Судебные решения, арбитраж
Налог на игорный бизнес
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
09.07.2009 г.
Седьмой арбитражный апелляционный суд
в составе председательствующего Хайкиной С.Н.
судей: Залевской Е.А., Музыкантовой М.Х.
при ведении протокола судебного заседания судьей Залевской Е.А.
при участии:
от заявителя: без участия
от заинтересованного лица: Лаптева С.В. - доверенность от 30.12.08 г.
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 3 по Кемеровской области на решение Арбитражного суда Кемеровской области от 08.05.2009 года по делу N А27-2671/2009-2 по заявлению ООО "Монте-Карло" к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 3 по Кемеровской области о признании незаконными действий,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Монте-Карло" (далее по тексту - ООО "Монте-Карло", общество) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением о признании незаконным действия Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Кемеровской области, г. Белово (далее по тексту - налоговый орган, МИФНС России N 3 по Кемеровской области), выразившиеся в отказе, изложенном в уведомлении N 8 от 16.12.2008 года, в выдаче свидетельства о регистрации объектов налогообложения налогом на игорный бизнес - игровых автоматов, расположенных по адресу: г. Белово, ул. Ленина, 23а; обязать налоговый орган устранить допущенные нарушения прав налогоплательщика - выдать свидетельство о регистрации объектов налогообложения налогом на игорный бизнес в количестве 50 штук, расположенных по адресу: г. Белово, ул. Ленина, 23 а.
Решением от 08.05.2009 года по делу N А27-2671/2009-2 Арбитражный суд Кемеровской области заявленные требования удовлетворил.
Не согласившись с указанным решением, МИФНС России N 3 по Кемеровской области обратилась с апелляционной жалобой в Седьмой арбитражный апелляционный суд, в которой просит решение Арбитражного суда Кемеровской области от 08.05.2009 года по делу N А27-2671/2009-2 отменить, рассмотреть дело по существу.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель ссылается на то, что отказ налогового органа в выдаче свидетельств о регистрации игровых автоматов и изменения их количества обусловлено тем, что действия заявителя в сфере игорного бизнеса находились за пределами правового поля, регулируемого Федеральным законом "О государственном регулировании" и главой 29 Налогового кодекса Российской Федерации, права и обязанности налогоплательщика в рамках главы 29 Налогового кодекса Российской Федерации у него не возникли. Вследствие этого у налогового органа не возникла, установленная пунктом 6 статьи 366 Налогового кодекса Российской Федерации, обязанность выдать обществу с ограниченной ответственностью "Монте-Карло" свидетельство о регистрации объектов обложения налогом на игорный бизнес либо внести изменения в ранее выданное свидетельство в связи с изменением количества объектов налогообложения.
Кроме того, контролирующим органом неоднократно выносилось предписание в адрес общества о незамедлительном прекращении деятельности по организации и проведению азартных игр.
Более подробно доводы изложены в апелляционной жалобе.
В судебном заседании представитель апеллянта поддержал доводы жалобы настаивал на ее удовлетворении.
Заявитель о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы извещен надлежащим образом, в судебное заседание представитель не явился. В соответствии со ст. 156 АПК РФ дело рассмотрено в отсутствии представителя заявителя.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителя лица участвующего в деле, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, ООО "Монте-Карло" 16.12.2008 обратилось в налоговый орган с заявлением N 22 о регистрации объектов налогообложения налогом на игорный бизнес - 50 игровых автоматов, установленных по адресу: г. Белово, ул. Ленина, 23а.
Налоговый орган направило в адрес ООО "Монте-Карло" уведомление от 16.12.2008 N 8 об отказе в регистрации объектов игорного бизнеса. В качестве причин отказа в регистрации инспекция указала на несоответствие осуществляемой деятельности по организации и проведению азартных игр с использованием игровых автоматов требованиям норм частей 1, 2 статьи 16 Федерального закона N 244-ФЗ от 29.12.2006: по состоянию на 01.01.2007 в зоне обслуживания участников азартных игр в зале игровых автоматов было установлено менее пятидесяти игровых автоматов по адресу: г. Белово, ул. Ленина, 23а; по состоянию на 01.01.2007 расчет стоимости чистых активов составлял менее 600 миллионов рублей; по состоянию на 01.07.2007 в помещении игорного заведения отсутствовали документы, подтверждающие соответствие игорного оборудования: сертификаты об утверждении типа игрового автомата с денежным выигрышем, акты о проведении контроля за игровыми автоматами с денежными выигрышем и документы, подтверждающие нахождение игровых автоматов в собственности у организатора азартных игр. Налоговый орган в уведомлении N 8 также указал на то, что в отношении ООО "Монте-Карло" вынесено предписание о прекращении деятельности игорного заведения от 05.06.2008.
Налогоплательщик, считая незаконным отказ налогового органа в регистрации игровых автоматов, обратился в суд с вышеуказанным требованием.
Решением от 08.05.2009 года по делу N А27-2671/2009-2 Арбитражный суд Кемеровской области признал незаконными действия Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Кемеровской области, г. Белово, выразившиеся в отказе, изложенном в уведомлении N 8 от 16.12.2008, регистрации объектов налогообложения налогом на игорный бизнес в количестве 50 игровых автоматов по адресу: г. Белово, ул. Ленина, 23а и обязал налоговый орган устранить допущенные нарушения, выдать свидетельство о регистрации объектов налогообложения налогом на игорный бизнес в количестве 50 игровых автоматов по адресу: г. Белово, ул. Ленина, 23а.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции указал, что законодатель установил обязанность налоговых органов по регистрации объектов налогообложения налогом на игорный бизнес и выдаче свидетельств на основании заявления налогоплательщика, при отсутствии, законодательно закрепленных, оснований для отказа в регистрации. При этом Федеральный закон N 244-ФЗ от 29.12.2006 года "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ" (далее - Закон N 244-ФЗ) не регулируют налоговые правоотношения, порядок регистрации объектов налогообложения налогом на игорный бизнес и, следовательно, в данном случае не применим.
Седьмой арбитражный апелляционный суд поддерживает выводы, изложенные в решении суда первой инстанции, в связи с чем отклоняет доводы апелляционной жалобы при этом исходит из установленных фактических обстоятельств дела и следующих норм права.
Частью 1 статьи 16 Закона N 244-ФЗ предусмотрено, что имеющие соответствующие лицензии игорные заведения при условии их соответствии требованиям, установленным частью 6 статьи 6, частями 1, 3 - 5 статьи 8, частям 2 и 3 статьи 15 настоящего Федерального закона, части 2 настоящей статьи, вправе продолжить свою деятельность до 30 июня 2009 года без получения предусмотренного настоящим Федеральным законом разрешения на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорной зоне. При этом требования, установленные частью 2 статьи 15 настоящего Федерального закона, применяются ко всем игорным заведениям вне зависимости от их вида.
Материалами дела подтверждается, что ООО "Монте-Карло" имеет лицензию N 003272 от 28.11.2003 на осуществления деятельности по организации и содержанию тотализаторов и игорных заведений.
Общество поставлено на учет в налоговом органе по месту нахождения обособленного подразделения на территории Российской Федерации 22.04.2005 по адресу: Кемеровская область, г. Белово, ул. Ленина, 23а, что подтверждается уведомлением Межрайонной инспекции ФНС России N 3 по Кемеровской области "о постановке на учет в налоговом органе юридического лица" N 532534 от 22 апреля 2005 года.
Таким образом, ООО "Монте-Карло" осуществляет деятельность по организации и проведении азартных игр по месту нахождения обособленного подразделения в г. Белово, ул. Ленина, 23а с 22 апреля 2005 года.
Из содержания пунктов 2, 5 статьи 366 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что каждый объект налогообложения подлежит регистрации в налоговом органе по месту установки этого объекта налогообложения, не позднее чем за два рабочих дня до даты установки каждого объекта налогообложения. Регистрация производится налоговым органом на основании заявления налогоплательщика о регистрации объектов налогообложения с обязательной выдачей свидетельства о регистрации объектов налогообложения.
Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 366 Налогового кодекса РФ игровой автомат отнесен к объектам налогообложения налогом на игорный бизнес.
В силу положений статьи 364 Налогового кодекса РФ под игровым автоматом понимается специальное оборудование (механическое, электрическое, электронное или иное техническое оборудование), установленное организатором игорного заведения и используемое для проведения азартных игр с любым видом выигрыша без участия в указанных играх представителей организатора игорного заведения.
Заявление о регистрации объектов налогообложения представляется налогоплательщиком в налоговый орган лично или через его представителя, либо направляется в виде почтового отправления с описью вложения.
Пунктом 6 статьи 366 предусмотрена обязанность налоговых органов в течение пяти рабочих дней с даты получения заявления от налогоплательщика об изменении количества объектов налогообложения выдать свидетельство о регистрации или внести изменения, связанные с изменением количества объектов налогообложения, в ранее выданное свидетельство.
Анализ указанной статьи позволяет сделать вывод о том, что оснований для неисполнения налоговым органом обязанности по регистрации объектов налогообложения налогом на игорный бизнес главой 29 Налогового кодекса Российской Федерации не предусмотрено.
Не предусмотрено такого права налоговых органов и нормами Закона N 244-ФЗ.
Таким образом, вывод суда первой инстанции об отсутствии оснований для отказа в регистрации объектов налогообложения налогом на игорный бизнес, является обоснованным
Кроме того, решение вопросов связанных с наличием, либо отсутствием вмененных обществу нарушений Закона N 244-ФЗ должны решаться в порядке, установленном названным законом, либо иным законным способом, а не путем незаконного отказа налогового органа от исполнения своих обязанностей, императивно возложенных на него законодательством о налогах и сборах, в частности пунктом 6 статьи 366 Налогового кодекса Российской Федерации.
При таких обстоятельствах доводы апелляционной жалобы, направленные на переоценку правильно установленных и оцененных судом первой инстанции обстоятельств и доказательств по делу, не свидетельствуют о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права, в связи с чем оснований для отмены решения суда первой инстанции, в том числе и безусловных, установленных частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у апелляционного суда не имеется.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской федерации, апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Кемеровской области от 08.05.2009 года по делу N А27-2671/2009-2 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕДЬМОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 09.07.2009 N 07АП-4633/09 ПО ДЕЛУ N А27-2671/2009-2
Разделы:Налог на игорный бизнес
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 9 июля 2009 г. N 07АП-4633/09
09.07.2009 г.
Седьмой арбитражный апелляционный суд
в составе председательствующего Хайкиной С.Н.
судей: Залевской Е.А., Музыкантовой М.Х.
при ведении протокола судебного заседания судьей Залевской Е.А.
при участии:
от заявителя: без участия
от заинтересованного лица: Лаптева С.В. - доверенность от 30.12.08 г.
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 3 по Кемеровской области на решение Арбитражного суда Кемеровской области от 08.05.2009 года по делу N А27-2671/2009-2 по заявлению ООО "Монте-Карло" к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 3 по Кемеровской области о признании незаконными действий,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Монте-Карло" (далее по тексту - ООО "Монте-Карло", общество) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением о признании незаконным действия Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Кемеровской области, г. Белово (далее по тексту - налоговый орган, МИФНС России N 3 по Кемеровской области), выразившиеся в отказе, изложенном в уведомлении N 8 от 16.12.2008 года, в выдаче свидетельства о регистрации объектов налогообложения налогом на игорный бизнес - игровых автоматов, расположенных по адресу: г. Белово, ул. Ленина, 23а; обязать налоговый орган устранить допущенные нарушения прав налогоплательщика - выдать свидетельство о регистрации объектов налогообложения налогом на игорный бизнес в количестве 50 штук, расположенных по адресу: г. Белово, ул. Ленина, 23 а.
Решением от 08.05.2009 года по делу N А27-2671/2009-2 Арбитражный суд Кемеровской области заявленные требования удовлетворил.
Не согласившись с указанным решением, МИФНС России N 3 по Кемеровской области обратилась с апелляционной жалобой в Седьмой арбитражный апелляционный суд, в которой просит решение Арбитражного суда Кемеровской области от 08.05.2009 года по делу N А27-2671/2009-2 отменить, рассмотреть дело по существу.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель ссылается на то, что отказ налогового органа в выдаче свидетельств о регистрации игровых автоматов и изменения их количества обусловлено тем, что действия заявителя в сфере игорного бизнеса находились за пределами правового поля, регулируемого Федеральным законом "О государственном регулировании" и главой 29 Налогового кодекса Российской Федерации, права и обязанности налогоплательщика в рамках главы 29 Налогового кодекса Российской Федерации у него не возникли. Вследствие этого у налогового органа не возникла, установленная пунктом 6 статьи 366 Налогового кодекса Российской Федерации, обязанность выдать обществу с ограниченной ответственностью "Монте-Карло" свидетельство о регистрации объектов обложения налогом на игорный бизнес либо внести изменения в ранее выданное свидетельство в связи с изменением количества объектов налогообложения.
Кроме того, контролирующим органом неоднократно выносилось предписание в адрес общества о незамедлительном прекращении деятельности по организации и проведению азартных игр.
Более подробно доводы изложены в апелляционной жалобе.
В судебном заседании представитель апеллянта поддержал доводы жалобы настаивал на ее удовлетворении.
Заявитель о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы извещен надлежащим образом, в судебное заседание представитель не явился. В соответствии со ст. 156 АПК РФ дело рассмотрено в отсутствии представителя заявителя.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителя лица участвующего в деле, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, ООО "Монте-Карло" 16.12.2008 обратилось в налоговый орган с заявлением N 22 о регистрации объектов налогообложения налогом на игорный бизнес - 50 игровых автоматов, установленных по адресу: г. Белово, ул. Ленина, 23а.
Налоговый орган направило в адрес ООО "Монте-Карло" уведомление от 16.12.2008 N 8 об отказе в регистрации объектов игорного бизнеса. В качестве причин отказа в регистрации инспекция указала на несоответствие осуществляемой деятельности по организации и проведению азартных игр с использованием игровых автоматов требованиям норм частей 1, 2 статьи 16 Федерального закона N 244-ФЗ от 29.12.2006: по состоянию на 01.01.2007 в зоне обслуживания участников азартных игр в зале игровых автоматов было установлено менее пятидесяти игровых автоматов по адресу: г. Белово, ул. Ленина, 23а; по состоянию на 01.01.2007 расчет стоимости чистых активов составлял менее 600 миллионов рублей; по состоянию на 01.07.2007 в помещении игорного заведения отсутствовали документы, подтверждающие соответствие игорного оборудования: сертификаты об утверждении типа игрового автомата с денежным выигрышем, акты о проведении контроля за игровыми автоматами с денежными выигрышем и документы, подтверждающие нахождение игровых автоматов в собственности у организатора азартных игр. Налоговый орган в уведомлении N 8 также указал на то, что в отношении ООО "Монте-Карло" вынесено предписание о прекращении деятельности игорного заведения от 05.06.2008.
Налогоплательщик, считая незаконным отказ налогового органа в регистрации игровых автоматов, обратился в суд с вышеуказанным требованием.
Решением от 08.05.2009 года по делу N А27-2671/2009-2 Арбитражный суд Кемеровской области признал незаконными действия Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Кемеровской области, г. Белово, выразившиеся в отказе, изложенном в уведомлении N 8 от 16.12.2008, регистрации объектов налогообложения налогом на игорный бизнес в количестве 50 игровых автоматов по адресу: г. Белово, ул. Ленина, 23а и обязал налоговый орган устранить допущенные нарушения, выдать свидетельство о регистрации объектов налогообложения налогом на игорный бизнес в количестве 50 игровых автоматов по адресу: г. Белово, ул. Ленина, 23а.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции указал, что законодатель установил обязанность налоговых органов по регистрации объектов налогообложения налогом на игорный бизнес и выдаче свидетельств на основании заявления налогоплательщика, при отсутствии, законодательно закрепленных, оснований для отказа в регистрации. При этом Федеральный закон N 244-ФЗ от 29.12.2006 года "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ" (далее - Закон N 244-ФЗ) не регулируют налоговые правоотношения, порядок регистрации объектов налогообложения налогом на игорный бизнес и, следовательно, в данном случае не применим.
Седьмой арбитражный апелляционный суд поддерживает выводы, изложенные в решении суда первой инстанции, в связи с чем отклоняет доводы апелляционной жалобы при этом исходит из установленных фактических обстоятельств дела и следующих норм права.
Частью 1 статьи 16 Закона N 244-ФЗ предусмотрено, что имеющие соответствующие лицензии игорные заведения при условии их соответствии требованиям, установленным частью 6 статьи 6, частями 1, 3 - 5 статьи 8, частям 2 и 3 статьи 15 настоящего Федерального закона, части 2 настоящей статьи, вправе продолжить свою деятельность до 30 июня 2009 года без получения предусмотренного настоящим Федеральным законом разрешения на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорной зоне. При этом требования, установленные частью 2 статьи 15 настоящего Федерального закона, применяются ко всем игорным заведениям вне зависимости от их вида.
Материалами дела подтверждается, что ООО "Монте-Карло" имеет лицензию N 003272 от 28.11.2003 на осуществления деятельности по организации и содержанию тотализаторов и игорных заведений.
Общество поставлено на учет в налоговом органе по месту нахождения обособленного подразделения на территории Российской Федерации 22.04.2005 по адресу: Кемеровская область, г. Белово, ул. Ленина, 23а, что подтверждается уведомлением Межрайонной инспекции ФНС России N 3 по Кемеровской области "о постановке на учет в налоговом органе юридического лица" N 532534 от 22 апреля 2005 года.
Таким образом, ООО "Монте-Карло" осуществляет деятельность по организации и проведении азартных игр по месту нахождения обособленного подразделения в г. Белово, ул. Ленина, 23а с 22 апреля 2005 года.
Из содержания пунктов 2, 5 статьи 366 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что каждый объект налогообложения подлежит регистрации в налоговом органе по месту установки этого объекта налогообложения, не позднее чем за два рабочих дня до даты установки каждого объекта налогообложения. Регистрация производится налоговым органом на основании заявления налогоплательщика о регистрации объектов налогообложения с обязательной выдачей свидетельства о регистрации объектов налогообложения.
Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 366 Налогового кодекса РФ игровой автомат отнесен к объектам налогообложения налогом на игорный бизнес.
В силу положений статьи 364 Налогового кодекса РФ под игровым автоматом понимается специальное оборудование (механическое, электрическое, электронное или иное техническое оборудование), установленное организатором игорного заведения и используемое для проведения азартных игр с любым видом выигрыша без участия в указанных играх представителей организатора игорного заведения.
Заявление о регистрации объектов налогообложения представляется налогоплательщиком в налоговый орган лично или через его представителя, либо направляется в виде почтового отправления с описью вложения.
Пунктом 6 статьи 366 предусмотрена обязанность налоговых органов в течение пяти рабочих дней с даты получения заявления от налогоплательщика об изменении количества объектов налогообложения выдать свидетельство о регистрации или внести изменения, связанные с изменением количества объектов налогообложения, в ранее выданное свидетельство.
Анализ указанной статьи позволяет сделать вывод о том, что оснований для неисполнения налоговым органом обязанности по регистрации объектов налогообложения налогом на игорный бизнес главой 29 Налогового кодекса Российской Федерации не предусмотрено.
Не предусмотрено такого права налоговых органов и нормами Закона N 244-ФЗ.
Таким образом, вывод суда первой инстанции об отсутствии оснований для отказа в регистрации объектов налогообложения налогом на игорный бизнес, является обоснованным
Кроме того, решение вопросов связанных с наличием, либо отсутствием вмененных обществу нарушений Закона N 244-ФЗ должны решаться в порядке, установленном названным законом, либо иным законным способом, а не путем незаконного отказа налогового органа от исполнения своих обязанностей, императивно возложенных на него законодательством о налогах и сборах, в частности пунктом 6 статьи 366 Налогового кодекса Российской Федерации.
При таких обстоятельствах доводы апелляционной жалобы, направленные на переоценку правильно установленных и оцененных судом первой инстанции обстоятельств и доказательств по делу, не свидетельствуют о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права, в связи с чем оснований для отмены решения суда первой инстанции, в том числе и безусловных, установленных частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у апелляционного суда не имеется.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской федерации, апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Кемеровской области от 08.05.2009 года по делу N А27-2671/2009-2 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции.
Председательствующий
ХАЙКИНА С.Н.
ХАЙКИНА С.Н.
Судьи
ЗАЛЕВСКАЯ Е.А.
МУЗЫКАНТОВА М.Х.
ЗАЛЕВСКАЯ Е.А.
МУЗЫКАНТОВА М.Х.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)