Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА ОТ 10.12.2003 N А36-64/2-03

Разделы:
Земельный налог

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности
и обоснованности судебных актов арбитражных судов,
вступивших в законную силу


от 10 декабря 2003 г. Дело N А36-64/2-03


Федеральный арбитражный суд Центрального округа, рассмотрев кассационные жалобы ОАО "Новолипецкий металлургический комбинат" и Инспекции МНС РФ по Центральному району г. Липецка на Решение Арбитражного суда Липецкой области от 07.07.2003 и Постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Липецкой области от 02.10.2003 по делу N А36-64/2-03,
УСТАНОВИЛ:

ОАО "Новолипецкий металлургический комбинат" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными действий налогового органа, выразившихся в отказе зачесть излишне уплаченную сумму земельного налога за 2000 - 2002 гг. в сумме 67796580 руб. в счет предстоящих налоговых платежей.
Решением Арбитражного суда Липецкой области от 07.07.2003 требования заявителя удовлетворены частично. Действия ИМНС РФ по Центральному району г. Липецка признаны незаконными в части отказа зачесть заявителю в счет предстоящих налоговых платежей излишне уплаченную сумму земельного налога в размере 26386786 руб., в том числе за 2001 г. - 17433973 руб., за 2002 г. - 8934813 руб. В остальной части требований отказано.
Постановлением апелляционной инстанции Арбитражного суда Липецкой области от 02.10.2003 решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ОАО "Новолипецкий металлургический комбинат" просит решение и постановление в части отказа в удовлетворении заявленных требований отменить как принятые с нарушением норм материального права.
В кассационной жалобе Инспекция МНС РФ по Центральному району г. Липецка просит решение и постановление в части удовлетворения заявленных требований отменить как принятые с нарушением норм материального и процессуального права.
Проверив материалы дела, выслушав представителя общества, обсудив доводы кассационной жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований для их удовлетворения.
Как видно из материалов дела, ОАО "Новолипецкий металлургический комбинат" представляло в Инспекцию МНС РФ по Центральному району г. Липецка в 2000 - 2002 гг. сводные налоговые декларации по земельному налогу, по которым было начислено 266830647 руб. Фактически на основании данных расчетов было уплачено 266477062 руб.
Считая произведенные платежи излишне уплаченными, ОАО "Новолипецкий металлургический комбинат" обратилось 30.01.2003 в налоговый орган с заявлением N 9806/485, в котором со ссылкой на положения ст. 78 Налогового кодекса РФ и уточненные декларации по земельному налогу за 2000 - 2002 гг. просило принять решение о зачете излишне уплаченного налога в сумме 67796580 руб. в счет предстоящих налоговых платежей. Расчет данной суммы произведен с учетом имеющейся у заявителя переплаты по земельному налогу в размере 364497,87 руб.
Письмом от февраля 2003 г. N 16-5-012/2-1832 заместитель руководителя ИМНС РФ по Центральному району г. Липецка отказал в зачете вышеуказанных платежей.
Данное обстоятельство послужило основанием для обращения ОАО "Новолипецкий металлургический комбинат" в суд с настоящим требованием.
Рассматривая спор, суды полно и всесторонне исследовали доказательства, представленные сторонами, и дали им правильную оценку.
В соответствии с Законом РФ "Об основах налоговой системы в РФ" земельный налог относится к местным налогам. Согласно п. 2 ст. 21 Закона налоги, указанные в пп. "а" - "в" п. 1 настоящей статьи, устанавливаются законодательными актами РФ и взимаются на всей ее территории. При этом конкретные ставки этих налогов определяются законодательными актами республик в составе РФ или решениями органов государственной власти краев, областей, автономных округов, районов, городов и иных административно-территориальных образований, если иное не предусмотрено законодательным актом РФ.
В соответствии со ст. 8 Закона РСФСР от 11.10.91 N 1738-1 "О плате за землю" налог на городские земли устанавливается на основе средних ставок согласно приложению 2 (таблицы 1, 2, 3) к настоящему Закону. Средние ставки дифференцируются по местоположению и зонам различной градостроительной ценности территории органами местного самоуправления городов. Границы зон определяются в соответствии с экономической оценкой территории и генеральными планами городов.
Таким образом, органы местного самоуправления не вправе устанавливать базовые ставки земельного налога, что фактически было произведено согласно Решениям Липецкого городского Совета депутатов N 404 от 11.04.2000, N 36 от 17.04.2001, N 162 от 25.04.2002.
На основании ст. 16, ст. 17 ФЗ от 11.09.91 N 1738-1 "О плате за землю" юридические лица ежегодно не позднее 1 июля представляют в налоговые органы расчет причитающегося с них налога по каждому земельному участку и уплачивают налог равными долями не позднее 15 сентября и 15 ноября.
В соответствии со ст. 3 этого же Федерального закона размер налога не зависит от результатов хозяйственной деятельности собственников земли, землевладельцев, землепользователей и устанавливается в виде стабильных платежей за единицу земельной площади в расчете на год. Ставка земельного налога пересматривается в связи с изменением не зависящих от пользователя земли условий хозяйствования.
Установленные Законом РФ "О плате за землю" средние ставки земельного налога применяются с учетом индексации (поправочных коэффициентов), определяемой федеральными нормативными актами.
Статьей 18 ФЗ от 31.12.99 N 227-ФЗ "О федеральном бюджете на 2000 г." определено, что ставки налога, действовавшие в 1999 г., применяются в 2000 г. с коэффициентом 1,2; ст. 12 ФЗ от 27.12.2000 N 150-ФЗ "О федеральном бюджете на 2001 г." установлена ставка земельного налога, действующая в 2000 г.; Федеральным законом РФ "Об индексации ставок земельного налога" от 14.12.2001 было установлено, что ставки земельного налога, действующие в 2001 г., применяются в 2002 г. для всех категорий земель с коэффициентом 2. Следовательно, введение поправочных коэффициентов Законами о федеральном бюджете на соответствующий год не противоречит налоговому законодательству.
Федеральным законом N 51-ФЗ от 30.03.99 действие п. 1 ст. 5 Налогового кодекса РФ приостановлено до 01.01.2000. Исходя из положений Федерального закона N 5-ФЗ от 14.06.94 "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных Законов, федеральных законов, актов палат Федерального собрания" федеральные законы вступают в силу по истечении десяти дней после дня их официального опубликования, если самими законами не установлен другой порядок вступления их в силу. В соответствии со ст. 5 Бюджетного кодекса РФ федеральные законы о бюджете на конкретный год вступают в силу со дня подписания.
Поскольку упомянутые Федеральные законы о бюджете содержат нормы прямого действия, распространяющиеся в целом на 2000, 2001, 2002 гг., и эти Федеральные законы действовали к дате исчисления налога, установленной ФЗ от 11.10.91 N 1738-1 "О плате за землю", следует признать, что суд правомерно посчитал, что у налогового органа отсутствовали законные основания для отнесения к излишне уплаченным сумм земельного налога, показанных в уточненных налоговых декларациях, и для проведения зачета согласно ст. 78 Налогового кодекса РФ.
Довод ОАО "Новолипецкий металлургический комбинат" о том, что данные ставки не подлежали применению на основании п. 1 ст. 5 Налогового кодекса РФ, судом кассационной инстанции не принимаются исходя из специфики Федеральных законов о бюджете на конкретный год, действие которых ограничивается временными рамками, а также учитывая, что установление к ставкам земельного налога поправочных коэффициентов не имеет обратной силы и тем самым не нарушает прав налогоплательщиков.
Кроме того, законность всех вышеперечисленных федеральных законодательных актов ни по праву, ни по размеру, ни по дате введения в действие с учетом даты опубликования в установленном порядке никем не оспорена.
Учитывая изложенное, оснований для отмены принятых по делу судебных актов не имеется.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:

Решение от 07.07.2003 и Постановление апелляционной инстанции от 02.10.2003 Арбитражного суда Липецкой области по делу N А36-64/2-03 оставить без изменения, а кассационные жалобы без удовлетворения.







ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности
и обоснованности судебных актов арбитражных судов,
вступивших в законную силу

от 10 декабря 2003 г. Дело N А36-64/2-03


Федеральный арбитражный суд Центрального округа, рассмотрев кассационные жалобы ОАО "Новолипецкий металлургический комбинат" и Инспекции МНС РФ по Центральному району г. Липецка на Решение Арбитражного суда Липецкой области от 07.07.2003 и Постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Липецкой области от 02.10.2003 по делу N А36-64/2-03,
УСТАНОВИЛ:

ОАО "Новолипецкий металлургический комбинат" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными действий налогового органа, выразившихся в отказе зачесть излишне уплаченную сумму земельного налога за 2000 - 2002 гг. в сумме 67796580 руб. в счет предстоящих налоговых платежей.
Решением Арбитражного суда Липецкой области от 07.07.2003 требования заявителя удовлетворены частично. Действия ИМНС РФ по Центральному району г. Липецка признаны незаконными в части отказа зачесть заявителю в счет предстоящих налоговых платежей излишне уплаченную сумму земельного налога в размере 26386786 руб., в том числе за 2001 г. - 17433973 руб., за 2002 г. - 8934813 руб. В остальной части требований отказано.
Постановлением апелляционной инстанции Арбитражного суда Липецкой области от 02.10.2003 решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ОАО "Новолипецкий металлургический комбинат" просит решение и постановление в части отказа в удовлетворении заявленных требований отменить как принятые с нарушением норм материального права.
В кассационной жалобе Инспекция МНС РФ по Центральному району г. Липецка просит решение и постановление в части удовлетворения заявленных требований отменить как принятые с нарушением норм материального и процессуального права.
Проверив материалы дела, выслушав представителя общества, обсудив доводы кассационной жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований для их удовлетворения.
Как видно из материалов дела, ОАО "Новолипецкий металлургический комбинат" представляло в Инспекцию МНС РФ по Центральному району г. Липецка в 2000 - 2002 гг. сводные налоговые декларации по земельному налогу, по которым было начислено 266830647 руб. Фактически на основании данных расчетов было уплачено 266477062 руб.
Считая произведенные платежи излишне уплаченными, ОАО "Новолипецкий металлургический комбинат" обратилось 30.01.2003 в налоговый орган с заявлением N 9806/485, в котором со ссылкой на положения ст. 78 Налогового кодекса РФ и уточненные декларации по земельному налогу за 2000 - 2002 гг. просило принять решение о зачете излишне уплаченного налога в сумме 67796580 руб. в счет предстоящих налоговых платежей. Расчет данной суммы произведен с учетом имеющейся у заявителя переплаты по земельному налогу в размере 364497,87 руб.
Письмом от февраля 2003 г. N 16-5-012/2-1832 заместитель руководителя ИМНС РФ по Центральному району г. Липецка отказал в зачете вышеуказанных платежей.
Данное обстоятельство послужило основанием для обращения ОАО "Новолипецкий металлургический комбинат" в суд с настоящим требованием.
Рассматривая спор, суды полно и всесторонне исследовали доказательства, представленные сторонами, и дали им правильную оценку.
В соответствии с Законом РФ "Об основах налоговой системы в РФ" земельный налог относится к местным налогам. Согласно п. 2 ст. 21 Закона налоги, указанные в пп. "а" - "в" п. 1 настоящей статьи, устанавливаются законодательными актами РФ и взимаются на всей ее территории. При этом конкретные ставки этих налогов определяются законодательными актами республик в составе РФ или решениями органов государственной власти краев, областей, автономных округов, районов, городов и иных административно-территориальных образований, если иное не предусмотрено законодательным актом РФ.
В соответствии со ст. 8 Закона РСФСР от 11.10.91 N 1738-1 "О плате за землю" налог на городские земли устанавливается на основе средних ставок согласно приложению 2 (таблицы 1, 2, 3) к настоящему Закону. Средние ставки дифференцируются по местоположению и зонам различной градостроительной ценности территории органами местного самоуправления городов. Границы зон определяются в соответствии с экономической оценкой территории и генеральными планами городов.
Таким образом, органы местного самоуправления не вправе устанавливать базовые ставки земельного налога, что фактически было произведено согласно Решениям Липецкого городского Совета депутатов N 404 от 11.04.2000, N 36 от 17.04.2001, N 162 от 25.04.2002.
На основании ст. 16, ст. 17 ФЗ от 11.09.91 N 1738-1 "О плате за землю" юридические лица ежегодно не позднее 1 июля представляют в налоговые органы расчет причитающегося с них налога по каждому земельному участку и уплачивают налог равными долями не позднее 15 сентября и 15 ноября.
В соответствии со ст. 3 этого же Федерального закона размер налога не зависит от результатов хозяйственной деятельности собственников земли, землевладельцев, землепользователей и устанавливается в виде стабильных платежей за единицу земельной площади в расчете на год. Ставка земельного налога пересматривается в связи с изменением не зависящих от пользователя земли условий хозяйствования.
Установленные Законом РФ "О плате за землю" средние ставки земельного налога применяются с учетом индексации (поправочных коэффициентов), определяемой федеральными нормативными актами.
Статьей 18 ФЗ от 31.12.99 N 227-ФЗ "О федеральном бюджете на 2000 г." определено, что ставки налога, действовавшие в 1999 г., применяются в 2000 г. с коэффициентом 1,2; ст. 12 ФЗ от 27.12.2000 N 150-ФЗ "О федеральном бюджете на 2001 г." установлена ставка земельного налога, действующая в 2000 г.; Федеральным законом РФ "Об индексации ставок земельного налога" от 14.12.2001 было установлено, что ставки земельного налога, действующие в 2001 г., применяются в 2002 г. для всех категорий земель с коэффициентом 2. Следовательно, введение поправочных коэффициентов Законами о федеральном бюджете на соответствующий год не противоречит налоговому законодательству.
Федеральным законом N 51-ФЗ от 30.03.99 действие п. 1 ст. 5 Налогового кодекса РФ приостановлено до 01.01.2000. Исходя из положений Федерального закона N 5-ФЗ от 14.06.94 "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных Законов, федеральных законов, актов палат Федерального собрания" федеральные законы вступают в силу по истечении десяти дней после дня их официального опубликования, если самими законами не установлен другой порядок вступления их в силу. В соответствии со ст. 5 Бюджетного кодекса РФ федеральные законы о бюджете на конкретный год вступают в силу со дня подписания.
Поскольку упомянутые Федеральные законы о бюджете содержат нормы прямого действия, распространяющиеся в целом на 2000, 2001, 2002 гг., и эти Федеральные законы действовали к дате исчисления налога, установленной ФЗ от 11.10.91 N 1738-1 "О плате за землю", следует признать, что суд правомерно посчитал, что у налогового органа отсутствовали законные основания для отнесения к излишне уплаченным сумм земельного налога, показанных в уточненных налоговых декларациях, и для проведения зачета согласно ст. 78 Налогового кодекса РФ.
Довод ОАО "Новолипецкий металлургический комбинат" о том, что данные ставки не подлежали применению на основании п. 1 ст. 5 Налогового кодекса РФ, судом кассационной инстанции не принимаются исходя из специфики Федеральных законов о бюджете на конкретный год, действие которых ограничивается временными рамками, а также учитывая, что установление к ставкам земельного налога поправочных коэффициентов не имеет обратной силы и тем самым не нарушает прав налогоплательщиков.
Кроме того, законность всех вышеперечисленных федеральных законодательных актов ни по праву, ни по размеру, ни по дате введения в действие с учетом даты опубликования в установленном порядке никем не оспорена.
Учитывая изложенное, оснований для отмены принятых по делу судебных актов не имеется.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:

Решение от 07.07.2003 и Постановление апелляционной инстанции от 02.10.2003 Арбитражного суда Липецкой области по делу N А36-64/2-03 оставить без изменения, а кассационные жалобы без удовлетворения.
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)