Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 20.10.2011 ПО ДЕЛУ N А72-7815/2010

Разделы:
Земельный налог

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 20 октября 2011 г. по делу N А72-7815/2010


Резолютивная часть постановления объявлена 17 октября 2011 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 20 октября 2011 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Филипповой Е.Г., судей Кувшинова В.Е., Поповой Е.Г.,
при ведении протокола судебного заседания Кольберг Н.В., с участием:
от Барышского районного потребительского общества - представителей Киселева А.П. (доверенность от 01 февраля 2010 года), Шапирова В.А. (доверенность от 01 февраля 2010 года),
от Межрайонной ИФНС России N 3 по Ульяновской области - представителя Климовского А.Г. (доверенность от 29 ноября 2010 года N 16-03-09/13188),
от третьего лица: Управления Федеральной налоговой службы по Ульяновской области - представитель не явился, извещено надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании 17 октября 2011 года апелляционную жалобу Барышского районного потребительского общества
на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 18 июля 2011 года по делу N А72-7815/2010, судья Каргина Е.Е., принятое по заявлению Барышского районного потребительского общества, ИНН 7304000319, Ульяновская область, г. Барыш, к Межрайонной ИФНС России N 3 по Ульяновской области, Ульяновская область, г. Инза, третье лицо: Управление Федеральной налоговой службы по Ульяновской области, г. Ульяновск,
о признании недействительными решений от 09 июля 2010 года N 597, N 598,

установил:

Барышское районное потребительское общество (далее - Барышское РайПО, общество, заявитель) обратилась в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением о признании недействительными решений Межрайонной ИФНС России N 3 по Ульяновской области (далее - налоговый орган) от 09 июля 2010 года N 597, N 598.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление Федеральной налоговой службы по Ульяновской области (далее - УФНС по Ульяновской области).
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 18 июля 2011 года заявление Барышского районного потребительского общества удовлетворено частично. Решение Межрайонной ИФНС России N 3 по Ульяновской области от 09 июля 2010 года N 598 признано недействительным в части предложения уплатить земельный налог за 2009 год в сумме 43176,26 руб., начисления к уплате пеней в сумме 3601,06 руб., санкций по п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации в размере 43108,2 руб. Решение Межрайонной ИФНС России N 3 по Ульяновской области от 09 июля 2010 года N 597 признано недействительным в части начисления к уплате санкций по п. 1 ст. 119 Налогового кодекса Российской Федерации в размере 10702,05 руб. В остальной части в удовлетворении заявленных требований отказано. Обеспечительные меры по определению от 12 октября 2010 года отменены.
В апелляционной жалобе Барышское РайПО просит решение суда в части отказа в удовлетворении требований Барышского РайПО отменить, принять по делу новый судебный акт, решение Межрайонной ИФНС России N 3 по Ульяновской области от 09 июля 2010 года N 598 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и решение от 09 июля 2010 года N 597 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения признать недействительными.
В отзывах на апелляционную жалобу налоговые органы просят оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на законность и обоснованность обжалуемого решения суда.
В судебном заседании представитель Барышского РайПО поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда отменить, принять новый судебный акт, которым заявленные обществом требования удовлетворить в полном объеме.
Представитель Межрайонной ИФНС России N 3 по Ульяновской области возражал против удовлетворения апелляционной жалобы и просил оставить решение суда без изменения.
Дело рассмотрено в соответствии с требованиями ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителя третьего лица, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства.
Проверив материалы дела, выслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, Межрайонной ИФНС России N 3 по Ульяновской области проведена камеральная налоговая проверка представленной 18 февраля 2010 года нулевой (уточненной) декларации Барышского РайПО по земельному налогу за 2009 год. По результатам проверки составлен акт N 635/618 от 20 мая 2010 года, принято решение N 598 от 09 июля 2010 года о привлечении общества к налоговой ответственности в виде штрафа на основании п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) за неуплату земельного налога, доначислении земельного налога в сумме 216041 руб., начислении пеней по налогу в сумме 9324,1 руб.
Межрайонной ИФНС России N 3 по Ульяновской области 09 июля 2010 года также принято решение N 597 о привлечении общества к налоговой ответственности на основании п. 2 ст. 119 НК РФ в виде штрафа в размере 10802,05 руб. за несвоевременное представление первичной (нулевой) налоговой декларации от 09 февраля 2010 года по земельному налогу за 2009 год.
Барышское РайПО обжаловало решения Межрайонной ИФНС России N 3 по Ульяновской области в вышестоящий налоговый орган.
Решениями УФНС по Ульяновской области от 02 сентября 2010 года N 16-15-11/11057 и от 02 сентября 2010 года N 16-15-11/11058 решения нижестоящего налогового органа оставлены без изменения.
Производство по настоящему делу приостанавливалось по ходатайству налогового органа до разрешения по существу дела N А72-11204/2009 по спору о законности привлечения Барышского РайПО к налоговой ответственности за неуплату земельного налога за 2008 год.
В обоснование заявленных требований заявитель ссылается на то, что на 01 января 2009 года кадастровая стоимость спорных земельных участков не утверждена; ссылка налогового органа в оспариваемом решении на постановление Правительства Ульяновской области от 11 декабря 2008 года N 508-П, опубликованное в газете "Ульяновская правда" N 102 от 17 декабря 2008 года, как на акт законодательства, устанавливающий кадастровую стоимость, необоснованна, так как в этом постановлении не содержится необходимых сведений о кадастровой стоимости, постановление опубликовано 17 декабря 2008 года и может применяться только с 01 января 2010 года.
Нахождение в пользовании Барышского РайПО земельных участков, перечисленных в решении налогового органа, по мнению заявителя, не свидетельствует о наличии объектов налогообложения, поскольку границы этих земельных участков в соответствии с требованиями законодательства не установлены; временные свидетельства о постоянном (бессрочном) пользовании Барышского РайПО правоустанавливающими документами не являются, выданы в начале производства работ по формированию участков и закреплению прав пользования. Кроме того, налогоплательщик считает, что налоговым органом неверно применены ставки для исчисления земельного налога.
В отношении земельного участка с кадастровым номером 73:22:030203:179 заявитель указывает, что свидетельство о праве бессрочного (постоянного) пользования землей от 17 декабря 1994 года N 1841 выдано ОКЗП Барышского РайПО. В соответствии с договором купли-продажи объекта недвижимости от 28 июля 2005 года этот участок передан безвозмездно ООО "Заготовительная контора", что установлено вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Ульяновской области по делу N А72-16796/2009 от 21 июля 2010 года.
Земельный участок с кадастровым номером 73:22:010303:79 согласно свидетельству о праве бессрочного (постоянного) пользования землей от 29 октября 1992 года N 529 предоставлен оптово-торговой базе. Владельцем данного земельного участка в 2006 - 2010 годах согласно выписке от 17 июля 2010 года N 05/032/2010-108 из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок являлись Садкова Г.С. и Коротков Е.Ю. Вступившим в законную силу решением Барышского городского суда Ульяновской области по делу N 2-428/2007 от 30 октября 2007 года установлено, что этот земельный участок в соответствии с договором купли-продажи объектов недвижимости от 22 марта 2007 года передан Барышским РайПО безвозмездно Савинову А.В.
Земельный участок с кадастровым номером 73:22:010406:101 согласно свидетельству о праве бессрочного (постоянного) пользования от 29 октября 1992 года N 713 предоставлен городскому общепиту РайПО, 24 октября 2005 года участок передан безвозмездно в связи с продажей Барышским РайПО объекта недвижимости Писнову А.И., что установлено вступившим в законную силу решением Барышского городского суда Ульяновской области по делу N 2-231/2006 от 14 июля 2006 года.
В свидетельстве о праве бессрочного (постоянного) владения землей от 16 декабря 1992 года N 1829 в отношении земельного участка с кадастровым номером 73:22:010406:86 указан вид разрешенного использования земель "для производственной и жилой территории", при этом кадастровая стоимость определена исходя из вида разрешенного использовании - для размещения магазина.
В свидетельствах о праве бессрочного (постоянного) владения землей на земельные участки с кадастровыми номерами 73:22:030205:73, 73:22:030205:633, 73:22:010203:95, 73:22:010201:24, 73:22:030207:224, 73:22:010404:7, 73:22:030205:12, 73:22:010401:81, 73:22:010501:7, 73:22:030203:91, 73:22:010206:251, 73:22:030204:8, 73:22:030204:4 не указан вид разрешенного использования либо указано: "производственная, жилая территории".
Свидетельства на земельные участки с кадастровым и номерами 73:22:010404:7, 73:22:010401:81, 73:22:010501:7, 73:22:030203:91, 73:22:010206:251 выданы Барышскому городскому торгово-розничному объединению, свидетельство 73:22:030204:8 - Барышской базе "Мебельхозторг", свидетельство 73:22:030204:4 - городскому общепиту РайПО, вопрос о правопреемстве не разрешен.
По мнению заявителя, налоговым органом не представлены в подтверждение обоснованности доначисления земельного налога документы в соответствии с положениями приказа Министерства финансов РФ от 20 июня 2005 года N 75-н "Об утверждении формы "Сведения о земельных участках, признаваемых объектом налогообложения по земельному налогу" и рекомендаций по ее заполнению", приказа Минфина РФ от 23 марта 2006 года N 47н "Об утверждении формы "Сведения о земельных участках, расположенных в пределах муниципального образования" и рекомендаций по ее заполнению", приказа Минфина РФ от 07 сентября 2005 года N 112н "Об утверждении формы "Сведения о земельных участка, а также о лицах, на которых зарегистрировано право собственности, право, постоянного (бессрочного) пользования или права пожизненного наследуемого владения" и рекомендаций по ее заполнению".
Заявитель также указывает на пропуск сроков составления актов N 642/617, 635/618 и вынесения решений о привлечении к налоговой ответственности N 597, 598.
Решение Межрайонной ИФНС России N 3 по Ульяновской области N 597 от 09 июля 2010 года о привлечении к ответственности по п. 1 ст. 119 НК РФ заявитель просит признать недействительным, указывая на отсутствие обязанности по подаче налоговой декларации по земельному налогу за 2009 год по причине отсутствия объектов налогообложения.
Налоговым органом со ссылкой на п. 3 ст. 1 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", п. 1 ст. 69 Земельного кодекса Российской Федерации, постановления Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 30 апреля 2009 года N А72-4563/08, от 12 апреля 2011 года N А72-11204/2009 заявлены следующие возражения:
Довод Барышского РайПО о несформированности земельных участков, по мнению налогового органа, является необоснованным, поскольку все земельные участки поставлены на государственный кадастровый учет с присвоением соответствующих кадастровых номеров, являются объектами налогообложения по земельному налогу. Барышское РайПО для установления местоположения границ вправе заказать межевание. Наличие в документах государственного земельного кадастра сведений о том, что границы земельных участков не определены при наличии указания соответствующих площадей земельных участков, не влечет освобождения от уплаты земельного налога.
Довод об отсутствии сведений о кадастровой стоимости по состоянию на 01 января 2009 года налоговый орган считает несостоятельным, поскольку согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 07 февраля 2008 года N 52 территориальные органы Федерального агентства кадастра объектов недвижимости бесплатно предоставляют плательщикам земельного налога сведения о кадастровой стоимости земельных участков в виде кадастрового номера объекта недвижимости и его кадастровой стоимости для целей налогообложения по письменному заявлению налогоплательщика в порядке, установленном ст. 14 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости".
Сведения о кадастровой стоимости земельных участков для целей налогообложения размещаются также на официальном сайте Федерального агентства кадастра объектов недвижимости в сети Интернет.
Налогоплательщик сведения о кадастровой стоимости земельных участков в порядке, определенном постановлением Правительства Российской Федерации от 07 февраля 2008 года N 52, в целях исчисления налога, определения налоговой базы не запрашивал.
С утверждением налогоплательщика о том, что свидетельства, на основании которых участки поставлены на кадастровый учет, не являются правоустанавливающими документами на землю, налоговый орган также не соглашается. Вопрос об отнесении спорных свидетельств (по форме, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 19 марта 1992 года N 177) к правоустанавливающим документам рассмотрен Арбитражным судом Ульяновской области в рамках дела N А72-11204/2009, указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении данного дела, так как в нем участвуют те же лица. В деле N А72-11204/2009 арбитражный суд поддержал позицию налогового органа в отношении 11 земельных участков, права на которые были оформлены такими же свидетельствами, что и в рамках настоящего дела.
В пункте 2 постановления Правительства Российской Федерации от 19 марта 1992 года N 177 указано, что бланки свидетельства о праве собственности на землю могут временно использоваться для оформления права пожизненного наследуемого владения и бессрочного (постоянного) пользования землей.
В силу п. 9 ст. 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" такие свидетельства признаются действительными и имеют равную юридическую силу с записям и в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (постановление Президиума от 30 октября 2007 года N 6501/07 по делу N А35-1908/05-С4).
Налоговым органом со ссылкой на п. 3 ст. 268 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 5 постановления Пленума ВАС РФ от 23 июля 2009 года N 54 указано, что заявитель являлся плательщиком земельного налога в отношении участка с кадастровым номером 73:22:030203:179. Право постоянного (бессрочного) пользования Барышского РайПО подтверждается свидетельством от 17 декабря 1992 года N 1841. Свидетельство выдано ОКЗП (Коопзаготпрому) Барышского РайПО, присоединенному впоследствии к Барышскому РайПО.
Как указывает налоговый орган, факт права постоянного (бессрочного) пользования этим участком в спорном периоде подтверждается решением Арбитражного суда Ульяновской области от 21 июля 2010 года по делу N А72-16796/2009.
Согласно судебному решению (стр. 3 абзац 8) недвижимое имущество, проданное Барышским РайПО ООО "Заготовительная контора", расположено на земельном участке, принадлежащем Барышскому РайПО на праве постоянного бессрочного пользования (дубликат свидетельства N 1841).
В 2009 году государственная регистрация перехода права собственности на переданное ООО "Заготовительная контора" недвижимое имущество не состоялась, до момента государственной регистрации Барышское РайПО оставалось плательщиком земельного налога.
Ссылка налогоплательщика на решение Барышского городского суда от 30 октября 2007 года по иску Савинова А.В. о признании права собственности на объект нежилого фонда - оптово-торговую базу, расположенную по адресу: Ульяновская область, г. Барыш, ул. Гоголя, д. 114, налоговым органом отклонена, так как земельный налог по участку с кадастровым номером 73:22:010303:79 доначислен за 6 месяцев 2009 года, то есть до момента прекращения права постоянного бессрочного пользования земельным участком под объектом недвижимости по заявлению Барышского РайПО.
Налоговым органом отклонена ссылка налогоплательщика на решение Барышского городского суда от 14 июля 2006 года по иску Писнова А.И. о признании права собственности на нежилое помещение, расположенное по адресу: Ульяновская область, г. Барыш, ул. Ленина, 66, поскольку право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком с кадастровым номером 73:22:010406:101 у заявителя в спорном периоде не прекратилось.
Право пользования данным участком прекращено по заявлению Барышского РайПО постановлением главы администрации МО "Барышский район" от 25 сентября 2009 года N 888-А, земельный налог доначислен за 9 месяцев 2009 года.
Как указал налоговый орган, сведения о кадастровой стоимости спорных участков на 2009 год предоставлены уполномоченным территориальным органом Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по запросу налогового органа от 22 апреля 2010 года N 1758.
Согласно полученным налоговым органом в рамках проведения камеральной налоговой проверки данным Барышским РайПО не учтены в налоговой декларации за 2009 год права постоянного (бессрочного) пользования на двадцать девять земельных участков.
В частности, на территории Барышского городского поселения: кадастровый номер земельного участка - 73:22:030203:179, кадастровая стоимость земельного участка - 2228046 руб., начисленная сумма земельного налога за 2009 год - 33421 руб. (2228046 руб. x 1,5%), адрес: Ульяновская обл., г Барыш, ул. Советская, 100 А, площадь - 6952 кв. м, разрешенное использование - под существующими складами хранения овощей.
Право постоянного (бессрочного) пользования землей Барышского РайПО подтверждается свидетельством от 17 декабря 1992 года N 1841. Свидетельство выдано ОКЗП Барышского РайПО, постановлением главы Барышского района от 24 апреля 1999 года "О реорганизации структурных подразделений Барышского РайПО, зарегистрированных на правах юридических лиц", Коопзаготпром (ОКЗП) Барышского РайПО реорганизован путем присоединения к Барышскому РайПО.
Кадастровый номер земельного участка - 73:22:010303:79, кадастровая стоимость земельного участка - 5613209 руб., начисленная сумма земельного налога за 6 месяцев 2009 года - 42099 руб. (5613209 руб. x 1,5% / 12 x 6), адрес: Ульяновская обл., г. Барыш, ул. Гоголя, 114, площадь 16233 кв. м; разрешенное использование - производственная территория.
Право бессрочного пользования земельным участком Барышского РайПО в спорном периоде подтверждалось свидетельством от 29 октября 1992 года N 529, прекращено в соответствии с постановлением администрации МО "Барышский район" N 571-А от 17 июня 2009 года.
Свидетельство от 29 октября 1992 года N 529 было выдано оптово-торговой базе. Постановлением главы Барышского района от 24 апреля 1999 года "О реорганизации структурных подразделений Барышского РайПО, зарегистрированных на правах юридических лиц" оптово-торговая база реорганизована путем присоединения к Барышскому РайПО.
Кадастровый номер земельного участка - 73:22:010406:101, кадастровая стоимость земельного участка - 727547 руб., начисленная сумма земельного налога за 9 месяцев 2009 года - 8185 руб. (727547 руб. x 1,5% / 12 x 9), адрес: Ульяновская обл., г. Барыш, ул. Ленина, 66, площадь 881 кв. м, разрешенное использование - для столовой.
Налогоплательщик в 2009 году владел данным земельным участком 9 месяцев на основании свидетельства о праве бессрочного (постоянного) владения землей от 29 октября 1992 года N 713. Свидетельство было выдано городскому общепиту РайПО.
Постановлением главы Барышского РайПО от 24 апреля 1999 года "О реорганизации структурных подразделений Барышского РайПО, зарегистрированных на правах юридических лиц" объединение общественного питания реорганизовано путем присоединения к Барышскому РайПО.
Кадастровый номер земельного участка - 73:22:010406:86, кадастровая стоимость земельного участка - 165468 руб., начисленная сумма земельного налога за 2009 год - 165468 руб. x 1,5% = 2482 руб., адрес: Ульяновская обл., г. Барыш, ул. Ленина, площадь 200 кв. м. Право бессрочного пользования земельным участком Барышского РайПО подтверждается свидетельством от 16 декабря 1992 N 1829.
В кадастровой выписке указан правообладатель - Барышское городское торгово-розничное объединение, которое постановлением главы города Барыша от 15 декабря 1999 года N 444 присоединено к Барышскому РайПО. Кадастровый номер земельного участка - 73:22:030205:73, кадастровая стоимость земельного участка - 324491 руб., начисленная сумма земельного налога - 324491 руб. x 0,3% = 973 руб., адрес: Ульяновская область, г. Барыш, ул. Мира, 16, площадь 1063 кв. м.
Право бессрочного пользования земельным участком Барышского РайПО подтверждается свидетельством от 16 декабря 1992 года N 1829.
Свидетельство выдано Барышскому РайПО. Разрешенное использование согласно кадастровой выписке - индивидуальное жилищное строительство.
Кадастровый номер земельного участка - 73:22:030205:63, кадастровая стоимость земельного участка - 324491 руб., начисленная сумма земельного налога - 324491 руб. x 0,3% =973 руб., адрес: Ульяновская область, г. Барыш, ул. Мира, 21, площадь - 1063 кв. м.
Право бессрочного пользования земельным участком Барышского РайПО подтверждается свидетельством о праве бессрочного (постоянного) пользования землей от 16 декабря 1992 года N 1829.
Свидетельство выдано Барышскому РайПО. Разрешенное использование согласно кадастровой выписке - индивидуальное жилищное строительство.
Кадастровый номер земельного участка - 73:22:010203:95, кадастровая стоимость земельного участка - 283786 руб., начисленная сумма земельного налога - 283786 руб. x 1,5% =4257 руб., адрес: Ульяновская область, г. Барыш, ул. Кирова, площадь - 302 кв. м.
Право бессрочного пользования земельным участком Барышского РайПО подтверждается свидетельством от 16 декабря 1992 года N 1829.
Свидетельство выдано Барышскому РайПО. Разрешенное использование согласно кадастровой выписке - под магазин.
Кадастровый номер земельного участка - 73:22:030205:95, кадастровая стоимость земельного участка - 100736 руб., начисленная сумма земельного налога - 100736 руб. x 0,3% = 302 руб., адрес: Ульяновская область, г. Барыш, ул. Мельничная, 23, площадь - 330 кв. м.
Право бессрочного пользования земельным участком Барышского РайПО подтверждается свидетельством от 16 декабря 1992 года N 1829.
Свидетельство выдано Барышскому РайПО. Разрешенное использование согласно кадастровой выписке - индивидуальное жилищное строительство.
Кадастровый номер земельного участка - 73:22:010201:24, кадастровая стоимость земельного участка - 741213 руб., начисленная сумма земельного налога - 741213 руб. x 1,5% = 11118 руб., адрес: Ульяновская область, г. Барыш, ул. Бумажников, участок находится в районе продмага N 11, площадь - 807 кв. м.
Право бессрочного пользования земельным участком Барышского РайПО подтверждается свидетельством от 16 декабря 1992 года N 1829.
Свидетельство выдано Барышскому РайПО. Разрешенное использование согласно кадастровой выписке - под магазин.
В кадастровой выписке указан правообладатель: Барышское городское торгово-розничное объединение, которое постановлением главы города Барыша от 15 декабря 1999 года N 444 присоединено к Барышскому РайПО в порядке правопреемства.
Кадастровый номер земельного участка - 73:22:030207:224, кадастровая стоимость земельного участка - 837653 руб., начисленная сумма земельного налога - 837653 руб. x 1,5% = 12565 руб., адрес: Ульяновская область, г. Барыш, ул. Кооперативная, площадь - 825 кв. м.
Право бессрочного пользования земельным участком Барышского РайПО подтверждается свидетельством от 16 декабря 1992 года N 1829, справкой Территориального межрайонного отдела N 4 Управления Роснедвижимости по Ульяновской области от 01 апреля 2010 года N 24.
Разрешенное использование согласно кадастровой выписке - под магазин.
Кадастровый номер земельного участка - 73:22:010404:7, кадастровая стоимость земельного участка - 136585 руб., начисленная сумма земельного налога - 136585 руб. x 0,3% = 410 руб., адрес: Ульяновская область, г. Барыш, ул. Ленина, 22, площадь 769 кв. м.
Право бессрочного пользования земельным участком Барышского РайПО подтверждается свидетельством от 07 декабря 1992 года N 1620, справкой Территориального межрайонного отдела N 4 Управления Роснедвижимости по Ульяновской области от 01 апреля 2010 года N 24.
Свидетельство выдано Барышскому городскому торгово - розничному объединению. Постановлением главы города Барыша от 15 декабря 1999 года "О реорганизации городского объединения общественного питания и городского торгово-розничного объединения Барышского РайПО" Барышское городское торгово-розничное объединение реорганизовано путем присоединения к Барышскому РайПО. Разрешенное использование согласно кадастровой выписке - индивидуальное жилищное строительство.
Кадастровый номер земельного участка - 73:22:030205:12, кадастровая стоимость земельного участка - 629341 руб., начисленная сумма земельного налога - 629341 руб. x 1,5% = 9440 руб., адрес: Ульяновская область, г. Барыш, ул. Радищева, Продмаг N 27, площадь - 589 кв. м.
Право бессрочного пользования земельным участком Барышского РайПО подтверждается свидетельством от 07.12.1992 N 1620, справкой Территориального межрайонного отдела N 4 Управления Роснедвижимости по Ульяновской области от 01 апреля 2010 года N 24, в которой уточняется, что земельный участок входит в состав площади, указанной в свидетельстве N 1620 от 07 февраля 1992 года.
Свидетельство выдано Барышскому городскому торгово-розничному объединению. Постановлением главы города Барыша от 15 декабря 999 года "О реорганизации городского объединения общественного питания и городского торгово-розничного объединения Барышского РайПО" Барышское городское торгово-розничное объединение реорганизовано путем присоединения к Барышскому РайПО. Разрешенное использование - под магазин.
Кадастровый номер земельного участка - 73:22:010401:81, кадастровая стоимость земельного участка - 211410 руб., начисленная сумма земельного налога - 211410 руб. x 1,5% = 3171 руб., адрес: Ульяновская область, г. Барыш, ул. Степана Разина, площадь - 232 кв. м.
Право бессрочного пользования земельным участком Барышского РайПО подтверждается свидетельством от 07 декабря 1992 года N 1620 и кадастровой выпиской. Свидетельство выдано Барышскому городскому торгово-розничному объединению.
Постановлением главы города Барыша от 15 декабря 1999 года "О реорганизации городского объединения общественного питания и городского торгово-розничного объединения Барышского РайПО" Барышское городское торгово-розничное объединение было реорганизовано путем присоединения к Барышскому РайПО.
Кадастровый номер земельного участка - 73:22:010501:7, кадастровая стоимость земельного участка - 121694 руб., начисленная сумма земельного налога - 121694 руб. x 1,5% = 1825 руб., адрес: Ульяновская область, г. Барыш, ул. Силаевская, участок находится в районе продмага N 31, площадь - 182 кв. м. Разрешенное использование - под магазин.
Право бессрочного пользования земельным участком Барышского РайПО подтверждается свидетельством от 07 декабря 1992 года N 1620.
Свидетельство выдано Барышскому городскому торгово-розничному объединению. Постановлением главы города Барыша от 15 декабря 1999 года "О реорганизации городского объединения общественного питания и городского торгово-розничного объединения Барышского РайПО" Барышское городское торгово-розничное объединение было реорганизовано путем присоединения к Барышскому РайПО.
Кадастровый номер земельного участка - 73:22:030203:91, кадастровая стоимость земельного участка - 62275 руб., начисленная сумма земельного налога - 62275 руб. x 0,3% =187 руб., адрес: Ульяновская область, г. Барыш, ул. Советская, 136, площадь 204 кв. м. Разрешенное использование - под индивидуальное жилищное строительство.
Право бессрочного пользования земельным участком Барышского РайПО подтверждается свидетельством о праве бессрочного (постоянного) пользования землей от 07 декабря 1992 года N 1620. Свидетельство выдано Барышскому городскому торгово-розничному объединению.
Постановлением главы города Барыша от 15 декабря 1999 года "О реорганизации городского объединения общественного питания и городского торгово-розничного объединения Барышского РайПО" Барышское городское торгово-розничное объединение было реорганизовано путем присоединения к Барышскому РайПО.
Кадастровый номер земельного участка - 73:22:010206:251, кадастровая стоимость земельного участка - 588894 руб., начисленная сумма земельного налога - 588894 руб. x 1,5% = 8833 руб., адрес: Ульяновская область, г. Барыш, ул. Чапаева, 3а, площадь - 604 кв. м. Разрешенное использование - под магазин.
Право бессрочного пользования земельным участком Барышского РайПО подтверждается свидетельством от 07 декабря 1992 года N 1620, справкой Территориального межрайонного отдела N 4 Управления Роснедвижимости по Ульяновской области от 07 апреля 2010 года N 28, в которой уточняется, что земельный участок входит в состав площади, указанной в свидетельстве N 1620 от 07 февраля 1992 года.
Свидетельство N 1620 от 07 декабря 1992 года выдано на основании постановления администрации г. Барыша N 310 от 07 декабря 1992 года. Свидетельство выдано Барышскому городскому торгово-розничному объединению.
Постановлением главы города Барыша от 15 декабря 1999 года "О реорганизации городского объединения общественного питания и городского торгово-розничного объединения Барышского РайПО" Барышское городское торгово-розничное объединение реорганизовано путем присоединения к Барышскому РайПО.
Кадастровый номер земельного участка - 73:22:030204:8, кадастровая стоимость земельного участка - 2078566 руб., начисленная сумма земельного налога - 2078566 руб. x 1,5% = 31178 руб., адрес: Ульяновская область, г. Барыш, ул. Красноармейская, 25, площадь 1922 кв. м.
Право бессрочного пользования земельным участком Барышского РайПО подтверждается свидетельством о праве бессрочного (постоянного) пользования землей от 29 октября 1992 года N 530. Свидетельство выдано Барышской базе "Мебельхозторг".
Постановлением главы Барышского района от 24 апреля 1999 года "О реорганизации городского объединения общественного питания и городского торгово-розничного объединения Барышского РайПО база "Мебельхозторг" была реорганизована путем присоединения к Барышскому РайПО.
Кадастровый номер земельного участка - 73:22:030204:4, кадастровая стоимость земельного участка - 2141291 руб., начисленная сумма земельного налога - 2141291 руб. x 1,5% = 32119 руб., адрес: Ульяновская область, г. Барыш, ул. Красноармейская, 33, площадь 1980 кв. м.
Право бессрочного пользования земельным участком Барышского РайПО подтверждается свидетельством о праве бессрочного (постоянного) владения землей от 29 октября 1992 года N 713, справкой Территориального межрайонного отдела N 4 Управления Роснедвижимости по Ульяновской области от 07 апреля 2010 года N 29, в которой уточняется, что земельный участок входит в состав площади, указанной в свидетельстве N 713 от 29 октября 1992 года. Свидетельство N 713 от 29 октября 1992 выдано на основании постановления администрации г. Барыша N 262 от 27 октября 1992 года.
Свидетельство выдано городскому общепиту РайПО. Постановлением главы города Барыша от 15 декабря 1999 года "О реорганизации городского объединения общественного питания и городского торгово-розничного объединения Барышского РайПО" городское объединение общепита Барышского РайПО реорганизовано путем присоединения к Барышскому РайПО.
На территории Старотимошкинского городского поселения:
Кадастровый номер земельного участка - 73:02:011707:78, кадастровая стоимость земельного участка - 12416 руб., начисленная сумма земельного налога - 12416 руб. x 1,5% = 186 руб., адрес: Ульяновская область, Барышский район, с. Заречное, площадь 72 кв. м. Право бессрочного пользования земельным участком Барышского РайПО подтверждается свидетельством от 23 июня 1994 года N У0 0212152. Разрешенное использование - для размещения склада хозмага.
Обоснованность доначисления налогоплательщику земельного налога исходя из кадастровой стоимости данного земельного участка подтверждена постановлением ФАС Поволжского округа по делу N А72-11204/2009 по спору о законности доначисления земельного налога за 2008 год.
Кадастровый номер земельного участка 73:02:011707:79, кадастровая стоимость земельного участка - 198651 руб., начисленная сумма земельного налога - 198651 руб. x 1,5% = 2980 руб., адрес: Ульяновская область, Барышский район, с. Заречное, площадь 1152 кв. м.
Право бессрочного пользования земельным участком Барышского РайПО подтверждается свидетельством от 23 июня 1994 года N У0 0212153. Разрешенное использование - для размещения продуктового магазина.
Обоснованность доначисления налогоплательщику земельного налога исходя из кадастровой стоимости данного земельного участка подтверждена постановлением ФАС Поволжского округа по делу N А72-11204/2009 по спору о законности доначисления земельного налога за 2008 год.
Кадастровый номер земельного участка - 73:02:011801:59, кадастровая стоимость земельного участка - 59146 руб., начисленная сумма земельного налога - 59146 руб. x 1,5% = 887 руб., адрес: Ульяновская область, Барышский район, с. Смольково, площадь - 366 кв. м
Право бессрочного пользования земельным участком Барышского РайПО подтверждается свидетельством от 23 июня 1994 года N У0 0212155. Разрешенное использование - для размещения магазина.
Обоснованность доначисления налогоплательщику земельного налога исходя из кадастровой стоимости данного земельного участка подтверждена постановлением ФАС Поволжского округа по делу N А72-11204/2009 по спору о законности доначисления земельного налога за 2008 год.
Кадастровый номер земельного участка - 73:02:011707:81, кадастровая стоимость земельного участка - 8277 руб., начисленная сумма земельного налога - 8277 руб. x 1,5% = 124 руб., адрес: Ульяновская область, Барышский район, с. Заречное, площадь 48 кв. м.
Право бессрочного пользования земельным участком Барышского РайПО подтверждается свидетельством от 23 июня 1994 года N У0 0212156.
Обоснованность доначисления налогоплательщику земельного налога исходя из кадастровой стоимости данного земельного участка подтверждена постановлением ФАС Поволжского округа по делу N А72-11204/2009 по спору о законности доначисления земельного налога за 2008 год.
Кадастровый номер земельного участка - 73:02:011707:80, кадастровая стоимость земельного участка - 117949 руб. Начисленная сумма земельного налога - 117949 руб. x 1,5% = 1769 руб., адрес: Ульяновская область, Барышский район, с. Заречное, площадь - 684 кв. м.
Право бессрочного пользования земельным участком Барышского РайПО подтверждается свидетельством от 23 июня 1994 года N УО 0212154. Разрешенное использование - для размещения промтоварного магазина.
Обоснованность доначисления налогоплательщику земельного налога исходя из кадастровой стоимости данного земельного участка подтверждена постановлением ФАС Поволжского округа по делу N А72-11204/2009 по спору о законности доначисления земельного налога за 2008 год.
На территории Земляничненского сельского поселения:
Кадастровый номер земельного участка - 73:02:041303:40, кадастровая стоимость земельного участка - 29130 руб., начисленная сумма земельного налога - 29130 руб. x 1,5% = 437 руб., адрес: Ульяновская область, Барышский район, п. Лесная Дача, ул. Центральная, площадь 500 кв. м.
Право бессрочного пользования земельным участком Барышского РайПО подтверждается свидетельством от 28 января 1998 года N 325. Разрешенное использование - для размещения приемного пункта.
Обоснованность доначисления налогоплательщику земельного налога исходя из кадастровой стоимости данного земельного участка подтверждена постановлением ФАС Поволжского округа по делу N А72-11204/2009 по спору о законности доначисления земельного налога за 2008 год.
Кадастровый номер земельного участка - 73:02:015401:29, кадастровая стоимость земельного участка - 5184 руб., начисленная сумма земельного налога - 5184 руб. x 1,5% = 78 руб., адрес: Ульяновская область, Барышский район, д. Богдановка, ул. Луговая, 22, площадь 79 кв. м.
Право бессрочного пользования земельным участком Барышского РайПО подтверждается свидетельством от 16 октября 1992 года N 262. Разрешенное использование - для размещения магазина.
Обоснованность доначисления налогоплательщику земельного налога исходя из кадастровой стоимости данного земельного участка - 5184 руб. подтверждена постановлением ФАС Поволжского округа по делу N А72-11204/2009 по спору о законности доначисления земельного налога за 2008 год.
Кадастровый номер земельного участка - 73:02:015501:63, кадастровая стоимость земельного участка - 24290 руб., начисленная сумма земельного налога - 24290 руб. x 1,5% = 364 руб., адрес: Ульяновская область, Барышский район, с. Конновка, ул. Седова, 56, площадь 349 кв. м.
Право бессрочного пользования земельным участком Барышского РайПО подтверждается свидетельством от 16 октября 1992 года N 261
Разрешенное использование - для размещения магазина.
Обоснованность доначисления налогоплательщику земельного налога исходя из кадастровой стоимости данного земельного участка подтверждена постановлением ФАС Поволжского округа по делу N А72-11204/2009 по спору о законности доначисления земельного налога за 2008 год.
На территории Малохомутерского сельского поселения:
Кадастровый номер земельного участка - 73:02:013107:36, кадастровая стоимость земельного участка - 79340 руб., начисленная сумма земельного налога - 79340 руб. x 1,5% = 1190 руб., адрес: Ульяновская область, Барышский район, с. Малая Хомутерь, ул. Пионерская, 23, площадь 1000 кв. м.
Право бессрочного пользования земельным участком Барышского РайПО подтверждается свидетельством от 05 ноября 1993 года N 693.
Разрешенное использование - для размещения магазина.
Обоснованность доначисления налогоплательщику земельного налога исходя из кадастровой стоимости данного земельного участка подтверждена постановлением ФАС Поволжского округа по делу N А72-11204/2009 по спору о законности доначисления земельного налога за 2008 год.
Кадастровый номер земельного участка - 73:02:010301:25, кадастровая стоимость земельного участка - 6342 руб., начисленная сумма земельного налога составит 6342 руб. x 1,5% = 95 руб., адрес: Ульяновская область, Барышский район, д. Поселки, ул. Дачная, площадь 100 кв. м.
Право бессрочного пользования земельным участком Барышского РайПО подтверждается свидетельством от 05 февраля 1993 года.
Разрешенное использование - для размещения магазина.
Обоснованность доначисления налогоплательщику земельного налога исходя из кадастровой стоимости данного земельного участка подтверждена постановлением ФАС Поволжского округа по делу N А72-11204/2009 по спору о законности доначисления земельного налога за 2008 год.
На территории Поливановского сельского поселения:
Кадастровый номер земельного участка - 73:02:012007:50, кадастровая стоимость земельного участка - 292875 руб., начисленная сумма земельного налога составит 292875 руб. x 1,5% = 4393 руб., адрес: Ульяновская область, Барышский район, с. Акшуат, ул. Ленина, площадь 2500 кв. м.
Право бессрочного пользования земельным участком Барышского РайПО подтверждается свидетельством от 12 марта 1994 года N 409.
Разрешенное использование - для размещения магазина.
Обоснованность доначисления налогоплательщику земельного налога исходя из кадастровой стоимости данного земельного участка подтверждена постановлением ФАС Поволжского округа по делу N А72-11204/2009 по спору о законности доначисления земельного налога за 2008 год.
В силу абзаца 1 пункта 1 и абзаца 1 пункта 2 статьи 387 Налогового кодекса Российской Федерации земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
В соответствии со ст. 389 НК РФ объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог.
Пунктом 1 статьи 391 НК РФ установлено, что налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 01 января года, являющегося налоговым периодом.
Согласно п. 1 ст. 390 НК РФ налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ.
В соответствии со ст. 388 НК РФ налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
В силу положений ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 08 апреля 2000 года N 316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель.
Методические указания по государственной кадастровой оценке земель и нормативно-технические документы, необходимые для такой оценки, разрабатываются и утверждаются Министерством экономического развития и торговли РФ по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительно власти (пункт 11 Правил).
Приказом Минэкономразвития РФ от 15 февраля 2007 года N 39 утверждены Методические указания по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов (далее - Методические указания), а приказом от 28 июня 2007 года N 215, зарегистрированным в Минюсте РФ 26 июля 2007 года, административный регламент исполнения Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель".
В соответствии с полномочиями, определенными Положением о федеральном агентстве кадастра объектов недвижимости, утвержденным постановлением Правительства РФ от 19 августа 2004 года, Роснедвижимостью был издан приказ от 06 февраля 2007 года N П/0017 "Об организации работ по государственной кадастровой оценке земель в 2007 году", которым утвержден Перечень мероприятий по государственной кадастровой оценке земель на 2007 год.
Правительством Ульяновской области было издано постановление от 11 апреля 2007 года N 214-пр "Об организации работ по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов в 2007 году", которым поручено Министерству государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области организовать работы по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов.
Работы по оценке имеющихся земельных участков в составе земель населенных пунктов Ульяновской области, в том числе спорных земельных участков, были проведены в течение 2007 - 2008 годов.
Работы по оценке имеющихся земельных участков в составе земель населенных пунктов Ульяновской области и определению их кадастровой стоимости в соответствии с Методическими указаниями по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, сформированных по состоянию на 01 января 2007 года, были завершены в полном объеме в конце 2008 года.
Постановлением Правительства Ульяновской области от 11 декабря 2008 года N 508-П утвержден результат указанной государственно кадастровой оценки земельных участков, действие указанного постановления распространено на правоотношения с 01 января 2008 года.
Кадастровая стоимость спорных двадцати девяти земельных участков внесена в государственный кадастр по состоянию на 01 января 2008 года, эта же стоимость фигурирует в кадастре по состоянию и на 01 января 2009 года, поскольку последующей оценки либо переоценки кадастровой стоимости земельных участков поселений на территории Ульяновской области в указанные периоды не производилось, что соответствует пункту 3 Правил проведения государственной кадастровой оценке земель, утвержденных постановлением Правительства РФ от 08 апреля 2000 года N 316, согласно которым кадастровая оценка проводится не реже 1 раза в 5 лет и не чаще 1 раза в 3 года.
Представленными по делу доказательствами (т. 2, л.д. 107 - 161, т. 3, л.д. 3 - 123) установлено, что кадастровая стоимость спорных двадцати девяти земельных участков по состоянию на 01 января 2009 года определена исходя из государственной кадастровой оценки, утвержденной постановлением Правительства Ульяновской области от 11 декабря 2008 года N 508-П. Кадастровая стоимость определена исходя из утвержденных указанным постановлением удельных показателей кадастровой стоимости (руб./м2) применительно к видам разрешенного использования и площадей земельных участков налогоплательщика согласно документам государственного земельного кадастра, что соответствует установленному порядку и основано на законодательстве.
Из материалов дела усматривается, что спорные земельные участки поставлены на кадастровый учет с разрешенными видами использования: "под существующими складами хранения овощей", "производственные территории", "магазин", "индивидуальное жилищное строительство", "жилищное строительство", "Кафе Березка", "для размещения склада хозмага", "для размещения продуктового магазина", для размещения магазина", "для размещения магазина общепита", "для размещения промтоварного магазина", "для размещения коопзаготпрома".
Примененные удельные показатели кадастровой стоимости согласуются с названными видами разрешенного использования (приложение N 2 к постановлению Правительства Ульяновской области от 11 декабря 2008 года N 508-П).
Установлено также, что ставки земельного налога, по которым исчислена его сумма, применены налоговым органом в соответствии с решениями Советов депутатов муниципальных образований Барышского района: Барышского городского поселения от 12 ноября 2008 года N 2/9, Старотимошкинского городского поселения от 18 июля 2008 года N 23, Земляничненского сельского поселения от 03 июня 2008 года N 18, Малохомутерского сельского поселения от 29 мая 2008 года N 15, Поливановского сельского поселения от 28 июля 2008 года N 22 в размере 0,3% от кадастровой стоимости в отношении земельных участков, предоставленных для жилищного строительства, в размере 1,5% от кадастровой стоимости в отношении прочих земельных участков.
В соответствии с п. 3 ст. 391 НК РФ налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.
В рассматриваемом случае налогоплательщик при исчислении земельного налога за 2009 год не запросил и не применил кадастровую стоимость земельных участков, которыми открыто пользовался, что не оспаривается, указал в декларации нулевую налоговую базу по налогу.
По результатам проведенной камеральной налоговой проверки нулевой декларации Барышского РайПО по земельному налогу за 2009 год налоговым органом доначислен налог в сумме 216041 руб. исходя из сведений о кадастровой стоимости земельных участков, предоставленных уполномоченным территориальным органом Роснедвижимости.
Из содержащихся в кадастровых выписках сведений в отношении спорных участков следует, что их правообладателем является Барышское РайПО.
Судом установлено и материалами дела это подтверждается (т. 2, л.д. 107 - 161, т. 3, л.д. 3 - 123), что налоговая база, определенная налоговым органом, соответствует сведениям государственного земельного кадастра.
Наличие у налогоплательщика объектов налогообложения - прав бессрочного постоянного пользования спорными земельными участками подтверждено свидетельствами, а также сведениями из базы данных государственного земельного кадастра.
Доказательств каких-либо разногласий, возникших между Барышским РайПО и пользователями смежных земельных участков о местоположении границ, доказательств учета Управлением ФАКОН по Ульяновской области в государственном земельном кадастре неверных удельных показателей кадастровой стоимости материалы дела не содержат.
Право постоянного пользования земельными участками, предоставленными оптово-торговой базе, городскому общепиту РайПО, Барышскому городскому торгово-розничному объединению, Барышской базе "Мебельхозторг", объединению коопзаготпром (ОКЗП), перешло к Барышскому РайПО в порядке правопреемства в результате реорганизации в форме присоединения на основании постановлений главы города Барыша от 24 апреля 1999 года N 81 и от 15 декабря 1999 года N 444.
В силу п. 3 ст. 268 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае реорганизации юридического лица принадлежащее ему право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком переходит в порядке правопреемства.
В пункте 5 постановления Пленума ВАС РФ от 23 июля 2009 года N 54 "О некоторых вопросах, возникших у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием земельного налога" разъяснено, что поскольку при универсальном правопреемстве (реорганизация юридических лиц, за исключением выделения, а также наследование) вещные права на земельные участки, упомянутые в пункте 1 статьи 388 НК РФ, переходят непосредственно в силу закона, правопреемники становятся плательщиками земельного налога независимо от регистрации перехода соответствующего права.
Доводы заявителя о безвозмездной передаче 26 июля 2005 года участка с кадастровым номером 73:22:030203:179 ООО "Заготовительная контора" в связи с продажей недвижимости, находящейся на этом участке, и о переходе обязанности по уплате налога к ООО "Заготовительная контора" со ссылкой на вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Ульяновской области по делу N А72-16796/2009, не принимаются.
В пункте 13 постановления Пленума ВАС РФ от 24 марта 2005 года N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" разъяснено, что согласно пункту 1 статьи 35 Земельного кодекса Российской Федерации, пункту 3 статьи 552 Гражданского кодекса Российской Федерации при продаже недвижимости (переходе права собственности), находящейся на земельном участке, не принадлежащем продавцу на праве собственности, покупатель приобретает право на использование части земельного участка, которая занята этой недвижимостью и необходима для ее использования.
В силу указанных норм покупатель здания, строения, сооружения вправе требовать
оформления соответствующих прав на земельный участок, занятый недвижимостью и необходимый для ее использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний собственник недвижимости, с момента государственной регистрации перехода права собственности на здание, строение, сооружение.
В целях налогообложения лицо признается плательщиком земельного налога с момента государственной регистрации вещного права на земельный участок, с позиции гражданско-правовых отношений, переход права постоянного (бессрочного) пользования считается состоявшимся с момента государственной регистрации перехода права собственности на отчужденный объект недвижимого имущества.
Поскольку в данном случае переход права собственности на нежилое помещение к ООО "Заготовительная контора" в 2009 году зарегистрирован не был, что следует из решения Арбитражного суда Ульяновской области по делу N А72-16796/2009, у Барышского РайПО имелась обязанность по уплате в спорном налоговом периоде земельного налога в отношении земельного участка с кадастровым номером 73:22:030203:179.
В отношении земельных участков с кадастровыми номерами 73:22:010303:79, 73:22:010406:101 право бессрочного пользования прекращено постановлениями администрации муниципального образования "Барышский район" от 17 июня 2009 года N 571-А и от 25 сентября 2009 года N 888-А на основании заявлений Барышского РайПО.
До этого момента основания для уплаты налога имелись.
Согласно п. 1 ст. 45 Земельного кодекса Российской Федерации право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, право пожизненного наследуемого владения земельным участком прекращаются при отказе земле пользователя, землевладельца от принадлежащего им права на земельный участок на условиях и в порядке, которые предусмотрены статьей 53 настоящего Кодекса.
В соответствии с п. 3 ст. 53 Земельного кодекса Российской Федерации при отказе от права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком или права пожизненного наследуемого владения земельным участком заявление об отказе от права на земельный участок подается в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Кодекса.
При отказе от права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком или права пожизненного наследуемого владения земельным участком исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, на основании заявления об отказе от права на земельный участок в месячный срок со дня получения такого заявления принимают решение о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком или права пожизненного наследуемого владения земельным участком (п. 4 ст. 53 ЗК РФ).
Право на земельный участок, не зарегистрированное в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, прекращается у лица, подавшего заявление об отказе от права на земельный участок, с момента принятия решения, указанного в пункте 4 настоящей статьи (п. 5 ст. 53 ЗК РФ).
Исследовав и оценив в соответствии со ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства в совокупности, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о правомерном начислении налоговым органом заявителю земельного налога, начислении пеней и привлечении к ответственности в виде наложения штрафа по п. 1 ст. 122 НК РФ за неуплату земельного налога за 2009 год в результате неучета объектов налогообложения.
Однако, как установлено и подтверждается материалами дела, налогоплательщик имел переплату, возникшую ранее срока уплаты земельного налога за 2009 год, в сумме 43176,26 руб.
По смыслу п. 1 ст. 75 НК РФ пени подлежат уплате налогоплательщиком в случае образования у него недоимки, то есть не уплаченной в установленный законом срок суммы налога (п. 20 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28 февраля 2001 года N 5).
Согласно ст. 122 НК РФ за неуплату или неполную уплату сумм налога в результате занижения налоговой базы, иного не правильного исчисления налога и других не правомерных действий (бездействия) предусмотрено взыскание штрафа в размере 20% от неуплаченной суммы налога.
Исходя из положений пунктов 5 и 7 статьи 78 НК РФ налоговые органы наделены полномочиями самостоятельно производить зачет излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки по этому же налогу.
Следовательно, основания для предложения Барышскому РайПО уплатить недоимку в сумме 43176,26 руб., основания для начисления соответствующих сумм пеней и санкций по п. 1 ст. 122 НК РФ отсутствуют, в этой части решение налогового органа от 09 июля 2010 года N 598 следует признать недействительным.
Доводы заявителя о нарушении налоговым органом сроков составления актов N 642/617, N 635/618 и вынесения решений N 597, N 598 суд отклоняет, поскольку это не является безусловным основанием к отмене решений о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Ссылка Барышского РайПО на судебные акты по делам N А72-6762/07-5/35, N А72-3032/08-15/118 не принимается, поскольку они не имеют отношения к оспариваемому решению о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения от 09 июля 2010 года. Ни в отношении Водорацкого ТРП Барышского РайПО, ни в отношении земельных участков, которые фигурируют в делах N А72-6762/07-5/35, N А72-3032/08-15/118 сведения государственного кадастра по запросу налогового органа на камеральную проверку декларации налогоплательщика по земельному налогу за 2009 год не предоставлялись.
Статьей 119 НК РФ предусмотрена ответственность налогоплательщика за непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета.
Поскольку материалами дела доказано, что заявитель в спорном периоде являлся плательщиком земельного налога, он обоснованно привлечен к налоговой ответственности по п. 1 ст. 119 НК РФ.
Налоговые декларации по земельному налогу представляются налогоплательщиками не позднее 01 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом (ст. 398 НК РФ). В соответствии со ст. 393 НК РФ налоговым периодом по земельному налогу признается календарный год.
Барышское РайПО первичную налоговую декларацию по земельному налогу за 2009 год с нулевыми показателями направило по почте 09 февраля 2010 года, что подтверждается штампом почты России на конверте.
В соответствии со ст. 80 НК РФ налоговая декларация может быть представлена налогоплательщиком в налоговый орган лично или через представителя, направлена в виде почтового отправления с описью вложения или передана по телекоммуникационным каналам связи.
При отправке налоговой декларации по почте днем ее представления считается дата отправки почтового отправления с описью вложения.
Срок представления налоговой декларации по земельному налогу за 2009 год налогоплательщиком нарушен, размер штрафа рассчитан исходя из суммы недоимки за 2009 год - 216041 руб. в соответствии с положениями ст. 119 НК РФ.
При этом штраф, определенный ст. 119 НК РФ, правомерно исчислен исходя из надлежащей, то есть в действительности подлежащей уплате в бюджет суммы налога.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 5 статьи 101 НК РФ в ходе рассмотрения материалов налоговой проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выявляет обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения.
Из приведенной нормы следует, что исследование обстоятельств, в том числе смягчающих ответственность налогоплательщика, является предусмотренной НК РФ обязанностью налогового органа, а не его правом, используемым по своему усмотрению.
В рассматриваемом случае налоговый орган не установил обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение налоговых правонарушений, обязанность установления которых предусмотрена статьями 112, 114 НК РФ.
Вместе с тем Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 12 мая 1998 года N 14-П указал, что меры взыскания должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств деяния.
Согласно п. 3 ст. 114 НК РФ при наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению не меньше, чем в два раза по сравнению с размером, установленным соответствующей статьей законодательства о налогах и сборах.
Налоговым законодательством предусмотрен лишь верхний предел размера налоговых санкций, подлежащих взысканию с налогоплательщика при наличии смягчающих обстоятельств.
Суд, учитывая установленные фактические обстоятельства дела, в частности тяжелое финансовое положение потребительского общества, совершение нарушений не умышленно, по незнанию, а также положения названных норм, руководствуясь требованиями справедливости, соразмерности и иными конституционными и общими принципами права, в соответствии со статьями 112 и 114 НК РФ уменьшил размер штрафа, примененного согласно статье 119 НК РФ, до 100 руб., и до 100 руб. размер штрафа, примененного согласно статье 122 НК РФ.
При таких обстоятельствах арбитражный апелляционный суд выводы суда первой инстанции признает законными и обоснованными.
Доводы апелляционной жалобы о несформированности земельных участков не принимаются. Все земельные участки, по которым заявителю был начислен земельный налог, поставлены на государственный кадастровый учет с присвоением соответствующих кадастровых номеров, в связи с чем они были признаны объектами налогообложения.
Ссылка заявителя на неопределенность площади земельных участков в выписках из ГЗК отклоняется, поскольку указание в ГЗК на то, что границы земельных участков не определены, само по себе не является основанием для освобождения от уплаты земельного налога. Площадь принадлежащих заявителю земельных участков определялась налоговым органом на основании правоустанавливающих документов на земельные участки.
Довод заявителя о необходимости утверждения кадастровой стоимости в отношении конкретных земельных участков несостоятелен. В силу п. 4, 8 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08 апреля 2000 года N 316, государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования. В процессе государственной кадастровой оценки земель проводится оценочное зонирование территории. Оценочной зоной признается часть земель, однородных по целевому назначению, виду функционального использования и близких по значению кадастровой стоимости земельных участков. По результатам оценочного зонирования составляется карта (схема) оценочных зон и устанавливается кадастровая стоимость единицы площади в границах этих зон.
Доводы апелляционной жалобы об отсутствии надлежащей кадастровой стоимости по состоянию на 01 января 2009 года, недоведения ее до сведения заявителя, о необходимости утверждения кадастровой стоимости органами местного самоуправления необоснованны. Исходя из п. 1 ст. 388 НК РФ налогоплательщики - организации земельного налога определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или на праве постоянного (бессрочного) пользования. Утверждение органами местного самоуправления кадастровой стоимости земельных участков законодательством не предусмотрено. Не установлена и обязанность государственных органов по доведению кадастровой стоимости в отношении конкретных земельных участков до сведения налогоплательщиков в индивидуальном порядке (в отсутствие их обращения). Для определения размера налога заявитель самостоятельно должен был запросить сведения о кадастровой стоимости земельных участков у органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости либо использовать сведения из сети Интернет, размещенных на сайте этого Федерального агентства или его территориальных органов.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы не опровергают выводов суда первой инстанции и не являются основанием для отмены или изменения обжалуемого решения арбитражного суда по основаниям, предусмотренным статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного решение суда от 18 июля 2011 года следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу заявителя - без удовлетворения.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на Барышское РайПО. Вместе с тем, учитывая, что исходя из п. 3 и п. 12 ст. 333.21 НК РФ госпошлина за подачу апелляционной жалобы в данном случае составляет 1000 рублей, следует возвратить Барышскому РайПО из федерального бюджета излишне уплаченную по платежному поручению от 17 августа 2011 года N 400 государственную пошлину в размере 1000 рублей.
Руководствуясь статьями 110, 112, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Ульяновской области от 18 июля 2011 года по делу N А72-7815/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу Барышского районного потребительского общества - без удовлетворения.
Возвратить Барышскому районному потребительскому обществу из федерального бюджета излишне уплаченную по платежному поручению от 17 августа 2011 года N 400 государственную пошлину в размере 1000 (Одна тысяча) рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.

Председательствующий
Е.Г.ФИЛИППОВА

Судьи
В.Е.КУВШИНОВ
Е.Г.ПОПОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)