельного налога, принял законное и обоснованное решение.
Согласно статье 3 Налогового кодекса Российской Федерации каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы.
Статьей 52 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот.
В силу пункта 1 статьи 53 Налогового кодекса Российской Федерации ставка представляет собой величину налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы.
Поправочный коэффициент не является ставкой налога.
Статьей 8 Закона Российской Федерации от 11.10.91 "О плате за землю" были установлены средние ставки земельного налога. Федеральным законом от 28.10.98 "О ставках земельного налога в 1998 году" были закреплены ставки земельного налога в размере, установленном на 1997 год.
В данном случае следует исходить из того, что Закон о плате за землю, определяя средние ставки, установил пределы, в рамках которых субъекты Российской Федерации должны устанавливать конкретные налоговые ставки.
В соответствии со статьей 21 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" земельный налог относится к местным налогам. В пункте 2 названной статьи указано, что земельный налог устанавливается законодательными актами Российской Федерации и взимается на всей ее территории. Конкретные ставки этого налога определяются законодательными актами республик в составе Российской Федерации или решениями органов государственной власти краев, областей, автономной области, автономных округов, районов, городов и иных административно-территориальных образований. Из пункта 4 статьи 12 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что местные налоги вводятся в действие в соответствии с настоящим Кодексом.
Пунктом 2 статьи 53 Налогового кодекса Российской Федерации также предусмотрено, что налоговые ставки по региональным и местным налогам устанавливаются соответственно законами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления в пределах, установленных Кодексом.
С учетом изложенного кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения жалобы налоговой инспекции.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение от 06.08.2002 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа по делу N А75-1212-А/02 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Сургутскому району Тюменской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в силу со дня его принятия.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО - СИБИРСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности и
обоснованности решений (постановлений) арбитражных судов,
вступивших в законную силу
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности и
обоснованности решений (постановлений) арбитражных судов,
вступивших в законную силу
от 9 декабря 2002 года Дело N Ф04/4470-622/А75-2002
Открытое акционерное общество "Сургутнефтегаз" (далее - ОАО "Сургутнефтегаз") обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа с иском о признании незаконным бездействия Инспекции Министерства по налогам и сборам Российской Федерации (далее - налоговая инспекция) по Сургутскому району, выразившегося в непринятии дополнительных деклараций по земельному налогу за 1999 - 2001 годы, непроведении зачета излишне уплаченного за этот период земельного налога в сумме 61993047,87 руб. и обязании произвести зачет излишне уплаченного им земельного налога.
Заявленное требование обосновано тем, что в течение 1999 - 2001 годов им ошибочно уплачивался земельный налог с учетом повышающих коэффициентов, установленных Федеральными законами о бюджете на 1999, 2000, 2001 годы, тогда как эти Законы не относятся к законодательству о налогах и сборах и не могут применяться в сфере налоговых правоотношений.
Кроме того, по мнению истца, указанные Законы не могли применяться в спорный период, так как противоречили пункту 1 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации.
Решением суда от 06.08.2002 исковые требования ОАО "Сургутнефтегаз" удовлетворены частично, обжалуемое бездействие налогового органа признано незаконным в части отказа в зачете излишне уплаченного в 2000 - 2001 годах земельного налога в сумме 48732381,77 руб.
В отношении уплаченного в 1999 году налога в сумме 13260666,10 руб. в удовлетворении иска отказано.
В апелляционной инстанции законность и обоснованность решения суда не проверялись.
В кассационной жалобе и дополнении к кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить решение суда от 06.08.2002 и принять новое решение - об отказе ОАО "Сургутнефтегаз" в иске, указывая, что судом неправильно применены нормы материального права. По мнению налоговой инспекции, ОАО "Сургутнефтегаз" необоснованно произвело перерасчет земельного налога, подлежащего уплате за 1999 - 2001 годы, без учета поправочных коэффициентов, действовавших в указанные периоды, используя в расчетах только ставку земельного налога, установленного Федеральным законом от 28.10.98 N 162-ФЗ "О ставках земельного налога в 1998 году".
В отзыве на кассационную жалобу и на дополнение к кассационной жалобе ОАО "Сургутнефтегаз" считает состоявшиеся судебные акты законными и обоснованными, просит в удовлетворении кассационной жалобы отказать.
В судебном заседании представитель налоговой инспекции поддержал доводы кассационной жалобы по изложенным в ней мотивам, а представитель ОАО "Сургутнефтегаз", указывая на законность и обоснованность решения суда, просил оставить его без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Суд кассационной инстанции, в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации изучив материалы дела, проанализировав доводы кассационной жалобы, отзыва на нее, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как следует из материалов дела, ОАО "Сургутнефтегаз" 15.02.2002 обратилось в налоговую инспекцию по месту учета с заявлением о принятии уточненных налоговых деклараций по земельному налогу за 1999 - 2001 годы и проведении зачета излишне уплаченного за этот период земельного налога в сумме 61993047,87 руб.
Налоговая инспекция уклонилась от принятия уточненных налоговых деклараций и от проведения зачета, полагая, что подача налогоплательщиком дополнительных или исправительных деклараций не предусмотрена действующим налоговым законодательством. По мнению налоговой инспекции, налог не является излишне уплаченным, поскольку ставки налога установлены Федеральными законами "О федеральном бюджете на 2000 год" и "О федеральном бюджете на 2001 год".
ОАО "Сургутнефтегаз" заплатило земельный налог за 2000 - 2001 годы, применяя коэффициент 1,2 к действовавшей в 1999 году ставке земельного налога, рассчитанной с учетом коэффициента 2.
Таким образом, ставка земельного налога в 2000 - 2001 годах истцом ошибочно увеличена на поправочные коэффициенты, что повлекло переплату налога.
При рассмотрении кассационной жалобы в судебном заседании представитель ответчика не отрицал взимание земельного налога с истца с учетом поправочных коэффициентов 1,2 и 2. Данное обстоятельство подтверждается актом сверки.
Арбитражный суд первой инстанции, удовлетворяя частично исковые требования ОАО "Сургутнефтегаз" о признании незаконным бездействия налоговой инспекции по принятию дополнительных налоговых деклараций по земельному налогу за 2000 - 2001 годы и непроведению зачета излишне уплаченного за указанный период земельного налога, принял законное и обоснованное решение.
Согласно статье 3 Налогового кодекса Российской Федерации каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы.
Статьей 52 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот.
В силу пункта 1 статьи 53 Налогового кодекса Российской Федерации ставка представляет собой величину налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы.
Поправочный коэффициент не является ставкой налога.
Статьей 8 Закона Российской Федерации от 11.10.91 "О плате за землю" были установлены средние ставки земельного налога. Федеральным законом от 28.10.98 "О ставках земельного налога в 1998 году" были закреплены ставки земельного налога в размере, установленном на 1997 год.
В данном случае следует исходить из того, что Закон о плате за землю, определяя средние ставки, установил пределы, в рамках которых субъекты Российской Федерации должны устанавливать конкретные налоговые ставки.
В соответствии со статьей 21 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" земельный налог относится к местным налогам. В пункте 2 названной статьи указано, что земельный налог устанавливается законодательными актами Российской Федерации и взимается на всей ее территории. Конкретные ставки этого налога определяются законодательными актами республик в составе Российской Федерации или решениями органов государственной власти краев, областей, автономной области, автономных округов, районов, городов и иных административно-территориальных образований. Из пункта 4 статьи 12 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что местные налоги вводятся в действие в соответствии с настоящим Кодексом.
Пунктом 2 статьи 53 Налогового кодекса Российской Федерации также предусмотрено, что налоговые ставки по региональным и местным налогам устанавливаются соответственно законами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления в пределах, установленных Кодексом.
С учетом изложенного кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения жалобы налоговой инспекции.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение от 06.08.2002 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа по делу N А75-1212-А/02 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Сургутскому району Тюменской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)