Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА ОТ 03.08.2009 ПО ДЕЛУ N А82-8072/2008-99

Разделы:
Налог на доходы физических лиц (НДФЛ)

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 3 августа 2009 г. по делу N А82-8072/2008-99



Резолютивная часть объявлена 28.07.2009.
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Евтеевой М.Ю.,
судей Масловой О.П., Радченковой Н.Ш.
при участии представителей
от заявителя: Балашова А.А. (доверенность от 05.08.2008 N 19/15-49),
от заинтересованного лица: Смирновой Д.А. (доверенность от 07.04.2009 N 05-12/20992),
Гоян С.В. (доверенность от 06.10.2008 N 05-12/47304)
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу заявителя -
открытого акционерного общества "Ярославский завод топливной аппаратуры"
на решение Арбитражного суда Ярославской области от 23.01.2009,
принятое судьей Украинцевой Е.П., и
на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 13.05.2009,
принятое судьями Черных Л.И., Лобановой Л.Н., Хоровой Т.В.,
по делу N А82-8072/2008-99
по заявлению открытого акционерного общества "Ярославский завод топливной аппаратуры"
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Ярославской области
об обязании возвратить денежные средства
и
установил:

открытое акционерное общество "Ярославский завод топливной аппаратуры" (далее ОАО "ЯЗТА", Общество) обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Ярославской области (далее - Инспекция, налоговый орган) об обязании возвратить из бюджета 59 989 075 рублей 85 копеек пеней по подоходному налогу и налогу на доходы физических лиц.
Решением от 23.01.2009 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Постановлением апелляционного суда от 13.05.2009 данное решение оставлено без изменения.
ОАО "ЯЗТА" не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель считает, что суды неправильно применили (истолковали) статьи 44, 69, 70, 72, 75, 78, 79 Налогового кодекса Российской Федерации, статьи 65, 168, 170, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; сделали выводы, не соответствующие фактическим обстоятельствам. На его взгляд, пени по подоходному налогу и налогу на доходы физических лиц в заявленной сумме подлежат возврату, поскольку уплачены в пределах трех лет, предшествующих обращению с заявлением от 02.07.2008, что подтверждено актом сверки с налоговым органом от 02.06.2008 N 78; при применении мер принудительного взыскания в отношении недоимки и пеней, установленных решениями от 20.01.2000 N 1 и от 30.06.2001 N 06/06, Инспекция допустила нарушение требований статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации, а именно: требований об уплате налогов и пеней Обществу не вручила, решений о взыскании недоимки по налогам и пеням за счет денежных средств налогоплательщика не направила. Эти обстоятельства свидетельствуют о том, что с 19.10.2000 и 26.03.2002 налоговый орган утратил право на взыскание недоимки, поэтому с этих дат не подлежали начислению и пени. Таким образом, сумма правомерно начисленных пеней составляет 32 535 602 рубля 36 копеек, а перечисленные Обществом при отсутствии к тому оснований 27 453 473 рублей 49 копеек пеней подлежат возврату в соответствии со статьями 78 и 79 Налогового кодекса Российской Федерации (независимо от того, являлось ли это перечисление добровольной уплатой либо взысканием); перечисление пеней являлось вынужденной мерой; суды не дали оценку всем доводам Общества.
Подробно позиция заявителя приведена в жалобе.
Инспекция не согласилась с доводами, изложенными в кассационной жалобе.
Законность принятых Арбитражным судом Ярославской области решения и Вторым арбитражным апелляционным судом постановления проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, в связи с имеющейся у ОАО "ЯЗТА" задолженностью по уплате пеней по подоходному налогу в сумме 64 142 рублей 49 копеек налоговый орган направил налогоплательщику требование от 01.01.2000 N 4 с приложением акта сверки расчетов по платежам в бюджет за период с 01.01.1999 по 31.12.1999.
Инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Кировскому району г. Ярославля провела проверку ОАО "ЯЗТА" по вопросу правильности удержания, полноты и своевременности перечисления в бюджет налогов, удержанных из заработков (доходов) физических лиц, за период с 01.01.1996 по 31.10.1999, по результатам которой составила акт от 08.12.1999 и приняла решение от 20.01.2000 N 1 о привлечении Общества к налоговой ответственности. На основании материалов проверки Инспекция предложила Обществу перечислить в бюджет в том числе задолженность по подоходному налогу в сумме 22 396 592 рублей и пени в сумме 15 349 738 рублей 77 копеек.
По итогам выездной налоговой проверки ОАО "ЯЗТА" за период с 01.01.1998 по 15.04.2001 по акту от 07.06.2001 N 06/06 и решению Инспекции от 30.06.2001 N 06/06 Обществу предъявлены к уплате задолженность по подоходному налогу и налогу на доходы физических лиц в общей сумме 22 519 797 рублей, пеням в общей сумме 5 341 056 рублей (126 382 рубля 33 копейки за период с 01.11.1999 по 31.12.1999, 3 408 766 рублей за период с 01.01.2000 по 31.12.2000, 1 805 906 рублей 42 копейки за период с 01.01.2001 по 15.04.2001).
Из анализа данных лицевого счета Общества по подоходному налогу и налогу на доходы физических лиц следует, что на указанные задолженности за период с 21.01.2000 по 18.10.2000 (по решению от 20.01.2000 N 1) и за период с 30.06.2001 по 25.03.2002 (по решению от 30.06.2001 N 06/06) налоговый орган начислил пени в общей сумме 11 844 807 рублей 59 копеек.
На основании требований налоговых органов в период с 01.01.2001 по 12.01.2006 Обществу предъявлялась к уплате задолженность по налогу и пени, начисленные на недоимки, выявленные в ходе указанных выездных налоговых проверок.
В период с 16.12.2005 по 30.10.2007 ОАО "ЯЗТА" перечислило в бюджет задолженность по начисленным пеням в сумме 59 989 575 рублей 85 копеек на основании 17 платежных поручений и инкассового поручения от 13.09.2005 N 793.
Полагая, что перечисление указанной суммы пеней в бюджет произведено необоснованно, а также что данные суммы являются излишне взысканными, поскольку их уплата произведена под угрозой применения налоговым органом мер принудительного взыскания, Общество направило в Инспекцию заявление от 02.07.2008 о возврате излишне взысканных пеней по подоходному налогу и налогу на доходы физических лиц в указанной сумме.
Инспекция ответ на заявление Общества не направила; денежные средства не возвратила.
Не согласившись с бездействием налогового органа, ОАО "ЯЗТА" обратилось с соответствующим заявлением в арбитражный суд.
Налоговый орган и Общество осуществили сверку расчетов по налогам, пеням и штрафам за период с 01.01.2008 по 01.06.2008, о чем составили акт от 05.06.2008 N 76, согласно которому по состоянию на 02.06.2008 задолженность по подоходному налогу, налогу на доходы физических лиц и пеням полностью погашена.
Руководствуясь статьями 32, 44 - 47, 69, 70, 75, 78, 79 Налогового кодекса Российской Федерации, пунктом 9 статьи 7 Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования", суд первой инстанции пришел к выводам о том, что оспариваемую сумму пеней Общество уплатило добровольно по платежным поручениям; соглашения и графики от 2000 и 2005 годов о погашении задолженности в бюджет г. Ярославля по подоходному налогу и налогу на доходы физических лиц и пеней, подписанные между Обществом и администрацией города, указывают на добровольно взятые налоговым агентом обязательства по погашению задолженности по пеням; о соблюдении налоговым органом процедуры взыскания задолженности по пеням, уплаченным на основании инкассового поручения от 13.09.2005 N 793; об отсутствии оснований для применения положений статьи 79 Налогового кодекса Российской Федерации относительно возврата заявленной суммы и положений статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации относительно возврата пеней в сумме 27 453 473 рублей 49 копеек. С учетом этого суд отказал ОАО "ЯЗТА" в удовлетворении заявленного требования.
Апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции и оставил принятое решение в силе.
Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения по следующим причинам.
Положениями подпункта 5 пункта 1 статьи 21 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) закреплено право налогоплательщика на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пеней и штрафов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 45 Кодекса налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога за счет денежных средств, находящихся на счетах налогоплательщика в банке, в порядке, предусмотренном статьями 46 и 48 Кодекса, а также путем взыскания налога за счет иного имущества налогоплательщика в порядке, предусмотренном статьями 47 и 48 Кодекса.
В случае уплаты причитающихся сумм налогов (сборов) в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки налогоплательщик должен уплатить пени. Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, и уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме (пункты 1, 3, 5 статьи 75 Кодекса).
Порядок возврата сумм излишне уплаченных налога, сбора, пеней, штрафа установлен в статье 78 Кодекса, а возврата сумм излишне взысканных налога, сбора, пеней и штрафа - в статье 79 Кодекса.
Правила, установленные в статьях 78 и 79 Кодекса, применяются также в отношении зачета или возврата излишне уплаченных (взысканных) сумм сбора и пеней и распространяются на налоговых агентов и плательщиков сборов (пункт 11 статьи 78 и пункт 7 статьи 79 Кодекса).
Представленные в дело документы свидетельствуют и суды установили, что 59 875 295 рублей перечислены Обществом в счет уплаты пеней по налогу на доходы физических лиц (начисленные с 19.10.2000 на задолженность в сумме 22 396 592 рублей; с 26.03.2002 на задолженность в сумме 22 549 773 рублей по день уплаты недоимки по налогу) на основании платежных поручений, в которых в назначении платежа указано "налог на доходы физических лиц, пени, погашение задолженности по акту проверки", и обозначено основание платежа ("АП"), соответствующее перечислению средств в счет погашения задолженности по акту проверки в соответствии с Правилами указания информации, идентифицирующей платеж, в расчетных документах на перечисление налогов и сборов и иных платежей в бюджетную систему Российской Федерации, администрируемых налоговыми органами, утвержденными Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 24.11.2004 N 106н. Ссылки на требования об уплате пеней в платежных поручениях отсутствуют; задолженность по налогу Общество уплатило (акт от 05.06.2008 N 76 сверки расчетов по налогам, пеням и штрафам за период с 01.01.2008 по 01.06.2008).
При таких обстоятельствах суды обоснованно отклонили доводы Общества о том, что перечисление спорных сумм состоялось под угрозой списания средств по инкассовым поручениям налогового органа, и правомерно признали, что погашение задолженности по пеням в указанной сумме носило добровольный характер.
Уплату пеней в сумме 113 779 рублей 99 копеек ОАО "ЯЗТА" осуществило по инкассовому поручению от 13.09.2005 N 793 в добровольном порядке во исполнение требования Инспекции от 04.08.2005 N 144 об уплате пеней по налогу на доходы физических лиц по состоянию на 04.08.2005; срок применения мер принудительного взыскания недоимки, на которую начислены пени, налоговым органом соблюден.
Кроме того, ОАО "ЯЗТА" заключило соглашения с мэрией города Ярославля от 02.02.2000 и от 23.09.2005 о погашении задолженности в бюджет города Ярославля по подоходному налогу и налогу на доходы физических лиц, удержанного с доходов работников, а именно по пеням и штрафам. Согласно этим соглашениям составлен график погашения задолженности по пеням в течение 2000 - 2010 годов. Данные документы правомерно признаны судом первой инстанции в качестве доказательства добровольно взятых ОАО "ЯЗТА" обязательств по погашению задолженности по пеням, в том числе по которым истекли сроки принудительного взыскания. Обстоятельств, свидетельствующих о понуждении Общества к заключению таких соглашений и (или) осуществлению платежей в погашение имеющейся задолженности, суды не выявили.
С учетом изложенного суды сделали вывод о том, что в данном случае основания для возврата уплаченных пеней по подоходному налогу и налогу на доходы физических лиц в сумме 59 989 075 рублей 85 копеек в порядке, установленном в статьях 78 и 79 Кодекса, отсутствуют.
Вывод судов соответствует материалам дела и не противоречит им.
Довод Общества об отсутствии у него обязанности по уплате пеней в сумме 27 453 473 рублей 49 копеек признан необоснованным.
Обязанность налогоплательщика уплатить пени за нарушение им срока уплаты налога и сбора, которые по своей правовой природе являются правовосстановительной мерой государственного принуждения за несвоевременную уплату налога в бюджет, носящей компенсационный характер, предусмотрена в пункте 2 статьи 57 Кодекса.
В силу статьи 44 Кодекса утрата налоговым органом права на взыскание недоимки по налогу в порядке статьи 46 Кодекса сама по себе не является основанием для прекращения обязанности по уплате налога. Обязанность по уплате недоимки (с учетом пеней) может быть исполнена организацией добровольно (в соответствии со статьей 45 Кодекса) и после истечения срока на принудительное взыскание задолженности, что и имело место в рассматриваемом случае.
С учетом изложенного суд первой инстанции правомерно отказал Обществу в удовлетворении заявленного требования.
Нарушений Арбитражным судом Ярославской области и Вторым арбитражным апелляционным судом норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебных актов, не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина с кассационной жалобы в сумме 1 000 рублей подлежит отнесению на ОАО "ЯЗТА".
Руководствуясь статьями 287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Ярославской области от 23.01.2009 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 13.05.2009 по делу N А82-8072/2008-99 оставить без изменения, а кассационную жалобу открытого акционерного общества "Ярославский завод топливной аппаратуры" - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
М.Ю.ЕВТЕЕВА

Судьи
О.П.МАСЛОВА
Н.Ш.РАДЧЕНКОВА
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)