Судебные решения, арбитраж
Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Базилевой Т.В.,
судей Бердникова О.Е., Шутиковой Т.В.
при участии представителя
от заинтересованного лица: Сидоровой Т.Л., доверенность от 22.12.2009 N 05-29/7,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу заявителя -
открытого акционерного общества "Комнедра"
на решение Арбитражного суда Республики Коми от 29.03.2010,
принятое судьей Гайдак И.Н., и
на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 24.06.2010,
принятое судьями Немчаниновой М.В., Черных Л.И., Хоровой Т.В.,
по делу N А29-13698/2009
по заявлению открытого акционерного общества "Комнедра"
о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Республике Коми
и
открытое акционерное общество "Комнедра" (далее - Общество, ОАО "Комнедра") обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по Республике Коми (далее - Инспекция, налоговый орган) от 07.07.2009 N 226 об отказе в привлечении Общества к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решением суда от 29.03.2010 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 24.06.2010 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
ОАО "Комнедра" не согласилось с решением и постановлением судов первой и апелляционной инстанций и обратилось в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить принятые судебные акты и удовлетворить заявленное Обществом требование.
Заявитель жалобы считает, что суды неправильно применили подпункт 1 пункта 1 статьи 336, пункты 1, 2 статьи 337, пункты 1, 2, 3 статьи 339, пункт 1 статьи 342 Налогового кодекса Российской Федерации, применили не подлежащие применению Правила утверждения нормативов потерь полезных ископаемых при добыче, технологически связанных с принятой схемой и технологией разработки месторождения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2001 N 921, выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам. По мнению Общества, при исчислении налога на добычу полезных ископаемых в спорном периоде оно правомерно применяло по Восточно-Рогозинскому месторождению ставку 0 рублей в части нормативов потерь. В учетной политике ОАО "Комнедра" по указанному месторождению закреплено применение прямого метода определения количества добываемого полезного ископаемого. Подрядные организации, привлеченные Обществом, осуществляли доведение нефтесодержащей жидкости до состояния товарной нефти и требований ГОСТа и осуществляли измерение потерь, что не противоречит действующему законодательству и не лишает Общество возможности применения ставки 0 рублей в части нормативных потерь полезного ископаемого, которые утверждены для ОАО "Комнедра" Министерством промышленности и энергетики Российской Федерации. Количество фактических потерь подтверждено представленными в материалы дела доказательствами.
Общество, надлежащим образом извещенное о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, представителя в судебное заседание не направило.
Инспекция в отзыве на кассационную жалобу и ее представитель в судебном заседании указали на отсутствие оснований для отмены решения и постановления судов первой и апелляционной инстанций.
Законность принятых судебных актов проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Инспекция провела камеральную налоговую проверку представленной ОАО "Комнедра" уточненной декларации N 5 по налогу на добычу полезных ископаемых за сентябрь 2007 года и установила, что Общество при исчислении налога применило ставку 0 рублей в части нормативных потерь (код 1010) в количестве 76,178 тонны при добыче нефти на Восточно-Рогозинском месторождении и общеустановленную ставку (код 4000) в отношении 23 257,726 тонны нефти, добытой на Восточно-Рогозинском, Мастерьельском, Северо-Мастерьельском месторождениях.
Налоговый орган пришел к выводу, что ОАО "Комнедра" неправомерно исключило из количества добытого полезного ископаемого, подлежащего налогообложению по общеустановленной налоговой ставке, количество технологических потерь при добыче нефти на Восточно-Рогозинском месторождении, утвержденных в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2001 N 921, поскольку наличие указанных потерь Общество документально не подтвердило. По результатам проверки Инспекция составила акт от 13.05.2009 N 175.
Начальник Инспекции рассмотрел материалы камеральной проверки и с учетом возражений Общества вынес решение от 07.07.2009 N 226 об отказе в привлечении ОАО "Комнедра" к ответственности за совершение налогового правонарушения. Данным решением Обществу отказано в применении налоговой ставки 0 рублей, предусмотренной подпунктом 1 пункта 1 статьи 342 Налогового кодекса Российской Федерации, а также в уменьшении налогового обязательства по платежам в бюджет по налогу на добычу полезных ископаемых за сентябрь 2007 года на сумму 201 758 рублей.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Республике Коми от 17.09.2009 N 451-А решение Инспекции оставлено без изменения.
Общество не согласилось с решением налогового органа и обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Руководствуясь подпунктом 1 пункта 1 статьи 336, пунктами 1, 2 статьи 337, пунктами 1, 2 статьи 339, пунктом 1 статьи 342 Налогового кодекса Российской Федерации, постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2001 N 921 "Об утверждении Правил утверждения нормативов потерь полезных ископаемых при добыче, технологически связанных с принятой схемой и технологией разработки месторождения", суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленного Обществом требования. При этом суд исходил из того, что количество фактических потерь нефти, добываемой на Восточно-Рогозинском месторождении, не подтверждено материалами дела.
Второй арбитражный апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции и оставил его решение без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для отмены принятых судебных актов.
Согласно пункту 1 статьи 336 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) объектом налогообложения налогом на добычу полезных ископаемых признаются полезные ископаемые, добытые из недр на территории Российской Федерации на участке недр, предоставленном налогоплательщику в пользование в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 337 Кодекса полезным ископаемым признается продукция горнодобывающей промышленности и разработки карьеров (если иное не предусмотрено пунктом 3 настоящей статьи), содержащаяся в фактически добытом (извлеченном) из недр (отходов, потерь) минеральном сырье (породе, жидкости и иной смеси), первая по своему качеству соответствующая государственному стандарту Российской Федерации, стандарту отрасли, региональному стандарту, международному стандарту, а в случае отсутствия указанных стандартов для отдельного добытого полезного ископаемого - стандарту (техническим условиям) организации (предприятия).
Одним из видов добытого полезного ископаемого является нефть обезвоженная, обессоленная и стабилизированная (подпункт 3 пункта 2 статьи 337 Кодекса).
Применяемый налогоплательщиком метод определения количества добытого полезного ископаемого подлежит утверждению в учетной политике налогоплательщика для целей налогообложения и применяется налогоплательщиком в течение всей деятельности по добыче полезного ископаемого. Метод определения количества добытого полезного ископаемого, утвержденный налогоплательщиком, подлежит изменению только в случае внесения изменений в технический проект разработки месторождения полезных ископаемых в связи с изменением применяемой технологии добычи полезных ископаемых. При этом, если налогоплательщик применяет прямой метод определения количества добытого полезного ископаемого, количество добытого полезного ископаемого определяется с учетом фактических потерь полезного ископаемого (пункт 2 статьи 339 Кодекса).
Фактическими потерями полезного ископаемого признается разница между расчетным количеством полезного ископаемого, на которое уменьшаются запасы полезного ископаемого, и количеством фактически добытого полезного ископаемого, определяемым по завершении полного технологического цикла по добыче полезного ископаемого. Фактические потери полезного ископаемого учитываются при определении количества добытого полезного ископаемого в том налоговом периоде, в котором проводилось их измерение, в размере, определенном по итогам произведенных измерений (пункт 3 статьи 339 Кодекса).
При определении количества добытого в налоговом периоде полезного ископаемого учитывается полезное ископаемое, в отношении которого в налоговом периоде завершен комплекс технологических операций (процессов) по добыче (извлечению) полезного ископаемого из недр (отходов, потерь). При этом при разработке месторождения полезного ископаемого в соответствии с лицензией (разрешением) на добычу полезного ископаемого учитывается весь комплекс технологических операций (процессов), предусмотренных техническим проектом разработки месторождения полезного ископаемого (пункт 7 статьи 339 Кодекса).
В соответствии с пунктом 1 статьи 342 Кодекса налогообложение по налогу на добычу полезных ископаемых производится по ставке ноль рублей при добыче полезных ископаемых в части нормативных потерь полезных ископаемых. Нормативными потерями полезных ископаемых признаются фактические потери полезных ископаемых при добыче, технологически связанные с принятой схемой и технологией разработки месторождения, в пределах нормативов потерь, утверждаемых в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Правила утверждения нормативов потерь полезных ископаемых при добыче, технологически связанных с принятой схемой и технологией разработки месторождения приняты постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2001 N 921.
Суды первой и апелляционной инстанций установили, что ОАО "Комнедра" в сентябре 2007 года осуществляло добычу нефти на основании лицензии СЫК 12640 НЭ, выданной на Восточно-Рогозинское и Рогозинское месторождения.
В учетной политике Общества на 2007 год предусмотрено, что количество добытого углеводородного сырья (нефти) по Восточно-Рогозинскому месторождению определяется прямым методом (посредством измерительных средств и устройств). Количество добытого полезного ископаемого определяется с учетом фактических потерь полезного ископаемого.
Добытая нефтесодержащая жидкость со скважин Восточно-Рогозинского месторождения поступает на АГЗУ, где происходит замер дебита каждой скважины. Из трубопровода газонасыщенная нефтяная эмульсия поступает в путевой подогреватель, затем проходит через сепараторы первой и второй ступени С-1 и С-2, в которых происходит разгазирование нефтесодержащей жидкости. Дегазированная нефтесодержащая жидкость откачивается на узел замера, откуда транспортируется на ДНС-3 Возейского месторождения. На установку подготовки нефти УПН "Возей" продукция скважин Восточно-Рогозинского месторождения от точки врезки в межпромысловый нефтепровод поступает совместно с нефтью с ДНС-3 ООО "ЛУКОЙЛ-Коми". На УПН "Возей" нефть обезвоживается и обессоливается до товарных кондиций, предъявляемых транспортной компанией - ООО "АК "Транснефть". После обессоливания до товарных кондиций на УПН "Возей" ООО "ЛУКОЙЛ-Коми" нефть перекачивается по межпромысловому нефтепроводу "Харьяга-УСА" до терминала "УСА" ООО "ЛУКОЙЛ-Коми", где осуществляется сдача товарной нефти через коммерческий узел учета СИКН N 391; с ДНС Восточно-Рогозинского месторождения нефть вывозится автотранспортом на установку подготовки нефти ООО СП "Эконефть", где осуществляется обезвоживание и обессоливание нефти до требований, предъявляемых транспортной компанией - ООО "АК "Транснефть". Товарная нефть в смеси с другими нефтями откачивается в пункт приема и сдачи нефти ПСП ООО "Енисей" для последующей сдачи через коммерческий узел учета (СИКН N 397) в систему магистральных трубопроводов.
На основании договора от 01.01.2006 N 05У0513 на оказание услуг по подготовке и перекачке нефти по системе коммуникаций и оборудования УПН "Возей", заключенного ООО "ЛУКОЙЛ-Коми" (исполнитель) и ОАО "Комнедра" (заказчик), действовавшего в спорный налоговый период, исполнитель обязался оказывать заказчику услуги по подготовке нефти до качества, соответствующего ГОСТу Р 51858, и перекачке нефти через коммуникации УПН "Возей" и возвращать нефть Обществу в пункте передачи ООО "ЛУКОЙЛ-Коми".
Добытое Обществом углеводородное сырье становится нефтью, качество которой соответствует ГОСТу Р 51858-2002, то есть добытым полезным ископаемым в целях налогообложения, в результате операций по подготовке и перекачке.
На коммерческие узлы учета (СИКН N 397) поступает смесь нефтей, соответствующих требованиям ГОСТа Р 51858-2002, различных месторождений и недропользователей, следовательно, после смешения нефти Восточно-Рогозинского месторождения с нефтью иных месторождений, транспортируемых по межпромысловому нефтепроводу, технически невозможно обеспечить раздельное измерение фактического количества нефти Восточно-Рогозинского месторождения, подготовленной до соответствия требованиям ГОСТа Р 51858-2002, и количества фактических потерь нефти Восточно-Рогозинского месторождения. Также технически невозможно выделение и определение из общего количества нефти различных месторождений, подготовленной на УПН "Эконефть", нефти, добытой на Восточно-Рогозинском месторождении, после их смешения.
Определить количество нефти, добытой ОАО "Комнедра" на Восточно-Рогозинском месторождении и доведенной до соответствия требованиям ГОСТ Р 51858-2002, посредством применения измерительных средств и устройств, и количество фактических потерь нефти, добываемой на Восточно-Рогозинском месторождении, возникающих после передачи Обществом нефти на подготовку до требований стандарта сторонним организациям, невозможно.
В спорный период у ОАО "Комнедра" отсутствовало оборудование по доведению нефтесодержащей жидкости до государственного стандарта и соответствующие измерительные приборы, налогоплательщик не имел возможности прямым методом измерить количество добытого полезного ископаемого.
Договор, заключенный с ООО "ЛУКОЙЛ-Коми", не содержит сведений о проведении измерений фактических потерь нефти при ее подготовке до требований ГОСТ Р. Технологические потери при подготовке нефти определяются сторонами расчетным путем, исходя из норматива 0,303 процента от количества нефти, переданной на подготовку.
ОАО "Комнедра" не представило доказательств проведения в проверяемом периоде измерений фактических потерь полезных ископаемых на Восточно-Рогозинском месторождении (наличия фактических потерь), технологически связанных с принятой схемой и технологией разработки месторождений, которые были бы учтены при определении количества добытого полезного ископаемого в целях налогообложения налогом на добычу полезных ископаемых.
При таких обстоятельствах суды первой и апелляционной инстанций пришли к правильным выводам о применении Обществом косвенного метода определения количества добытого полезного ископаемого и об отсутствии оснований для применения ставки ноль рублей в части нормативных потерь полезных ископаемых и отказали в признании решения Инспекции недействительным.
Кроме того, при рассмотрении дела N А29-3421/2009 Арбитражным судом Республики Коми установлено, что в соответствии с технологической схемой разработки Восточно-Рогозинского месторождения Общество в 2005 году не имело возможности определять количество добытого полезного ископаемого прямым методом.
Согласно части 4 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
В судебном заседании 17.06.2010 представители Общества подтвердили, что в сентябре 2007 года применялась та же технологическая схема разработки Восточно-Рогозинского месторождения, что и в 2005 году.
Материалы дела исследованы судами полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемых судебных актах выводы соответствуют обстоятельствам дела и нормам права.
Доводы заявителя кассационной жалобы являлись предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций и получили надлежащую правовую оценку. Оснований для переоценки имеющихся в материалах дела доказательств и сделанных на их основании выводов у суда кассационной инстанции в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
Нормы материального права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено. Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы, связанные с уплатой государственной пошлины с кассационной жалобы, относятся на заявителя. Излишне уплаченная государственная пошлина за рассмотрение кассационной жалобы в сумме 1 000 рублей подлежит возврату открытому акционерному обществу "Комнедра" из федерального бюджета на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа
решение Арбитражного суда Республики Коми от 29.03.2010 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 24.06.2010 по делу N А29-13698/2009 оставить без изменения, кассационную жалобу открытого акционерного общества "Комнедра" - без удовлетворения.
Расходы по уплате государственной пошлины, связанной с рассмотрением кассационной жалобы, отнести на открытое акционерное общество "Комнедра".
Возвратить открытому акционерному обществу "Комнедра" из федерального бюджета государственную пошлину с кассационной жалобы в сумме 1 000 рублей, излишне уплаченную по платежному поручению от 10.08.2010 N 937.
Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА ОТ 24.09.2010 ПО ДЕЛУ N А29-13698/2009
Разделы:Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 сентября 2010 г. по делу N А29-13698/2009
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Базилевой Т.В.,
судей Бердникова О.Е., Шутиковой Т.В.
при участии представителя
от заинтересованного лица: Сидоровой Т.Л., доверенность от 22.12.2009 N 05-29/7,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу заявителя -
открытого акционерного общества "Комнедра"
на решение Арбитражного суда Республики Коми от 29.03.2010,
принятое судьей Гайдак И.Н., и
на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 24.06.2010,
принятое судьями Немчаниновой М.В., Черных Л.И., Хоровой Т.В.,
по делу N А29-13698/2009
по заявлению открытого акционерного общества "Комнедра"
о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Республике Коми
и
установил:
открытое акционерное общество "Комнедра" (далее - Общество, ОАО "Комнедра") обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по Республике Коми (далее - Инспекция, налоговый орган) от 07.07.2009 N 226 об отказе в привлечении Общества к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решением суда от 29.03.2010 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 24.06.2010 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
ОАО "Комнедра" не согласилось с решением и постановлением судов первой и апелляционной инстанций и обратилось в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить принятые судебные акты и удовлетворить заявленное Обществом требование.
Заявитель жалобы считает, что суды неправильно применили подпункт 1 пункта 1 статьи 336, пункты 1, 2 статьи 337, пункты 1, 2, 3 статьи 339, пункт 1 статьи 342 Налогового кодекса Российской Федерации, применили не подлежащие применению Правила утверждения нормативов потерь полезных ископаемых при добыче, технологически связанных с принятой схемой и технологией разработки месторождения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2001 N 921, выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам. По мнению Общества, при исчислении налога на добычу полезных ископаемых в спорном периоде оно правомерно применяло по Восточно-Рогозинскому месторождению ставку 0 рублей в части нормативов потерь. В учетной политике ОАО "Комнедра" по указанному месторождению закреплено применение прямого метода определения количества добываемого полезного ископаемого. Подрядные организации, привлеченные Обществом, осуществляли доведение нефтесодержащей жидкости до состояния товарной нефти и требований ГОСТа и осуществляли измерение потерь, что не противоречит действующему законодательству и не лишает Общество возможности применения ставки 0 рублей в части нормативных потерь полезного ископаемого, которые утверждены для ОАО "Комнедра" Министерством промышленности и энергетики Российской Федерации. Количество фактических потерь подтверждено представленными в материалы дела доказательствами.
Общество, надлежащим образом извещенное о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, представителя в судебное заседание не направило.
Инспекция в отзыве на кассационную жалобу и ее представитель в судебном заседании указали на отсутствие оснований для отмены решения и постановления судов первой и апелляционной инстанций.
Законность принятых судебных актов проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Инспекция провела камеральную налоговую проверку представленной ОАО "Комнедра" уточненной декларации N 5 по налогу на добычу полезных ископаемых за сентябрь 2007 года и установила, что Общество при исчислении налога применило ставку 0 рублей в части нормативных потерь (код 1010) в количестве 76,178 тонны при добыче нефти на Восточно-Рогозинском месторождении и общеустановленную ставку (код 4000) в отношении 23 257,726 тонны нефти, добытой на Восточно-Рогозинском, Мастерьельском, Северо-Мастерьельском месторождениях.
Налоговый орган пришел к выводу, что ОАО "Комнедра" неправомерно исключило из количества добытого полезного ископаемого, подлежащего налогообложению по общеустановленной налоговой ставке, количество технологических потерь при добыче нефти на Восточно-Рогозинском месторождении, утвержденных в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2001 N 921, поскольку наличие указанных потерь Общество документально не подтвердило. По результатам проверки Инспекция составила акт от 13.05.2009 N 175.
Начальник Инспекции рассмотрел материалы камеральной проверки и с учетом возражений Общества вынес решение от 07.07.2009 N 226 об отказе в привлечении ОАО "Комнедра" к ответственности за совершение налогового правонарушения. Данным решением Обществу отказано в применении налоговой ставки 0 рублей, предусмотренной подпунктом 1 пункта 1 статьи 342 Налогового кодекса Российской Федерации, а также в уменьшении налогового обязательства по платежам в бюджет по налогу на добычу полезных ископаемых за сентябрь 2007 года на сумму 201 758 рублей.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Республике Коми от 17.09.2009 N 451-А решение Инспекции оставлено без изменения.
Общество не согласилось с решением налогового органа и обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Руководствуясь подпунктом 1 пункта 1 статьи 336, пунктами 1, 2 статьи 337, пунктами 1, 2 статьи 339, пунктом 1 статьи 342 Налогового кодекса Российской Федерации, постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2001 N 921 "Об утверждении Правил утверждения нормативов потерь полезных ископаемых при добыче, технологически связанных с принятой схемой и технологией разработки месторождения", суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленного Обществом требования. При этом суд исходил из того, что количество фактических потерь нефти, добываемой на Восточно-Рогозинском месторождении, не подтверждено материалами дела.
Второй арбитражный апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции и оставил его решение без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для отмены принятых судебных актов.
Согласно пункту 1 статьи 336 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) объектом налогообложения налогом на добычу полезных ископаемых признаются полезные ископаемые, добытые из недр на территории Российской Федерации на участке недр, предоставленном налогоплательщику в пользование в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 337 Кодекса полезным ископаемым признается продукция горнодобывающей промышленности и разработки карьеров (если иное не предусмотрено пунктом 3 настоящей статьи), содержащаяся в фактически добытом (извлеченном) из недр (отходов, потерь) минеральном сырье (породе, жидкости и иной смеси), первая по своему качеству соответствующая государственному стандарту Российской Федерации, стандарту отрасли, региональному стандарту, международному стандарту, а в случае отсутствия указанных стандартов для отдельного добытого полезного ископаемого - стандарту (техническим условиям) организации (предприятия).
Одним из видов добытого полезного ископаемого является нефть обезвоженная, обессоленная и стабилизированная (подпункт 3 пункта 2 статьи 337 Кодекса).
Применяемый налогоплательщиком метод определения количества добытого полезного ископаемого подлежит утверждению в учетной политике налогоплательщика для целей налогообложения и применяется налогоплательщиком в течение всей деятельности по добыче полезного ископаемого. Метод определения количества добытого полезного ископаемого, утвержденный налогоплательщиком, подлежит изменению только в случае внесения изменений в технический проект разработки месторождения полезных ископаемых в связи с изменением применяемой технологии добычи полезных ископаемых. При этом, если налогоплательщик применяет прямой метод определения количества добытого полезного ископаемого, количество добытого полезного ископаемого определяется с учетом фактических потерь полезного ископаемого (пункт 2 статьи 339 Кодекса).
Фактическими потерями полезного ископаемого признается разница между расчетным количеством полезного ископаемого, на которое уменьшаются запасы полезного ископаемого, и количеством фактически добытого полезного ископаемого, определяемым по завершении полного технологического цикла по добыче полезного ископаемого. Фактические потери полезного ископаемого учитываются при определении количества добытого полезного ископаемого в том налоговом периоде, в котором проводилось их измерение, в размере, определенном по итогам произведенных измерений (пункт 3 статьи 339 Кодекса).
При определении количества добытого в налоговом периоде полезного ископаемого учитывается полезное ископаемое, в отношении которого в налоговом периоде завершен комплекс технологических операций (процессов) по добыче (извлечению) полезного ископаемого из недр (отходов, потерь). При этом при разработке месторождения полезного ископаемого в соответствии с лицензией (разрешением) на добычу полезного ископаемого учитывается весь комплекс технологических операций (процессов), предусмотренных техническим проектом разработки месторождения полезного ископаемого (пункт 7 статьи 339 Кодекса).
В соответствии с пунктом 1 статьи 342 Кодекса налогообложение по налогу на добычу полезных ископаемых производится по ставке ноль рублей при добыче полезных ископаемых в части нормативных потерь полезных ископаемых. Нормативными потерями полезных ископаемых признаются фактические потери полезных ископаемых при добыче, технологически связанные с принятой схемой и технологией разработки месторождения, в пределах нормативов потерь, утверждаемых в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Правила утверждения нормативов потерь полезных ископаемых при добыче, технологически связанных с принятой схемой и технологией разработки месторождения приняты постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2001 N 921.
Суды первой и апелляционной инстанций установили, что ОАО "Комнедра" в сентябре 2007 года осуществляло добычу нефти на основании лицензии СЫК 12640 НЭ, выданной на Восточно-Рогозинское и Рогозинское месторождения.
В учетной политике Общества на 2007 год предусмотрено, что количество добытого углеводородного сырья (нефти) по Восточно-Рогозинскому месторождению определяется прямым методом (посредством измерительных средств и устройств). Количество добытого полезного ископаемого определяется с учетом фактических потерь полезного ископаемого.
Добытая нефтесодержащая жидкость со скважин Восточно-Рогозинского месторождения поступает на АГЗУ, где происходит замер дебита каждой скважины. Из трубопровода газонасыщенная нефтяная эмульсия поступает в путевой подогреватель, затем проходит через сепараторы первой и второй ступени С-1 и С-2, в которых происходит разгазирование нефтесодержащей жидкости. Дегазированная нефтесодержащая жидкость откачивается на узел замера, откуда транспортируется на ДНС-3 Возейского месторождения. На установку подготовки нефти УПН "Возей" продукция скважин Восточно-Рогозинского месторождения от точки врезки в межпромысловый нефтепровод поступает совместно с нефтью с ДНС-3 ООО "ЛУКОЙЛ-Коми". На УПН "Возей" нефть обезвоживается и обессоливается до товарных кондиций, предъявляемых транспортной компанией - ООО "АК "Транснефть". После обессоливания до товарных кондиций на УПН "Возей" ООО "ЛУКОЙЛ-Коми" нефть перекачивается по межпромысловому нефтепроводу "Харьяга-УСА" до терминала "УСА" ООО "ЛУКОЙЛ-Коми", где осуществляется сдача товарной нефти через коммерческий узел учета СИКН N 391; с ДНС Восточно-Рогозинского месторождения нефть вывозится автотранспортом на установку подготовки нефти ООО СП "Эконефть", где осуществляется обезвоживание и обессоливание нефти до требований, предъявляемых транспортной компанией - ООО "АК "Транснефть". Товарная нефть в смеси с другими нефтями откачивается в пункт приема и сдачи нефти ПСП ООО "Енисей" для последующей сдачи через коммерческий узел учета (СИКН N 397) в систему магистральных трубопроводов.
На основании договора от 01.01.2006 N 05У0513 на оказание услуг по подготовке и перекачке нефти по системе коммуникаций и оборудования УПН "Возей", заключенного ООО "ЛУКОЙЛ-Коми" (исполнитель) и ОАО "Комнедра" (заказчик), действовавшего в спорный налоговый период, исполнитель обязался оказывать заказчику услуги по подготовке нефти до качества, соответствующего ГОСТу Р 51858, и перекачке нефти через коммуникации УПН "Возей" и возвращать нефть Обществу в пункте передачи ООО "ЛУКОЙЛ-Коми".
Добытое Обществом углеводородное сырье становится нефтью, качество которой соответствует ГОСТу Р 51858-2002, то есть добытым полезным ископаемым в целях налогообложения, в результате операций по подготовке и перекачке.
На коммерческие узлы учета (СИКН N 397) поступает смесь нефтей, соответствующих требованиям ГОСТа Р 51858-2002, различных месторождений и недропользователей, следовательно, после смешения нефти Восточно-Рогозинского месторождения с нефтью иных месторождений, транспортируемых по межпромысловому нефтепроводу, технически невозможно обеспечить раздельное измерение фактического количества нефти Восточно-Рогозинского месторождения, подготовленной до соответствия требованиям ГОСТа Р 51858-2002, и количества фактических потерь нефти Восточно-Рогозинского месторождения. Также технически невозможно выделение и определение из общего количества нефти различных месторождений, подготовленной на УПН "Эконефть", нефти, добытой на Восточно-Рогозинском месторождении, после их смешения.
Определить количество нефти, добытой ОАО "Комнедра" на Восточно-Рогозинском месторождении и доведенной до соответствия требованиям ГОСТ Р 51858-2002, посредством применения измерительных средств и устройств, и количество фактических потерь нефти, добываемой на Восточно-Рогозинском месторождении, возникающих после передачи Обществом нефти на подготовку до требований стандарта сторонним организациям, невозможно.
В спорный период у ОАО "Комнедра" отсутствовало оборудование по доведению нефтесодержащей жидкости до государственного стандарта и соответствующие измерительные приборы, налогоплательщик не имел возможности прямым методом измерить количество добытого полезного ископаемого.
Договор, заключенный с ООО "ЛУКОЙЛ-Коми", не содержит сведений о проведении измерений фактических потерь нефти при ее подготовке до требований ГОСТ Р. Технологические потери при подготовке нефти определяются сторонами расчетным путем, исходя из норматива 0,303 процента от количества нефти, переданной на подготовку.
ОАО "Комнедра" не представило доказательств проведения в проверяемом периоде измерений фактических потерь полезных ископаемых на Восточно-Рогозинском месторождении (наличия фактических потерь), технологически связанных с принятой схемой и технологией разработки месторождений, которые были бы учтены при определении количества добытого полезного ископаемого в целях налогообложения налогом на добычу полезных ископаемых.
При таких обстоятельствах суды первой и апелляционной инстанций пришли к правильным выводам о применении Обществом косвенного метода определения количества добытого полезного ископаемого и об отсутствии оснований для применения ставки ноль рублей в части нормативных потерь полезных ископаемых и отказали в признании решения Инспекции недействительным.
Кроме того, при рассмотрении дела N А29-3421/2009 Арбитражным судом Республики Коми установлено, что в соответствии с технологической схемой разработки Восточно-Рогозинского месторождения Общество в 2005 году не имело возможности определять количество добытого полезного ископаемого прямым методом.
Согласно части 4 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
В судебном заседании 17.06.2010 представители Общества подтвердили, что в сентябре 2007 года применялась та же технологическая схема разработки Восточно-Рогозинского месторождения, что и в 2005 году.
Материалы дела исследованы судами полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемых судебных актах выводы соответствуют обстоятельствам дела и нормам права.
Доводы заявителя кассационной жалобы являлись предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций и получили надлежащую правовую оценку. Оснований для переоценки имеющихся в материалах дела доказательств и сделанных на их основании выводов у суда кассационной инстанции в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
Нормы материального права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено. Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы, связанные с уплатой государственной пошлины с кассационной жалобы, относятся на заявителя. Излишне уплаченная государственная пошлина за рассмотрение кассационной жалобы в сумме 1 000 рублей подлежит возврату открытому акционерному обществу "Комнедра" из федерального бюджета на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Коми от 29.03.2010 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 24.06.2010 по делу N А29-13698/2009 оставить без изменения, кассационную жалобу открытого акционерного общества "Комнедра" - без удовлетворения.
Расходы по уплате государственной пошлины, связанной с рассмотрением кассационной жалобы, отнести на открытое акционерное общество "Комнедра".
Возвратить открытому акционерному обществу "Комнедра" из федерального бюджета государственную пошлину с кассационной жалобы в сумме 1 000 рублей, излишне уплаченную по платежному поручению от 10.08.2010 N 937.
Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
Т.В.БАЗИЛЕВА
Судьи
О.Е.БЕРДНИКОВ
Т.В.ШУТИКОВА
Т.В.БАЗИЛЕВА
Судьи
О.Е.БЕРДНИКОВ
Т.В.ШУТИКОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)