Судебные решения, арбитраж
Налог на прибыль организаций
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
от 30 января 2004 г. Дело N А19-21024/03-40
Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Калашниковой Т.А.,
при ведении протокола судебного заседания судьей Калашниковой Т.А.,
при участии в заседании:
от заявителя: Дубровина П.Н. - юриста (доверенность от 16.01.2004 N 001-20, паспорт 25 03 011946, выдан УВД г. Братска 12.03.2002),
от ответчика: Мальцевой Т.Г. - ин-ра (доверенность от 08.01.2004 N 08-02/1-1, уд. N 152186 от 19.12.2003),
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению ОАО "Целлюлозно-картонный комбинат" к Инспекции МНС РФ по Центральному округу г. Братска Иркутской области о признании незаконным решения N 07-1/375 от 10 октября 2003 года,
открытое акционерное общество "Целлюлозно-картонный комбинат" (ОАО "ЦКК") обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о признании незаконным решения "Об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения" Инспекции МНС РФ по Центральному округу г. Братска Иркутской области N 07-1/375 от 10.10.2003.
В судебном заседании представитель ОАО "ЦКК" заявленные требования поддержал полностью. В обоснование своих требований заявитель пояснил, что выводы налоговой инспекции, изложенные в оспариваемом решении, необоснованны, при этом сослался на положения статьи 5 Закона РФ от 19.02.1993 N 4250-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях", статьи 7 Федерального закона от 31.07.1998 N 147-ФЗ "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации", пункта 15 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 28.02.2001 N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации".
Как указал представитель ОАО "ЦКК", льгота, предусмотренная статьей 5 Закона РФ "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях", является самостоятельной налоговой льготой и ограничения, установленные подпунктом "а" пункта 1 и пунктом 7 статьи 6 Закона РФ от 27 декабря 1991 года N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций", действуют только в отношении льготы, предусмотренной этим Законом, и не распространяются на льготы по налогу на прибыль, установленные иными актами законодательства. Представитель налогового органа требования о признании незаконным решения не признал, считает оспариваемое решение законным и обоснованным, полагает, что основания для признания его незаконным отсутствуют, просил в удовлетворении заявленных требований отказать.
В обоснование своих возражений представитель налогового органа указал на то, что все возможные льготы по налогу на прибыль установлены Законом РФ "О налоге на прибыль предприятий и организаций" и льгот для предприятий, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, данным Законом не предусмотрено. Закон РФ "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях", устанавливающий подобную льготу, не относится к законам о налогах и сборах. Более того, балансовая прибыль организации за 2000 год составляет 101970267 рублей, за 2001 год - 46188346 рублей, соответственно, льгота по налогу на прибыль не может превышать указанных сумм.
Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, суд установил следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела, Инспекцией МНС РФ по Центральному округу г. Братска Иркутской области проведена камеральная налоговая проверка уточненных расчетов налога на прибыль ОАО "ЦКК" за 2000 и 2001 годы, представленных в налоговый орган 10.07.2003, при этом выявлены факты: неполной уплаты в бюджет налога на прибыль за 2000 год в размере 36362679 рублей, за 2001 год в размере 6797580 рублей; дополнительных платежей в бюджет по налогу на прибыль за 4 квартал 2000 года в размере 2272667 рублей, за 4 квартал 2001 года в размере 424849 рублей, в результате завышения предприятием суммы льготы по налогу на прибыль, направленной на финансирование капитальных вложений производственного назначения за 2000 и 2001 годы.
По результатам проверки налоговым органом вынесено решение N 07-1/375 от 10.10.2003, разделом 2 которого ОАО "ЦКК" предложено уплатить соответствующие суммы налога на прибыль и дополнительные платежи в бюджет по налогу на прибыль.
ОАО "ЦКК", считая указанное решение налогового органа необоснованным и нарушающим права налогоплательщика, обжаловало его в судебном порядке.
Суд исследовал материалы дела, выслушал представителей сторон и полагает, что требования заявителя подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 21 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налогоплательщики имеют право использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах.
Согласно пункту 1 статьи 56 НК РФ льготы по налогам и сборам устанавливаются законодательством о налогах и сборах, которое согласно пункту 1 статьи 1 НК РФ состоит из Налогового кодекса РФ и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 1 статьи 6 Закона РФ "О налоге на прибыль предприятий и организаций" при исчислении налога на прибыль облагаемая прибыль при фактически произведенных затратах и расходах за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, уменьшается на суммы, направленные предприятиями отраслей сферы материального производства на финансирование капитальных вложений производственного назначения (в том числе в порядке долевого участия), а также на погашение кредитов банков, полученных и использованных на эти цели, включая проценты по кредитам. Эта льгота предоставляется предприятиям, осуществляющим развитие собственной производственной базы и жилищное строительство, включая погашение кредитов банков, полученных и использованных на эти цели, при условии полного использования ими сумм начисленного износа (амортизации) на последнюю отчетную дату. Согласно пункту 7 статьи 6 названного Закона данная льгота не должна уменьшать фактическую сумму налога, исчисленную без учета данной льготы, более чем на 50 процентов.
Кроме того, наряду с подпунктом "а" пункта 1 статьи 6 Закона РФ "О налоге на прибыль предприятий и организаций" действует льгота, установленная статьей 5 Закона РФ "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях". В этой статье предусмотрено, что предприятия, расположенные в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, освобождаются от уплаты налогов на часть прибыли (дохода), направляемую на капитальные вложения производственного и непроизводственного назначения.
Льгота, установленная статьей 5 Закона РФ "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях", направлена на поддержку предприятий, расположенных и осуществляющих свою деятельность в экстремальных природно-климатических условиях Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
В названной норме нет указания на то, что льгота применяется с учетом положений статьи 6 Закона РФ "О налоге на прибыль предприятий и организаций". Не установлено ее положениями и ограничения в том, что в целях применения этой льготы затраты на финансирование капитальных вложений производственного и непроизводственного назначения могут быть произведены только за счет чистой прибыли текущего года и что для указанных целей не может быть использована чистая нераспределенная прибыль прошлых лет. Также не содержится в ней и каких-либо иных условий по ее применению.
Суд не усматривает каких-либо противоречий и неясностей в формулировке статьи 5 Закона РФ "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях", исключающих возможность ее самостоятельного применения.
Из представленных бухгалтерских балансов ОАО "ЦКК" за 2000 и 2001 годы видно, что предприятие имело в 2000 году нераспределенную прибыль прошлых лет в размере 350400 тыс. рублей (строка 460 баланса) и нераспределенную прибыль отчетного года - 101970 тыс. рублей (строка 470 баланса); в 2001 году нераспределенную прибыль прошлых лет в размере 413224 тыс. рублей (строка 460 баланса), нераспределенную прибыль отчетного года - 46188 тыс. рублей (строка 470 баланса), льгота же в 2000 году заявлена на сумму 302437,7 тыс. рублей, в 2001 году - на сумму 75489,9 тыс. рублей, то есть в пределах сумм нераспределенной прибыли.
В пункте 15 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2001 N 5 разъяснено, что впредь до момента введения в действие соответствующих глав части второй Налогового кодекса Российской Федерации судам надлежит применять принятые в установленном порядке нормы закона, касающиеся налоговых льгот, независимо от того, в какой законодательный акт они включены: связанный или не связанный в целом с вопросами налогообложения.
Следовательно, относясь к предприятиям, расположенным в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, ОАО "ЦКК" вправе использовать льготу по налогу на прибыль, установленную статьей 5 Закона РФ "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях". Эта льгота является самостоятельной дополнительной налоговой льготой в отношении организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
Ограничения, установленные подпунктом "а" пункта 1 и пунктом 7 статьи 6 Закона РФ "О налоге на прибыль предприятий и организаций", действуют только в отношении льгот, предусмотренных этим законом, и не распространяются на льготы по налогу на прибыль, установленные иными актами законодательства, в частности, статьей 5 Закона РФ "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях".
В связи с этим суд полагает, что у налогового органа отсутствовали правовые основания для признания неуплаченными ОАО "ЦКК" в бюджет суммы налога на прибыль за 2000 год в размере 36362679 рублей, за 2001 год в размере 6797580 рублей; суммы дополнительных платежей в бюджет по налогу на прибыль за 4 квартал 2000 года в размере 2272667 рублей, за 4 квартал 2001 года в размере 424849 рублей, в результате завышения суммы льготы по налогу на прибыль, направленной на финансирование капитальных вложений производственного назначения за 2000 и 2001 годы.
Принимая во внимание изложенные обстоятельства, суд находит требования обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Иркутской области
заявленные требования удовлетворить полностью.
Признать решение Инспекции МНС РФ по Центральному округу г. Братска Иркутской области от 10.10.2003 N 07-1/375 незаконным в части п. 2.1 "а" -неуплаченных (не полностью уплаченных) налогов: налог на прибыль за 2000 г. в сумме 36362679 руб., налог на прибыль за 2001 г. - в сумме 6797580 руб., дополнительных платежей в бюджет по налогу на прибыль за 4 квартал 2000 г. в сумме 2272667 руб., дополнительных платежей в бюджет по налогу на прибыль за 4 квартал 2001 г. в сумме 424849 руб., как не соответствующее ст.ст. 21, 56 Налогового кодекса РФ, ст. 5 Закона РФ от 19.02.1993 N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях".
Возвратить ОАО "Целлюлозно-картонный комбинат" из федерального бюджета госпошлину в сумме 1000 руб., уплаченную по платежному поручению N 5901 от 06.12.2002.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Арбитражного суда Иркутской области в течение месяца со дня его принятия.
от 30 января 2004 г. Дело N А19-21024/03-40
Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Калашниковой Т.А.,
при ведении протокола судебного заседания судьей Калашниковой Т.А.,
при участии в заседании:
от заявителя: Дубровина П.Н. - юриста (доверенность от 16.01.2004 N 001-20, паспорт 25 03 011946, выдан УВД г. Братска 12.03.2002),
от ответчика: Мальцевой Т.Г. - ин-ра (доверенность от 08.01.2004 N 08-02/1-1, уд. N 152186 от 19.12.2003),
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению ОАО "Целлюлозно-картонный комбинат" к Инспекции МНС РФ по Центральному округу г. Братска Иркутской области о признании незаконным решения N 07-1/375 от 10 октября 2003 года,
открытое акционерное общество "Целлюлозно-картонный комбинат" (ОАО "ЦКК") обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о признании незаконным решения "Об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения" Инспекции МНС РФ по Центральному округу г. Братска Иркутской области N 07-1/375 от 10.10.2003.
В судебном заседании представитель ОАО "ЦКК" заявленные требования поддержал полностью. В обоснование своих требований заявитель пояснил, что выводы налоговой инспекции, изложенные в оспариваемом решении, необоснованны, при этом сослался на положения статьи 5 Закона РФ от 19.02.1993 N 4250-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях", статьи 7 Федерального закона от 31.07.1998 N 147-ФЗ "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации", пункта 15 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 28.02.2001 N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации".
Как указал представитель ОАО "ЦКК", льгота, предусмотренная статьей 5 Закона РФ "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях", является самостоятельной налоговой льготой и ограничения, установленные подпунктом "а" пункта 1 и пунктом 7 статьи 6 Закона РФ от 27 декабря 1991 года N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций", действуют только в отношении льготы, предусмотренной этим Законом, и не распространяются на льготы по налогу на прибыль, установленные иными актами законодательства. Представитель налогового органа требования о признании незаконным решения не признал, считает оспариваемое решение законным и обоснованным, полагает, что основания для признания его незаконным отсутствуют, просил в удовлетворении заявленных требований отказать.
В обоснование своих возражений представитель налогового органа указал на то, что все возможные льготы по налогу на прибыль установлены Законом РФ "О налоге на прибыль предприятий и организаций" и льгот для предприятий, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, данным Законом не предусмотрено. Закон РФ "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях", устанавливающий подобную льготу, не относится к законам о налогах и сборах. Более того, балансовая прибыль организации за 2000 год составляет 101970267 рублей, за 2001 год - 46188346 рублей, соответственно, льгота по налогу на прибыль не может превышать указанных сумм.
Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, суд установил следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела, Инспекцией МНС РФ по Центральному округу г. Братска Иркутской области проведена камеральная налоговая проверка уточненных расчетов налога на прибыль ОАО "ЦКК" за 2000 и 2001 годы, представленных в налоговый орган 10.07.2003, при этом выявлены факты: неполной уплаты в бюджет налога на прибыль за 2000 год в размере 36362679 рублей, за 2001 год в размере 6797580 рублей; дополнительных платежей в бюджет по налогу на прибыль за 4 квартал 2000 года в размере 2272667 рублей, за 4 квартал 2001 года в размере 424849 рублей, в результате завышения предприятием суммы льготы по налогу на прибыль, направленной на финансирование капитальных вложений производственного назначения за 2000 и 2001 годы.
По результатам проверки налоговым органом вынесено решение N 07-1/375 от 10.10.2003, разделом 2 которого ОАО "ЦКК" предложено уплатить соответствующие суммы налога на прибыль и дополнительные платежи в бюджет по налогу на прибыль.
ОАО "ЦКК", считая указанное решение налогового органа необоснованным и нарушающим права налогоплательщика, обжаловало его в судебном порядке.
Суд исследовал материалы дела, выслушал представителей сторон и полагает, что требования заявителя подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 21 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налогоплательщики имеют право использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах.
Согласно пункту 1 статьи 56 НК РФ льготы по налогам и сборам устанавливаются законодательством о налогах и сборах, которое согласно пункту 1 статьи 1 НК РФ состоит из Налогового кодекса РФ и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 1 статьи 6 Закона РФ "О налоге на прибыль предприятий и организаций" при исчислении налога на прибыль облагаемая прибыль при фактически произведенных затратах и расходах за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, уменьшается на суммы, направленные предприятиями отраслей сферы материального производства на финансирование капитальных вложений производственного назначения (в том числе в порядке долевого участия), а также на погашение кредитов банков, полученных и использованных на эти цели, включая проценты по кредитам. Эта льгота предоставляется предприятиям, осуществляющим развитие собственной производственной базы и жилищное строительство, включая погашение кредитов банков, полученных и использованных на эти цели, при условии полного использования ими сумм начисленного износа (амортизации) на последнюю отчетную дату. Согласно пункту 7 статьи 6 названного Закона данная льгота не должна уменьшать фактическую сумму налога, исчисленную без учета данной льготы, более чем на 50 процентов.
Кроме того, наряду с подпунктом "а" пункта 1 статьи 6 Закона РФ "О налоге на прибыль предприятий и организаций" действует льгота, установленная статьей 5 Закона РФ "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях". В этой статье предусмотрено, что предприятия, расположенные в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, освобождаются от уплаты налогов на часть прибыли (дохода), направляемую на капитальные вложения производственного и непроизводственного назначения.
Льгота, установленная статьей 5 Закона РФ "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях", направлена на поддержку предприятий, расположенных и осуществляющих свою деятельность в экстремальных природно-климатических условиях Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
В названной норме нет указания на то, что льгота применяется с учетом положений статьи 6 Закона РФ "О налоге на прибыль предприятий и организаций". Не установлено ее положениями и ограничения в том, что в целях применения этой льготы затраты на финансирование капитальных вложений производственного и непроизводственного назначения могут быть произведены только за счет чистой прибыли текущего года и что для указанных целей не может быть использована чистая нераспределенная прибыль прошлых лет. Также не содержится в ней и каких-либо иных условий по ее применению.
Суд не усматривает каких-либо противоречий и неясностей в формулировке статьи 5 Закона РФ "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях", исключающих возможность ее самостоятельного применения.
Из представленных бухгалтерских балансов ОАО "ЦКК" за 2000 и 2001 годы видно, что предприятие имело в 2000 году нераспределенную прибыль прошлых лет в размере 350400 тыс. рублей (строка 460 баланса) и нераспределенную прибыль отчетного года - 101970 тыс. рублей (строка 470 баланса); в 2001 году нераспределенную прибыль прошлых лет в размере 413224 тыс. рублей (строка 460 баланса), нераспределенную прибыль отчетного года - 46188 тыс. рублей (строка 470 баланса), льгота же в 2000 году заявлена на сумму 302437,7 тыс. рублей, в 2001 году - на сумму 75489,9 тыс. рублей, то есть в пределах сумм нераспределенной прибыли.
В пункте 15 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2001 N 5 разъяснено, что впредь до момента введения в действие соответствующих глав части второй Налогового кодекса Российской Федерации судам надлежит применять принятые в установленном порядке нормы закона, касающиеся налоговых льгот, независимо от того, в какой законодательный акт они включены: связанный или не связанный в целом с вопросами налогообложения.
Следовательно, относясь к предприятиям, расположенным в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, ОАО "ЦКК" вправе использовать льготу по налогу на прибыль, установленную статьей 5 Закона РФ "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях". Эта льгота является самостоятельной дополнительной налоговой льготой в отношении организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
Ограничения, установленные подпунктом "а" пункта 1 и пунктом 7 статьи 6 Закона РФ "О налоге на прибыль предприятий и организаций", действуют только в отношении льгот, предусмотренных этим законом, и не распространяются на льготы по налогу на прибыль, установленные иными актами законодательства, в частности, статьей 5 Закона РФ "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях".
В связи с этим суд полагает, что у налогового органа отсутствовали правовые основания для признания неуплаченными ОАО "ЦКК" в бюджет суммы налога на прибыль за 2000 год в размере 36362679 рублей, за 2001 год в размере 6797580 рублей; суммы дополнительных платежей в бюджет по налогу на прибыль за 4 квартал 2000 года в размере 2272667 рублей, за 4 квартал 2001 года в размере 424849 рублей, в результате завышения суммы льготы по налогу на прибыль, направленной на финансирование капитальных вложений производственного назначения за 2000 и 2001 годы.
Принимая во внимание изложенные обстоятельства, суд находит требования обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Иркутской области
заявленные требования удовлетворить полностью.
Признать решение Инспекции МНС РФ по Центральному округу г. Братска Иркутской области от 10.10.2003 N 07-1/375 незаконным в части п. 2.1 "а" -неуплаченных (не полностью уплаченных) налогов: налог на прибыль за 2000 г. в сумме 36362679 руб., налог на прибыль за 2001 г. - в сумме 6797580 руб., дополнительных платежей в бюджет по налогу на прибыль за 4 квартал 2000 г. в сумме 2272667 руб., дополнительных платежей в бюджет по налогу на прибыль за 4 квартал 2001 г. в сумме 424849 руб., как не соответствующее ст.ст. 21, 56 Налогового кодекса РФ, ст. 5 Закона РФ от 19.02.1993 N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях".
Возвратить ОАО "Целлюлозно-картонный комбинат" из федерального бюджета госпошлину в сумме 1000 руб., уплаченную по платежному поручению N 5901 от 06.12.2002.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Арбитражного суда Иркутской области в течение месяца со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 30.01.2004 ПО ДЕЛУ N А19-21024/03-40
Разделы:Налог на прибыль организаций
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 30 января 2004 г. Дело N А19-21024/03-40
Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Калашниковой Т.А.,
при ведении протокола судебного заседания судьей Калашниковой Т.А.,
при участии в заседании:
от заявителя: Дубровина П.Н. - юриста (доверенность от 16.01.2004 N 001-20, паспорт 25 03 011946, выдан УВД г. Братска 12.03.2002),
от ответчика: Мальцевой Т.Г. - ин-ра (доверенность от 08.01.2004 N 08-02/1-1, уд. N 152186 от 19.12.2003),
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению ОАО "Целлюлозно-картонный комбинат" к Инспекции МНС РФ по Центральному округу г. Братска Иркутской области о признании незаконным решения N 07-1/375 от 10 октября 2003 года,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Целлюлозно-картонный комбинат" (ОАО "ЦКК") обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о признании незаконным решения "Об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения" Инспекции МНС РФ по Центральному округу г. Братска Иркутской области N 07-1/375 от 10.10.2003.
В судебном заседании представитель ОАО "ЦКК" заявленные требования поддержал полностью. В обоснование своих требований заявитель пояснил, что выводы налоговой инспекции, изложенные в оспариваемом решении, необоснованны, при этом сослался на положения статьи 5 Закона РФ от 19.02.1993 N 4250-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях", статьи 7 Федерального закона от 31.07.1998 N 147-ФЗ "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации", пункта 15 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 28.02.2001 N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации".
Как указал представитель ОАО "ЦКК", льгота, предусмотренная статьей 5 Закона РФ "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях", является самостоятельной налоговой льготой и ограничения, установленные подпунктом "а" пункта 1 и пунктом 7 статьи 6 Закона РФ от 27 декабря 1991 года N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций", действуют только в отношении льготы, предусмотренной этим Законом, и не распространяются на льготы по налогу на прибыль, установленные иными актами законодательства. Представитель налогового органа требования о признании незаконным решения не признал, считает оспариваемое решение законным и обоснованным, полагает, что основания для признания его незаконным отсутствуют, просил в удовлетворении заявленных требований отказать.
В обоснование своих возражений представитель налогового органа указал на то, что все возможные льготы по налогу на прибыль установлены Законом РФ "О налоге на прибыль предприятий и организаций" и льгот для предприятий, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, данным Законом не предусмотрено. Закон РФ "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях", устанавливающий подобную льготу, не относится к законам о налогах и сборах. Более того, балансовая прибыль организации за 2000 год составляет 101970267 рублей, за 2001 год - 46188346 рублей, соответственно, льгота по налогу на прибыль не может превышать указанных сумм.
Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, суд установил следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела, Инспекцией МНС РФ по Центральному округу г. Братска Иркутской области проведена камеральная налоговая проверка уточненных расчетов налога на прибыль ОАО "ЦКК" за 2000 и 2001 годы, представленных в налоговый орган 10.07.2003, при этом выявлены факты: неполной уплаты в бюджет налога на прибыль за 2000 год в размере 36362679 рублей, за 2001 год в размере 6797580 рублей; дополнительных платежей в бюджет по налогу на прибыль за 4 квартал 2000 года в размере 2272667 рублей, за 4 квартал 2001 года в размере 424849 рублей, в результате завышения предприятием суммы льготы по налогу на прибыль, направленной на финансирование капитальных вложений производственного назначения за 2000 и 2001 годы.
По результатам проверки налоговым органом вынесено решение N 07-1/375 от 10.10.2003, разделом 2 которого ОАО "ЦКК" предложено уплатить соответствующие суммы налога на прибыль и дополнительные платежи в бюджет по налогу на прибыль.
ОАО "ЦКК", считая указанное решение налогового органа необоснованным и нарушающим права налогоплательщика, обжаловало его в судебном порядке.
Суд исследовал материалы дела, выслушал представителей сторон и полагает, что требования заявителя подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 21 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налогоплательщики имеют право использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах.
Согласно пункту 1 статьи 56 НК РФ льготы по налогам и сборам устанавливаются законодательством о налогах и сборах, которое согласно пункту 1 статьи 1 НК РФ состоит из Налогового кодекса РФ и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 1 статьи 6 Закона РФ "О налоге на прибыль предприятий и организаций" при исчислении налога на прибыль облагаемая прибыль при фактически произведенных затратах и расходах за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, уменьшается на суммы, направленные предприятиями отраслей сферы материального производства на финансирование капитальных вложений производственного назначения (в том числе в порядке долевого участия), а также на погашение кредитов банков, полученных и использованных на эти цели, включая проценты по кредитам. Эта льгота предоставляется предприятиям, осуществляющим развитие собственной производственной базы и жилищное строительство, включая погашение кредитов банков, полученных и использованных на эти цели, при условии полного использования ими сумм начисленного износа (амортизации) на последнюю отчетную дату. Согласно пункту 7 статьи 6 названного Закона данная льгота не должна уменьшать фактическую сумму налога, исчисленную без учета данной льготы, более чем на 50 процентов.
Кроме того, наряду с подпунктом "а" пункта 1 статьи 6 Закона РФ "О налоге на прибыль предприятий и организаций" действует льгота, установленная статьей 5 Закона РФ "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях". В этой статье предусмотрено, что предприятия, расположенные в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, освобождаются от уплаты налогов на часть прибыли (дохода), направляемую на капитальные вложения производственного и непроизводственного назначения.
Льгота, установленная статьей 5 Закона РФ "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях", направлена на поддержку предприятий, расположенных и осуществляющих свою деятельность в экстремальных природно-климатических условиях Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
В названной норме нет указания на то, что льгота применяется с учетом положений статьи 6 Закона РФ "О налоге на прибыль предприятий и организаций". Не установлено ее положениями и ограничения в том, что в целях применения этой льготы затраты на финансирование капитальных вложений производственного и непроизводственного назначения могут быть произведены только за счет чистой прибыли текущего года и что для указанных целей не может быть использована чистая нераспределенная прибыль прошлых лет. Также не содержится в ней и каких-либо иных условий по ее применению.
Суд не усматривает каких-либо противоречий и неясностей в формулировке статьи 5 Закона РФ "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях", исключающих возможность ее самостоятельного применения.
Из представленных бухгалтерских балансов ОАО "ЦКК" за 2000 и 2001 годы видно, что предприятие имело в 2000 году нераспределенную прибыль прошлых лет в размере 350400 тыс. рублей (строка 460 баланса) и нераспределенную прибыль отчетного года - 101970 тыс. рублей (строка 470 баланса); в 2001 году нераспределенную прибыль прошлых лет в размере 413224 тыс. рублей (строка 460 баланса), нераспределенную прибыль отчетного года - 46188 тыс. рублей (строка 470 баланса), льгота же в 2000 году заявлена на сумму 302437,7 тыс. рублей, в 2001 году - на сумму 75489,9 тыс. рублей, то есть в пределах сумм нераспределенной прибыли.
В пункте 15 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2001 N 5 разъяснено, что впредь до момента введения в действие соответствующих глав части второй Налогового кодекса Российской Федерации судам надлежит применять принятые в установленном порядке нормы закона, касающиеся налоговых льгот, независимо от того, в какой законодательный акт они включены: связанный или не связанный в целом с вопросами налогообложения.
Следовательно, относясь к предприятиям, расположенным в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, ОАО "ЦКК" вправе использовать льготу по налогу на прибыль, установленную статьей 5 Закона РФ "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях". Эта льгота является самостоятельной дополнительной налоговой льготой в отношении организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
Ограничения, установленные подпунктом "а" пункта 1 и пунктом 7 статьи 6 Закона РФ "О налоге на прибыль предприятий и организаций", действуют только в отношении льгот, предусмотренных этим законом, и не распространяются на льготы по налогу на прибыль, установленные иными актами законодательства, в частности, статьей 5 Закона РФ "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях".
В связи с этим суд полагает, что у налогового органа отсутствовали правовые основания для признания неуплаченными ОАО "ЦКК" в бюджет суммы налога на прибыль за 2000 год в размере 36362679 рублей, за 2001 год в размере 6797580 рублей; суммы дополнительных платежей в бюджет по налогу на прибыль за 4 квартал 2000 года в размере 2272667 рублей, за 4 квартал 2001 года в размере 424849 рублей, в результате завышения суммы льготы по налогу на прибыль, направленной на финансирование капитальных вложений производственного назначения за 2000 и 2001 годы.
Принимая во внимание изложенные обстоятельства, суд находит требования обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Иркутской области
РЕШИЛ:
заявленные требования удовлетворить полностью.
Признать решение Инспекции МНС РФ по Центральному округу г. Братска Иркутской области от 10.10.2003 N 07-1/375 незаконным в части п. 2.1 "а" -неуплаченных (не полностью уплаченных) налогов: налог на прибыль за 2000 г. в сумме 36362679 руб., налог на прибыль за 2001 г. - в сумме 6797580 руб., дополнительных платежей в бюджет по налогу на прибыль за 4 квартал 2000 г. в сумме 2272667 руб., дополнительных платежей в бюджет по налогу на прибыль за 4 квартал 2001 г. в сумме 424849 руб., как не соответствующее ст.ст. 21, 56 Налогового кодекса РФ, ст. 5 Закона РФ от 19.02.1993 N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях".
Возвратить ОАО "Целлюлозно-картонный комбинат" из федерального бюджета госпошлину в сумме 1000 руб., уплаченную по платежному поручению N 5901 от 06.12.2002.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Арбитражного суда Иркутской области в течение месяца со дня его принятия.
Судья
Т.А.КАЛАШНИКОВА
Т.А.КАЛАШНИКОВА
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 30 января 2004 г. Дело N А19-21024/03-40
Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Калашниковой Т.А.,
при ведении протокола судебного заседания судьей Калашниковой Т.А.,
при участии в заседании:
от заявителя: Дубровина П.Н. - юриста (доверенность от 16.01.2004 N 001-20, паспорт 25 03 011946, выдан УВД г. Братска 12.03.2002),
от ответчика: Мальцевой Т.Г. - ин-ра (доверенность от 08.01.2004 N 08-02/1-1, уд. N 152186 от 19.12.2003),
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению ОАО "Целлюлозно-картонный комбинат" к Инспекции МНС РФ по Центральному округу г. Братска Иркутской области о признании незаконным решения N 07-1/375 от 10 октября 2003 года,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Целлюлозно-картонный комбинат" (ОАО "ЦКК") обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о признании незаконным решения "Об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения" Инспекции МНС РФ по Центральному округу г. Братска Иркутской области N 07-1/375 от 10.10.2003.
В судебном заседании представитель ОАО "ЦКК" заявленные требования поддержал полностью. В обоснование своих требований заявитель пояснил, что выводы налоговой инспекции, изложенные в оспариваемом решении, необоснованны, при этом сослался на положения статьи 5 Закона РФ от 19.02.1993 N 4250-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях", статьи 7 Федерального закона от 31.07.1998 N 147-ФЗ "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации", пункта 15 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 28.02.2001 N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации".
Как указал представитель ОАО "ЦКК", льгота, предусмотренная статьей 5 Закона РФ "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях", является самостоятельной налоговой льготой и ограничения, установленные подпунктом "а" пункта 1 и пунктом 7 статьи 6 Закона РФ от 27 декабря 1991 года N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций", действуют только в отношении льготы, предусмотренной этим Законом, и не распространяются на льготы по налогу на прибыль, установленные иными актами законодательства. Представитель налогового органа требования о признании незаконным решения не признал, считает оспариваемое решение законным и обоснованным, полагает, что основания для признания его незаконным отсутствуют, просил в удовлетворении заявленных требований отказать.
В обоснование своих возражений представитель налогового органа указал на то, что все возможные льготы по налогу на прибыль установлены Законом РФ "О налоге на прибыль предприятий и организаций" и льгот для предприятий, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, данным Законом не предусмотрено. Закон РФ "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях", устанавливающий подобную льготу, не относится к законам о налогах и сборах. Более того, балансовая прибыль организации за 2000 год составляет 101970267 рублей, за 2001 год - 46188346 рублей, соответственно, льгота по налогу на прибыль не может превышать указанных сумм.
Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, суд установил следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела, Инспекцией МНС РФ по Центральному округу г. Братска Иркутской области проведена камеральная налоговая проверка уточненных расчетов налога на прибыль ОАО "ЦКК" за 2000 и 2001 годы, представленных в налоговый орган 10.07.2003, при этом выявлены факты: неполной уплаты в бюджет налога на прибыль за 2000 год в размере 36362679 рублей, за 2001 год в размере 6797580 рублей; дополнительных платежей в бюджет по налогу на прибыль за 4 квартал 2000 года в размере 2272667 рублей, за 4 квартал 2001 года в размере 424849 рублей, в результате завышения предприятием суммы льготы по налогу на прибыль, направленной на финансирование капитальных вложений производственного назначения за 2000 и 2001 годы.
По результатам проверки налоговым органом вынесено решение N 07-1/375 от 10.10.2003, разделом 2 которого ОАО "ЦКК" предложено уплатить соответствующие суммы налога на прибыль и дополнительные платежи в бюджет по налогу на прибыль.
ОАО "ЦКК", считая указанное решение налогового органа необоснованным и нарушающим права налогоплательщика, обжаловало его в судебном порядке.
Суд исследовал материалы дела, выслушал представителей сторон и полагает, что требования заявителя подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 21 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налогоплательщики имеют право использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах.
Согласно пункту 1 статьи 56 НК РФ льготы по налогам и сборам устанавливаются законодательством о налогах и сборах, которое согласно пункту 1 статьи 1 НК РФ состоит из Налогового кодекса РФ и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 1 статьи 6 Закона РФ "О налоге на прибыль предприятий и организаций" при исчислении налога на прибыль облагаемая прибыль при фактически произведенных затратах и расходах за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, уменьшается на суммы, направленные предприятиями отраслей сферы материального производства на финансирование капитальных вложений производственного назначения (в том числе в порядке долевого участия), а также на погашение кредитов банков, полученных и использованных на эти цели, включая проценты по кредитам. Эта льгота предоставляется предприятиям, осуществляющим развитие собственной производственной базы и жилищное строительство, включая погашение кредитов банков, полученных и использованных на эти цели, при условии полного использования ими сумм начисленного износа (амортизации) на последнюю отчетную дату. Согласно пункту 7 статьи 6 названного Закона данная льгота не должна уменьшать фактическую сумму налога, исчисленную без учета данной льготы, более чем на 50 процентов.
Кроме того, наряду с подпунктом "а" пункта 1 статьи 6 Закона РФ "О налоге на прибыль предприятий и организаций" действует льгота, установленная статьей 5 Закона РФ "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях". В этой статье предусмотрено, что предприятия, расположенные в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, освобождаются от уплаты налогов на часть прибыли (дохода), направляемую на капитальные вложения производственного и непроизводственного назначения.
Льгота, установленная статьей 5 Закона РФ "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях", направлена на поддержку предприятий, расположенных и осуществляющих свою деятельность в экстремальных природно-климатических условиях Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
В названной норме нет указания на то, что льгота применяется с учетом положений статьи 6 Закона РФ "О налоге на прибыль предприятий и организаций". Не установлено ее положениями и ограничения в том, что в целях применения этой льготы затраты на финансирование капитальных вложений производственного и непроизводственного назначения могут быть произведены только за счет чистой прибыли текущего года и что для указанных целей не может быть использована чистая нераспределенная прибыль прошлых лет. Также не содержится в ней и каких-либо иных условий по ее применению.
Суд не усматривает каких-либо противоречий и неясностей в формулировке статьи 5 Закона РФ "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях", исключающих возможность ее самостоятельного применения.
Из представленных бухгалтерских балансов ОАО "ЦКК" за 2000 и 2001 годы видно, что предприятие имело в 2000 году нераспределенную прибыль прошлых лет в размере 350400 тыс. рублей (строка 460 баланса) и нераспределенную прибыль отчетного года - 101970 тыс. рублей (строка 470 баланса); в 2001 году нераспределенную прибыль прошлых лет в размере 413224 тыс. рублей (строка 460 баланса), нераспределенную прибыль отчетного года - 46188 тыс. рублей (строка 470 баланса), льгота же в 2000 году заявлена на сумму 302437,7 тыс. рублей, в 2001 году - на сумму 75489,9 тыс. рублей, то есть в пределах сумм нераспределенной прибыли.
В пункте 15 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2001 N 5 разъяснено, что впредь до момента введения в действие соответствующих глав части второй Налогового кодекса Российской Федерации судам надлежит применять принятые в установленном порядке нормы закона, касающиеся налоговых льгот, независимо от того, в какой законодательный акт они включены: связанный или не связанный в целом с вопросами налогообложения.
Следовательно, относясь к предприятиям, расположенным в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, ОАО "ЦКК" вправе использовать льготу по налогу на прибыль, установленную статьей 5 Закона РФ "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях". Эта льгота является самостоятельной дополнительной налоговой льготой в отношении организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
Ограничения, установленные подпунктом "а" пункта 1 и пунктом 7 статьи 6 Закона РФ "О налоге на прибыль предприятий и организаций", действуют только в отношении льгот, предусмотренных этим законом, и не распространяются на льготы по налогу на прибыль, установленные иными актами законодательства, в частности, статьей 5 Закона РФ "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях".
В связи с этим суд полагает, что у налогового органа отсутствовали правовые основания для признания неуплаченными ОАО "ЦКК" в бюджет суммы налога на прибыль за 2000 год в размере 36362679 рублей, за 2001 год в размере 6797580 рублей; суммы дополнительных платежей в бюджет по налогу на прибыль за 4 квартал 2000 года в размере 2272667 рублей, за 4 квартал 2001 года в размере 424849 рублей, в результате завышения суммы льготы по налогу на прибыль, направленной на финансирование капитальных вложений производственного назначения за 2000 и 2001 годы.
Принимая во внимание изложенные обстоятельства, суд находит требования обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Иркутской области
РЕШИЛ:
заявленные требования удовлетворить полностью.
Признать решение Инспекции МНС РФ по Центральному округу г. Братска Иркутской области от 10.10.2003 N 07-1/375 незаконным в части п. 2.1 "а" -неуплаченных (не полностью уплаченных) налогов: налог на прибыль за 2000 г. в сумме 36362679 руб., налог на прибыль за 2001 г. - в сумме 6797580 руб., дополнительных платежей в бюджет по налогу на прибыль за 4 квартал 2000 г. в сумме 2272667 руб., дополнительных платежей в бюджет по налогу на прибыль за 4 квартал 2001 г. в сумме 424849 руб., как не соответствующее ст.ст. 21, 56 Налогового кодекса РФ, ст. 5 Закона РФ от 19.02.1993 N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях".
Возвратить ОАО "Целлюлозно-картонный комбинат" из федерального бюджета госпошлину в сумме 1000 руб., уплаченную по платежному поручению N 5901 от 06.12.2002.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Арбитражного суда Иркутской области в течение месяца со дня его принятия.
Судья
Т.А.КАЛАШНИКОВА
Т.А.КАЛАШНИКОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)