Судебные решения, арбитраж
Налог на доходы физических лиц (НДФЛ)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
от 27 апреля 2007 года Дело N А55-14377/06-11
Самарская региональная организация общероссийской общественной организации инвалидов войны в Афганистане обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения налогового органа от 04.08.2006 N 15-18/61/01-43/1477 о привлечении к налоговой ответственности.
Решением арбитражного суда от 23.11.2006 заявление удовлетворено.
Постановлением апелляционной инстанции от 13.02.2007 решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 18 по Самарской области просит принятые судебные акты отменить, в удовлетворении заявления отказать.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, оснований для ее удовлетворения не находит.
Как следует из материалов дела, Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 18 по Самарской области проведена выездная налоговая проверка Самарской региональной организации общероссийской общественной организации инвалидов войны в Афганистане по вопросам соблюдения законодательства о налогах и сборах в части правильности исчисления, полноты и своевременности перечисления в бюджет единого социального налога на доходы физических за период с 1 января 2003 г. по 31 декабря 2005 г., страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за период с 1 января 2005 г. по 31 декабря 2005 г., полноты и своевременности перечисления налога на доходы физических лиц за период с 1 января 2006 г. по 30 марта 2006 г., страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за период с 1 января 2003 г. по 31 декабря 2004 г.
По результатам проверки налоговым органом 4 августа 2006 г. было вынесено решение N 15-18/61/01-43/1477, согласно которому Общественной организации доначислены налог на доходы физических лиц за 2005 г. в сумме 515959 руб., единый социальный налог в сумме 8358095 руб., пени за несвоевременную уплату налога на доходы физических лиц в размере 3313024,39 руб., пени за неуплату единого социального налога в размере 1346060,23 руб., страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации в размере 1968819 руб., пени за неуплату взносов в размере 157505,52 руб.
Кроме того, Общественная организация привлечена к налоговой ответственности по:
- п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в размере 1671631 руб. за неуплату единого социального налога;
- п. 2 ст. 123 НК РФ за неперечисление налога на доходы физических лиц в виде штрафа в размере 103192 руб.;
- п. 1 ст. 126 НК РФ в виде штрафа в размере 2300 руб.;
- с нее также взыскано 393763,80 руб. штрафа, предусмотренного п. 2 ст. 27 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
Данное решение было обжаловано Общественной организацией в вышестоящий налоговый орган. Решением УФНС России по Самарской области от 18 сентября 2006 г. N 27-12/200/20637 решение нижестоящего органа отменено в части 45738,33 руб., в связи с чем на момент рассмотрения дела в первой инстанции оспариваемое решение в этой части применению и исполнению не подлежало.
Признавая в остальной части решение Инспекции недействительным, суды обоснованно исходили из следующего.
Как видно из решения Инспекции, Общественная организация привлечена к налоговой ответственности, предусмотренной ст. 123 НК РФ, в виде штрафа в размере 103192 руб., кроме того, Общественной организации доначислены НДФЛ в размере 515959 руб., пени за неуплату НДФЛ в размере 3267286,06 руб. в связи с тем, что налог был перечислен в налоговый орган не по месту регистрации структурных подразделений, являющихся налоговыми агентами.
Согласно п. 7 ст. 226 НК РФ совокупная сумма налога, исчисленная и удержанная налоговым агентом у налогоплательщика, в отношении которого он признается источником дохода, уплачивается по месту учета налогового агента в налоговом органе.
В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 24 декабря 2002 г. N 176-ФЗ "О федеральном бюджете на 2003 год" федеральные налоги и сборы, в том числе налог на доходы физических лиц, подлежат зачислению в полном объеме на счета органов Федерального казначейства для распределения этими органами доходов от их уплаты в порядке межбюджетного регулирования между федеральным бюджетом, бюджетами субъектов Российской Федерации, местными бюджетами и бюджетами закрытых административно-территориальных образований, а также бюджетами государственных внебюджетных фондов в случаях, предусмотренных законодательством РФ.
Учитывая, что головная организация и ее обособленные подразделения расположены в пределах одного субъекта Российской Федерации, сумма налога независимо от места уплаты, была перечислена на счета органа федерального казначейства, что подтверждается выписками из лицевых счетов по данным налоговых органов и выписками платежных поручений по банку. Факт полного перечисления налога по месту регистрации головной организации признан представителями налогового органа в суде первой инстанции, что зафиксировано в протоколе судебного заседания. В силу ст. 70 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации данное обстоятельство не подлежало доказыванию.
Налоговый кодекс Российской Федерации предусматривает ответственность за ненадлежащее исполнение налоговым агентом своих обязанностей, в частности за нарушение порядка перечисления удержанного налога на доходы физических лиц.
Кроме того, решение о доначислении налога на доходы физических лиц, пени и привлечении к ответственности принято налоговым органом по месту регистрации головной организации. Согласно представленной выписке из лицевого счета налогового агента и в предыдущие периоды, и на момент проведения проверки, и на момент принятия оспариваемого решения по лицевому счету Общественной организации имелась переплата по данному налогу, превышающая доначисленный налог.
При таких обстоятельствах судами сделан правильный вывод об отсутствии у Инспекции правовых оснований для доначисления налога на доходы физических лиц и применения финансовых санкций.
Оспариваемым решением налогоплательщик привлечен к налоговой ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 НК РФ, за неуплату единого социального налога в виде штрафа в размере 1671631 руб., с начислением 8358154 руб. налога, 1346060,23 руб. пени в связи с неправомерным использованием льготы в 2004 г. по подразделениям, поскольку льгота не была заявлена.
Вместе с тем в п. 1.3.1 решения указывается на статус Общественной организации, которая в соответствии с п/п. 2 п. 1 ст. 239 НК РФ освобождается от уплаты единого социального налога с сумм выплат и иных вознаграждений, не превышающих 100000 руб.
В соответствии с п. 8 ст. 243 НК РФ обособленные подразделения, имеющие отдельный баланс, расчетный счет и начисляющие выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, исполняют обязанности организации по уплате налога (авансовых платежей по налогу), а также обязанности по представлению расчетов по налогу и налоговых деклараций по месту своего нахождения.
Пунктом 8 ст. 243 НК РФ прямо указаны признаки, которыми должны обладать подразделения, исполняющие обязанности по уплате налога и представлению расчетов по месту своего нахождения. У подразделений Общественной организации отсутствует отдельный баланс, в связи с чем выплаты производятся по месту нахождения головной организации.
В связи с тем что право на льготу у Общественной организации по уплате единого социального налога в оспариваемом решении признано налоговым органом, в силу ст. 70 АПК РФ данное обстоятельство следует считать доказанным. Кроме того, в суд первой инстанции Общественной организацией представлены списки работников за проверяемый период, подтверждающие право на льготу. В этой связи доначисление единого социального налога, пени и штрафа по подразделениям обоснованно признано судами незаконным.
Обоснованно признано судами недействительным решение налогового органа в части доначисления страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Судами установлено, что указанные страховые взносы уплачиваются Общественной организацией в соответствии с определением Арбитражного суда Самарской области от 7 октября 2005 г. по делу N А55-15313/2004-1 о рассрочке исполнения судебного акта на пять лет.
При таких обстоятельствах оснований для отмены судебных актов не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 23.11.2006 и Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.02.2007 по делу N А55-14377/06-11 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения. Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 18 по Самарской области в доход федерального бюджета 1000 руб. государственной пошлины. Исполнительный лист выдать Арбитражному суду Самарской области.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА ОТ 27.04.2007 ПО ДЕЛУ N А55-14377/06-11
Разделы:Налог на доходы физических лиц (НДФЛ)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности и
обоснованности решений (определений, постановлений)
арбитражных судов, вступивших в законную силу
от 27 апреля 2007 года Дело N А55-14377/06-11
Самарская региональная организация общероссийской общественной организации инвалидов войны в Афганистане обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения налогового органа от 04.08.2006 N 15-18/61/01-43/1477 о привлечении к налоговой ответственности.
Решением арбитражного суда от 23.11.2006 заявление удовлетворено.
Постановлением апелляционной инстанции от 13.02.2007 решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 18 по Самарской области просит принятые судебные акты отменить, в удовлетворении заявления отказать.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, оснований для ее удовлетворения не находит.
Как следует из материалов дела, Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 18 по Самарской области проведена выездная налоговая проверка Самарской региональной организации общероссийской общественной организации инвалидов войны в Афганистане по вопросам соблюдения законодательства о налогах и сборах в части правильности исчисления, полноты и своевременности перечисления в бюджет единого социального налога на доходы физических за период с 1 января 2003 г. по 31 декабря 2005 г., страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за период с 1 января 2005 г. по 31 декабря 2005 г., полноты и своевременности перечисления налога на доходы физических лиц за период с 1 января 2006 г. по 30 марта 2006 г., страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за период с 1 января 2003 г. по 31 декабря 2004 г.
По результатам проверки налоговым органом 4 августа 2006 г. было вынесено решение N 15-18/61/01-43/1477, согласно которому Общественной организации доначислены налог на доходы физических лиц за 2005 г. в сумме 515959 руб., единый социальный налог в сумме 8358095 руб., пени за несвоевременную уплату налога на доходы физических лиц в размере 3313024,39 руб., пени за неуплату единого социального налога в размере 1346060,23 руб., страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации в размере 1968819 руб., пени за неуплату взносов в размере 157505,52 руб.
Кроме того, Общественная организация привлечена к налоговой ответственности по:
- п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в размере 1671631 руб. за неуплату единого социального налога;
- п. 2 ст. 123 НК РФ за неперечисление налога на доходы физических лиц в виде штрафа в размере 103192 руб.;
- п. 1 ст. 126 НК РФ в виде штрафа в размере 2300 руб.;
- с нее также взыскано 393763,80 руб. штрафа, предусмотренного п. 2 ст. 27 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
Данное решение было обжаловано Общественной организацией в вышестоящий налоговый орган. Решением УФНС России по Самарской области от 18 сентября 2006 г. N 27-12/200/20637 решение нижестоящего органа отменено в части 45738,33 руб., в связи с чем на момент рассмотрения дела в первой инстанции оспариваемое решение в этой части применению и исполнению не подлежало.
Признавая в остальной части решение Инспекции недействительным, суды обоснованно исходили из следующего.
Как видно из решения Инспекции, Общественная организация привлечена к налоговой ответственности, предусмотренной ст. 123 НК РФ, в виде штрафа в размере 103192 руб., кроме того, Общественной организации доначислены НДФЛ в размере 515959 руб., пени за неуплату НДФЛ в размере 3267286,06 руб. в связи с тем, что налог был перечислен в налоговый орган не по месту регистрации структурных подразделений, являющихся налоговыми агентами.
Согласно п. 7 ст. 226 НК РФ совокупная сумма налога, исчисленная и удержанная налоговым агентом у налогоплательщика, в отношении которого он признается источником дохода, уплачивается по месту учета налогового агента в налоговом органе.
В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 24 декабря 2002 г. N 176-ФЗ "О федеральном бюджете на 2003 год" федеральные налоги и сборы, в том числе налог на доходы физических лиц, подлежат зачислению в полном объеме на счета органов Федерального казначейства для распределения этими органами доходов от их уплаты в порядке межбюджетного регулирования между федеральным бюджетом, бюджетами субъектов Российской Федерации, местными бюджетами и бюджетами закрытых административно-территориальных образований, а также бюджетами государственных внебюджетных фондов в случаях, предусмотренных законодательством РФ.
Учитывая, что головная организация и ее обособленные подразделения расположены в пределах одного субъекта Российской Федерации, сумма налога независимо от места уплаты, была перечислена на счета органа федерального казначейства, что подтверждается выписками из лицевых счетов по данным налоговых органов и выписками платежных поручений по банку. Факт полного перечисления налога по месту регистрации головной организации признан представителями налогового органа в суде первой инстанции, что зафиксировано в протоколе судебного заседания. В силу ст. 70 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации данное обстоятельство не подлежало доказыванию.
Налоговый кодекс Российской Федерации предусматривает ответственность за ненадлежащее исполнение налоговым агентом своих обязанностей, в частности за нарушение порядка перечисления удержанного налога на доходы физических лиц.
Кроме того, решение о доначислении налога на доходы физических лиц, пени и привлечении к ответственности принято налоговым органом по месту регистрации головной организации. Согласно представленной выписке из лицевого счета налогового агента и в предыдущие периоды, и на момент проведения проверки, и на момент принятия оспариваемого решения по лицевому счету Общественной организации имелась переплата по данному налогу, превышающая доначисленный налог.
При таких обстоятельствах судами сделан правильный вывод об отсутствии у Инспекции правовых оснований для доначисления налога на доходы физических лиц и применения финансовых санкций.
Оспариваемым решением налогоплательщик привлечен к налоговой ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 НК РФ, за неуплату единого социального налога в виде штрафа в размере 1671631 руб., с начислением 8358154 руб. налога, 1346060,23 руб. пени в связи с неправомерным использованием льготы в 2004 г. по подразделениям, поскольку льгота не была заявлена.
Вместе с тем в п. 1.3.1 решения указывается на статус Общественной организации, которая в соответствии с п/п. 2 п. 1 ст. 239 НК РФ освобождается от уплаты единого социального налога с сумм выплат и иных вознаграждений, не превышающих 100000 руб.
В соответствии с п. 8 ст. 243 НК РФ обособленные подразделения, имеющие отдельный баланс, расчетный счет и начисляющие выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, исполняют обязанности организации по уплате налога (авансовых платежей по налогу), а также обязанности по представлению расчетов по налогу и налоговых деклараций по месту своего нахождения.
Пунктом 8 ст. 243 НК РФ прямо указаны признаки, которыми должны обладать подразделения, исполняющие обязанности по уплате налога и представлению расчетов по месту своего нахождения. У подразделений Общественной организации отсутствует отдельный баланс, в связи с чем выплаты производятся по месту нахождения головной организации.
В связи с тем что право на льготу у Общественной организации по уплате единого социального налога в оспариваемом решении признано налоговым органом, в силу ст. 70 АПК РФ данное обстоятельство следует считать доказанным. Кроме того, в суд первой инстанции Общественной организацией представлены списки работников за проверяемый период, подтверждающие право на льготу. В этой связи доначисление единого социального налога, пени и штрафа по подразделениям обоснованно признано судами незаконным.
Обоснованно признано судами недействительным решение налогового органа в части доначисления страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Судами установлено, что указанные страховые взносы уплачиваются Общественной организацией в соответствии с определением Арбитражного суда Самарской области от 7 октября 2005 г. по делу N А55-15313/2004-1 о рассрочке исполнения судебного акта на пять лет.
При таких обстоятельствах оснований для отмены судебных актов не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 23.11.2006 и Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.02.2007 по делу N А55-14377/06-11 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения. Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 18 по Самарской области в доход федерального бюджета 1000 руб. государственной пошлины. Исполнительный лист выдать Арбитражному суду Самарской области.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)