Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ АПЕЛЛЯЦИОННОЙ ИНСТАНЦИИ АРБИТРАЖНОГО СУДА ПЕРМСКОЙ ОБЛ. ОТ 25.01.2006, 18.01.2006 ПО ДЕЛУ N А50-31175/2005-А6

Разделы:
Акцизы

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПЕРМСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
апелляционной инстанции


от 25 января 2006 г. Дело N А50-31175/2005-А6


Резолютивная часть постановления объявлена 18 января 2006 г.
Полный текст постановления изготовлен 25 января 2006 г.

Арбитражный суд Пермской области, рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы ответчика и третьего лица - УФНС РФ по Пермской области и КПАО и ИФНС РФ по Кировскому району г. Перми - на решение от 17.11.2005 по делу N А50-31175/2005-А6 Арбитражного суда Пермской области по иску ООО к УФНС РФ по Пермской области и КПАО (третье лицо - ИФНС РФ по Кировскому району г. Перми) о признании недействительным решения,
УСТАНОВИЛ:

в Арбитражный суд Пермской области обратилось ООО с иском к УФНС РФ по Пермской области и КПАО о признании недействительным решения N 09-12/109 от 15.06.2005.
Решением Арбитражного суда Пермской области от 17.11.2005 исковые требования удовлетворены частично: оспариваемое решение признано недействительным в части непроведения по заявлению налогоплательщика от 27.02.2004 зачета излишне уплаченного акциза по КБК 1020251 в счет уплаты акциза по КБК 1020221.
Не согласившись с вынесенным решением, ответчик и третье лицо обратились с апелляционными жалобами, в которых просят решение арбитражного суда от 17.11.2005 отменить в части удовлетворения заявленных требований, в удовлетворении исковых требований отказать полностью по мотивам, изложенным в апелляционных жалобах.
Законность и обоснованность решения проверены судом апелляционной инстанции в соответствии со ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ в обжалуемой части.
Изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным и не подлежит отмене по следующим основаниям.
25.02.2004 и 26.02.2004 ООО платежными поручениями N 255, 256, 257 перечислило 3000000 руб. в уплату акцизов, указав при этом КБК 1020251 (акциз на алкогольную продукцию свыше 9%) вместо КБК 1010221 (акциз на алкогольную продукцию свыше 25%).
27.02.2004 истец обратился в ИФНС РФ по Кировскому району г. Перми с заявлением N 96.1 о зачете переплаты по КБК 102251 в сумме 3000000 руб. в уплату акциза по КБК 102221 (л.д. 19).
02.03.2004 ИФНС РФ по Кировскому району письмом N 09-06/2160 отказала истцу в проведении зачета в связи с невозможностью его проведения со ссылкой на ст. 78 НК РФ (л.д. 20).
04.03.2004 в связи с указанием на невозможность проведения зачета истец обратился с заявлением о возврате излишне уплаченного акциза в сумме 3000000 руб. по КБК 1020251 (л.д. 21).
09.03.2004 ИФНС РФ по Кировскому району произвела возврат излишне уплаченного акциза по КБК 1020251 в сумме 2639000 руб. (л.д. 41).
09.08.2004 истец обратился в ИФНС РФ по Кировскому району с заявлением N 452/1 о зачете переплаты по КБК 1020251 в оплату доначисленного акциза и штрафа по акту проверки по этому же коду (л.д. 93).
11.08.2004 зачет был проведен (л.д. 40).
09.02.2005 истец обратился в ИФНС РФ по Кировскому району г. Перми с жалобой, фактически содержащей отсутствие оснований для отказа в проведении зачета и частичного возврата, а также требование о проведении возврата излишне уплаченного акциза в сумме 356000,32 руб. (с учетом снижения зачтенной суммы штрафа по решению арбитражного суда от 22.12.2004) с уплатой процентов.
14.03.2005 ИФНС РФ по Кировскому району ответила истцу о невозможности проведения зачета переплаты по КБК 1020251 в счет недоимки по КБК 1020221 из-за разности распределения налогов по бюджетам (л.д. 16-17).
14.05.2005 общество обратилось в УФНС РФ по Пермской области и КПАО с жалобой на бездействие ИФНС РФ по Кировскому району, выразившееся в том числе в непроведении зачета по обращению налогоплательщика (л.д. 12-14).
15.06.2005 УФНС РФ по Пермской области и КПАО вынесло решение по жалобе налогоплательщика N 09-12/109, которым в удовлетворении жалобы отказано. При этом налоговый орган сослался на невозможность проведения зачета, поскольку его проведение по регулирующему налогу (акциз по КБК 1020251) в условиях наличия задолженности по налогам, полностью поступающим как в федеральный бюджет, так и в консолидированный бюджет субъекта РФ, в счет уплаты акциза по КБК 1020221 повлечет за собой нанесение ущерба бюджетам различных уровней, предложив налогоплательщику проведение зачета переплаты в счет текущих начислений по этому же налогу.
Не согласившись с вынесенным УФНС РФ по Пермской области и КПАО решением, налогоплательщик обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования в части недействительности оспариваемого акта об отказе в удовлетворении жалобы налогоплательщика в части непроведения по заявлению налогоплательщика от 27.02.2004 зачета излишне уплаченного акциза по КБК 1020251 в счет уплаты акциза по КБК 1020221, суд первой инстанции правомерно руководствовался положениями ст. 22, 32, 78, 203 НК РФ, ФЗ РФ от 23.12.2003 N 186-ФЗ "О федеральном бюджете на 2004 г.", Законом Пермской области от 29.12.2003 "О бюджете Пермской области на 2004 г.".
Факт наличия переплаты по акцизу, зачисляемому по КБК 1020251, налоговыми органами не оспаривается, в апелляционных жалобах заявители просят отменить вынесенное судом решение, указывая только лишь на невозможность проведения зачета, и, следовательно, применение положений ст. 78 НК РФ, по регулирующим налогам.
В соответствии с п. 1 ст. 78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном настоящей статьей.
Согласно п. 5 ст. 78 НК РФ по заявлению налогоплательщика и по решению налогового органа сумма излишне уплаченного налога может быть направлена на исполнение обязанностей по уплате налогов или сборов, на уплату пеней, погашение недоимки, если эта сумма направляется в тот же бюджет (внебюджетный фонд), в который была направлена излишне уплаченная сумма налога.
В соответствии со ст. 10 Бюджетного кодекса РФ установлены бюджеты трех уровней: федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов, бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных внебюджетных фондов, местные бюджеты.
Иных уровней бюджетов действующим законодательством не установлено. Консолидированный бюджет в соответствии с БК РФ является не уровнем бюджета, а сводом бюджетов различных уровней бюджетной системы.
Суд апелляционной инстанции обращает особое внимание на то, что в п. 5 ст. 78 НК РФ говорится о недоимке, которая "направляется в тот же бюджет, в который была направлена излишне уплаченная сумма налога". Законодатель использует выражение "направить в бюджет", а в какой конкретно бюджет будут направлены поступающие суммы налогов, устанавливается законодательством, в данном случае федеральным и областными бюджетными законами на 2004 год. При этом не имеет значения, кто осуществит направление сумм налога в надлежащий бюджет - налогоплательщик или орган федерального казначейства. То есть рамки проведения зачета ограничены только указанием на бюджет; законодатель не указал в качестве ограничения ни на совпадение налога или уровня налога (федеральный, региональный, местный), ни на субъект, который направил налог в бюджет, ни на причину, по которой сумма налога оказалась излишне уплаченной.
При этом, как правомерно указано судом первой инстанции, действующее налоговое законодательство не содержит ограничений при проведении зачета регулирующих налогов.
Поскольку у налогоплательщика на момент обращения с заявлением о зачете была переплата акциза по КБК 1020251 в бюджет субъекта в сумме 1219410 руб. и в местный бюджет в сумме 280590 руб., при этом недоимка по акцизу по КБК 1020221 составляла, соответственно, по уровням бюджета 2145759,62 руб. и 493778 руб., налоговый орган обязан был согласно требованиям ст. 78 НК РФ произвести зачет излишне уплаченных сумм налога в счет погашения недоимки по этим же уровням бюджета.
Ссылка ответчика на возможность в рассматриваемом случае лишь проведения зачета в счет будущих или текущих платежей не может быть принята во внимание, поскольку данная позиция существенно нарушает права налогоплательщика.
Кроме того, из пояснений представителя истца, с которыми согласился представитель налогового органа, истец не является плательщиком акциза по КБК 1020251, то есть зачисление переплаты в счет текущих или будущих платежей не представляется возможным в связи с отсутствием таковых.
Учитывая изложенное, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным и не подлежит отмене по изложенным выше основаниям.
Доводы апелляционных жалоб не могут быть приняты во внимание в силу неверного толкования законодательства.
Учитывая изложенное, руководствуясь ст. 176, 258, 266, 268, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Пермской области от 17.11.2005 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)