Судебные решения, арбитраж
Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
от 21 июля 2005 года Дело N А44-11127/04-С15
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кочеровой Л.И., судей Блиновой Л.В., Ветошкиной О.В., при участии от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 9 по Новгородской области Николаевой Ю.Н. (доверенность от 18.03.05 N 04/4341), рассмотрев 21.07.05 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 9 по Новгородской области на решение от 07.02.05 (судья Пестунов О.В.) и постановление апелляционной инстанции от 07.04.05 (судьи Духнов В.П., Чепрасов А.В., Янчикова Н.В.) Арбитражного суда Новгородской области по делу N А44-11127/04-С15,
Государственное учреждение "Управление федеральной почтовой связи Новгородской области" (далее - Учреждение почтовой связи, учреждение) обратилось в Арбитражный суд Новгородской области с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Великому Новгороду (после реорганизации - Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России N 9 по Новгородской области, далее - налоговая инспекция, инспекция) от 07.12.04 N 08-14/14 в части отказа в предоставлении льготы по земельному налогу за 2001 - 2004 годы и в возврате из бюджета 70119,48 руб. излишне уплаченного налога на землю за указанные налоговые периоды и обязании возвратить названную сумму земельного налога на счет учреждения.
Решением суда от 07.02.05 заявленные Учреждением почтовой связи требования удовлетворены.
Постановлением апелляционной инстанции от 07.04.05 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе налоговая инспекция, считая неправильным вывод суда о наличии у Учреждения почтовой связи права на льготу по земельному налогу, просит отменить названные решение и постановление суда и отказать учреждению в удовлетворении заявления. Налоговая инспекция также считает, что учреждение пропустило срок на подачу заявления о возврате из бюджета излишне уплаченного налога, установленный пунктом 8 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
Заявитель о времени и месте слушания дела надлежащим образом извещен, однако представителя в судебное заседание не направил, в связи с чем дело рассмотрено в его отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, Учреждение почтовой связи в период с 2001 по 2004 год уплачивало налог на землю за земельные участки, занимаемые объектами почтовой связи. Не считая себя плательщиком земельного налога, учреждение 01.07.04, то есть в пределах трех лет, исчисляемых с дат уплаты земельного налога за указанные налоговые периоды, обратилось в налоговую инспекцию с заявлением (л.д. 20) о возврате из бюджета 70119,48 руб. излишне уплаченного земельного налога, в том числе: за 2001 год - 9367,66 руб., за 2002 год - 18735,32 руб., за 2003 год - 33724 руб. и за 2004 год (авансовый платеж) - 28800,5 руб.
В связи с невозвратом налога в месячный срок, установленный пунктом 9 статьи 78 НК РФ, учреждение повторно 31.08.04 обратилось в инспекцию с заявлением о возврате названной суммы излишне уплаченного налога и представило уточненные налоговые декларации по этому налогу за налоговые периоды с 2001 по 2004 год.
Налоговая инспекция решением от 07.12.04 N 08-14/14 отказала заявителю в возврате налога на землю, указав на отсутствие у него льготы по земельному налогу, поскольку Законом Российской Федерации "О плате за землю" льгота по земельному налогу для таких учреждений почтовой связи, как заявитель, не установлена.
Учреждение не согласилось с названным решением налогового органа и обжаловало его в арбитражный суд.
Кассационная инстанция считает, что суды первой и апелляционной инстанций правомерно удовлетворили требования заявителя.
Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 21 НК РФ налогоплательщики имеют право использовать налоговые льготы при наличии оснований в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах.
В соответствии со статьей 56 НК РФ льготами по налогам и сборам признаются представляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.
В соответствии с пунктом 12 статьи 12 Закона Российской Федерации "О плате за землю" от уплаты земельного налога полностью освобождаются государственные предприятия связи, акционерные общества связи, контрольный пакет акций которых принадлежит государству, обеспечивающие распространение (трансляцию) государственных программ телевидения и радиовещания.
Согласно статье 2 Федерального закона от 16.02.95 N 15-ФЗ "О связи" к предприятиям, учреждениям и организациям связи (далее - предприятия связи) отнесены юридические лица независимо от форм собственности, предоставляющие услуги электрической и почтовой связи физическим и юридическим лицам в качестве основного вида деятельности. При этом государственным предприятием связи признается предприятие связи, относящееся к объектам федеральной собственности или собственности субъекта Российской Федерации.
Государственное учреждение "Управление федеральной почтовой связи Новгородской области" является федеральной государственной организацией связи, имеющей в своем составе на правах филиалов подразделения связи (узлы почтовой связи). Имущество учреждения является федеральной собственностью, а следовательно, на основании пункта 12 статьи 12 Закона Российской Федерации "О плате за землю" освобождается от уплаты земельного налога.
Кроме того, в соответствии с абзацем 3 статьи 31 Закона Российской Федерации от 17.07.99 N 176-ФЗ "О почтовой связи" земельные участки, отведенные под объекты почтовой связи организаций федеральной почтовой связи, предоставляются этим организациям в постоянное (бессрочное) безвозмездное пользование.
Таким образом, уплаченный Учреждением почтовой связи земельный налог является излишне уплаченным и подлежит возврату.
Согласно пункту 7 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации возврат излишне уплаченного налога осуществляется на основании письменного заявления налогоплательщика. В случае наличия у налогоплательщика недоимки по уплате налогов и сборов или задолженности по пеням, начисленным тому же бюджету (внебюджетному фонду), возврат налогоплательщику излишне уплаченной суммы производится только после зачета указанной суммы в счет погашения недоимки (задолженности).
Налоговая инспекция не ссылается, и судом не установлено наличие у учреждения недоимки по налогам и задолженности по пеням, начисленным тому же бюджету, а уточненные налоговые декларации за периоды с 2001 по 2004 год представлены налогоплательщиком в налоговый орган 31.08.04.
Довод налогового органа, приведенный в жалобе, о пропуске налогоплательщиком срока, установленного пунктом 8 статьи 78 НК РФ, не соответствует фактическим обстоятельствам и опровергается представленными учреждением доказательствами (листы дела 20, 49).
При указанных обстоятельствах кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения жалобы налогового органа.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 286, 287 (пункт 1 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
решение от 07.02.05 и постановление апелляционной инстанции от 07.04.05 Арбитражного суда Новгородской области по делу N А44-11127/04-С15 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 9 по Новгородской области - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА ОТ 21.07.2005 N А44-11127/04-С15
Разделы:Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 21 июля 2005 года Дело N А44-11127/04-С15
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кочеровой Л.И., судей Блиновой Л.В., Ветошкиной О.В., при участии от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 9 по Новгородской области Николаевой Ю.Н. (доверенность от 18.03.05 N 04/4341), рассмотрев 21.07.05 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 9 по Новгородской области на решение от 07.02.05 (судья Пестунов О.В.) и постановление апелляционной инстанции от 07.04.05 (судьи Духнов В.П., Чепрасов А.В., Янчикова Н.В.) Арбитражного суда Новгородской области по делу N А44-11127/04-С15,
УСТАНОВИЛ:
Государственное учреждение "Управление федеральной почтовой связи Новгородской области" (далее - Учреждение почтовой связи, учреждение) обратилось в Арбитражный суд Новгородской области с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Великому Новгороду (после реорганизации - Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России N 9 по Новгородской области, далее - налоговая инспекция, инспекция) от 07.12.04 N 08-14/14 в части отказа в предоставлении льготы по земельному налогу за 2001 - 2004 годы и в возврате из бюджета 70119,48 руб. излишне уплаченного налога на землю за указанные налоговые периоды и обязании возвратить названную сумму земельного налога на счет учреждения.
Решением суда от 07.02.05 заявленные Учреждением почтовой связи требования удовлетворены.
Постановлением апелляционной инстанции от 07.04.05 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе налоговая инспекция, считая неправильным вывод суда о наличии у Учреждения почтовой связи права на льготу по земельному налогу, просит отменить названные решение и постановление суда и отказать учреждению в удовлетворении заявления. Налоговая инспекция также считает, что учреждение пропустило срок на подачу заявления о возврате из бюджета излишне уплаченного налога, установленный пунктом 8 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
Заявитель о времени и месте слушания дела надлежащим образом извещен, однако представителя в судебное заседание не направил, в связи с чем дело рассмотрено в его отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, Учреждение почтовой связи в период с 2001 по 2004 год уплачивало налог на землю за земельные участки, занимаемые объектами почтовой связи. Не считая себя плательщиком земельного налога, учреждение 01.07.04, то есть в пределах трех лет, исчисляемых с дат уплаты земельного налога за указанные налоговые периоды, обратилось в налоговую инспекцию с заявлением (л.д. 20) о возврате из бюджета 70119,48 руб. излишне уплаченного земельного налога, в том числе: за 2001 год - 9367,66 руб., за 2002 год - 18735,32 руб., за 2003 год - 33724 руб. и за 2004 год (авансовый платеж) - 28800,5 руб.
В связи с невозвратом налога в месячный срок, установленный пунктом 9 статьи 78 НК РФ, учреждение повторно 31.08.04 обратилось в инспекцию с заявлением о возврате названной суммы излишне уплаченного налога и представило уточненные налоговые декларации по этому налогу за налоговые периоды с 2001 по 2004 год.
Налоговая инспекция решением от 07.12.04 N 08-14/14 отказала заявителю в возврате налога на землю, указав на отсутствие у него льготы по земельному налогу, поскольку Законом Российской Федерации "О плате за землю" льгота по земельному налогу для таких учреждений почтовой связи, как заявитель, не установлена.
Учреждение не согласилось с названным решением налогового органа и обжаловало его в арбитражный суд.
Кассационная инстанция считает, что суды первой и апелляционной инстанций правомерно удовлетворили требования заявителя.
Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 21 НК РФ налогоплательщики имеют право использовать налоговые льготы при наличии оснований в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах.
В соответствии со статьей 56 НК РФ льготами по налогам и сборам признаются представляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.
В соответствии с пунктом 12 статьи 12 Закона Российской Федерации "О плате за землю" от уплаты земельного налога полностью освобождаются государственные предприятия связи, акционерные общества связи, контрольный пакет акций которых принадлежит государству, обеспечивающие распространение (трансляцию) государственных программ телевидения и радиовещания.
Согласно статье 2 Федерального закона от 16.02.95 N 15-ФЗ "О связи" к предприятиям, учреждениям и организациям связи (далее - предприятия связи) отнесены юридические лица независимо от форм собственности, предоставляющие услуги электрической и почтовой связи физическим и юридическим лицам в качестве основного вида деятельности. При этом государственным предприятием связи признается предприятие связи, относящееся к объектам федеральной собственности или собственности субъекта Российской Федерации.
Государственное учреждение "Управление федеральной почтовой связи Новгородской области" является федеральной государственной организацией связи, имеющей в своем составе на правах филиалов подразделения связи (узлы почтовой связи). Имущество учреждения является федеральной собственностью, а следовательно, на основании пункта 12 статьи 12 Закона Российской Федерации "О плате за землю" освобождается от уплаты земельного налога.
Кроме того, в соответствии с абзацем 3 статьи 31 Закона Российской Федерации от 17.07.99 N 176-ФЗ "О почтовой связи" земельные участки, отведенные под объекты почтовой связи организаций федеральной почтовой связи, предоставляются этим организациям в постоянное (бессрочное) безвозмездное пользование.
Таким образом, уплаченный Учреждением почтовой связи земельный налог является излишне уплаченным и подлежит возврату.
Согласно пункту 7 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации возврат излишне уплаченного налога осуществляется на основании письменного заявления налогоплательщика. В случае наличия у налогоплательщика недоимки по уплате налогов и сборов или задолженности по пеням, начисленным тому же бюджету (внебюджетному фонду), возврат налогоплательщику излишне уплаченной суммы производится только после зачета указанной суммы в счет погашения недоимки (задолженности).
Налоговая инспекция не ссылается, и судом не установлено наличие у учреждения недоимки по налогам и задолженности по пеням, начисленным тому же бюджету, а уточненные налоговые декларации за периоды с 2001 по 2004 год представлены налогоплательщиком в налоговый орган 31.08.04.
Довод налогового органа, приведенный в жалобе, о пропуске налогоплательщиком срока, установленного пунктом 8 статьи 78 НК РФ, не соответствует фактическим обстоятельствам и опровергается представленными учреждением доказательствами (листы дела 20, 49).
При указанных обстоятельствах кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения жалобы налогового органа.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 286, 287 (пункт 1 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 07.02.05 и постановление апелляционной инстанции от 07.04.05 Арбитражного суда Новгородской области по делу N А44-11127/04-С15 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 9 по Новгородской области - без удовлетворения.
Председательствующий
КОЧЕРОВА Л.И.
Судьи
БЛИНОВА Л.В.
ВЕТОШКИНА О.В.
КОЧЕРОВА Л.И.
Судьи
БЛИНОВА Л.В.
ВЕТОШКИНА О.В.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)