Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА ОТ 07.06.2006 N Ф04-3270/2006(23126-А27-31) ПО ДЕЛУ N А27-32236/2005-6

Разделы:
Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ)

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО - СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ


от 7 июня 2006 года Дело N Ф04-3270/2006(23126-А27-31)

Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа, рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 12 по Кемеровской области на решение от 18.01.2006 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-32236/2005-6 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "НПО "Гидроуголь" к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 12 по Кемеровской области,
УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью "НПО "Гидроуголь" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 12 по Кемеровской области (далее - Инспекция) от 19.08.2005 N 899 "О привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения" в части доначисления налога на добычу полезных ископаемых за 2003, 2004 годы в сумме 843792 руб., начисления пени - 9283,98 руб. и привлечения к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации за неполную уплату налога на добычу полезных ископаемых в виде штрафа в размере 168758 руб.
Решением арбитражного суда от 18.01.2006 заявленные требования удовлетворены.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе Инспекция, не соглашаясь с принятым по делу решением, просит его отменить в части признания незаконным доначисления по налогу на добычу полезных ископаемых за 2003 год по эксплуатационным потерям в размере 100536 руб., штрафа за неполную уплату указанного налога за 2003 год в размере 20107 руб. и пени в установленном размере и принять новый судебный акт.
Обосновывая доводы жалобы, заявитель указывает, что Обществом при ежегодном проектировании планов развития горных работ на 2003 год нормативы потерь согласованы с Кузнецким управлением Госгортехнадзора России, а в Министерстве природных ресурсов России не утверждены. Полагает, что применение льготы в виде налогообложения по нулевой ставке по налогу на добычу полезных ископаемых возможно только в пределах нормативов потерь, рассчитанных по конкретным местам образования потерь и уточненных при разработке ежегодных программ работ, согласованных с Федеральным горным и промышленным надзором России и утвержденных Министерством природных ресурсов Российской Федерации.
В отзыве на кассационную жалобу Общество, опровергая доводы кассационной жалобы, просит обжалуемый судебный акт оставить без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.
В судебном заседании представитель Общества поддержал свои доводы, изложенные в отзыве на кассационную жалобу.
Суд кассационной инстанции, в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации изучив материалы дела, проанализировав доводы кассационной жалобы, отзыва на нее, проверив правильность применения арбитражным судом норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как следует из материалов дела, решением Инспекции от 19.08.2005 N 899 Общество привлечено к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации, в виде штрафа в размере 168858 руб. за неполную уплату налога на добычу полезных ископаемых за 2003, 2004 годы. Кроме того, указанным решением Обществу было предложено уплатить 843792 руб. налога на добычу полезных ископаемых и 9283,98 руб. пени.
Основанием для доначисления налога на добычу полезных ископаемых в размере 843792 руб. послужило неправомерное, по мнению налогового органа, применение налогоплательщиком налоговой ставки 0 процентов при исчислении налога при отсутствии нормативов потерь, утвержденных в порядке, предусмотренном Правительством Российской Федерации.
Не согласившись с указанным решением Инспекции, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Арбитражный суд, исследовав имеющиеся в деле доказательства и дав им в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации надлежащую правовую оценку, удовлетворяя требование заявителя, принял законное и обоснованное решение. Кассационная инстанция поддерживает выводы суда, в связи с чем отклоняет доводы кассационной жалобы, при этом исходит из следующего.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 342 Налогового кодекса Российской Федерации налогообложение производится по налоговой ставке ноль процентов при добыче полезных ископаемых в части нормативных потерь полезных ископаемых.
Нормативными потерями полезных ископаемых признаются фактические потери полезных ископаемых при добыче, технологически связанные с принятой схемой и технологией разработки месторождения, в пределах нормативов потерь, утверждаемых в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2001 N 921 утверждены Правила утверждения нормативов потерь полезных ископаемых при добыче, технологически связанных с принятой схемой и технологией разработки месторождения (далее - Правила).
В соответствии с пунктом 2 указанных Правил нормативы потерь твердых полезных ископаемых рассчитываются по конкретным местам образования потерь при проектировании горных работ и утверждаются Министерством природных ресурсов Российской Федерации по согласованию с Федеральным горным и промышленным надзором России в составе проектной документации.
В силу пункта 3 данных Правил нормативы потерь твердых полезных ископаемых уточняются при подготовке годовых планов развития горных работ (годовых программ работ) в зависимости от конкретных горно-геологических условий, применяемых схем, способов и систем разработки участка месторождения, планируемого к разработке в предстоящем году.
Уточненные нормативы потерь утверждаются в порядке, предусмотренном пунктом 2 настоящих Правил утверждения нормативов потерь полезных ископаемых.
До принятия Правительством Российской Федерации Постановления от 29.12.2001 N 921 применялась Инструкция по согласованию годовых планов развития горных работ, утвержденная Постановлением Госгортехнадзора России от 24.11.1999 N 85 (действующая по настоящее время), предусматривающая утверждение нормативов потерь и уточненных нормативов потерь твердых полезных ископаемых территориальными органами Госгортехнадзора России в составе годовых планов развития горных работ.
Установив при рассмотрении спора, что нормативы потерь полезных ископаемых на 2003 и 2004 годы согласованы Обществом с территориальным органом Госгортехнадзора, арбитражный суд пришел к обоснованному выводу о том, что предприятие не может быть лишено права на льготное налогообложение по подпункту 1 пункта 1 статьи 342 Налогового кодекса Российской Федерации при наличии нормативов потерь, утвержденных в прежнем порядке, поскольку законодатель ограничивает лишь пределы применения льготы, а не само право на применение налоговой ставки 0 процентов.
Кассационная инстанция поддерживает вывод суда о том, что Правилами утверждения нормативов потерь, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации N 921, не установлены сроки утверждения, порядок направления их на согласование и другие существенные условия действия нормативов потерь.
Более того, из решения налогового органа следует, что установленные для налогоплательщика нормативы потерь при добыче угля направлялись для утверждения в Министерство природных ресурсов России.
Поскольку налоговый орган в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представил доказательств того, что в 2003 и 2004 годах Министерством природных ресурсов Российской Федерации регламентирован порядок рассмотрения и определения указанных нормативов, оснований для привлечения к налоговой ответственности в силу требований статьи 108 Налогового кодекса Российской Федерации у налогового органа не имелось.
Кроме того, арбитражным судом установлено, что при определении количества добытого полезного ископаемого налоговым органом не соблюден порядок определения размера фактических потерь, установленных пунктом 3 статьи 339 Налогового кодекса Российской Федерации.
Также суд указал, что из решения налогового органа не ясно, каким образом исчислено количество добытого полезного ископаемого.
При определении фактических общешахтных потерь и потерь из-за геологических нарушений согласно пунктам 3.5, 3.6 Инструкции по расчету промышленных запасов, определению и учету потерь угля (сланца) в недрах при добыче, утвержденной первым заместителем Министра топлива и энергетики Российской Федерации 11.03.1996, общешахтные потери и потери из-за геологических нарушений не нормируются и переводятся в фактические потери в том отчетном периоде, в котором заканчиваются подходы к ним.
Проанализировав ненормативный акт налогового органа, суд указал, что в решении Инспекции не нашли отражения обстоятельства о фактических потерях при добыче угля, которые участвуют при расчете количества добытого полезного ископаемого.
Таким образом, арбитражный суд всесторонне и полно исследовал материалы дела, дал надлежащую правовую оценку всем доказательствам, применил нормы материального права, подлежащие применению, не допустив нарушений процессуального закона. Выводы, содержащиеся в судебном акте, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, и оснований для их переоценки кассационная инстанция в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеет.
При таких обстоятельствах у кассационной инстанции отсутствуют правовые основания для удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:

Решение от 18.01.2006 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-32236/2005-6 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)