Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА ОТ 23.06.2004 ПО ДЕЛУ N А72-8872/03-СП605

Разделы:
Земельный налог

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности и
обоснованности решений (определений, постановлений)
арбитражных судов, вступивших в законную силу


от 23 июня 2004 года Дело N А72-8872/03-СП605

Открытое акционерное общество "Ульяновский авторемонтный завод" (далее - ОАО "УАЗ") обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по крупнейшим налогоплательщикам по Ульяновской области от 30 сентября 2003 г. N 838ДСП об отказе в привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, а также признании недействительным требования N 1836 от 14 октября 2003 г. об уплате налога.
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 12 января 2004 г. заявленные требования удовлетворены.
Постановлением апелляционной инстанции от 10 марта 2004 г. решение первой инстанции оставлено без изменения.
Не согласившись с вынесенными по делу судебными актами, Межрайонная инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по крупнейшим налогоплательщикам по Ульяновской области обратилась в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить, ссылаясь на то, что при расчете земельного налога ставки земельного налога применяются с учетом индексации (поправочных коэффициентов), определяемой федеральными нормативными актами не на отдельный календарный год, а с учетом ежегодного увеличения путем последовательного суммирования коэффициентов.
В обоснование своих доводов заявитель кассационной жалобы ссылается также на Постановление Президиума Высшего арбитражного суда Российской Федерации N 5063/03 от 23 марта 2004 г.
До принятия по делу Постановления в соответствии со ст. 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании был объявлен перерыв до 23 июня 2004 г. в 10 час. 00 мин.
В соответствии со ст. 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о месте и времени судебного разбирательства.
Судебная коллегия кассационной инстанции, изучив материалы дела, заслушав представителя ответчика, обсудив доводы кассационной жалобы и проверив в соответствии п. 1 ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судом первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, установила следующее.
Как усматривается из материалов дела, 30 июня 2003 г. ОАО "УАЗ", являясь плательщиком земельного налога, представило основную декларацию по земельному налогу за 2003 г. на сумму налога в размере 308000 руб. с облагаемой налогом земельной площади 47531 кв. м, согласно которой плательщиком исчислена сумма земельного налога по ставке 9 руб. 48 коп., которая состоит из ставки земельного налога 3 руб. 60 коп., установленной решением Ульяновской городской Думы от 19 мая 1999 г. N 95 "О ставках земельного налога на 1999 г." и увеличенной на коэффициент 1,8 на основании Федерального закона N 110-ФЗ от 24 июля 2002 г. "О внесении изменений и дополнений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации".
Налоговый орган считает, что налогоплательщиком неправильно применена ставка земельного налога за 2003 г.
Решением от 30 сентября 2003 г. N 838ДСП Межрайонная инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по крупнейшим налогоплательщикам по Ульяновской области в соответствии с п. 1 ст. 109 Налогового кодекса Российской Федерации отказала ОАО "УАЗ" в привлечении к налоговой ответственности и предложила уплатить доначисленную сумму земельного налога за 2003 г. в размере 270233 руб. 20 коп.
В соответствии со ст. 21 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" земельный налог относится к местным налогам.
Пункт 2 ст. 21 названного Закона предусматривает, что земельный налог устанавливается законодательными актами субъектов Российской Федерации или решениями органов государственной власти краев, областей, автономной области, автономных округов, районов, городов и иных административно-территориальных образований, если иное не предусмотрено законодательными актами Российской Федерации.
Законом Российской Федерации "О плате за землю" (в редакции Федерального закона от 9 августа 1994 г. N 22-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О плате за землю") установлены средние ставки земельного налога. Статьей 2 Федерального закона от 9 августа 1994 г. N 22-ФЗ Правительству Российской Федерации поручалось индексировать ежегодно, начиная с 1995 г., установленные этим Законом ставки земельного налога, исходя из динамики изменения минимального размера оплаты труда.
Индексация ставок земельного налога была осуществлена Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 июня 1995 г. N 562 "Об индексации ставок земельного налога в 1995 году" В дальнейшем соответствующие нормы включались в федеральные законы о федеральном бюджете.
Статьей 15 Федерального закона от 22 февраля 1999 г. N 36-ФЗ "О федеральном бюджете на 1999 год" установлено, что ставки земельного налога, действовавшие в 1998 г., применяются в 1999 г. с коэффициентом 2; ст. 18 Федерального закона от 31 декабря 1999 г. N 227-ФЗ "О федеральном бюджете на 2000 год" определено, что ставки налога, действовавшие в 1999 г., применяются в 2000 г. с коэффициентом 1,2; ст. 12 Федерального закона от 27 декабря 2000 г. N 150-ФЗ "О федеральном бюджете на 2001 год" установлено, что для всех категорий земель в 2001 г. применяются ставки, действовавшие в 2000 г.
Статьей 1 Федерального закона от 14 декабря 2001 г. N 163-ФЗ "Об индексации ставок земельного налога" установлено, что ставки земельного налога, действовавшие в 2001 г., применяются в 2002 г. с коэффициентом 2, ст. 7 Федерального закона от 24 июля 2002 г. N 110-ФЗ установлено, что ставки земельного налога, действовавшие в 2002 г., применяются в 2003 г. с коэффициентом 1,8.




С учетом изложенного Президиум Высшего арбитражного суда Российской Федерации в определении от 23 марта 2004 г. N 5063/03 сделал вывод о том, что под ставкой земельного налога, на основании которой производится исчисление налога за конкретный налоговый период, следует понимать ставку, установленную местными представителями органов власти, увеличенную на поправочные коэффициенты, определенные законом о федеральном бюджете на текущий год, за который производится уплата налога в бюджет.
Кроме того, поправочные коэффициенты к ставкам земельного налога, ежегодно утверждаемые Федеральными законами, являются нормативно-правовыми актами, регулирующими бюджетные отношения.
Следовательно, вывод суда апелляционной инстанции о том, что правовыми актами не предусмотрено исчисление земельного налога с учетом поправочных коэффициентов, суд кассационной инстанции считает ошибочным.
Однако согласно ст. 16 Закона Российской Федерации "О плате за землю" от 11 октября 1991 г. N 1738-1 начисление земельного налога гражданам производится органами государственной налоговой службы, которые ежегодно не позднее 1 августа вручают им платежные извещения об уплате налога.
Следовательно, судебными актами решение Налоговой инспекции правомерно признано недействительным, так как уплата налога производится в течение года после вручения налогового извещения. Решением от 30 сентября 2003 г. налоговый орган доначислил налог за 2003 г., то есть до истечения срока уплаты налога.
На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия Федерального арбитражного суда Поволжского округа

ПОСТАНОВИЛА:

решение от 12 января 2004 г. и Постановление апелляционной инстанции от 10 марта 2004 г. Арбитражного суда Ульяновской области по делу N А72-8872/03-СП605 оставить без изменения, кассационную жалобу Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по крупнейшим налогоплательщикам по Ульяновской области, г. Ульяновск, - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)