Судебные решения, арбитраж
Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
от 5 мая 2006 года Дело N Ф04-1561/2006(21980-А27-31)
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа, рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 11 по Кемеровской области на решение от 22.11.2005 и постановление апелляционной инстанции от 20.01.2006 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-27923/2005-6 по заявлению открытого акционерного общества "Шахта "Коксовая" к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 11 по Кемеровской области,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Шахта "Коксовая" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 11 по Кемеровской области (далее Инспекция) от 06.06.2005 N 957 о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решением арбитражного суда от 22.11.2005 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением апелляционной инстанции от 20.01.2006 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Инспекция считает решение и постановление суда незаконными и просит их отменить, указав, что Министерством природных ресурсов Российской Федерации налогоплательщику утверждены только эксплуатационные потери угля. Тогда как потери у геологических нарушений, а также общешахтные потери Обществом в установленном порядке не утверждены, в связи с чем подлежат налогообложению налогом на добычу полезных ископаемых по ставке 4 процента как сверхнормативные.
В порядке статьи 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отзыв на кассационную жалобу от Общества не поступил.
В соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации изучив материалы дела, проанализировав доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения арбитражным судом норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как следует из материалов дела, по результатам камеральной проверки декларации по налогу на добычу полезных ископаемых за декабрь 2004 года Инспекцией было вынесено решение от 06.06.2005 N 957 о привлечении Общества к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации, в виде штрафа в размере 1506693,80 руб.
Кроме того, Обществу предложено произвести уплату налога на добычу полезных ископаемых в сумме 7533469 руб., а также пени в размере 397767,16 руб.
Основанием для привлечения Общества к налоговой ответственности послужило, по мнению Инспекции, то, что при расчете налога на добычу полезных ископаемых налогоплательщиком необоснованно применена налоговая ставка 0 процентов в отношении потерь у геологических нарушений и общешахтных потерь, норматив которых не утвержден Министерством природных ресурсов Российской Федерации в порядке, установленном Правилами утверждения нормативов потерь полезных ископаемых при добыче, технологически связанных с принятой схемой и технологией разработки месторождения, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2001 N 921.
Общество, не согласившись с указанным решением, обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.
Удовлетворяя требования заявителя, судебные инстанции исходили из того, что использование Обществом нормативов потерь, утвержденных в прежнем порядке, не может являться основанием лишения налогоплательщика права на применение налоговой ставки 0 процентов по налогу на добычу полезных ископаемых.
Данный вывод является правомерным, и суд кассационной инстанции его поддерживает по следующим основаниям.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 342 Налогового кодекса Российской Федерации налогообложение производится по налоговой ставке 0 процентов при добыче полезных ископаемых в части нормативных потерь полезных ископаемых.
В целях главы 26 Налогового кодекса Российской Федерации нормативными потерями полезных ископаемых признаются фактические потери полезных ископаемых при их добыче, технологически связанные с принятой схемой и технологией разработки месторождения, в пределах нормативов потерь, утверждаемых в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Правила утверждения нормативов потерь полезных ископаемых при добыче, технологически связанных с принятой схемой и технологией разработки, утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2001 N 921 "Об утверждении Правил утверждения нормативов потерь полезных ископаемых при добыче, технологически связанных с принятой схемой и технологией разработки месторождения" (далее - Правила).
В соответствии с пунктом 2 Правил нормативы потерь твердых полезных ископаемых рассчитываются по конкретным местам образования потерь при проектировании горных работ и утверждаются Министерством природных ресурсов Российской Федерации по согласованию с Федеральным горным и промышленным надзором России в составе проектной документации.
В силу пункта 3 данных Правил нормативы потерь твердых полезных ископаемых уточняются при подготовке годовых планов развития горных работ (годовых программ работ) в зависимости от конкретных горно-геологических условий, применяемых схем, способов и систем разработки участка месторождения, планируемого к разработке в предстоящем году.
Уточненные нормативы потерь утверждаются в порядке, предусмотренном пунктом 2 настоящих Правил утверждения нормативов потерь полезных ископаемых.
Пунктом 4 указанных Правил предусмотрено, что при отсутствии утвержденных в установленном порядке нормативов потерь все фактические потери полезных ископаемых относятся к сверхнормативным до утверждения нормативов потерь.
Согласно Указаниям по нормированию, планированию и экономической оценке потерь угля в недрах по Кузнецкому бассейну, утвержденным Должностными лицами Министерства угольной промышленности СССР, Инструкцией по расчету промышленных запасов, определению и учету потерь угля (сланца) в недрах при добыче, утв. Минтопэнерго Российской Федерации от 11.03.1996, фактические потери, технологически связанные с принятой схемой и технологией разработки месторождения, подразделяются на эксплуатационные, потери у геологических нарушений и общешахтные потери.
Вместе с тем Правила утверждения нормативов потерь полезных ископаемых при добыче, технологически связанных с принятой схемой и технологией разработки месторождения, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2001 N 921, не определяют конкретные виды потерь.
Согласно совместному письму Министерства природных ресурсов Российской Федерации и Федерального горного и промышленного надзора России от 16.08.2002 N ПС-19-46/4467 "О нормативах потерь твердых полезных ископаемых на 2002 год" порядок рассмотрения и утверждения проектных нормативов потерь и уточненных нормативов потерь на последующие периоды будет доведен дополнительно, после подготовки соответствующего межведомственного документа. При этом названным письмом разъяснено, что документом, подтверждающим утверждение нормативов потерь твердых полезных ископаемых, является копия принятого в установленном порядке решения территориального органа Госгортехнадзора России по результатам рассмотрения годовых планов развития горных работ (годовых программ работ) на 2002 год или соответствующая выписка из указанного решения, заверенная территориальным органом Госгортехнадзора России.
Так как в 2004 году порядок утверждения нормативов, который бы устанавливал виды потерь при добыче каменного угля, отсутствовал, Обществом были применены нормативы потерь у геологических нарушений и общешахтные потери, в размерах 1,8% и 19,5% согласно годовому плану потерь, утвержденному Кузнецким управлением Госгортехнадзора России в соответствии с Правилами охраны недр, утвержденными Постановлением Госгортехнадзора Российской Федерации от 06.06.2003 N 71.
Принимая во внимание изложенное, вывод арбитражного суда об отсутствии основания для доначисления Инспекцией налога на добычу полезных ископаемых в сумме 7533469 руб. по ставке 4 процента в отношении 161600 тонн, а также начисления соответствующих сумм пени и штрафа считается обоснованным.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, кассационная инстанция находит необоснованными, ранее они были проверены и оценены судом первой и апелляционной инстанций, сводятся к переоценке выводов суда.
При таких обстоятельствах у кассационной инстанции отсутствуют правовые основания для удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение от 22.11.2005 и постановление апелляционной инстанции от 20.01.2006 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-27923/2005-6 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА ОТ 05.05.2006 N Ф04-1561/2006(21980-А27-31) ПО ДЕЛУ N А27-27923/2005-6
Разделы:Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО - СИБИРСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 5 мая 2006 года Дело N Ф04-1561/2006(21980-А27-31)
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа, рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 11 по Кемеровской области на решение от 22.11.2005 и постановление апелляционной инстанции от 20.01.2006 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-27923/2005-6 по заявлению открытого акционерного общества "Шахта "Коксовая" к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 11 по Кемеровской области,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Шахта "Коксовая" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 11 по Кемеровской области (далее Инспекция) от 06.06.2005 N 957 о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решением арбитражного суда от 22.11.2005 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением апелляционной инстанции от 20.01.2006 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Инспекция считает решение и постановление суда незаконными и просит их отменить, указав, что Министерством природных ресурсов Российской Федерации налогоплательщику утверждены только эксплуатационные потери угля. Тогда как потери у геологических нарушений, а также общешахтные потери Обществом в установленном порядке не утверждены, в связи с чем подлежат налогообложению налогом на добычу полезных ископаемых по ставке 4 процента как сверхнормативные.
В порядке статьи 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отзыв на кассационную жалобу от Общества не поступил.
В соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации изучив материалы дела, проанализировав доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения арбитражным судом норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как следует из материалов дела, по результатам камеральной проверки декларации по налогу на добычу полезных ископаемых за декабрь 2004 года Инспекцией было вынесено решение от 06.06.2005 N 957 о привлечении Общества к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации, в виде штрафа в размере 1506693,80 руб.
Кроме того, Обществу предложено произвести уплату налога на добычу полезных ископаемых в сумме 7533469 руб., а также пени в размере 397767,16 руб.
Основанием для привлечения Общества к налоговой ответственности послужило, по мнению Инспекции, то, что при расчете налога на добычу полезных ископаемых налогоплательщиком необоснованно применена налоговая ставка 0 процентов в отношении потерь у геологических нарушений и общешахтных потерь, норматив которых не утвержден Министерством природных ресурсов Российской Федерации в порядке, установленном Правилами утверждения нормативов потерь полезных ископаемых при добыче, технологически связанных с принятой схемой и технологией разработки месторождения, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2001 N 921.
Общество, не согласившись с указанным решением, обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.
Удовлетворяя требования заявителя, судебные инстанции исходили из того, что использование Обществом нормативов потерь, утвержденных в прежнем порядке, не может являться основанием лишения налогоплательщика права на применение налоговой ставки 0 процентов по налогу на добычу полезных ископаемых.
Данный вывод является правомерным, и суд кассационной инстанции его поддерживает по следующим основаниям.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 342 Налогового кодекса Российской Федерации налогообложение производится по налоговой ставке 0 процентов при добыче полезных ископаемых в части нормативных потерь полезных ископаемых.
В целях главы 26 Налогового кодекса Российской Федерации нормативными потерями полезных ископаемых признаются фактические потери полезных ископаемых при их добыче, технологически связанные с принятой схемой и технологией разработки месторождения, в пределах нормативов потерь, утверждаемых в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Правила утверждения нормативов потерь полезных ископаемых при добыче, технологически связанных с принятой схемой и технологией разработки, утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2001 N 921 "Об утверждении Правил утверждения нормативов потерь полезных ископаемых при добыче, технологически связанных с принятой схемой и технологией разработки месторождения" (далее - Правила).
В соответствии с пунктом 2 Правил нормативы потерь твердых полезных ископаемых рассчитываются по конкретным местам образования потерь при проектировании горных работ и утверждаются Министерством природных ресурсов Российской Федерации по согласованию с Федеральным горным и промышленным надзором России в составе проектной документации.
В силу пункта 3 данных Правил нормативы потерь твердых полезных ископаемых уточняются при подготовке годовых планов развития горных работ (годовых программ работ) в зависимости от конкретных горно-геологических условий, применяемых схем, способов и систем разработки участка месторождения, планируемого к разработке в предстоящем году.
Уточненные нормативы потерь утверждаются в порядке, предусмотренном пунктом 2 настоящих Правил утверждения нормативов потерь полезных ископаемых.
Пунктом 4 указанных Правил предусмотрено, что при отсутствии утвержденных в установленном порядке нормативов потерь все фактические потери полезных ископаемых относятся к сверхнормативным до утверждения нормативов потерь.
Согласно Указаниям по нормированию, планированию и экономической оценке потерь угля в недрах по Кузнецкому бассейну, утвержденным Должностными лицами Министерства угольной промышленности СССР, Инструкцией по расчету промышленных запасов, определению и учету потерь угля (сланца) в недрах при добыче, утв. Минтопэнерго Российской Федерации от 11.03.1996, фактические потери, технологически связанные с принятой схемой и технологией разработки месторождения, подразделяются на эксплуатационные, потери у геологических нарушений и общешахтные потери.
Вместе с тем Правила утверждения нормативов потерь полезных ископаемых при добыче, технологически связанных с принятой схемой и технологией разработки месторождения, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2001 N 921, не определяют конкретные виды потерь.
Согласно совместному письму Министерства природных ресурсов Российской Федерации и Федерального горного и промышленного надзора России от 16.08.2002 N ПС-19-46/4467 "О нормативах потерь твердых полезных ископаемых на 2002 год" порядок рассмотрения и утверждения проектных нормативов потерь и уточненных нормативов потерь на последующие периоды будет доведен дополнительно, после подготовки соответствующего межведомственного документа. При этом названным письмом разъяснено, что документом, подтверждающим утверждение нормативов потерь твердых полезных ископаемых, является копия принятого в установленном порядке решения территориального органа Госгортехнадзора России по результатам рассмотрения годовых планов развития горных работ (годовых программ работ) на 2002 год или соответствующая выписка из указанного решения, заверенная территориальным органом Госгортехнадзора России.
Так как в 2004 году порядок утверждения нормативов, который бы устанавливал виды потерь при добыче каменного угля, отсутствовал, Обществом были применены нормативы потерь у геологических нарушений и общешахтные потери, в размерах 1,8% и 19,5% согласно годовому плану потерь, утвержденному Кузнецким управлением Госгортехнадзора России в соответствии с Правилами охраны недр, утвержденными Постановлением Госгортехнадзора Российской Федерации от 06.06.2003 N 71.
Принимая во внимание изложенное, вывод арбитражного суда об отсутствии основания для доначисления Инспекцией налога на добычу полезных ископаемых в сумме 7533469 руб. по ставке 4 процента в отношении 161600 тонн, а также начисления соответствующих сумм пени и штрафа считается обоснованным.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, кассационная инстанция находит необоснованными, ранее они были проверены и оценены судом первой и апелляционной инстанций, сводятся к переоценке выводов суда.
При таких обстоятельствах у кассационной инстанции отсутствуют правовые основания для удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение от 22.11.2005 и постановление апелляционной инстанции от 20.01.2006 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-27923/2005-6 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)