Судебные решения, арбитраж

РЕШЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ ОТ 07.06.2001

Разделы:
Упрощенная система налогообложения (УСН)

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

РЕШЕНИЕ
от 7 июня 2001 года

Именем Российской Федерации


Верховный суд Республики Карелия в составе:

председательствующего судьи Галашевой И.Н.,
с участием прокурора Любимковой М.Д.,
при секретаре Шурухиной Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Прокурора Республики Карелия о признании отдельного положения части 2 статьи 23 Закона Республики Карелия "О республиканских налогах (ставках налогов) и сборах на территории Республики Карелия" противоречащим Федеральному закону "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства", установил:
Прокурор Республики Карелия обратился в суд с заявлением о признании части 2 статьи 23 Закона Республики Карелия "О республиканских налогах (ставках налогов) и сборах на территории Республики Карелия" противоречащей Федеральному закону "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства".
Прокурор в заявлении сослался на то, что Федеральным законом "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства" иностранные физические лица, лица без гражданства и граждане Российской Федерации, не имеющие постоянного местожительства в Российской Федерации, осуществляющие на территории субъекта РФ торговую деятельность, не лишены права выбора системы налогообложения, учета и отчетности, включая переход к упрощенной системе или возврат к принятой ранее системе, как это предусмотрено ч. 2 ст. 23 Закона РК "О республиканских налогах (ставках налогов) и сборах на территории Республики Карелия".
Кроме того, порядок предоставления этого права определяется Федеральным законом "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства", а не Законом РК "О республиканских налогах (ставках налогов) и сборах на территории РК", как предусматривает ч. 2 ст. 23 данного республиканского закона.
В судебном заседании прокурор уточнил заявленные требования, просил признать противоречащим Федеральному закону "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства" только положение республиканского закона, предусматривающее исключение иностранных физических лиц, лиц без гражданства и граждан Российской Федерации, не имеющих постоянного местожительства в Российской Федерации, осуществляющих на территории республики торговую деятельность, из числа субъектов малого предпринимательства, которым предоставляется право выбора системы налогообложения, учета и отчетности, включая переход к упрощенной системе или возврат к принятой ранее системе.
Представитель Председателя Правительства РК Завьялова Л.А., представитель Управления Министерства юстиции РФ по РК Богданова О.В., представители Управления Министерства РФ по налогам и сборам по РК Симакина Н.П. и Соляников Р.В. с заявлением прокурора согласны.
Представитель Палаты Представителей Законодательного Собрания РК в суд не явился, просил рассмотреть заявление в отсутствие представителя.
Представитель Министерства экономики РК в суд не явился, о дне рассмотрения дела надлежащим образом извещен.
Исследовав материалы дела, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, поддержавшего заявление, суд находит заявление прокурора подлежащим удовлетворению.
Закон Республики Карелия "О республиканских налогах (ставках налогов) и сборах на территории Республики Карелия" принят Палатой Представителей Законодательного Собрания Республики Карелия, что соответствует компетенции Палаты Представителей, установленной пунктом "ж" статьи 57 Конституции Республики Карелия.
Согласно ст. 76 Конституции Российской Федерации законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам.
Данному требованию не соответствует положение ч. 2 ст. 23 Закона РК "О республиканских налогах (ставках налогов) и сборах на территории Республики Карелия", предусматривающее исключение иностранных физических лиц, лиц без гражданства и граждан Российской Федерации, не имеющих постоянного местожительства в Российской Федерации, осуществляющих на территории республики торговую деятельность, из субъектов малого предпринимательства, которым предоставляется право выбора системы налогообложения, учета и отчетности, включая переход к упрощенной системе или возврат к принятой ранее системе.
Федеральным законом "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства" указанные выше лица такого права не лишены.
Оспоренное прокурором положение Закона Республики Карелия "О республиканских налогах (ставках налогов) и сборах на территории Республики Карелия" принято в нарушение статьи 55 Конституции Российской Федерации, в соответствии с которой права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены только федеральным законом, и статьи 62 Конституции Российской Федерации, согласно которой ограничения прав и обязанностей иностранных граждан и лиц без гражданства по сравнению с правами и обязанностями граждан Российской Федерации могут устанавливаться только федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
Федеральными законами или международными договорами Российской Федерации лишение иностранных физических лиц, лиц без гражданства и граждан Российской Федерации, не имеющих постоянного местожительства в Российской Федерации, осуществляющих на территории субъекта РФ торговую деятельность, права выбора системы налогообложения, учета и отчетности, включая переход к упрощенной системе или возврат к принятой ранее системе, предоставляемого субъектам малого предпринимательства на добровольной основе, не предусматривается.
Кроме того, в постановлении по делу о проверке конституционности абзаца второго части 1 статьи 1 Закона Республики Карелия "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности, утверждении ставок единого налога и стоимости патентов для субъектов малого предпринимательства" в редакции законов Республики Карелия от 19.10.97 N 225-ЗРК и от 18.12.97 N 240-ЗРК Конституционный суд Республики Карелия указал, что Республика Карелия не вправе сужать круг лиц, которым Федеральным законом "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства" предоставлено право добровольности выбора системы налогообложения, учета и отчетности.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 191-197 Гражданского процессуального кодекса РСФСР, суд решил:
Заявление Прокурора Республики Карелия удовлетворить.
Признать положение части 2 статьи 23 Закона Республики Карелия "О республиканских налогах (ставках налогов) и сборах на территории Республики Карелия" от 30 декабря 1999 года, предусматривающее исключение иностранных физических лиц, лиц без гражданства и граждан Российской Федерации, не имеющих постоянного местожительства в Российской Федерации, осуществляющих на территории республики торговую деятельность, из числа субъектов малого предпринимательства, которым предоставляется право выбора системы налогообложения, учета и отчетности, включая переход к упрощенной системе или возврат к принятой ранее системе, противоречащим Федеральному закону "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства".
Указанное положение части 2 статьи 23 Закона Республики Карелия "О республиканских налогах (ставках налогов) и сборах на территории Республики Карелия" признать не действующим и не подлежащим применению со дня вступления решения в законную силу.
Сообщение о принятом решении подлежит опубликованию в газете "Карелия" в соответствии со ст. 35 Закона РФ "О средствах массовой информации".
Решение может быть обжаловано и опротестовано в Верховный суд Российской Федерации в течение 10 дней через Верховный суд Республики Карелия.
Судья
И.Н.ГАЛАШЕВА

















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)