Судебные решения, арбитраж
Налог на имущество организаций
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 09 июля 2009 года.
Полный текст постановления изготовлен 10 июля 2009 года.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Захаровой М.В., судей Грачевой И.Л., Коняевой Е.В., при участии от открытого акционерного общества "КД-Авиа" Медешкина О.П. (доверенность от 12.01.2009), Малкиной Н.В. (доверенность от 10.12.2008), рассмотрев 09.07.2009 в открытом судебном заседании кассационную жалобу правительства Калининградской области на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.04.2009 по делу N А21-5005/2008 (судьи Зотеева Л.В., Лопато И.Б., Семенова А.Б.),
установил:
открытое акционерное общество "КД-Авиа" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с иском к правительству Калининградской области (далее - Правительство) о признании недействительным расторжения в одностороннем порядке инвестиционного соглашения от 02.09.2005 N 287-05, оформленного уведомлением Правительства от 04.07.2008 N 3205/08 (с учетом уточнения требования в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением от 05.12.2008 (судья Мельник И.А.) в удовлетворении требования Общества отказано.
Постановлением апелляционной инстанции от 13.04.2009 решение отменено, апелляционный суд признал незаконным расторжение Правительством в одностороннем порядке инвестиционного соглашения от 02.09.2005 N 287-05.
В кассационной жалобе Правительство, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права, просит отменить постановление апелляционной инстанции от 13.04.2009 и оставить в силе решение от 05.12.2008.
По мнению подателя жалобы, апелляционный суд неправильно применил пункт 4 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), ограничил право Правительства на односторонний отказ от соглашения и фактически установил обязанность Правительства по запросу у Общества документов о ходе реализации проекта.
В судебном заседании представители Общества возражали против удовлетворения жалобы, подтвердив доводы, приведенные в отзыве, и просили оставить в силе обжалуемое постановление, считая его законным и обоснованным.
Правительство извещено надлежащим образом о времени и месте рассмотрения жалобы, однако представителей в суд не направило, что в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Законность обжалуемого постановления проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Общество и администрация Калининградской области 02.09.2005 заключили инвестиционное соглашение N 287-05 (далее - соглашение), согласно которому Общество, реализующее инвестиционный проект "Техническое перевооружение ОАО "Калининградавиа" и реконструкция аэропорта Храброво", освобождается от уплаты налога на имущество организаций в части сумм, зачисляемых в областной бюджет. Льготы предоставлены с 01.10.2005 на 60 месяцев. Соглашение действует в течение 5 лет.
Основанием для предоставления льгот по уплате налогов являлся Закон Калининградской области от 15.07.2002 N 171 "О государственной поддержке организаций, осуществляющих инвестиции в форме капитальных вложений на территории Калининградской области" (далее - Закон N 171).
Согласно пункту 2.5 соглашения Общество в соответствии с Законом N 171 обязалось представлять в Главное управление экономического развития и торговли администрации области необходимую для контроля отчетную (бухгалтерскую) документацию о ходе исполнения проекта в сроки, установленные налоговым законодательством для представления бухгалтерской отчетности в налоговые органы по месту регистрации.
Согласно пункту 3.2 соглашения при неисполнении Обществом пунктов 2.3, 2.5, 2.7 Общество лишается права на предоставленные ему по настоящему соглашению льготы. Администрация области в одностороннем порядке расторгает соглашение и предъявляет требование об уплате сумм, недополученных в бюджет, в соответствии со статьей 22 Закона N 171.
В силу пункта 5.4 соглашения администрация области в одностороннем порядке расторгает соглашение в случае нарушения Обществом пунктов 2.3, 2.5, 2.7, о чем Общество извещается в письменной форме.
Администрация Калининградской области в соответствии с Законом Калининградской области от 29.09.2005 N 650 "О внесении изменений и дополнений в Устав (Основной Закон) Калининградской области" была переименована в Правительство, а Главное управление экономического развития и торговли администрации области было реорганизовано.
Правительство направило Обществу уведомление от 04.07.2008 N 3205/08, в котором на основании пунктов 3.2 и 5.4 в одностороннем порядке расторгло соглашение. Поводом для расторжения соглашения послужило нарушение Обществом пункта 2.5 соглашения.
Не согласившись с указанным уведомлением, Общество обратилось с настоящим иском в суд.
Апелляционный суд, отменяя решение суда первой инстанции, пришел к выводу об отсутствии оснований для расторжения соглашения.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, считает, что жалоба не подлежит удовлетворению.
Согласно статье 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства, связанного с осуществлением его сторонами предпринимательской деятельности, допускается в случаях, предусмотренных законом, а также договором. В соответствии с пунктом 3 статьи 450 упомянутого Кодекса в случае одностороннего отказа от исполнения договора, когда такой отказ допускается законом или соглашением сторон, договор считается расторгнутым.
Стороны в пунктах 3.2, 5.4 соглашения предусмотрели право Правительства отказаться в одностороннем порядке от исполнения обязательств в случае неисполнения Обществом пунктов 2.3, 2.5, 2.7 соглашения, при котором Общество лишается права на предоставленные льготы.
Таким образом, отказ Правительства от исполнения соглашения до истечения определенного в нем срока может считаться правомерным при условии доказанности наличия основания, предусмотренного указанными пунктами.
Однако апелляционный суд, исследовав представленные сторонами доказательства и надлежащим образом оценив их в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установил обстоятельств, на которые сослалось Правительство в обоснование досрочного расторжения соглашения.
Как установлено апелляционным судом, Общество представляло в 2006 и 2007 годах бухгалтерскую документацию за 2005 и 2006 годы в администрацию муниципального образования "Гурьевский городской округ", наделенную полномочиями по проверке правомерности использования налоговых льгот, в том числе предоставленных в связи с заключенными инвестиционными соглашениями, в соответствии с постановлением администрации Калининградской области от 19.08.2005 N 540 "Об утверждении формы, порядка и сроков представления отчетности, необходимой для анализа эффективности предоставляемых налоговых льгот". В апреле 2008 года отчет о результатах финансово-хозяйственной деятельности и бухгалтерская документация за 2007 год были направлены Обществом также в Правительство.
Апелляционный суд не установил нарушения Обществом условий предоставления налоговых льгот при исполнении соглашения.
На основании изложенных обстоятельств апелляционный суд пришел к выводу о том, что формальное нарушение при неустановлении каких-либо грубых нарушений при реализации инвестиционного проекта и использовании налоговых льгот не может являться основанием для расторжения соглашения.
Кассационная инстанция считает выводы апелляционного суда соответствующими представленным в дело доказательствам и нормам права.
Оценка судом обстоятельств дела не может рассматриваться как ограничивающая право Правительства на односторонний отказ от соглашения и устанавливающая какие-либо обязательства Правительству как стороны по соглашению, в связи с чем доводы Правительства в этой части не могут быть признаны обоснованными.
При изложенных обстоятельствах апелляционный суд правильно применил нормы материального права, каких-либо нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к принятию неправильного постановления, судом не допущено, оснований для отмены судебного акта не имеется.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.04.2009 по делу N А21-5005/2008 оставить без изменения, а кассационную жалобу правительства Калининградской области - без удовлетворения.
Председательствующий
М.В.ЗАХАРОВА
Судьи
И.Л.ГРАЧЕВА
Е.В.КОНЯЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА ОТ 10.07.2009 ПО ДЕЛУ N А21-5005/2008
Разделы:Налог на имущество организаций
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 10 июля 2009 г. по делу N А21-5005/2008
Резолютивная часть постановления объявлена 09 июля 2009 года.
Полный текст постановления изготовлен 10 июля 2009 года.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Захаровой М.В., судей Грачевой И.Л., Коняевой Е.В., при участии от открытого акционерного общества "КД-Авиа" Медешкина О.П. (доверенность от 12.01.2009), Малкиной Н.В. (доверенность от 10.12.2008), рассмотрев 09.07.2009 в открытом судебном заседании кассационную жалобу правительства Калининградской области на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.04.2009 по делу N А21-5005/2008 (судьи Зотеева Л.В., Лопато И.Б., Семенова А.Б.),
установил:
открытое акционерное общество "КД-Авиа" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с иском к правительству Калининградской области (далее - Правительство) о признании недействительным расторжения в одностороннем порядке инвестиционного соглашения от 02.09.2005 N 287-05, оформленного уведомлением Правительства от 04.07.2008 N 3205/08 (с учетом уточнения требования в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением от 05.12.2008 (судья Мельник И.А.) в удовлетворении требования Общества отказано.
Постановлением апелляционной инстанции от 13.04.2009 решение отменено, апелляционный суд признал незаконным расторжение Правительством в одностороннем порядке инвестиционного соглашения от 02.09.2005 N 287-05.
В кассационной жалобе Правительство, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права, просит отменить постановление апелляционной инстанции от 13.04.2009 и оставить в силе решение от 05.12.2008.
По мнению подателя жалобы, апелляционный суд неправильно применил пункт 4 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), ограничил право Правительства на односторонний отказ от соглашения и фактически установил обязанность Правительства по запросу у Общества документов о ходе реализации проекта.
В судебном заседании представители Общества возражали против удовлетворения жалобы, подтвердив доводы, приведенные в отзыве, и просили оставить в силе обжалуемое постановление, считая его законным и обоснованным.
Правительство извещено надлежащим образом о времени и месте рассмотрения жалобы, однако представителей в суд не направило, что в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Законность обжалуемого постановления проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Общество и администрация Калининградской области 02.09.2005 заключили инвестиционное соглашение N 287-05 (далее - соглашение), согласно которому Общество, реализующее инвестиционный проект "Техническое перевооружение ОАО "Калининградавиа" и реконструкция аэропорта Храброво", освобождается от уплаты налога на имущество организаций в части сумм, зачисляемых в областной бюджет. Льготы предоставлены с 01.10.2005 на 60 месяцев. Соглашение действует в течение 5 лет.
Основанием для предоставления льгот по уплате налогов являлся Закон Калининградской области от 15.07.2002 N 171 "О государственной поддержке организаций, осуществляющих инвестиции в форме капитальных вложений на территории Калининградской области" (далее - Закон N 171).
Согласно пункту 2.5 соглашения Общество в соответствии с Законом N 171 обязалось представлять в Главное управление экономического развития и торговли администрации области необходимую для контроля отчетную (бухгалтерскую) документацию о ходе исполнения проекта в сроки, установленные налоговым законодательством для представления бухгалтерской отчетности в налоговые органы по месту регистрации.
Согласно пункту 3.2 соглашения при неисполнении Обществом пунктов 2.3, 2.5, 2.7 Общество лишается права на предоставленные ему по настоящему соглашению льготы. Администрация области в одностороннем порядке расторгает соглашение и предъявляет требование об уплате сумм, недополученных в бюджет, в соответствии со статьей 22 Закона N 171.
В силу пункта 5.4 соглашения администрация области в одностороннем порядке расторгает соглашение в случае нарушения Обществом пунктов 2.3, 2.5, 2.7, о чем Общество извещается в письменной форме.
Администрация Калининградской области в соответствии с Законом Калининградской области от 29.09.2005 N 650 "О внесении изменений и дополнений в Устав (Основной Закон) Калининградской области" была переименована в Правительство, а Главное управление экономического развития и торговли администрации области было реорганизовано.
Правительство направило Обществу уведомление от 04.07.2008 N 3205/08, в котором на основании пунктов 3.2 и 5.4 в одностороннем порядке расторгло соглашение. Поводом для расторжения соглашения послужило нарушение Обществом пункта 2.5 соглашения.
Не согласившись с указанным уведомлением, Общество обратилось с настоящим иском в суд.
Апелляционный суд, отменяя решение суда первой инстанции, пришел к выводу об отсутствии оснований для расторжения соглашения.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, считает, что жалоба не подлежит удовлетворению.
Согласно статье 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства, связанного с осуществлением его сторонами предпринимательской деятельности, допускается в случаях, предусмотренных законом, а также договором. В соответствии с пунктом 3 статьи 450 упомянутого Кодекса в случае одностороннего отказа от исполнения договора, когда такой отказ допускается законом или соглашением сторон, договор считается расторгнутым.
Стороны в пунктах 3.2, 5.4 соглашения предусмотрели право Правительства отказаться в одностороннем порядке от исполнения обязательств в случае неисполнения Обществом пунктов 2.3, 2.5, 2.7 соглашения, при котором Общество лишается права на предоставленные льготы.
Таким образом, отказ Правительства от исполнения соглашения до истечения определенного в нем срока может считаться правомерным при условии доказанности наличия основания, предусмотренного указанными пунктами.
Однако апелляционный суд, исследовав представленные сторонами доказательства и надлежащим образом оценив их в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установил обстоятельств, на которые сослалось Правительство в обоснование досрочного расторжения соглашения.
Как установлено апелляционным судом, Общество представляло в 2006 и 2007 годах бухгалтерскую документацию за 2005 и 2006 годы в администрацию муниципального образования "Гурьевский городской округ", наделенную полномочиями по проверке правомерности использования налоговых льгот, в том числе предоставленных в связи с заключенными инвестиционными соглашениями, в соответствии с постановлением администрации Калининградской области от 19.08.2005 N 540 "Об утверждении формы, порядка и сроков представления отчетности, необходимой для анализа эффективности предоставляемых налоговых льгот". В апреле 2008 года отчет о результатах финансово-хозяйственной деятельности и бухгалтерская документация за 2007 год были направлены Обществом также в Правительство.
Апелляционный суд не установил нарушения Обществом условий предоставления налоговых льгот при исполнении соглашения.
На основании изложенных обстоятельств апелляционный суд пришел к выводу о том, что формальное нарушение при неустановлении каких-либо грубых нарушений при реализации инвестиционного проекта и использовании налоговых льгот не может являться основанием для расторжения соглашения.
Кассационная инстанция считает выводы апелляционного суда соответствующими представленным в дело доказательствам и нормам права.
Оценка судом обстоятельств дела не может рассматриваться как ограничивающая право Правительства на односторонний отказ от соглашения и устанавливающая какие-либо обязательства Правительству как стороны по соглашению, в связи с чем доводы Правительства в этой части не могут быть признаны обоснованными.
При изложенных обстоятельствах апелляционный суд правильно применил нормы материального права, каких-либо нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к принятию неправильного постановления, судом не допущено, оснований для отмены судебного акта не имеется.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.04.2009 по делу N А21-5005/2008 оставить без изменения, а кассационную жалобу правительства Калининградской области - без удовлетворения.
Председательствующий
М.В.ЗАХАРОВА
Судьи
И.Л.ГРАЧЕВА
Е.В.КОНЯЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)