Судебные решения, арбитраж
Упрощенная система налогообложения (УСН)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
от 11 марта 2002 года Дело N Ф04/855-111/А27-2002
Предприниматель Королев Сергей Леонидович обратился в Арбитражный суд Кемеровской области с иском о признании недействительным решения б/н от 09.07.2001 ИМНС Российской Федерации межрайонного уровня по г. Юрге и Юргинскому району о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 части первой Налогового кодекса Российской Федерации, за неуплату налога на реализацию горюче - смазочных материалов в сумме 13524 руб.
Решением арбитражного суда от 16.10.2001 исковое требование предпринимателя оставлено без удовлетворения.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе предприниматель Королев С.Л. просит отменить решение, как принятое с нарушением норм процессуального и норм материального права.
Проверив материалы дела в порядке статей 162, 174 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив доводы кассационной жалобы, кассационная инстанция считает, что решение суда подлежит отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, истец имеет патенты на право применения упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности по виду деятельности - реализация ГСМ - на период с 01.01.99 по 31.12.2000 (л. д. 8, 11).
Как видно из материалов дела, в ходе выездной налоговой проверки ИМНС Российской Федерации межрайонного уровня по г. Юрге и Юргинскому району предпринимателя, осуществляющего свою деятельность без образования юридического лица, Королева Сергея Леонидовича было установлено, что предприниматель не исчислял и не уплачивал налог на реализацию горюче - смазочных материалов за период с 10.07.2000 по 31.12.2000, то есть период действия статьи 4 Федерального закона "О дорожных фондах в Российской Федерации" и пунктов 1 - 23 Инструкции N 59 от 04.04.2000 "О порядке исчисления и уплаты налогов, поступающих в дорожные фонды".
По материалам проверки налоговым органом принято решение б/н от 09.07.2001, согласно которому с предпринимателя взыскан штраф за неуплату налога, а также начислены налог в сумме 67623 руб., пени за просрочку платежа - 11529 руб. 08 коп.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, свои выводы суд мотивировал тем, что налог на реализацию ГСМ является самостоятельным видом платежа в федеральный и территориальные дорожные фонды. Плательщиками этого налога являются в соответствии с пунктами 1, 15, 18 Инструкции N 59 МНС Российской Федерации от 04.04.2000 "О порядке исчисления и уплаты налогов, поступающих в дорожные фонды" в том числе и предприниматели, независимо от перехода на упрощенную систему налогообложения.
Кассационная инстанция считает данные выводы суда ошибочными.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Федерального закона "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства" от 29.12.95 N 222-ФЗ упрощенная система налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства - организаций и индивидуальных предпринимателей - применяется наряду с принятой ранее системой налогообложения, учета и отчетности, предусмотренной законодательством Российской Федерации. Право выбора системы налогообложения, учета и отчетности, включая переход к упрощенной системе или возврат к принятой ранее системе, предоставляется субъектам малого предпринимательства на добровольной основе в порядке, предусмотренном названным Законом.
Согласно пункту 3 данной статьи Закона применение упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности индивидуальными предпринимателями предусматривает замену уплаты установленного законодательством Российской Федерации подоходного налога на доход, полученный от осуществления предпринимательской деятельности, уплатой стоимости патента на занятие данной деятельностью.
Таким образом, Законом N 222-ФЗ введена упрощенная система налогообложения, которая предусматривает не замену уплаты одного налога уплатой другого, а замену одной системы налогообложения другой, упрощенной системой налогообложения. Данная система налогообложения согласно статье 18 Налогового кодекса Российской Федерации представляет собой специальную систему налогообложения предпринимательской деятельности, "специальный налоговый режим", предназначенную для замены общей системы налогообложения применительно к отдельной категории налогоплательщиков - субъектов малого предпринимательства.
В соответствии со статьей 12 Закона Российской Федерации от 07.12.91 "О подоходном налоге с физических лиц" объектом налогообложения у физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность, является полученный в календарном году совокупный доход, уменьшенный на сумму документально подтвержденных плательщиком расходов применительно к составу затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг) и определяемых Правительством Российской Федерации.
Статьей 4 Закона Российской Федерации "О дорожных фондах в Российской Федерации" от 18.10.91 N 1759-1 установлено, что налог на реализацию ГСМ уплачивают объединения, предприятия, организации и предприниматели в процентном отношении от сумм реализации (в денежном исчислении) без НДС, при перепродаже налог исчисляется по установленной ставке от размера разницы между выручкой от реализации ГСМ (без НДС) и стоимостью их приобретения (без НДС).
Учитывая то, что объект налогообложения как по подоходному налогу, так и по налогу на реализацию ГСМ зависит от полученного предпринимателем дохода, а в силу пункта 3 статьи 1 указанного выше Федерального закона "Об упрощенной системе налогообложения" уплата стоимости патента заменяет уплату установленных налогов предпринимателя, связанных с его доходом, правовые основания для взыскания с предпринимателя Королева С.Л. налога на реализацию ГСМ в данном случае отсутствуют. В связи с чем исковые требования предпринимателя подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 2 статьи 175, частью 1 статьи 176, статьей 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Решение Арбитражного суда Кемеровской области от 16.10.2001 по делу N А27-8044/2001-5 отменить, принять новое решение.
Исковые требования удовлетворить. Признать недействительным решение ИМНС Российской Федерации межрайонного уровня по г. Юрге и Юргинскому району б/н от 09.07.2001.
Вернуть предпринимателю без образования юридического лица Королеву Сергею Леонидовичу из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1500 рублей, выдать справку.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и обжалованию не подлежит.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА ОТ 11.03.2002 N Ф04/855-111/А27-2002
Разделы:Упрощенная система налогообложения (УСН)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО - СИБИРСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности и
обоснованности решений (постановлений) арбитражных судов,
вступивших в законную силу
от 11 марта 2002 года Дело N Ф04/855-111/А27-2002
Предприниматель Королев Сергей Леонидович обратился в Арбитражный суд Кемеровской области с иском о признании недействительным решения б/н от 09.07.2001 ИМНС Российской Федерации межрайонного уровня по г. Юрге и Юргинскому району о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 части первой Налогового кодекса Российской Федерации, за неуплату налога на реализацию горюче - смазочных материалов в сумме 13524 руб.
Решением арбитражного суда от 16.10.2001 исковое требование предпринимателя оставлено без удовлетворения.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе предприниматель Королев С.Л. просит отменить решение, как принятое с нарушением норм процессуального и норм материального права.
Проверив материалы дела в порядке статей 162, 174 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив доводы кассационной жалобы, кассационная инстанция считает, что решение суда подлежит отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, истец имеет патенты на право применения упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности по виду деятельности - реализация ГСМ - на период с 01.01.99 по 31.12.2000 (л. д. 8, 11).
Как видно из материалов дела, в ходе выездной налоговой проверки ИМНС Российской Федерации межрайонного уровня по г. Юрге и Юргинскому району предпринимателя, осуществляющего свою деятельность без образования юридического лица, Королева Сергея Леонидовича было установлено, что предприниматель не исчислял и не уплачивал налог на реализацию горюче - смазочных материалов за период с 10.07.2000 по 31.12.2000, то есть период действия статьи 4 Федерального закона "О дорожных фондах в Российской Федерации" и пунктов 1 - 23 Инструкции N 59 от 04.04.2000 "О порядке исчисления и уплаты налогов, поступающих в дорожные фонды".
По материалам проверки налоговым органом принято решение б/н от 09.07.2001, согласно которому с предпринимателя взыскан штраф за неуплату налога, а также начислены налог в сумме 67623 руб., пени за просрочку платежа - 11529 руб. 08 коп.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, свои выводы суд мотивировал тем, что налог на реализацию ГСМ является самостоятельным видом платежа в федеральный и территориальные дорожные фонды. Плательщиками этого налога являются в соответствии с пунктами 1, 15, 18 Инструкции N 59 МНС Российской Федерации от 04.04.2000 "О порядке исчисления и уплаты налогов, поступающих в дорожные фонды" в том числе и предприниматели, независимо от перехода на упрощенную систему налогообложения.
Кассационная инстанция считает данные выводы суда ошибочными.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Федерального закона "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства" от 29.12.95 N 222-ФЗ упрощенная система налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства - организаций и индивидуальных предпринимателей - применяется наряду с принятой ранее системой налогообложения, учета и отчетности, предусмотренной законодательством Российской Федерации. Право выбора системы налогообложения, учета и отчетности, включая переход к упрощенной системе или возврат к принятой ранее системе, предоставляется субъектам малого предпринимательства на добровольной основе в порядке, предусмотренном названным Законом.
Согласно пункту 3 данной статьи Закона применение упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности индивидуальными предпринимателями предусматривает замену уплаты установленного законодательством Российской Федерации подоходного налога на доход, полученный от осуществления предпринимательской деятельности, уплатой стоимости патента на занятие данной деятельностью.
Таким образом, Законом N 222-ФЗ введена упрощенная система налогообложения, которая предусматривает не замену уплаты одного налога уплатой другого, а замену одной системы налогообложения другой, упрощенной системой налогообложения. Данная система налогообложения согласно статье 18 Налогового кодекса Российской Федерации представляет собой специальную систему налогообложения предпринимательской деятельности, "специальный налоговый режим", предназначенную для замены общей системы налогообложения применительно к отдельной категории налогоплательщиков - субъектов малого предпринимательства.
В соответствии со статьей 12 Закона Российской Федерации от 07.12.91 "О подоходном налоге с физических лиц" объектом налогообложения у физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность, является полученный в календарном году совокупный доход, уменьшенный на сумму документально подтвержденных плательщиком расходов применительно к составу затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг) и определяемых Правительством Российской Федерации.
Статьей 4 Закона Российской Федерации "О дорожных фондах в Российской Федерации" от 18.10.91 N 1759-1 установлено, что налог на реализацию ГСМ уплачивают объединения, предприятия, организации и предприниматели в процентном отношении от сумм реализации (в денежном исчислении) без НДС, при перепродаже налог исчисляется по установленной ставке от размера разницы между выручкой от реализации ГСМ (без НДС) и стоимостью их приобретения (без НДС).
Учитывая то, что объект налогообложения как по подоходному налогу, так и по налогу на реализацию ГСМ зависит от полученного предпринимателем дохода, а в силу пункта 3 статьи 1 указанного выше Федерального закона "Об упрощенной системе налогообложения" уплата стоимости патента заменяет уплату установленных налогов предпринимателя, связанных с его доходом, правовые основания для взыскания с предпринимателя Королева С.Л. налога на реализацию ГСМ в данном случае отсутствуют. В связи с чем исковые требования предпринимателя подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 2 статьи 175, частью 1 статьи 176, статьей 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Кемеровской области от 16.10.2001 по делу N А27-8044/2001-5 отменить, принять новое решение.
Исковые требования удовлетворить. Признать недействительным решение ИМНС Российской Федерации межрайонного уровня по г. Юрге и Юргинскому району б/н от 09.07.2001.
Вернуть предпринимателю без образования юридического лица Королеву Сергею Леонидовичу из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1500 рублей, выдать справку.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и обжалованию не подлежит.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)