Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ АПЕЛЛЯЦИОННОЙ ИНСТАНЦИИ АРБИТРАЖНОГО СУДА Г. МОСКВЫ ОТ 06.02.2003 ПО ДЕЛУ N А40-35660/02-126-327

Разделы:
Акцизы

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



АРБИТРАЖНЫЙ СУД Г. МОСКВЫ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
апелляционной инстанции по проверке законности и обоснованности
решений арбитражных судов, не вступивших в законную силу


от 6 февраля 2003 г. Дело N А40-35660/02-126-327

Арбитражный суд г. Москвы при участии от истца: К.Л. по дов. N 02-02-232АГ от 28.11.2002, В. по дов. N 02-01-01-80АГ от 05.02.2003; от ответчика: П. по дов. N 48-02-24/2 от 27.01.2003, К.Н. по дов. N 48-01-38/558 от 29.01.2003, рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу МИМНС РФ по крупнейшим налогоплательщикам N 2 на решение от 26.11.2002 по делу N А40-3 5660/02-126-327 Арбитражного суда г. Москвы, принятого по иску ООО "Мострансгаз" к МИМНС РФ по крупнейшим налогоплательщикам N 2 о признании недействительным решения,
УСТАНОВИЛ:

ООО "Мострансгаз" обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с исковым заявлением к МИМНС РФ по крупнейшим налогоплательщикам N 2 о признании недействительным решения МИМНС РФ по крупнейшим налогоплательщикам N 2 от 26.08.2002 N 04-05/3.
Решением арбитражного суда от 26.11.2002 исковые требования удовлетворены в полном объеме. При этом суд исходил из того, что правовая позиция истца документально подтверждена и обоснованна.
МИМНС РФ по крупнейшим налогоплательщикам N 2 не согласилась с решением суда и подала апелляционную жалобу, в которой просит его отменить. Заявитель жалобы полагает, что судом нарушен и неправильно применен пп. 9 п. 1 ст. 183 НК РФ, а у истца не было правовых оснований для применения налоговой льготы. Налоговый орган заявляет, что ООО "Мострансгаз" не имело права исключать из налоговой базы по акцизу стоимость природного газа, использованного на собственные технологические нужды, до момента утверждения нормативов в порядке, установленном законодательством. Ответчик считает, что истец неправомерно руководствовался Приказом Минэнерго РФ от 24.04.2002 N 126.
ООО "Мострансгаз" считает решение законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению. Истец представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором дает пояснения по всем доводам налогового органа.
Рассмотрев дело в порядке ст. ст. 266, 268 АПК РФ, заслушав объяснения представителей ответчика, поддержавших доводы и требования апелляционной жалобы, истца, изучив материалы дела и обсудив доводы сторон, суд апелляционной инстанции не находит оснований к удовлетворению апелляционной жалобы и отмене или изменению решения арбитражного суда, принятого в соответствии с законодательством о налогах и сборах и обстоятельствами дела.
Как следует из материалов дела, ООО "Мострансгаз" представило в МИМНС РФ по крупнейшим налогоплательщикам N 2 налоговые декларации по акцизам за январь, февраль, март, апрель, май, июнь 2002 г. (т. 1, л. д. 133 - 149; т. 2, л. д. 1 - 9, 10 - 18, 19 - 27, 28 - 36, 37 - 45), уточненные налоговые декларации за этот период (т. 1, л. д. 21 - 29, 30 - 38, 39 - 47, 48 - 65, 66 - 74).
МИМНС РФ по крупнейшим налогоплательщикам N 2 проведена камеральная налоговая проверка по вопросу неполной уплаты акциза на природный газ за счет его неправомерного исчисления из-за необоснованного исключения из налоговой базы операций по использованию природного газа на собственные технологические нужды за январь, февраль, март, апрель, май, июнь 2002 г.
Налоговым органом было вынесено решение N 04-05/3 от 26.08.2002 о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения (т. 1, л. д. 6 - 10).
В первом полугодии 2002 г. ООО "Мострансгаз" на основании актов покупки-продажи газа по договору поставки газа N 1-002 от 28.01.2002 (т. 3, л. д. 17 - 19) принимало у ООО "Межрегионгаз" на границах раздела магистральных газопроводов газ на собственные технологические нужды газопроводов, включая технологические потери и остальные производственно-эксплуатационные нужды (т. 1, л. д. 75, 78, 81, 84, 87, 90). Распределение газа на собственные технологические нужды подтверждается отчетами ООО "Мострансгаз" о поставке и распределении газа от ООО "Межрегионгаз" (т. 1, л. д. 77, 80, 83, 86, 89, 92, 93) и отчетами о движении газа в газопроводах (т. 1, л. д. 93 - 98).




В соответствии с пп. 10 п. 1 ст. 183 НК РФ использование природного газа на собственные технологические нужды газодобывающих и газотранспортных организаций в пределах нормативов, обусловленных технологиями подготовки и транспортировки газа, утверждаемых в порядке, определяемом Правительством РФ, не подлежит налогообложению.
В п. 1 Постановления Правительства РФ от 22.01.2001 N 45 "О порядке утверждения нормативов использования газодобывающими и газотранспортными организациями природного газа на собственные технологические нужды" установлено, что нормативы использования газодобывающими и газотранспортными организациями природного газа на собственные технологические нужды утверждаются Министерством энергетики РФ по согласованию с Министерством экономического развития и торговли РФ.
Во исполнение Постановления Правительства РФ N 45 от 22.01.2001 Минэнерго РФ Приказом от 24.04.2002 N 126 "Об утверждении нормативов использования газодобывающими и газотранспортными организациями ОАО "Газпром" природного газа на собственные технологические нужды в 2001 и 2002 гг." утвердило разработанные в соответствии с Методикой определения нормативов потребности и нормы расхода природного газа на собственные технологические нужды газодобывающих предприятий (РД 153-39.0-111-2001) и Методикой определения норм расхода и нормативов потребности в природном газе на собственные технологические нужды магистрального транспорта газа (РД 153-39.0-112-2001) и согласованные с Министерством экономического развития и торговли РФ нормативы использования газодобывающими и газотранспортными организациями ОАО "Газпром" природного газа на собственные технологические нужды согласно приложению.
Приказ Минэнерго N 126 от 24.04.2002 не является нормативно-правовым актом, так как он касается только деятельности ОАО "Газпром", а не неопределенного круга юридических лиц.
ООО "Мострансгаз" в соответствии со ст. 105 ГК РФ, уставом (т. 1, л. д. 99 - 114), решением участника ОАО "Газпром" (т. 1, л. д. 117) является дочерним предприятием ОАО "Газпром". Поэтому исчисление истцом налоговой базы по акцизам с января по июнь 2002 г. с учетом Приказа Минэнерго N 126 от 24.04.2002 обоснованно и правомерно.
Довод налогового органа о том, что Приказ Минэнерго N 126 от 24.04.2002 не может применяться, так как не зарегистрирован в Минюсте РФ по Правилам, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 13.08.1997 N 1009, не соотносится с требованиями данного Постановления.
Отказ Минюста в регистрации приказа Минэнерго N 126 от 24.04.2002 не свидетельствует о его недействительности, так как его причинами стало то, что Постановлением Правительства N 45 от 22.01.2001 ОАО "Газпром" не предоставлено право в пределах нормативов, утвержденных Приказом Минэнерго РФ от 24.04.2002 N 126, устанавливать дифференцированные нормы для дочерних предприятий, а также вызвало сомнение распространение действия Приказа на 2001 г. Отказ Минюста РФ содержится в письме от 30.07.2002 N 07/7305-ЮД (т. 2, л. д. 49 - 50).




На основании ст. ст. 105, 110 АПК РФ, ч. 3 п. 5 ст. 5 Федерального закона от 31.12.95 N 226-ФЗ "О государственной пошлине" налоговый орган освобождается от уплаты госпошлины.
Руководствуясь ст. ст. 110, 266, 268, 269, 271 АПК РФ, арбитражный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда г. Москвы от 26.11.2002 по делу N А40-35660/02-126-327 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление в полном объеме изготовлено 13.02.2003.







АРБИТРАЖНЫЙ СУД Г. МОСКВЫ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
апелляционной инстанции по проверке законности и обоснованности
решений арбитражных судов, не вступивших в законную силу

от 6 февраля 2003 г. Дело N А40-35660/02-126-327

Арбитражный суд г. Москвы при участии от истца: К.Л. по дов. N 02-02-232АГ от 28.11.2002, В. по дов. N 02-01-01-80АГ от 05.02.2003; от ответчика: П. по дов. N 48-02-24/2 от 27.01.2003, К.Н. по дов. N 48-01-38/558 от 29.01.2003, рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу МИМНС РФ по крупнейшим налогоплательщикам N 2 на решение от 26.11.2002 по делу N А40-3 5660/02-126-327 Арбитражного суда г. Москвы, принятого по иску ООО "Мострансгаз" к МИМНС РФ по крупнейшим налогоплательщикам N 2 о признании недействительным решения,
УСТАНОВИЛ:

ООО "Мострансгаз" обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с исковым заявлением к МИМНС РФ по крупнейшим налогоплательщикам N 2 о признании недействительным решения МИМНС РФ по крупнейшим налогоплательщикам N 2 от 26.08.2002 N 04-05/3.
Решением арбитражного суда от 26.11.2002 исковые требования удовлетворены в полном объеме. При этом суд исходил из того, что правовая позиция истца документально подтверждена и обоснованна.
МИМНС РФ по крупнейшим налогоплательщикам N 2 не согласилась с решением суда и подала апелляционную жалобу, в которой просит его отменить. Заявитель жалобы полагает, что судом нарушен и неправильно применен пп. 9 п. 1 ст. 183 НК РФ, а у истца не было правовых оснований для применения налоговой льготы. Налоговый орган заявляет, что ООО "Мострансгаз" не имело права исключать из налоговой базы по акцизу стоимость природного газа, использованного на собственные технологические нужды, до момента утверждения нормативов в порядке, установленном законодательством. Ответчик считает, что истец неправомерно руководствовался Приказом Минэнерго РФ от 24.04.2002 N 126.
ООО "Мострансгаз" считает решение законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению. Истец представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором дает пояснения по всем доводам налогового органа.
Рассмотрев дело в порядке ст. ст. 266, 268 АПК РФ, заслушав объяснения представителей ответчика, поддержавших доводы и требования апелляционной жалобы, истца, изучив материалы дела и обсудив доводы сторон, суд апелляционной инстанции не находит оснований к удовлетворению апелляционной жалобы и отмене или изменению решения арбитражного суда, принятого в соответствии с законодательством о налогах и сборах и обстоятельствами дела.
Как следует из материалов дела, ООО "Мострансгаз" представило в МИМНС РФ по крупнейшим налогоплательщикам N 2 налоговые декларации по акцизам за январь, февраль, март, апрель, май, июнь 2002 г. (т. 1, л. д. 133 - 149; т. 2, л. д. 1 - 9, 10 - 18, 19 - 27, 28 - 36, 37 - 45), уточненные налоговые декларации за этот период (т. 1, л. д. 21 - 29, 30 - 38, 39 - 47, 48 - 65, 66 - 74).
МИМНС РФ по крупнейшим налогоплательщикам N 2 проведена камеральная налоговая проверка по вопросу неполной уплаты акциза на природный газ за счет его неправомерного исчисления из-за необоснованного исключения из налоговой базы операций по использованию природного газа на собственные технологические нужды за январь, февраль, март, апрель, май, июнь 2002 г.
Налоговым органом было вынесено решение N 04-05/3 от 26.08.2002 о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения (т. 1, л. д. 6 - 10).
В первом полугодии 2002 г. ООО "Мострансгаз" на основании актов покупки-продажи газа по договору поставки газа N 1-002 от 28.01.2002 (т. 3, л. д. 17 - 19) принимало у ООО "Межрегионгаз" на границах раздела магистральных газопроводов газ на собственные технологические нужды газопроводов, включая технологические потери и остальные производственно-эксплуатационные нужды (т. 1, л. д. 75, 78, 81, 84, 87, 90). Распределение газа на собственные технологические нужды подтверждается отчетами ООО "Мострансгаз" о поставке и распределении газа от ООО "Межрегионгаз" (т. 1, л. д. 77, 80, 83, 86, 89, 92, 93) и отчетами о движении газа в газопроводах (т. 1, л. д. 93 - 98).




В соответствии с пп. 10 п. 1 ст. 183 НК РФ использование природного газа на собственные технологические нужды газодобывающих и газотранспортных организаций в пределах нормативов, обусловленных технологиями подготовки и транспортировки газа, утверждаемых в порядке, определяемом Правительством РФ, не подлежит налогообложению.
В п. 1 Постановления Правительства РФ от 22.01.2001 N 45 "О порядке утверждения нормативов использования газодобывающими и газотранспортными организациями природного газа на собственные технологические нужды" установлено, что нормативы использования газодобывающими и газотранспортными организациями природного газа на собственные технологические нужды утверждаются Министерством энергетики РФ по согласованию с Министерством экономического развития и торговли РФ.
Во исполнение Постановления Правительства РФ N 45 от 22.01.2001 Минэнерго РФ Приказом от 24.04.2002 N 126 "Об утверждении нормативов использования газодобывающими и газотранспортными организациями ОАО "Газпром" природного газа на собственные технологические нужды в 2001 и 2002 гг." утвердило разработанные в соответствии с Методикой определения нормативов потребности и нормы расхода природного газа на собственные технологические нужды газодобывающих предприятий (РД 153-39.0-111-2001) и Методикой определения норм расхода и нормативов потребности в природном газе на собственные технологические нужды магистрального транспорта газа (РД 153-39.0-112-2001) и согласованные с Министерством экономического развития и торговли РФ нормативы использования газодобывающими и газотранспортными организациями ОАО "Газпром" природного газа на собственные технологические нужды согласно приложению.
Приказ Минэнерго N 126 от 24.04.2002 не является нормативно-правовым актом, так как он касается только деятельности ОАО "Газпром", а не неопределенного круга юридических лиц.
ООО "Мострансгаз" в соответствии со ст. 105 ГК РФ, уставом (т. 1, л. д. 99 - 114), решением участника ОАО "Газпром" (т. 1, л. д. 117) является дочерним предприятием ОАО "Газпром". Поэтому исчисление истцом налоговой базы по акцизам с января по июнь 2002 г. с учетом Приказа Минэнерго N 126 от 24.04.2002 обоснованно и правомерно.
Довод налогового органа о том, что Приказ Минэнерго N 126 от 24.04.2002 не может применяться, так как не зарегистрирован в Минюсте РФ по Правилам, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 13.08.1997 N 1009, не соотносится с требованиями данного Постановления.
Отказ Минюста в регистрации приказа Минэнерго N 126 от 24.04.2002 не свидетельствует о его недействительности, так как его причинами стало то, что Постановлением Правительства N 45 от 22.01.2001 ОАО "Газпром" не предоставлено право в пределах нормативов, утвержденных Приказом Минэнерго РФ от 24.04.2002 N 126, устанавливать дифференцированные нормы для дочерних предприятий, а также вызвало сомнение распространение действия Приказа на 2001 г. Отказ Минюста РФ содержится в письме от 30.07.2002 N 07/7305-ЮД (т. 2, л. д. 49 - 50).




На основании ст. ст. 105, 110 АПК РФ, ч. 3 п. 5 ст. 5 Федерального закона от 31.12.95 N 226-ФЗ "О государственной пошлине" налоговый орган освобождается от уплаты госпошлины.
Руководствуясь ст. ст. 110, 266, 268, 269, 271 АПК РФ, арбитражный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда г. Москвы от 26.11.2002 по делу N А40-35660/02-126-327 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление в полном объеме изготовлено 13.02.2003.
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)