Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕВЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 20.09.2006, 27.09.2006 N 09АП-11645/06-АК ПО ДЕЛУ N А40-15922\\06-129-120

Разделы:
Акцизы

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
по проверке законности и обоснованности решений
арбитражных судов, не вступивших в законную силу


20 сентября 2006 г. Дело N 09АП-11645/06-АК

Резолютивная часть постановления объявлена 20.09.2006.
Полный текст постановления изготовлен 27.09.2006.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи П., судей: Н., К., при ведении протокола судебного заседания секретарем Ф., при участии: от заявителя: Г. по дов. N 159 от 02.12.2005; от заинтересованного лица: М. по дов. N 53-04-13/010377 от 21.06.2006, рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу МИФНС России по КН N 2 на решение Арбитражного суда г. Москвы от 28.06.2006 по делу N А40-15922\\06-129-120, принятое судьей Ф. по заявлению ООО "Томсктрансгаз" к МИФНС России по КН N 2 о признании недействительным решения,
УСТАНОВИЛ:

ООО "Томсктрансгаз" обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании недействительными пунктов 2, 3 решения МИФНС России по КН N 2 от 24.11.2005 N 143 об отказе в привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения (с учетом уточнения требований).
Решением суда от 28.06.2006 заявленное требование удовлетворено. При этом суд исходил из того, что у налогового органа отсутствовали законные основания для доначисления заявителю суммы акциза, решение в оспариваемой части не соответствует требованиям 188, 194, 193, 195 НК РФ, нарушает права и законные интересы заявителя.
МИФНС России по КН N 2 не согласилась с решением суда первой инстанции и подала апелляционную жалобу, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт, ссылаясь неполное выяснение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, нарушение судом норм материального права.
ООО "Томсктрансгаз" представило письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором возражает против доводов жалобы, просит оставить ее без удовлетворения, поскольку считает решение суда законным и обоснованным.
Проверив законность и обоснованность принятого решения в порядке ст. ст. 266, 268 АПК РФ, заслушав объяснения сторон, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, 26.09.2005 заявитель представил в налоговый орган декларацию по акцизу на подакцизное минеральное сырье (природный газ) за август 2005 года (т. 1 л.д. 69 - 73).
По результатам камеральной проверки МИФНС России по КН N 2 принято решение от 24.11.2005 N 143, в соответствии с которым отказано в привлечении заявителя к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, доначислен акциз в размере 211976 руб., предложено уплатить в срок, указанный в требовании, суммы неуплаченного налога - акциза на природный газ в сумме 211976 руб., внести необходимые изменения в бухгалтерский учет.
Основанием для принятия решения в оспариваемой заявителем части послужили выводы налогового органа о том, что заявителем в апреле 1997 года был отгружен природный газ ОАО "Томский нефтехимический комбинат" во исполнение договора на поставку газа N 4-Т от 27.11.1996. Оплата за природный газ, отгруженный в 1997 году, была получена от покупателя в августе 2005 года, о чем свидетельствует платежное поручение N 47 от 30.08.2005. После получения денежных средств от покупателя заявителем был исчислен и уплачен в бюджет акциз по ставке 15%, установленной п. 1 ст. 193 НК РФ. Инспекция считает, что с операций по реализации природного газа, отгруженного в 1997 году, но оплаченного в августе 2005 года акциз подлежит исчислению и уплате по ставке 30%, установленной на момент отгрузки природного газа. При этом налоговый орган ссылается на нарушение заявителем положений Закона РФ от 06.12.1991 "Об акцизах", Постановлений Правительства РФ от 01.09.1995 N 859, от 03.09.1998 N 1018.
Аналогичные доводы приведены налоговым органом в апелляционной жалобе.
Суд апелляционной инстанции считает доводы налогового органа необоснованными по следующим основаниям.
В соответствии с п. 2 ст. 44 НК РФ обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.
В соответствии с ст. 52 НК РФ налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот.
Согласно п. 1 ст. 53 НК РФ налоговая база и порядок ее определения, а также налоговый ставки по федеральным налогам и размер сборов по федеральным сборам устанавливаются настоящим Кодексом.
Таким образом, исходя из системной связи положений ст. ст. 44, 52, 53 НК РФ порядок исчисления и уплаты в бюджет акцизов на природный в 2005 году должен осуществляться заявителем в соответствии с требованиями главы 22 НК РФ - "Акцизы", которая вступила в силу с 01.01.2001 и действовала на момент проверяемого периода.
В соответствии с п. 7 Методических рекомендаций по применению главы 22 "Акцизы" Налогового кодекса РФ (подакцизное минеральное сырье), утвержденных приказами МНС России от 19.12.2000 N БГ-3-03/441 и от 09.09.2002 N ВГ-3-03/481 вне зависимости от даты отгрузки природного газа до 31.12.2000, то есть, до вступления в силу главы 22 Кодекса, в случае оплаты указанного природного после 31.12.2000 акциз исчисляется в порядке и по ставкам, установленным главой 22 Кодекса, то есть по ставке 15 процентов.
В соответствии с пп. 18 п. 1 ст. 182 НК РФ объектом налогообложения акциза по природному газу признавались операции по его реализации и (или) передаче, в том числе, на безвозмездной основе, на территории Российской Федерации газораспределительным организациям либо непосредственно (минуя газораспределительные организации) конечным потребителям, использующим природный газ в качестве топлива и (или) сырья.




Согласно пп. 2 п. 1 ст. 188 НК РФ налоговая база акциза по природному газу определялась как стоимость реализованной (переданной) продукции, исчисленная исходя из применяемых цен, но не ниже государственных регулируемых цен, с учетом предоставленных в установленном порядке скидок без НДС и надбавки для газораспределительных организаций при реализации транспортированного (поставленного) газа непосредственно потребителям минуя газораспределительные организации.
В соответствии с п. 1 ст. 193 НК РФ налогообложение акцизами природного газа, реализуемого на территории РФ осуществлялось по налоговым ставкам 15%. В соответствии со п. 1 ст. 195 НК РФ дата реализации подакцизного минерального сырья, указанного в пп. 2 п. 2 ст. 181 (природный газ), определялась как день оплаты указанного подакцизного минерального сырья.
В соответствии с положениями п. 2 ст. 5 Закона РФ от 06.12.1991 N 1993-1 "Об акцизах" (в редакции, действующей на момент отгрузки природного газа), плательщики уплачивают сумму акциза ежемесячно исходя из налоговой базы, определяемой на основании фактических оборотов по реализации товаров за истекший календарный месяц. При этом датой совершения оборота считается день поступления средств за подакцизные товары на счета в банках, а при расчетах наличными деньгами - день поступления выручки в кассу (п. 5 ст. 5 Закона РФ "Об акцизах"). Согласно последующим редакциям Закона РФ "Об акцизах" (вплоть до его отмены с 01.01.2001) дата реализации в отношении природного газа определялась как дата его оплаты.
Из материалов дела следует, что отгруженный в 1997 году природный газ был оплачен покупателем в августе 2005 г., что подтверждается платежным поручением N 47 от 30.08.2005 (т. 1 л.д. 51)
В период действия Закона РФ "Об акцизах" - то есть до 01.01.2001, у заявителя до указанного момента не было оснований для исчисления суммы акциза по соответствующей налоговой ставке (в том числе в размере 30 процентов), установленной для природного газа соответствующими Постановлениями Правительства РФ в соответствии с положениями Закона РФ "Об акцизах", ввиду отсутствия в этот период у заявителя объекта налогообложения и налоговой базы по данному налогу в отношении природного газа.
Согласно части 1 ст. 31 Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах" часть вторая Кодекса (в том числе глава 22) применяется к правоотношениям, регулируемым законодательством о налогах и сборах, возникшим после введения ее в действие.
В силу специальной нормы согласно части 2 ст. 31 названного Федерального закона по правоотношениям, возникшим до введения в действие части второй Кодекса, часть вторая Кодекса применяется к тем правам и обязанностям, которые возникнут после введения ее в действие.
В связи с тем, что обязанность заявителя по исчислению и уплате акциза за реализованный природный газ возникла только после августа 2005 г. (после возникновения объекта налогообложения и формирования налоговой базы в связи с уплатой природного газа в этот период), то есть после введения главы 22 Налогового кодекса РФ в действие, при исчислении и уплате суммы акциза необходимо руководствоваться соответствующим порядком и налоговыми ставками, установленными положениями указанной главы Налогового кодекса РФ.
Вместе с тем, Федеральный закон от 07.07.2003 N 117-ФЗ, введенный в действие с 01.01.2004, отменил соответствующие положения главы 22 Налогового кодекса РФ, в соответствии с которыми природный газ признавался подакцизным минеральным сырьем, устанавливались объект налогообложения в отношении природного газа, порядок исчисления и уплаты акциза природного газа.
В частности, были отменены п. 2 ст. 181 НК РФ, в соответствии с которым природный газ признавался подакцизным минеральным сырьем, и пп. 15 - 19 п. 1 ст. 182 Кодекса, устанавливающие объекты налогообложения в отношении природного газа: реализация и (или) передача природного газа, в том числе на безвозмездной основе.
Статьей 8 Федерального закона от 07.07.2003 N 117-ФЗ установлено, что по подакцизному минеральному сырью, добытому (отгруженному) до дня вступления в силу указанного Закона (то есть до 01.01.2004), акциз исчисляется и уплачивается в федеральный бюджет в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим до даты вступления в силу Закона N 117-ФЗ.
В связи с этим, по смыслу ст. 8 указанного Федерального закона, по природному газу, добытому (отгруженному) до 01.01.2004, акциз исчисляется и уплачивается в соответствии с нормами главы 22 Налогового кодекса РФ в редакции, действовавшей по состоянию на 31.12.2003.
Таким образом, полученная в августе 2005 года сумма оплаты за природный газ, отгруженный заявителем в 1997 г., подлежит обложению акцизом по ставке, установленной ст. 193 НК РФ (в редакции по состоянию на 31.12.2003), то есть по ставке 15 процентов.
Доводы налогового органа о том, что действия заявителя по применению ставки 15 процентов являются недобросовестными, не принимаются судом апелляционной инстанции, поскольку они не подтверждены документально, а, кроме того, не являлись основанием для принятия оспариваемого решения.
Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, соответствует материалам дела и действующему законодательству. Нормы материального и процессуального права применены судом правильно.
Расходы по уплате государственной пошлины распределяются судом в соответствии со ст. 110 АПК РФ.
С учетом изложенного, руководствуясь ст. ст. 110, 266, 268, 269, 271 АПК РФ, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда г. Москвы от 28.06.2006 по делу N А40-15922\\06-129-120 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)