Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА ОТ 22.05.2009 ПО ДЕЛУ N А56-41347/2008

Разделы:
Упрощенная система налогообложения (УСН)

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 22 мая 2009 г. по делу N А56-41347/2008


Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Корпусовой О.А., судей Дмитриева В.В. и Морозовой Н.А., при участии представителей: общества с ограниченной ответственностью "Софт-комплект" - Ильина А.Ю. (доверенность от 17.09.2008), Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Санкт-Петербургу - Лапиной Е.Е. (доверенность от 10.09.2008 N 03-08-01/25649), рассмотрев 18.05.2009 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Санкт-Петербургу на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 10.12.2008 (судья Денего Е.С.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.02.2009 (судьи Загараева Л.П., Будылева М.В., Семиглазов В.А.) по делу N А56-41347/2008,
установил:

общество с ограниченной ответственностью "Софт-комплект" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Санкт-Петербургу (далее - инспекция) от 16.10.2008 N 7836457.
Решением от 10.12.2008 суд первой инстанции признал недействительным оспариваемое решение инспекции.
Постановлением апелляционного суда от 16.02.2009 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе инспекция, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, просит отменить решение от 10.12.2008 и постановление от 16.02.2009 и принять по делу новый судебный акт. По мнению подателя жалобы, вывод судов о том, что в спорный период общество было вправе применять упрощенную систему налогообложения, является неправильным. Инспекция считает, что в данном случае общество не может применять упрощенную систему налогообложения в связи с непредставлением в налоговый орган заявления о переходе на эту систему налогообложения в соответствии с пунктом 2 статьи 346.13 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
В судебном заседании представитель инспекции поддержал доводы, приведенные в кассационной жалобе, а представитель общества отклонил их по мотивам, изложенным в отзыве.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы.




Как следует из материалов дела, инспекция провела выездную налоговую проверку правильности исчисления и своевременности уплаты в бюджет (удержания, перечисления) обществом налогов и сборов за период с 01.01.2007 по 31.12.2007, по результатам которой составлен акт от 11.09.2008 N 15-03/05 и принято решение от 16.10.2008 N 7836457 о привлечении общества к ответственности по пунктам 1 и 2 статьи 119 НК РФ и пункту 1 статьи 122 НК РФ. Данным решением обществу доначислено и предложено к уплате 3 054 303 руб. налога на добавленную стоимость и 224 351 руб. 89 коп. пеней, 662 538 руб. налога на прибыль организаций и 47 907 руб. пеней, а также 1 495 349 руб. единого социального налога и 90 228 руб. 20 коп. пеней. В ходе проверки налоговым органом установлено, что общество создано и зарегистрировано 14.12.2006. В проверенный налоговый период общество осуществляло разработку программного обеспечения и консультирование в этой области. Инспекцией установлено, что с момента регистрации и в течение 2007 года общество отчитывалось по упрощенной системе налогообложения и уплачивало единый налог в связи с применением этой системы налогообложения. Однако налоговый орган пришел к выводу о том, что налогоплательщик не обращался в инспекцию с заявлением о переходе на упрощенную систему налогообложения. В ходе проверки инспекцией исследован довод общества о представлении заявления в инспекцию одновременно с документами, поданными для государственной регистрации юридического лица. В связи с неправомерным, по мнению инспекции, применением обществом упрощенной системы налогообложения заявителю доначислены налог на добавленную стоимость, налог на прибыль организаций, единый социальный налог, а также соответствующие пени и штрафы по статьям 199 и 122 НК РФ.
Удовлетворяя требования общества, суд первой инстанции указал, что порядок применения упрощенной системы налогообложения вновь зарегистрированными юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями является уведомительным, а налоговый орган, проводя камеральные проверки сданных налогоплательщиком деклараций, не выявил нарушений.
Апелляционный суд поддержал выводы суда первой инстанции.
В соответствии со статьей 346.11 НК РФ упрощенная система налогообложения организациями и индивидуальными предпринимателями применяется наряду с иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Применение упрощенной системы налогообложения организациями предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налога на прибыль организаций, налога на имущество организаций и единого социального налога. Организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации.
Согласно пункту 2 статьи 346.13 НК РФ вновь созданная организация и вновь зарегистрированный индивидуальный предприниматель вправе подать заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения в пятидневный срок с даты постановки на учет в налоговом органе, указанной в свидетельстве о постановке на учет в налоговом органе, выданном в соответствии с абзацем вторым пункта 2 статьи 84 НК РФ. В этом случае организация и индивидуальный предприниматель вправе применять упрощенную систему налогообложения с даты постановки их на учет в налоговом органе, указанной в свидетельстве о постановке на учет в налоговом органе.
Судами установлено и материалами дела подтверждается, что 14.12.2006 инспекция внесла N 15 в Единый государственный реестр юридических лиц запись о регистрации общества, которое с 14.12.2006 - даты постановки на налоговый учет инспекции применяло упрощенную систему налогообложения и в связи с этим вело книгу учета доходов и расходов организаций, применяющих упрощенную систему налогообложения, ежеквартально представляло в налоговый орган декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, а также уплачивало названный налог. Все представленные обществом декларации по единому налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, были приняты налоговым органом; по ним проведены камеральные налоговые проверки, при этом, правомерность применяемого налогоплательщиком режима налогообложения инспекцией не оспаривалась.
Суды двух инстанций дали оценку представленным сторонами доказательствам в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В обжалуемом постановлении апелляционного суда указано, что в судебном заседании апелляционной инстанции представитель инспекции пояснил, что общество соответствует требованиям, применяемым к плательщикам налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения.
Кассационная коллегия считает необходимым отметить, что суммы налогов, доначисленные инспекцией обществу к уплате, не соответствуют действительной обязанности налогоплательщика.
Из решения инспекции от 16.10.2008 N 7836457 видно, что общество в 2007 году уплатило 213 092 руб. единого налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения. Вместе с тем в нарушение требований статьи 78 НК РФ уплаченные налогоплательщиком суммы не учтены налоговым органом при доначислении обществу налога на прибыль, налога на добавленную стоимость и единого социального налога, пеней и штрафов.
На основании изложенного и руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:

решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 10.12.2008 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.02.2009 по делу N А56-41347/2008 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Санкт-Петербургу - без удовлетворения.
Председательствующий
О.А.КОРПУСОВА

Судьи
В.В.ДМИТРИЕВ
Н.А.МОРОЗОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)