Судебные решения, арбитраж

РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 30.03.2007 ПО ДЕЛУ N А19-27356/06-50

Разделы:
Упрощенная система налогообложения (УСН)

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 30 марта 2007 г. по делу N А19-27356/06-50


Резолютивная часть решения объявлена 23 марта 2007 г.
Полный текст решения изготовлен 30 марта 2007 г.
Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Поздняковой Н.Г.,
при ведении протокола судебного заседания судьей,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению индивидуального предпринимателя Кармадонова Алексея Анатольевича
к Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому округу г. Иркутска
о признании незаконным в части решения от 04.12.2006 N 13-34/148,
при участии в заседании
- от заявителя: Кармадонов А.А.;
- Житова Е.А., доверенность от 22.01.2007;
- от налогового органа: Тарасенко Н.С., доверенность от 09.01.2007 N 05-29/11;
- Вяжевич Г.С., доверенность от 21.01.2007 N 05-28/1093;
- установил:

индивидуальный предприниматель Кармадонов А.А. обратился в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса РФ, о признании незаконным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому округу г. Иркутска от 04.12.2006 N 13-34/148 "О привлечении налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения" в части привлечения к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса РФ за неуплату налога на добавленную стоимость за 2003 - 2004 г. в виде штрафа в размере 70546 руб., за неуплату единого налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения за 2004 г. в виде штрафа в размере 14966 руб., за неуплату целевого сбора на содержание милиции за 2003 г., привлечения к налоговой ответственности по пункту 2 статьи 119 Налогового кодекса РФ за нарушение установленных сроков представления налоговых деклараций по налогу на добавленную стоимость за 2003 - 2005 г. в виде штрафа в размере 304461 руб., по целевому сбору на содержание милиции за 2003 г., предложения уплатить налог на добавленную стоимость за 2003 - 2004 г. в размере 352729 руб. 24 коп., единый налог, уплачиваемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения за 2004 г., в размере 74981 руб. 51 коп., целевой сбор на содержание милиции за 2003 г. в размере 18 руб., пени по налогу на добавленную стоимость в сумме 175325 руб. 53 коп., пени по единому налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, в сумме 22344 руб. 81 коп., пени по целевому сбору на содержание милиции.
В судебном заседании индивидуальный предприниматель Кармадонов А.А. и его представитель заявленные требования поддержали по основаниям, изложенным в заявлении и в уточнениях по иску. При этом заявитель в судебном заседании пояснил, что доначисление целевого сбора на содержание милиции, начисление соответствующей суммы пени и привлечение к ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса РФ за неуплату целевого сбора на содержание милиции за 2003 г. и по пункту 2 статьи 119 Налогового кодекса РФ за нарушение срока представления декларации по целевому сбору на содержание милиции за 2003 г. не оспаривает, что отражено в протоколе судебного заседания и удостоверено подписью истца.
Представитель Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому округу г. Иркутска заявленные требования не признал, поддержав позицию, изложенную в отзыве налогового органа.
Из материалов дела следует, что налоговой инспекцией на основании решения от 20.09.2006 N 13-30/121 проведена выездная налоговая проверка индивидуального предпринимателя Кармадонова А.А. по вопросам соблюдения законодательства по налогам и сборам, полноты исчисления и своевременности перечисления в бюджет налогов: налога на доходы физических лиц, налога на добавленную стоимость, единого социального налога, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, единого налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, распределяемого по уровням бюджетной системы Российской Федерации, единого налога на вмененный доход, единого минимального налога, зачисляемого в бюджеты государственных внебюджетных фондов, налога с продаж, сбора на содержание милиции, налога на рекламу за период с 01.01.2003 по 31.12.2005.
Согласно справке от 09.11.2006 N 13-35/133 вышеуказанная проверка начата 20.09.2006 и окончена 09.11.2006.
В ходе проверки налоговой инспекцией установлены следующие нарушения законодательства о налогах и сборах:
неуплата налогов в общей сумме 429576 руб. 75 коп., в том числе:
- - налог на добавленную стоимость за 2003 - 2005 г. в общей сумме 352729 руб. 24 коп. (1 квартал 2003 г. - 50943 руб. 04 коп., 2 квартал 2003 г. - 84300 руб. 02 коп., 3 квартал 2003 г. - 114993 руб. 84 коп., 4 квартал 2003 г. - 72590 руб. 11 коп., 1 квартал 2004 г. - 20278 руб. 10 коп., 2 квартал 2004 г. - 8796 руб. 86 коп., 1 квартал 2005 г. - 90 руб. 91 коп., 4 квартал 2005 г. - 736 руб. 36 коп.);
- - целевой сбор на содержание милиции за 2003 г. в размере 36 руб.;
- - налог на рекламу за 2003 г. в размере 1830 руб.;
- - единый налог, применяемый при упрощенной системе налогообложения, за 2004 г., в размере 74981 руб. 51 коп.;
- непредставление в установленный срок налогоплательщиком налоговым агентом) в налоговые органы 3 документов: книг учета доходов и расходов за 2003 - 2005 г.;
- непредставление налогоплательщиком в налоговый орган по месту учета в течение более 180 дней по истечении установленных сроков представления налоговых деклараций по налогу на добавленную стоимость за 4 квартал 2003 г., 1 квартал 2004 г., 2 квартал 2004 г., 1 квартал 2005 г., 4 квартал 2005 г., по целевому сбору на содержание милиции за 2003 г., по налогу на рекламу за 2003 г.
Указанные нарушения зафиксированы в акте выездной налоговой проверки от 13.11.2006 N 13-32/186, по результатам рассмотрения которого заместителем руководителя Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому округу г. Иркутска принято решение от 04.12.2006 N 13-34/148 о привлечении индивидуального предпринимателя Кармадонова А.А. к налоговой ответственности:
по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса РФ за неуплату (неполную уплату) сумм налога в результате занижения налоговой базы, в виде взыскания штрафа в размере 20% от неуплаченных сумм налогов (сборов) всего - 85915 руб. 20 коп., в том числе:
- - по налогу на добавленную стоимость - 70546 руб. (352729 руб. 24 коп. x 20%), в том числе: за 1 квартал 2003 г. - 10189 руб. (50943 руб. 04 коп. x 20%), за 2 квартал 2003 г. - 16860 руб. (84300 руб. 02 коп. x 20%), за 3 квартал 2003 г. - 22999 руб. (114993 руб. 84 коп. x 20%), за 4 квартал 2003 г. - 14518 руб. (72590 руб. 11 коп. x 20%), за 1 квартал 2004 г. - 4056 руб. (20278 руб. 10 коп. x 20%), за 2 квартал 2004 г. - 1759 руб. (8796 руб. 86 коп. x 20%), за 1 квартал 2005 г. - 18 руб. (90 руб. 91 коп. x 20%), за 4 квартал 2005 г. - 147 руб. (736 руб. 36 коп. x 20%);
- - по целевому сбору на содержание милиции за 2003 г. - 7 руб. 20 коп. (36 руб. x 20%);
- - по налогу на рекламу за 2003 г. - 366 руб. (1830 руб. x 20%);
- - по налогу, применяемому при упрощенной системе налогообложения, - 14966 руб. (74981 руб. 51 коп. x 20%);
- по пункту 1 статьи 126 Налогового кодекса РФ за непредставление в установленный срок налогоплательщиком (налоговым агентом) в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных настоящим Кодексом и иными актами законодательства о налогах и сборах (книг учета доходов и расходов за 2003 г., 2004, 2005 г.) в виде взыскания штрафа в размере 50 рублей за каждый непредставленный документ - 150 руб. (50 руб. x 3 документа);
- по пункту 2 статьи 119 Налогового кодекса РФ непредставление в течение более 180 дней по истечении установленного срока представления налоговых деклараций в виде штрафа в размере 30% от суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, и 10% суммы налога за каждый полный или неполный месяц начиная со 181-го дня:
- - по налогу на добавленную стоимость - 304461 руб., в том числе: за 4 квартал 2003 г. - 225029 руб. (((72590 руб. 11 коп. x 30%) + (72590 руб. 11 коп. x 10% x 28 месяцев), за 1 квартал 2004 г. - 56779 руб. ((20278 руб. 10 коп. x 30%) + (20278 руб. 10 коп. x 10% x 25 месяцев)), за 2 квартал 2004 г. - 21992 руб. ((8796 руб. 86 коп. x 30%) + (8796 руб. 86 коп. x 10% x 22 месяца)), за 1 квартал 2005 г. - 145 руб. ((90 руб. 91 коп. x 30%) + (90 руб. 91 коп. x 10% x 13 месяцев)), за 4 квартал 2005 г. - 516 руб. ((736 руб. 36 коп. x 30%) + (736 руб. 36 коп. x 10% x 4 месяца));
- - по целевому сбору на содержание милиции за 2003 г. - 101 руб. ((36 руб. x 30%) + (36 руб. 10% x 25 месяцев));
- - по налогу на рекламу за 2003 г. - 5124 руб. ((1830 руб. x 30%) + (1830 руб. x 10% x 25 месяцев)).
Указанным решением индивидуальному предпринимателю Кармадонову А.А. предложено уплатить доначисленные налоги в общей сумме 429576 руб. 75 коп., в том числе:
- - налог на добавленную стоимость в сумме 352729 руб. 24 коп. (1 квартал 2003 г. - 50943 руб. 04 коп., 2 квартал 2003 г. - 84300 руб. 02 коп., 3 квартал 2003 г. - 114993 руб. 84 коп., 4 квартал 2003 г. - 72590 руб. 11 коп., 1 квартал 2004 г. - 20278 руб. 10 коп., 2 квартал 2004 г. - 8796 руб. 86 коп., 1 квартал 2005 г. - 90 руб. 91 коп., 4 квартал 2005 г. - 736 руб. 36 коп.);
- - единый налог, применяемый при упрощенной системе налогообложения за 2004 г. в сумме 74981 руб. 51 коп.;
- - целевой сбор на содержание милиции за 2003 г в сумме 36 руб.;
- - налог на рекламу за 2003 г. в сумме 1830 руб.,
а также пени за несвоевременную (неполную) уплату налогов и сборов в общей сумме 198419 руб. 41 коп., в том числе:
- - по налогу на добавленную стоимость - 175325 руб. 53 коп.;
- - по единому налогу, применяемому при упрощенной системе налогообложения - 22344 руб. 81 коп.;
- - по налогу на рекламу - 734 руб. 62 коп.;
- - по целевому сбору на содержание милиции - 14 руб. 45 коп.
В обоснование принятого решения в части, оспариваемой налогоплательщиком, налоговым органом указано следующее.
Налогоплательщик, не являясь в проверяемый период плательщиком налога на добавленную стоимость, выставлял покупателям счета-фактуры с выделенным НДС, при этом, в нарушение пункта 5 статьи 173 Налогового кодекса РФ, указанный налог, предъявленный покупателям товаров в составе стоимости товаров, не исчислил и не уплатил в бюджет. Налоговые декларации по налогу на добавленную стоимость за 2003 - 2005 гг. налогоплательщиком не представлены.
В ходе проверки установлено, что индивидуальным предпринимателем Кармадоновым А.А. в 2004 г. получен доход от предпринимательской деятельности в размере 7498151 руб., расходы составили 7417558 руб. Налоговая база по единому налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения за 2004 г., по данным проверки составила 80593 руб., налог исчислен в размере 12089 руб. (80593 руб. x 15%).
В соответствии с пунктом 6 статьи 346.18 Налогового кодекса РФ Кармадонов А.А. обязан исчислить и уплатить в бюджет минимальный единый налог за 2004 г. в размере 74981 руб. 51 коп. (7498151 руб. x 1%), поскольку сумма исчисленного в общем порядке налога меньше минимального налога. Налогоплательщиком сумма доходов за 2004 г. определена в размере 2852075 руб., сумма расходов - в размере 2852075 руб., налоговая база составила - 0 руб., налог за 2004 г. не исчислен.
Не согласившись с решением налогового органа в вышеуказанной части, индивидуальный предприниматель Кармадонов А.А. обратился в суд с заявлением о признании его незаконным.
В обоснование требований заявителем указано, что при доначислении налога на добавленную стоимость за 2003 - 2005 г. налоговым органом не учтена имеющаяся переплата по НДС на 01.01.2003 в размере 2014 руб.
В нарушение пункта 5 статьи 173 Налогового кодекса РФ, налоговым органом начислен НДС на основании товарной накладной N 77 от 02.06.2003 (1767 руб. 81 коп.), а также дважды учтен НДС по счету-фактуре N 153 от 17.09.2003.
Учетной политикой налогоплательщика, существовавшей в 2002 - 2005 гг., момент определения налоговой базы определен по мере поступления денежных средств. В нарушение статьи 167 Налогового кодекса РФ, налоговым органом необоснованно начислен НДС за 2003 г. по товарам, оплаченным в 2002 г., в том числе по счетам-фактурам: N 7 от 31.01.2003 (МУЗ "Госпиталь ветеранов войны"), N 19 от 05.03.2003 (МУЗ ЦРБ Тайшет), N 60 от 20.05.2003 (МУФП "Аптека N 212"), N 194 от 26.11.2003 (госпиталь в/ч 67657).
Налоговым органом необоснованно начислен НДС по невыставленным счетам-фактурам. Более того, не оплачены и не отгружены товары по следующим счетам-фактурам: N 55 от 15.05.2003, N 63 от 22.05.2003, N 218 от 26.05.2003, N 75 от 03.06.2003, N 121 от 03.06.2003, N 122 от 03.06.2003, N 80 от 06.06.2003, N 84 от 10.06.2003, N 116 от 09.07.2003, N 141 от 29.08.2003, N 153 от 17.09.2003 N 82 от 09.06.2003. Необоснованно начислен НДС по счету-фактуре N 181 (покупатель ООО "Медком-С"), хотя среди покупателей названной организации нет.
В ходе проверки налоговым органом начислен НДС по частично оплаченным товарам, частичная оплата товаров по выставленным счетам-фактурам не учитывалась, соответственно исчислен налог, превышающий НДС по реализованным товарам.
Налоговой инспекцией необоснованно не принят к вычету налог на добавленную стоимость, уплаченный при приобретении товаров (работ, услуг): за 2003 г. - в размере 295292 руб. 23 коп., за 2004 г. - 353721 руб. 93 коп.
Заявитель полагает, что поскольку с 01.01.2003 он переведен на упрощенную систему налогообложения и не является налогоплательщиком налога на добавленную стоимость, привлечение его к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122, пункту 2 статьи 119 Налогового кодекса РФ, доначисление налога на добавленную стоимость и начисление соответствующих ему пеней произведены налоговым органом незаконно.
При исчислении сумм налога, применяемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, за 2004 г. налоговой инспекцией не учтена переплата по налогу за 2003 г. Налоговая инспекция должна была уменьшить сумму доходов от реализации на исчисленные ко взысканию суммы НДС.
Кроме того, у налогового органа отсутствовали правовые основания для исчисления пени по авансовым платежам по налогу, применяемому при упрощенной системе налогообложения.
В уточнениях по иску, представленных заявителем 22.02.2007, указано, что в оспариваемом решении налоговой инспекцией начислен НДС по неоплаченным покупателями счетам-фактурам.
Доход от реализации товаров за 2003 г. без учета взыскиваемого налоговой инспекцией НДС за 2003 г. составил 4352765 руб. 85 коп. (4675828 руб. 60 коп. - 322827 руб. 01 коп.), соответственно, правомерно определение общей суммы налога, применяемого при упрощенной системе налогообложения за 2003 г. в размере 43528 руб. Фактически за 2003 г. оплачено 49917 руб. Соответственно на 01.01.2004 по данному виду налога имелась переплата в размере 6389 руб.
Доход от реализации товаров за 2004 г. без учета взыскиваемого налоговой инспекцией НДС за 2004 г. составил 7383795 руб. 36 коп., соответственно, правомерно определение общей суммы налога, применяемого при упрощенной системе налогообложения за 2004 г. в размере 73838 руб. За 2004 г. оплачено 19402 руб. С учетом переплаты на 01.01.2004 недоимка по налогу, применяемому при упрощенной системе налогообложения, за 2004 г., составила 48047 руб.
В судебном заседании объявлялся перерыв до 13 часов 23.03.2007 После окончания перерыва в судебное заседание явились заявитель Кармадонов А.А., представитель заявителя Житова Е.А., представители налогового органа Тарасенко Н.С., Вяжевич Г.С.
Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
Из материалов дела следует, что в проверяемый период индивидуальный предприниматель Кармадонов А.А. осуществлял деятельность в соответствии с упрощенной системой налогообложения.
Согласно пункту 2 статьи 346.14 Налогового кодекса РФ выбор объекта налогообложения осуществляется самим налогоплательщиком.
Налогоплательщиком был выбран объект налогообложения - доходы, уменьшенные на величину расходов, предусмотренный пунктом 1 статьи 346.14 Налогового кодекса РФ.
В соответствии со статьей 346.18 Налогового кодекса РФ в случае, если объектом налогообложения являются доходы организации или индивидуального предпринимателя, налоговой базой признается денежное выражение доходов организации или индивидуального предпринимателя.
Пунктом 2 статьи 346.20 Налогового кодекса РФ установлено, что в случае, если объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на величину расходов, налоговая ставка устанавливается в размере 15 процентов.
Минимальный налог, исчисленный к уплате за 2004 г., по решению налоговой инспекции составил 74981 руб. 51 коп.
Согласно пояснениям налогового органа от 22.02.2007 согласно выпискам банка общая сумма дохода, полученная предпринимателем за 2004 г., составила 7383795 руб. 36 коп.
Минимальный налог за 2004 г. согласно пункту 6 статьи 346.18 Налогового кодекса РФ составит 73838 руб. (доход 7383795 руб. 36 коп. x 1%).
Сумма исчисленного минимального налога за 2004 г. в размере 73838 руб. налогоплательщиком не оспаривается, что отражено в уточнениях по иску от 22.02.2007. Однако, заявитель полагает, что налоговый орган необоснованно не учел авансовые платежи по налогу, уплаченные по итогам отчетных периодов в течение 2004 г., и переплату по налогу за 2003 г.
Рассматривая данные доводы, суд приходит к следующему выводу.
По данным налогоплательщика сумма единого налога за 2004 г. составляет 0 руб.
Между тем, индивидуальным предпринимателем за 2003 г. исчислен минимальный налог в размере 46726 руб. В ходе проверки налоговым органом нарушений в исчислении и уплате минимального налога за 2003 г. не установлено.
Однако, в судебном заседании установлено, что налог за 2003 г. был уплачен заявителем в большем размере, чем исчислен по декларации.
Фактически индивидуальным предпринимателем за 2003 г. уплачен минимальный налог в размере 49917 руб. (платежное поручение N 21 от 09.02.2004 на сумму 10549 руб., платежное поручение N 92 от 07.05.2004 на сумму 39368 руб.).
Переплата по налогу в сумме 3191 руб. (49917 руб. - 46726 руб.), сохранялась по состоянию на 07.05.2004, поскольку не была зачтена в счет каких-либо платежей по налогу.
Кроме того, индивидуальным предпринимателем Кармадоновым А.А. в течение 2004 г. уплачены авансовые платежи по единому налогу по итогам 1 квартала и полугодия 2004 г. в сумме 19402 руб.




При доначислении минимального налога за 2004 г. и начислении соответствующих пеней и штрафа за его неуплату налоговый орган должен был учесть имеющуюся переплату по налогу в сумме 3191 руб., а также авансовые платежи по налогу, уплаченные в течение 2004 г., в сумме 19402 руб., поскольку минимальный налог, исчисленный в соответствии с пунктом 6 статьи 346.18 Налогового кодекса РФ, должен быть уплачен с учетом внесенных в этом налоговом периоде авансовых платежей (пункт 5 статьи 346.21 Налогового кодекса РФ). Данная правовая позиция изложена в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 01.09.2005 N 5767/0. Следовательно, минимальный налог за 2004 г. составит 51245 руб. (73838 руб. - 3191 руб. - 19402 руб.).
Сумма пени, приходящаяся на недоимку по единому налогу за 2004 г. в размере 51245 руб., составит 12359 руб. 26 коп., в том числе:
- 9224 руб. 10 коп. (51245 руб. x 0,043% x 419 дней) - за период с 03.05.2005 по 25.06.2006;
- 3135 руб. 16 коп. (51245 руб. x 0,038% x 161 дней) - за период с 26.06.2006 по 04.12.2006.
Таким образом, правомерным следует признать доначисление минимального налога за 2004 г. в сумме 51245 руб., соответственно, правомерно привлечение налогоплательщика к ответственности за его неуплату по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса РФ в виде штрафа в размере 10249 руб. (51245 руб. x 20%), а также начисление пени в сумме 12359 руб. 26 коп.
В отношении доводов заявителя о незаконности начисления пеней в связи с несвоевременной уплатой авансовых платежей по единому налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, за 2004 г., суд приходит к следующему выводу.
В пункте 20 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 28.02.2001 N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации" указано, что при рассмотрении споров, связанных с взысканием с налогоплательщика пеней за просрочку уплаты авансовых платежей, судам необходимо исходить из того, что пени, предусмотренные статьей 75 НК РФ, могут быть взысканы с налогоплательщика в случае, если в силу закона о конкретном виде налога авансовый платеж исчисляется по итогам отчетного периода на основе налоговой базы, определяемой в соответствии со статьями 53 - 54 Налогового кодекса РФ.
Авансовые платежи по единому налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, уплачиваются в соответствии с пунктом 4 статьи 346.21 Налогового кодекса РФ - по итогам каждого отчетного периода (первый квартал, полугодие, 9 месяцев).
При этом авансовый платеж исчисляется исходя из ставки налога и фактически полученных доходов, уменьшенных на величину расходов, рассчитанных нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания соответственно 1 квартала, полугодия, 9 месяцев, с учетом ранее исчисленных сумм авансовых платежей.
При таких обстоятельствах, доводы заявителя относительно незаконности начисления пеней по авансовым платежам по единому налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, за 2004 г., несостоятельны.
В соответствии с пунктом 5 статьи 173 Налогового кодекса РФ лицами, не являющимися налогоплательщиками, или налогоплательщиками, освобожденными от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога, исчисляется сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, в случае выставления ими покупателю счета-фактуры с выделением суммы налога. При этом сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, определяется как сумма налога, указанная в соответствующем счете-фактуре, переданном покупателю товаров (работ, услуг).
Заявитель не оспаривает тот факт, что в 2003 - 2005 гг., находясь на упрощенной системе налогообложения и не являясь плательщиком налога на добавленную стоимость (пункт 5 статьи 173 Налогового кодекса РФ), им в ряде случаев были выставлены счета-фактуры с выделенным НДС.
При этом, оспаривая законность доначисления налога на добавленную стоимость за 2003 - 2004 гг., заявитель указывает, что налоговым органом произведено начисление налога на добавленную стоимость по счетам-фактурам, по которым товар не отгружался, и, соответственно, не оплачивался, кроме того, НДС начислен по товарным накладным и по дважды учтенным счетам-фактурам.
В ходе рассмотрения настоящего дела, с учетом вышеизложенных доводов заявителя, налоговый орган на основании выписок банка по расчетному счету индивидуального предпринимателя Кармадонова А.А. установил, что по счетам-фактурам, ранее учтенным при начислении налога на добавленную стоимость:
- N 55 от 15.05.2003 на сумму 13530 руб., в том числе НДС 1230 руб.;
- N 63 от 22.05.2003 на сумму 1530 руб., в том числе НДС 139 руб. 09 коп.;
- N 218 от 26.05.2003 на сумму 1680 руб., в том числе НДС 152 руб. 72 коп.;
- N 75 от 03.06.2003 на сумму 11500 руб., в том числе НДС 1045 руб. 45 коп.;
- N 121 от 03.06.2003 на сумму 9280 руб., в том числе НДС 843 руб. 64 коп.;
- N 122 от 03.06.2003 на сумму 12600 руб., в том числе НДС 1145 руб. 45 коп.;
- N 80 от 06.06.2003 на сумму 6405 руб., в том числе НДС 582 руб. 28 коп.;
- N 84 от 10.06.2003 на сумму 1200 руб., в том числе НДС 109 руб. 09 коп.;
- N 116 от 09.07.2003 на сумму 6370 руб., в том числе НДС 579 руб. 09 коп.;
- N 141 от 29.08.2003 на сумму 1980 руб., в том числе НДС 180 руб.;
- N 153 от 17.09.2003 на сумму 8400 руб., в том числе НДС 763 руб. 64 коп.;
- N 181 от 11.11.2003 на сумму 767 руб., в том числе НДС 69 руб. 73 коп., на общую сумму 75242 руб., в том числе НДС 6841 руб. 24 коп., оплаты не поступало.
Налоговым органом не доказаны ни факт отгрузки товара, ни факт оплаты по перечисленным счетам-фактурам, следовательно, не имелось правовых оснований для начисления налога на добавленную стоимость по этим счетам-фактурам. С учетом исключения из налога на добавленную стоимость, доначисленного по результатам проверки, суммы налога по перечисленным счетам-фактурам в размере 6841 руб. 24 коп. сумма НДС к уплате составит 345888 руб. (352729 руб. 24 коп. - 6841 руб. 24 коп.) за 2003 - 2004 гг.
В судебном заседании заявитель Кармадонов А.А. согласился с расчетом налога на добавленную стоимость в размере 345888 руб., однако полагал, что указанная сумма налога должна быть уменьшена на суммы налога на добавленную стоимость, уплаченного им при приобретении товаров (работ, услуг), при этом вычеты составят: за 2003 г. - 295292 руб. 23 коп., за 2004 г. - 353721 руб. 93 коп.
Рассматривая данные доводы заявителя, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии с пунктом 3 статьи 346.11 Налогового кодекса РФ индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в соответствии с настоящим Кодексом при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации.
В связи с применением с 01.01.2003 упрощенной системы налогообложения индивидуальный предприниматель Кармадонов А.А. не вправе претендовать на налоговые вычеты и возмещение сумм налога на основании статей 171, 172 и 176 Налогового кодекса РФ, поскольку на него не возлагается обязанность по исчислению и уплате налога на добавленную стоимость.
Поскольку заявитель с 01.01.2003 не является плательщиком налога на добавленную стоимость, у него отсутствует обязанность по представлению отдельных налоговых деклараций по налогу на добавленную стоимость.
В соответствии с пунктом 4 статьи 174 Налогового кодекса РФ уплата налога лицами, указанными в пункте 5 статьи 173 настоящего Кодекса, производится по итогам каждого налогового периода исходя из соответствующей реализации товаров (работ, услуг) за истекший налоговый период не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.
Налоговым правонарушением согласно статье 106 Налогового кодекса РФ признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое Налоговым кодексом РФ установлена ответственность.
Пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса РФ предусмотрена ответственность за неуплату или неполную уплату сумм налога в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога или других неправомерных действий (бездействия).
Неуплата или неполная уплата сумм налога в соответствии с пунктом 42 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2001 N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации" означает возникновение у налогоплательщика задолженности перед соответствующим бюджетом (внебюджетным фондом) по уплате конкретного налога в результате совершения указанных в данной статье деяний (действий или бездействия).
Согласно пункту 6 статьи 108 Налогового кодекса РФ обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о факте налогового правонарушения и виновности лица в его совершении, возлагается на налоговые органы.
Таким образом, на налоговой инспекции лежит бремя доказывания совершения налогоплательщиком указанных в законодательстве о налогах и сборах неправомерных действий (бездействия), повлекших неуплату налога.
При проведении выездной налоговой проверки налоговой инспекцией установлено, что предпринимателем, применяющим с 01.01.2003 упрощенную систему налогообложения, в 2003 - 2004 г. была получена выручка от реализации товаров, при этом от покупателей им был получен в составе цены товара налог на добавленную стоимость. Указанный налог индивидуальный предприниматель не уплатил в бюджет в установленный срок.
Таким образом, вывод налоговой инспекции о наличии в действиях Кармадонова А.А. состава налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса РФ, в связи с неуплатой НДС в размере 345888 руб. является обоснованным.
Согласно расчету пени, представленному налоговым органом, сумма пени, приходящаяся на налог на добавленную стоимость в сумме 345888 руб., составляет 171734 руб. 92 коп.
В соответствии с частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ в случае, если суд установит, что оспариваемый акт, решение, действие (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, или иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному акту, и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
При таких обстоятельствах заявленные требования Кармадонова А.А. о признании незаконным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому округу г. Иркутска от 04.12.2006 N 13-34/148 в части доначисления налога на добавленную стоимость за 2003 - 2004 г. в размере 345888 руб., единого налога за 2004 г. в размере 51245 руб., привлечения к ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса РФ за неуплату НДС в виде штрафа в размере 69177 руб. 60 коп., за неуплату единого налога за 2004 г. в виде штрафа в размере 10249 руб., начисления пени по НДС в сумме 171734 руб. 92 коп., пени по единому налогу в сумме 12359 руб. 26 коп. удовлетворению не подлежат.
Рассматривая доводы заявителя в части незаконности привлечения к налоговой ответственности по пункту 2 статьи 119 Налогового кодекса РФ за непредставление налогоплательщиком в налоговый орган по месту учета в течение более 180 дней по истечении установленных сроков представления налоговых деклараций по налогу на добавленную стоимость за 4 квартал 2003 г., 1 квартал 2004 г., 2 квартал 2004 г., 1 квартал 2005 г., 4 квартал 2005 г. в виде штрафа в общей сумме 304461 руб., суд приходит к следующему выводу.
Как установлено судом, предприниматель Кармадонов А.А. с 01.01.2003 применял упрощенную систему налогообложения, в связи с чем, не являлся плательщиком налога на добавленную стоимость.
В силу подпункта 1 пункта 5 статьи 173 Налогового кодекса РФ лица, не являющиеся налогоплательщиками, или налогоплательщики, освобожденные от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога на добавленную стоимость, исчисляют сумму налога, подлежащую уплате в бюджет, в случае выставления ими покупателю счета-фактуры с выделением суммы налога на добавленную стоимость.
Согласно пункту 5 статьи 174 Налогового кодекса РФ налогоплательщики (налоговые агенты), в том числе перечисленные в пункте 5 статьи 173 Налогового кодекса Российской Федерации, обязаны представить в налоговые органы по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, если иное не предусмотрено главой 21 Налогового кодекса Российской Федерации.
При этом пункт 5 статьи 174 Налогового кодекса РФ устанавливает обязанность представлять декларацию по налогу на добавленную стоимость только для плательщиков этого налога, а не для лиц, не являющихся таковыми, указанных в подпункте 1 пункта 5 статьи 173 Налогового кодекса РФ.
Пунктом 2 статьи 119 Налогового кодекса РФ предусмотрена ответственность налогоплательщика за непредставление налоговой декларации в налоговый орган в течение более 180 дней по истечении установленного законодательством о налогах срока представления такой декларации.
Из указанной нормы следует, что к налоговой ответственности на основании статьи 119 Налогового кодекса РФ могут быть привлечены налогоплательщики, обязанные уплачивать соответствующие налоги, представлять соответствующие налоговые декларации, но не исполнившие эти обязанности.
Поскольку индивидуальный предприниматель Кармадонов А.А. с 01.01.2003 применял упрощенную систему налогообложения и не являлся плательщиком налога на добавленную стоимость, он не может быть привлечен к ответственности за непредставление деклараций по данному налогу за 4 квартал 2003 г., 1 квартал 2004 г., 2 квартал 2004 г., 1 квартал 2005 г., 4 квартал 2005 г., т.е. за периоды нахождения налогоплательщика на упрощенной системе налогообложения.
Наличие у индивидуального предпринимателя Кармадонова А.А. обязанности по уплате налога на добавленную стоимость в 2003 - 2005 г. в связи с выставлением покупателям счетов-фактур с выделением суммы не является основанием для привлечения его к налоговой ответственности по пункту 2 статьи 119 Налогового кодекса РФ по вышеуказанным основаниям.
В соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Таким образом, решение Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому округу г. Иркутска от 04.12.2006 N 13-34/148 подлежит признанию незаконным в части привлечения к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса РФ за неуплату налога на добавленную стоимость за 2003 г. в виде штрафа в размере 1368 руб. 40 коп. (70546 руб. - 69177 руб. 60 коп.), за неуплату единого налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения за 2004 г. в виде штрафа в размере 4747 руб. (14966 руб. - 10249 руб.), привлечения к налоговой ответственности по пункту 2 статьи 119 Налогового кодекса РФ за нарушение установленных сроков представления налоговых деклараций по налогу на добавленную стоимость за 2003 - 2005 г. в виде штрафа в размере 304461 руб., предложения уплатить налог на добавленную стоимость за 2003 - 2005 г. в размере 6841 руб. 24 коп. (352729 руб. 24 коп. - 345888 руб.), единый налог, уплачиваемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения за 2004 г., в размере 23736 руб. 51 коп. (74981 руб. 51 коп. - 51245 руб.), пени по налогу на добавленную стоимость в сумме 3590 руб. 61 коп. (175325 руб. 53 коп. - 171734 руб. 92 коп.), пени по единому налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, в сумме 9985 руб. 55 коп. (22344 руб. 81 коп., - 12359 руб. 26 коп.).
С учетом того, что в судебном заседании предпринимателем Кармадоновым А.А. не оспаривалась законность доначисления целевого сбора на содержание милиции, начисления соответствующей суммы пени и привлечения к ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса РФ за неуплату целевого сбора на содержание милиции за 2003 г. и по пункту 2 статьи 119 Налогового кодекса РФ за нарушение срока представления декларации по целевому сбору на содержание милиции за 2003 г., суд не находит оснований для удовлетворения требований заявителя в указанной части.
В соответствии с частью 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ с ответчика в пользу заявителя подлежит взысканию государственная пошлина, пропорционально размеру удовлетворенных требований, в сумме 34 руб. 93 коп., уплаченная при подаче заявления в суд.
В соответствии с пунктом 5 статьи 96 Арбитражного процессуального кодекса РФ обеспечительная мера, принятая определением от 15.01.2007, в виде приостановления действия Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому округу г. Иркутска от 04.12.2006 N 13-34/148 "О привлечении налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения", подлежит отмене. При этом, указанная обеспечительная мера сохраняет свое действие до вступления в законную силу настоящего решения.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный суд
решил:

заявленные требования индивидуального предпринимателя Кармадонова Алексея Анатольевича удовлетворить частично.
Признать незаконным решение Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому округу г. Иркутска от 04.12.2006 N 13-34/148 "О привлечении налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения" в части:
- привлечения к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса РФ за неуплату налога на добавленную стоимость за 2003 г. в виде штрафа в размере 1368 руб. 40 коп., за неуплату единого налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения за 2004 г. в виде штрафа в размере 4747 руб.;
- привлечения к налоговой ответственности по пункту 2 статьи 119 Налогового кодекса РФ за нарушение установленных сроков представления налоговых деклараций по налогу на добавленную стоимость за 2003 - 2005 г. в виде штрафа в размере 304461 руб.;
- предложения уплатить налог на добавленную стоимость за 2003 - 2005 г. в размере 6841 руб. 24 коп., единый налог, уплачиваемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения за 2004 г., в размере 23736 руб. 51 коп.;
- начисления пени по налогу на добавленную стоимость в сумме 3590 руб. 61 коп., по единому налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, в сумме 9985 руб. 55 коп.
Обязать Инспекцию Федеральной налоговой службы по Октябрьскому округу г. Иркутска устранить допущенное нарушение прав и законных интересов индивидуального предпринимателя Кармадонова Алексея Анатольевича.
В удовлетворении остальной части заявленных требований отказать.
Взыскать с Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому округу г. Иркутска в пользу Кармадонова Алексея Анатольевича государственную пошлину в сумме 34 руб. 93 коп.
Отменить обеспечительные меры, принятые определением Арбитражного суда Иркутской области от 15.01.2007 по настоящему делу, в виде приостановления действия Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому округу г. Иркутска от 04.12.2006 N 13-34/148 "О привлечении налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения".



Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия.
Судья
Н.Г.ПОЗДНЯКОВА













© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)