Судебные решения, арбитраж
Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе
председательствующего Гусева О.Г.,
судей Гавриленко О.Л., Дубровского В.И.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной налоговой службы по Республике Башкортостан (далее - управление, налоговый орган) на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 26.09.2007 по делу N А07-11566/07 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.11.2007 по тому же делу.
В судебном заседании принял участие представитель общества с ограниченной ответственностью "Сандин" (далее - общество) - Сухочев А.В. (доверенность от 21.05.2007).
Представители управления, Министерства природных ресурсов Российской Федерации по Республике Башкортостан, Территориального агентства по недропользованию по Республике Башкортостан, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились.
Общество обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением о признании недействительным решения управления от 18.04.2007 N 6ДСП.
Решением суда от 26.09.2007 (судья Искандаров У.С.) заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.11.2007 (судьи Чередникова М.В., Малышев М.Б., Тремасова-Зинова М.В.) решение суда оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, инспекция просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права.
Как следует из материалов дела, оспариваемым решением управления, принятым по результатам выездной налоговой проверки, общество привлечено к налоговой ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), в виде взыскания штрафа в сумме 14859 руб., ему доначислен налог на добычу полезных ископаемых (далее - НДПИ) в сумме 74294 руб. и начислены пени за несвоевременную уплату данного налога в сумме 11275 руб.
Основанием для доначисления заявителю НДПИ послужили выводы управления о необоснованном применении обществом при исчислении налога ставки 0%, предусмотренной пп. 1 п. 1 ст. 342 Кодекса, в отношении добытого гипсового камня, поскольку нормативы потерь при добыче полезных ископаемых не утверждены в установленном порядке.
Полагая, что решение управления от 18.04.2007 N 6ДСП нарушает его права и законные интересы, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суды удовлетворили заявленные требования, исходя из того, что невыполнение Министерством природных ресурсов России поручения Правительства России об установлении нормативов потерь при добыче полезных ископаемых не может лишать общество права на применение налоговой ставки 0%, установленной пп. 1 п. 1 ст. 342 Кодекса; проектом разработки месторождения гипсового камня "Сандин" от 23.09.2001 предусмотрены нормативные потери при добыче гипсового камня в размере 10%, согласованные Башкирским управлением Ростехнадзора России по Республике Башкортостан; превышение размера нормативных потерь обществом не допущено.
Выводы судов являются правильными и соответствуют материалам дела.
Согласно пп. 1 п. 1 ст. 342 Кодекса налогообложение производится по налоговой ставке 0% при добыче полезных ископаемых в части нормативных потерь полезных ископаемых.
В целях применения гл. 26 Кодекса нормативными потерями полезных ископаемых признаются фактические потери полезных ископаемых при их добыче, технологически связанные с принятой схемой и технологией разработки месторождения, в пределах нормативных потерь, утверждаемых в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2001 N 921 утверждены Правила утверждения нормативов потерь полезных ископаемых при добыче, технологически связанных с принятой схемой и технологией разработки месторождения (далее - Правила).
В соответствии с п. 2 Правил нормативы потерь твердых полезных ископаемых рассчитываются по конкретным местам образования потерь при проектировании горных работ и утверждаются Министерством природных ресурсов Российской Федерации по согласованию с Федеральным горным и промышленным надзором России в составе проектной документации (технического проекта, технико-экономического обоснования, проекта обустройства месторождения и т.д.). При отсутствии утвержденных в установленном порядке нормативов потерь все фактические потери полезных ископаемых относятся к сверхнормативным до утверждения нормативов потерь.
В силу п. 3 Правил нормативы потерь твердых полезных ископаемых уточняются при подготовке годовых планов развития горных работ (годовых программ работ) в зависимости от конкретных горно-геологических условий, применяемых схем, способов и систем разработки участка месторождения, планируемого к разработке в предстоящем году.
В целях реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2001 N 921 Распоряжением Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 05.02.2003 N 42-р утверждены "Временные методические рекомендации по подготовке и рассмотрению материалов, связанных с расчетом нормативов потерь твердых полезных ископаемых при добыче, технологически связанных с принятой системой и технологией разработки месторождения и порядком уточнения нормативов потерь при подготовке годовых планов развития горных работ", согласно которым утверждение нормативов потерь и уточненных нормативов потерь твердых полезных ископаемых осуществляется в соответствии с приказом Министерства природных ресурсов России от 29.11.2002 N 783.
До принятия Правительством Российской Федерации Постановления от 29.12.2001 N 921 применялась Инструкция по согласованию годовых планов развития горных работ, утвержденная Постановлением Госгортехнадзора России от 24.11.1999 N 85, предусматривающая утверждение нормативов потерь и уточненных нормативов потерь твердых полезных ископаемых территориальными органами Госгортехнадзора России в составе годовых планов развития горных работ.
В совместном письме Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 16.08.2002 N ПС-19-46/4467 и Федерального горного и промышленного надзора России от 13.08.2002 N АС-04-35/472 "О нормативах потерь твердых полезных ископаемых на 2002 год" в целях реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2001 N 921 в части твердых полезных ископаемых разъяснено, что нормативы потерь, технологически связанных с принятой схемой и технологией разработки при добыче твердых полезных ископаемых на 2002 г., утвержденные в установленном порядке до вступления в силу указанного Постановления, повторному утверждению не подлежат.
В указанных случаях документом, подтверждающим утверждение нормативов потерь твердых полезных ископаемых, является копия принятого в установленном порядке решения территориального органа Госгортехнадзора России по результатам рассмотрения годовых планов развития горных работ (годовых программ работ) на 2002 г. или соответствующая выписка из указанного решения, заверенная территориальным органом Госгортехнадзора России.
Как следует из материалов дела, общество осуществляет добычу полезных ископаемых (гипсового камня). Нормативы потерь полезных ископаемых утверждались для общества в составе проектной документации и по результатам рассмотрения годовых планов развития горных работ.
Превышения указанных нормативов обществом не допущено. Доказательств иного налоговым органом в нарушение требований, установленных ч. 1 ст. 65, ч. 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в материалы дела не представлено.
Учитывая, что в проверяемый период законодательством не был регламентирован порядок рассмотрения и определения нормативов потерь полезных ископаемых при их добыче, нормативные потери при добыче гипсового камня в размере 10% предусмотрены проектом разработки месторождения гипсового камня "Сандин" от 23.09.2001 и планами развития горных работ и указанные нормативы обществом не превышены, суды обоснованно пришли к выводу об отсутствии у налогового органа оснований для доначисления обществу НДПИ, начисления пеней, привлечения общества к ответственности, предусмотренной ст. 122 Кодекса, и обоснованности использования обществом права на применение налоговой ставки 0 процентов, предусмотренной пп. 1 п. 1 ст. 342 Кодекса.
Отсутствие в проверяемый период акта, регламентирующего порядок рассмотрения и определения нормативов потерь полезных ископаемых при их добыче, не является основанием к отказу в применении обществом налоговой ставки 0% при соблюдении прочих условий, установленных пп. 1 п. 1 ст. 342 Кодекса.
Доводы налогового органа, приведенные в кассационной жалобе, являлись предметом рассмотрения судов и направлены на переоценку их выводов, основания для которой в силу ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации у суда кассационной инстанции отсутствуют.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, кассационную жалобу управления - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 26.09.2007 по делу N А07-11566/07 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.11.2007 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Федеральной налоговой службы по Республике Башкортостан - без удовлетворения.
Взыскать с Управления Федеральной налоговой службы по Республике Башкортостан в доход федерального бюджета госпошлину по кассационной жалобе в сумме 1000 руб.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС УРАЛЬСКОГО ОКРУГА ОТ 17.03.2008 N Ф09-1474/08-С3 ПО ДЕЛУ N А07-11566/07
Разделы:Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17 марта 2008 г. N Ф09-1474/08-С3
Дело N А07-11566/07
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе
председательствующего Гусева О.Г.,
судей Гавриленко О.Л., Дубровского В.И.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной налоговой службы по Республике Башкортостан (далее - управление, налоговый орган) на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 26.09.2007 по делу N А07-11566/07 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.11.2007 по тому же делу.
В судебном заседании принял участие представитель общества с ограниченной ответственностью "Сандин" (далее - общество) - Сухочев А.В. (доверенность от 21.05.2007).
Представители управления, Министерства природных ресурсов Российской Федерации по Республике Башкортостан, Территориального агентства по недропользованию по Республике Башкортостан, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились.
Общество обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением о признании недействительным решения управления от 18.04.2007 N 6ДСП.
Решением суда от 26.09.2007 (судья Искандаров У.С.) заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.11.2007 (судьи Чередникова М.В., Малышев М.Б., Тремасова-Зинова М.В.) решение суда оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, инспекция просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права.
Как следует из материалов дела, оспариваемым решением управления, принятым по результатам выездной налоговой проверки, общество привлечено к налоговой ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), в виде взыскания штрафа в сумме 14859 руб., ему доначислен налог на добычу полезных ископаемых (далее - НДПИ) в сумме 74294 руб. и начислены пени за несвоевременную уплату данного налога в сумме 11275 руб.
Основанием для доначисления заявителю НДПИ послужили выводы управления о необоснованном применении обществом при исчислении налога ставки 0%, предусмотренной пп. 1 п. 1 ст. 342 Кодекса, в отношении добытого гипсового камня, поскольку нормативы потерь при добыче полезных ископаемых не утверждены в установленном порядке.
Полагая, что решение управления от 18.04.2007 N 6ДСП нарушает его права и законные интересы, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суды удовлетворили заявленные требования, исходя из того, что невыполнение Министерством природных ресурсов России поручения Правительства России об установлении нормативов потерь при добыче полезных ископаемых не может лишать общество права на применение налоговой ставки 0%, установленной пп. 1 п. 1 ст. 342 Кодекса; проектом разработки месторождения гипсового камня "Сандин" от 23.09.2001 предусмотрены нормативные потери при добыче гипсового камня в размере 10%, согласованные Башкирским управлением Ростехнадзора России по Республике Башкортостан; превышение размера нормативных потерь обществом не допущено.
Выводы судов являются правильными и соответствуют материалам дела.
Согласно пп. 1 п. 1 ст. 342 Кодекса налогообложение производится по налоговой ставке 0% при добыче полезных ископаемых в части нормативных потерь полезных ископаемых.
В целях применения гл. 26 Кодекса нормативными потерями полезных ископаемых признаются фактические потери полезных ископаемых при их добыче, технологически связанные с принятой схемой и технологией разработки месторождения, в пределах нормативных потерь, утверждаемых в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2001 N 921 утверждены Правила утверждения нормативов потерь полезных ископаемых при добыче, технологически связанных с принятой схемой и технологией разработки месторождения (далее - Правила).
В соответствии с п. 2 Правил нормативы потерь твердых полезных ископаемых рассчитываются по конкретным местам образования потерь при проектировании горных работ и утверждаются Министерством природных ресурсов Российской Федерации по согласованию с Федеральным горным и промышленным надзором России в составе проектной документации (технического проекта, технико-экономического обоснования, проекта обустройства месторождения и т.д.). При отсутствии утвержденных в установленном порядке нормативов потерь все фактические потери полезных ископаемых относятся к сверхнормативным до утверждения нормативов потерь.
В силу п. 3 Правил нормативы потерь твердых полезных ископаемых уточняются при подготовке годовых планов развития горных работ (годовых программ работ) в зависимости от конкретных горно-геологических условий, применяемых схем, способов и систем разработки участка месторождения, планируемого к разработке в предстоящем году.
В целях реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2001 N 921 Распоряжением Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 05.02.2003 N 42-р утверждены "Временные методические рекомендации по подготовке и рассмотрению материалов, связанных с расчетом нормативов потерь твердых полезных ископаемых при добыче, технологически связанных с принятой системой и технологией разработки месторождения и порядком уточнения нормативов потерь при подготовке годовых планов развития горных работ", согласно которым утверждение нормативов потерь и уточненных нормативов потерь твердых полезных ископаемых осуществляется в соответствии с приказом Министерства природных ресурсов России от 29.11.2002 N 783.
До принятия Правительством Российской Федерации Постановления от 29.12.2001 N 921 применялась Инструкция по согласованию годовых планов развития горных работ, утвержденная Постановлением Госгортехнадзора России от 24.11.1999 N 85, предусматривающая утверждение нормативов потерь и уточненных нормативов потерь твердых полезных ископаемых территориальными органами Госгортехнадзора России в составе годовых планов развития горных работ.
В совместном письме Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 16.08.2002 N ПС-19-46/4467 и Федерального горного и промышленного надзора России от 13.08.2002 N АС-04-35/472 "О нормативах потерь твердых полезных ископаемых на 2002 год" в целях реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2001 N 921 в части твердых полезных ископаемых разъяснено, что нормативы потерь, технологически связанных с принятой схемой и технологией разработки при добыче твердых полезных ископаемых на 2002 г., утвержденные в установленном порядке до вступления в силу указанного Постановления, повторному утверждению не подлежат.
В указанных случаях документом, подтверждающим утверждение нормативов потерь твердых полезных ископаемых, является копия принятого в установленном порядке решения территориального органа Госгортехнадзора России по результатам рассмотрения годовых планов развития горных работ (годовых программ работ) на 2002 г. или соответствующая выписка из указанного решения, заверенная территориальным органом Госгортехнадзора России.
Как следует из материалов дела, общество осуществляет добычу полезных ископаемых (гипсового камня). Нормативы потерь полезных ископаемых утверждались для общества в составе проектной документации и по результатам рассмотрения годовых планов развития горных работ.
Превышения указанных нормативов обществом не допущено. Доказательств иного налоговым органом в нарушение требований, установленных ч. 1 ст. 65, ч. 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в материалы дела не представлено.
Учитывая, что в проверяемый период законодательством не был регламентирован порядок рассмотрения и определения нормативов потерь полезных ископаемых при их добыче, нормативные потери при добыче гипсового камня в размере 10% предусмотрены проектом разработки месторождения гипсового камня "Сандин" от 23.09.2001 и планами развития горных работ и указанные нормативы обществом не превышены, суды обоснованно пришли к выводу об отсутствии у налогового органа оснований для доначисления обществу НДПИ, начисления пеней, привлечения общества к ответственности, предусмотренной ст. 122 Кодекса, и обоснованности использования обществом права на применение налоговой ставки 0 процентов, предусмотренной пп. 1 п. 1 ст. 342 Кодекса.
Отсутствие в проверяемый период акта, регламентирующего порядок рассмотрения и определения нормативов потерь полезных ископаемых при их добыче, не является основанием к отказу в применении обществом налоговой ставки 0% при соблюдении прочих условий, установленных пп. 1 п. 1 ст. 342 Кодекса.
Доводы налогового органа, приведенные в кассационной жалобе, являлись предметом рассмотрения судов и направлены на переоценку их выводов, основания для которой в силу ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации у суда кассационной инстанции отсутствуют.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, кассационную жалобу управления - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 26.09.2007 по делу N А07-11566/07 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.11.2007 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Федеральной налоговой службы по Республике Башкортостан - без удовлетворения.
Взыскать с Управления Федеральной налоговой службы по Республике Башкортостан в доход федерального бюджета госпошлину по кассационной жалобе в сумме 1000 руб.
Председательствующий
ГУСЕВ О.Г.
Судьи
ГАВРИЛЕНКО О.Л.
ДУБРОВСКИЙ В.И.
ГУСЕВ О.Г.
Судьи
ГАВРИЛЕНКО О.Л.
ДУБРОВСКИЙ В.И.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)