Судебные решения, арбитраж
Упрощенная система налогообложения (УСН)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Блиновой Л.В., судей Кочеровой Л.И., Ломакина С.А., рассмотрев 02.09.2008 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по городу Калининграду на решение Арбитражного суда Калининградской области от 06.02.2008 (судья Можегова Н.А.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.06.2008 (судьи Третьякова Н.О., Згурская М.Л., Протас Н.И.) по делу N А21-8411/2007,
Калининградский областной союз потребительских обществ (далее - Областной союз) обратился в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по городу Калининграду (далее - Инспекция) от 07.12.2007 N 7042 о приостановлении операций по счетам налогоплательщика за непредставление отчетности за третий квартал 2005 года.
Решением суда от 06.02.2008 заявление Областного союза удовлетворено.
Постановлением апелляционного суда от 09.06.2008 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Инспекция, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, просит отменить судебные акты. По мнению подателя жалобы, Областной союз является плательщиком налога на добавленную стоимость (далее - НДС) и должен представлять в налоговый орган налоговые декларации по НДС по результатам хозяйственной деятельности в рамках договоров простого товарищества (договоров совместной деятельности), поскольку налогообложение предпринимательской деятельности, осуществляемой в рамках простого товарищества, не может производиться по упрощенной системе налогообложения. Инспекция полагает, что уведомление о возможности применения упрощенной системы налогообложения выдается налоговым органом конкретному юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю, простое товарищество не является юридическим лицом и деятельность по такому договору осуществляется совместно несколькими лицами. По мнению налогового органа, ведение учета общего имущества, обязательств и хозяйственных операций простого товарищества должно осуществляться в порядке, предусмотренном для налогоплательщиков, применяющих общий режим налогообложения.
Инспекция указывает, что, поскольку Областным союзом не была представлена налоговая декларация по НДС на товары, производимые на территории Российской Федерации за третий квартал 2005 года, правомерно 07.12.2007 приняла решение N 7042/17 о приостановлении в банке Калининградское ОСБ N 8626 всех расходных операций по счетам Областного союза.
Стороны о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом, однако представители в судебное заседание не явились, в связи с чем дело рассмотрено в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, 07.12.2007 Инспекцией принято решение N 7042 о приостановлении всех расходных операций по счетам налогоплательщика за непредставление отчетности (декларации по НДС) за третий квартал 2005 года со сроком 20.10.2005.
Областной союз обжаловал ненормативный акт налогового органа в судебном порядке.
Суды удовлетворили требования заявителя.
Кассационная коллегия считает, что суды, удовлетворяя требования Областного союза, обоснованно руководствовались следующим.
В соответствии с пунктом 3 статьи 76 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) решение о приостановлении операций налогоплательщика-организации по его счетам в банке может приниматься руководителем (заместителем руководителя) налогового органа в случае непредставления этим налогоплательщиком-организацией налоговой декларации в течение 10 дней по истечении установленного срока представления такой декларации.
Как видно из материалов дела, заявитель с 01.01.2005 применяет упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения - доходы (уведомление от 03.02.2005 N 1434).
Между Областным союзом и предпринимателем Хивренко Н.М. 01.03.2005 заключен договор о совместной деятельности, который действовал в спорном периоде в редакциях от 30 мая и 01 августа 2005 года.
В период действия договора по совместному промыслу водных биологических ресурсов ограничений для применения участниками простого товарищества упрощенной системы налогообложения с объектом налогообложения - доходы не было.
Согласно статье 346.11 НК РФ упрощенная система налогообложения применяется организациями и индивидуальными предпринимателями наряду с общей системой налогообложения, предусмотренной законодательством о налогах и сборах. Переход к упрощенной системе налогообложения или возврат к общему режиму налогообложения осуществляется организациями и индивидуальными предпринимателями добровольно в порядке, предусмотренном настоящей главой.
Применение упрощенной системы налогообложения организациями предусматривает замену уплаты налога на прибыль организаций, налога на имущество организаций и единого социального налога уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности организаций за налоговый период. Организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в соответствии с настоящим Кодексом при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации (в редакции Федеральных законов от 31.12.2002 N 191-ФЗ, от 07.07.2003 N 117-ФЗ).
Пунктом 3 статьи 346.13 НК РФ установлено, что налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, не вправе до окончания налогового периода перейти на общий режим налогообложения, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 346.14 НК РФ в редакции, действовавшей до 01.01.2006, объектом налогообложения признавались доходы; доходы, уменьшенные на величину расходов. При этом выбор объекта налогообложения осуществлялся самим налогоплательщиком и не мог меняться налогоплательщиком в течение всего срока применения упрощенной системы налогообложения.
Из буквального содержания пункта 2 статьи 346.14 НК РФ следует, что срок, в течение которого не может быть изменен объект обложения упрощенной системы налогообложения, установлен для налогоплательщиков, имеющих право выбора такого объекта. В рассматриваемом случае Общество в 2005 году избрало в качестве объекта - "доходы", поскольку в этом налоговом периоде право выбора иного объекта (доходы и расходы) у налогоплательщика отсутствовало.
Таким образом, суды правомерно пришли к выводу, что в 2005 году у заявителя не имелось препятствий для применения упрощенной системы налогообложения при участии в совместной деятельности и отсутствовала обязанность по представлению в налоговый орган отчетности по общей системе налогообложения (в данном случае декларации по НДС за третий квартал 2005 года).
При таких обстоятельствах оснований для отмены судебных актов и удовлетворения жалобы налогового органа не имеется.
Поэтому в связи с неуплатой Инспекцией при подаче кассационной жалобы государственной пошлины и предоставлением отсрочки по ее уплате с нее подлежит взысканию в доход федерального бюджета 1 000 руб. за рассмотрение дела в суде кассационной инстанции.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
решение Арбитражного суда Калининградской области от 06.02.2008 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.06.2008 по делу N А21-8411/2007 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Калининградской области - без удовлетворения.
Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Калининградской области в доход федерального бюджета 1 000 руб. госпошлины за подачу кассационной жалобы.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА ОТ 08.09.2008 ПО ДЕЛУ N А21-8411/2007
Разделы:Упрощенная система налогообложения (УСН)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 8 сентября 2008 г. по делу N А21-8411/2007
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Блиновой Л.В., судей Кочеровой Л.И., Ломакина С.А., рассмотрев 02.09.2008 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по городу Калининграду на решение Арбитражного суда Калининградской области от 06.02.2008 (судья Можегова Н.А.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.06.2008 (судьи Третьякова Н.О., Згурская М.Л., Протас Н.И.) по делу N А21-8411/2007,
установил:
Калининградский областной союз потребительских обществ (далее - Областной союз) обратился в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по городу Калининграду (далее - Инспекция) от 07.12.2007 N 7042 о приостановлении операций по счетам налогоплательщика за непредставление отчетности за третий квартал 2005 года.
Решением суда от 06.02.2008 заявление Областного союза удовлетворено.
Постановлением апелляционного суда от 09.06.2008 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Инспекция, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, просит отменить судебные акты. По мнению подателя жалобы, Областной союз является плательщиком налога на добавленную стоимость (далее - НДС) и должен представлять в налоговый орган налоговые декларации по НДС по результатам хозяйственной деятельности в рамках договоров простого товарищества (договоров совместной деятельности), поскольку налогообложение предпринимательской деятельности, осуществляемой в рамках простого товарищества, не может производиться по упрощенной системе налогообложения. Инспекция полагает, что уведомление о возможности применения упрощенной системы налогообложения выдается налоговым органом конкретному юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю, простое товарищество не является юридическим лицом и деятельность по такому договору осуществляется совместно несколькими лицами. По мнению налогового органа, ведение учета общего имущества, обязательств и хозяйственных операций простого товарищества должно осуществляться в порядке, предусмотренном для налогоплательщиков, применяющих общий режим налогообложения.
Инспекция указывает, что, поскольку Областным союзом не была представлена налоговая декларация по НДС на товары, производимые на территории Российской Федерации за третий квартал 2005 года, правомерно 07.12.2007 приняла решение N 7042/17 о приостановлении в банке Калининградское ОСБ N 8626 всех расходных операций по счетам Областного союза.
Стороны о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом, однако представители в судебное заседание не явились, в связи с чем дело рассмотрено в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, 07.12.2007 Инспекцией принято решение N 7042 о приостановлении всех расходных операций по счетам налогоплательщика за непредставление отчетности (декларации по НДС) за третий квартал 2005 года со сроком 20.10.2005.
Областной союз обжаловал ненормативный акт налогового органа в судебном порядке.
Суды удовлетворили требования заявителя.
Кассационная коллегия считает, что суды, удовлетворяя требования Областного союза, обоснованно руководствовались следующим.
В соответствии с пунктом 3 статьи 76 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) решение о приостановлении операций налогоплательщика-организации по его счетам в банке может приниматься руководителем (заместителем руководителя) налогового органа в случае непредставления этим налогоплательщиком-организацией налоговой декларации в течение 10 дней по истечении установленного срока представления такой декларации.
Как видно из материалов дела, заявитель с 01.01.2005 применяет упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения - доходы (уведомление от 03.02.2005 N 1434).
Между Областным союзом и предпринимателем Хивренко Н.М. 01.03.2005 заключен договор о совместной деятельности, который действовал в спорном периоде в редакциях от 30 мая и 01 августа 2005 года.
В период действия договора по совместному промыслу водных биологических ресурсов ограничений для применения участниками простого товарищества упрощенной системы налогообложения с объектом налогообложения - доходы не было.
Согласно статье 346.11 НК РФ упрощенная система налогообложения применяется организациями и индивидуальными предпринимателями наряду с общей системой налогообложения, предусмотренной законодательством о налогах и сборах. Переход к упрощенной системе налогообложения или возврат к общему режиму налогообложения осуществляется организациями и индивидуальными предпринимателями добровольно в порядке, предусмотренном настоящей главой.
Применение упрощенной системы налогообложения организациями предусматривает замену уплаты налога на прибыль организаций, налога на имущество организаций и единого социального налога уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности организаций за налоговый период. Организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в соответствии с настоящим Кодексом при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации (в редакции Федеральных законов от 31.12.2002 N 191-ФЗ, от 07.07.2003 N 117-ФЗ).
Пунктом 3 статьи 346.13 НК РФ установлено, что налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, не вправе до окончания налогового периода перейти на общий режим налогообложения, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 346.14 НК РФ в редакции, действовавшей до 01.01.2006, объектом налогообложения признавались доходы; доходы, уменьшенные на величину расходов. При этом выбор объекта налогообложения осуществлялся самим налогоплательщиком и не мог меняться налогоплательщиком в течение всего срока применения упрощенной системы налогообложения.
Из буквального содержания пункта 2 статьи 346.14 НК РФ следует, что срок, в течение которого не может быть изменен объект обложения упрощенной системы налогообложения, установлен для налогоплательщиков, имеющих право выбора такого объекта. В рассматриваемом случае Общество в 2005 году избрало в качестве объекта - "доходы", поскольку в этом налоговом периоде право выбора иного объекта (доходы и расходы) у налогоплательщика отсутствовало.
Таким образом, суды правомерно пришли к выводу, что в 2005 году у заявителя не имелось препятствий для применения упрощенной системы налогообложения при участии в совместной деятельности и отсутствовала обязанность по представлению в налоговый орган отчетности по общей системе налогообложения (в данном случае декларации по НДС за третий квартал 2005 года).
При таких обстоятельствах оснований для отмены судебных актов и удовлетворения жалобы налогового органа не имеется.
Поэтому в связи с неуплатой Инспекцией при подаче кассационной жалобы государственной пошлины и предоставлением отсрочки по ее уплате с нее подлежит взысканию в доход федерального бюджета 1 000 руб. за рассмотрение дела в суде кассационной инстанции.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Калининградской области от 06.02.2008 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.06.2008 по делу N А21-8411/2007 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Калининградской области - без удовлетворения.
Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Калининградской области в доход федерального бюджета 1 000 руб. госпошлины за подачу кассационной жалобы.
Председательствующий
Л.В.БЛИНОВА
Судьи
Л.И.КОЧЕРОВА
С.А.ЛОМАКИН
Л.В.БЛИНОВА
Судьи
Л.И.КОЧЕРОВА
С.А.ЛОМАКИН
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)