Судебные решения, арбитраж

РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА Г. МОСКВЫ ОТ 07.08.2007 ПО ДЕЛУ N А40-26729/07-99-83

Разделы:
Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ)

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



АРБИТРАЖНЫЙ СУД Г. МОСКВЫ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 7 августа 2007 г. по делу N А40-26729/07-99-83


Резолютивная часть решения объявлена 31 июля 2007 года
Решение в полном объеме изготовлено 07 августа 2007 года
Арбитражный суд г. Москвы в составе:
Судьи: К.Г.
при ведении протокола судебного заседания судьей
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению:
ОАО "Газпром нефть"
к Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 1
о признании недействительным решения от 19.02.2007 N 52/288
при участии:
от заявителя: К.А., доверенность от 31.01.2007 N нк-77
от ответчика: К.Н. дов. от 30.11.2006 N 118
установил:

открытое акционерное общество "Газпром нефть" (далее - общество, заявитель) просит признать недействительным решение Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 1 (далее - инспекция, налоговый орган) от 19.02.2007 N 52/288 о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения.
В обоснование своих требований общество указало, что на момент представления в налоговый орган налоговой декларации по налогу на добычу полезных ископаемых (НДПИ) за октябрь 2006 года оно вправе было применить нормативы потерь, утвержденные ранее в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Поэтому решение инспекции не соответствует Налоговому кодексу Российской Федерации (далее - Кодекс).
Инспекция возразила против требования по основаниям, аналогичным изложенным в решении, указав, что заявителем неправомерно, в нарушение п. 1 ст. 342 Кодекса (в редакции, действовавшей в 2006 г.) и п. п. 4 и 5 Постановления Правительства РФ N 921 от 29.12.2001 применена налоговая ставка 0 процентов по полезным ископаемым в части нормативных потерь при добыче 660 тонн обезвоженной нефти.
Заслушав объяснения представителей сторон, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, суд находит заявление подлежащим удовлетворению исходя из следующего.
29.11.2006 заявителем была подана в налоговый орган налоговая декларация по НДПИ за октябрь 2006 года.
В строке 060 раздела 2.1 "Расчет налоговой базы и суммы налога по углеводородному сырью и отдельным видам твердых полезных ископаемых" данной налоговой декларации указано количество добытого полезного ископаемого, облагаемого по налоговой ставке 0 процентов (рублей) при добыче полезных ископаемых, в части нормативных потерь в размере 660 тонн.
19.02.2007 инспекцией принято решение N 52/288 о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения, согласно которому общество привлечено к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренной п. 1. ст. 122 Кодекса, за неполную уплату суммы НДПИ в виде взыскания штрафа в размере 259 777 руб. Предложено уплатить указанную сумму штрафа, сумму не полностью уплаченного налога за октябрь 2006 года в размере 1 298 964 руб., пени за несвоевременную уплату налога в сумме 39 529 руб., внести необходимые изменения в бухгалтерский и налоговый учет.
Суд не может согласиться с доводом инспекции о том, что обществом неправомерно применена налоговая ставка 0 процентов в части нормативных потерь полезного ископаемого, в связи со следующим.
Согласно пп. 1 п. 1 ст. 342 Кодекса налогообложение производится по налоговой ставке 0 процентов (0 рублей в случае, если в отношении добытого полезного ископаемого налоговая база определяется в соответствии со статьей 338 Кодекса как количество добытых полезных ископаемых в натуральном выражении) при добыче полезных ископаемых в части нормативных потерь полезных ископаемых.
В целях настоящей главы нормативными потерями полезных ископаемых признаются фактические потери полезных ископаемых при добыче, технологически связанные с принятой схемой и технологией разработки месторождения, в пределах нормативов потерь, утверждаемых в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Федеральным законом от 27.07.2006 N 151-ФЗ "О внесении изменений в главу 26 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" пп. 1 п. 1 ст. 342 Кодекса изложен в следующей редакции: "В случае, если на момент наступления срока уплаты налога по итогам первого налогового периода очередного календарного года у налогоплательщика отсутствуют утвержденные нормативы потерь на очередной календарный год, впредь до утверждения указанных нормативов потерь применяются нормативы потерь, утвержденные ранее в порядке, установленном абзацем вторым настоящего подпункта, а по вновь разрабатываемым месторождениям - нормативы потерь, установленные техническим проектом".
Из данной нормы абзаца третьего пп. 1 п. 1 ст. 342 Кодекса во взаимосвязи с положениями ст. ст. 341, 344 Кодекса следует, что в случае, если по состоянию на 25 февраля очередного календарного года у налогоплательщика отсутствуют утвержденные нормативы потерь на очередной календарный год, впредь до утверждения указанных нормативов потерь применяются нормативы потерь, утвержденные ранее в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Положения, содержащиеся в абзаце третьем пп. 1 п. 1 ст. 342 Кодекса, улучшают положение налогоплательщиков, поскольку ранее законодательство о налогах и сборах не содержало каких-либо норм, предусматривающих возможность налогоплательщика применять нормативы потерь, утвержденные ранее в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, и, согласно позиции налогового органа, изложенной в решении (лист 3 абзац 7) от 19.02.2007 N 52/288, с учетом положения п. 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2001 N 921, при отсутствии утвержденных в установленном порядке нормативов потерь все фактические потери полезных ископаемых относились к сверхнормативным до утверждения нормативов потерь.
В решении инспекцией доначислен налог в размере 1 298 887 руб., рассчитанный как произведение количества добытого полезного ископаемого, в части заявленных в налоговой декларации по НДПИ за сентябрь 2006 нормативных потерь (660 т), на указанную в данной декларации налоговую ставку (1968,1268 руб.).
Таким образом, фактически сумма НДПИ была рассчитана инспекцией исходя из ставки, определяемой по правилам п. 2 ст. 342 Кодекса, умноженной на все количество добытого полезного ископаемого.
П. 4 ст. 5 Кодекса предусмотрено, что акты законодательства о налогах и сборах, отменяющие налоги и (или) сборы, снижающие размеры ставок налогов (сборов), устраняющие обязанности налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей или иным образом улучшающие их положение, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это.
Статьей 3 Федерального закона от 27.07.2006 N 151-ФЗ предусмотрено, что настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2007 года, но не ранее чем по истечении одного месяца со дня его официального опубликования.
При этом положения пп. 1 п. 1 ст. 342 Кодекса распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2006 года.
Учитывая изложенное, положения абзаца третьего пп. 1 п. 1 ст. 342 Кодекса распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2006 года.
Инспекция считает, что при отсутствии утвержденных нормативов потерь полезных ископаемых на очередной календарный год общество имеет право на применение нормативов потерь, утвержденных ранее в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации N 921 от 29.12.2001 "Об утверждении Правил утверждения нормативов потерь полезных ископаемых при добыче, технологически связанных с принятой схемой и технологией разработки месторождения", только с 1 января 2007 г.
Однако данное утверждение прямо противоречит статье 3 Федерального закона от 27.07.2006 N 151-ФЗ, которым для новой редакции пп. 1 п. 1 ст. 342 Кодекса предусмотрена обратная сила.
Если исходить из предложенного инспекцией толкования и применять указанные положения лишь с 1 января 2006 года, то применение пп. 1 п. 1 ст. 342 Кодекса с 1 января 2006 года вообще исключается, что противоречит статье 3 Федерального закона от 27.07.2006 N 151-ФЗ.
На основании изложенного суд приходит к выводу на момент представления 29.11.2006 налоговой декларации по НДПИ за октябрь 2006 года общество вправе было применить нормативы потерь, утвержденные ранее в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Порядок утверждения нормативов потерь определен в Правилах утверждения нормативов потерь полезных ископаемых при добыче, технологически связанных с принятой схемой и технологией разработки месторождения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2001 N 921.
Согласно п. 5 указанных Правил нормативы потерь углеводородного сырья ежегодно утверждаются Министерством энергетики Российской Федерации по согласованию с Министерством природных ресурсов Российской Федерации и Федеральным горным и промышленным надзором России.
Указом Президента Российской Федерации от 09.03.2004 N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" образовано Министерство промышленности и энергетики Российской Федерации, которому, переданы функции упраздняемого Министерства энергетики Российской Федерации и преобразуемого Федерального горного и промышленного надзора России.
Нормативы технологических потерь нефти, газового конденсата и природного газа при добыче, сборе, подготовке и межпромысловой транспортировке на 2005 год, были утверждены директором Департамента топливно-энергетического комплекса Минпромэнерго России, согласованы МПР России и Ростехнадзором.
Для ОАО "Сибнефть" (после переименования с 01.06.2006 - ОАО "Газпром нефть") нормативы технологических потерь нефти составили по лицензионному участку (месторождению) Романовское (лицензия СЛХ N 00562 НЭ) 0,432%, по лицензионному участку (месторождению) Крапивинское (лицензия ОМС N 00093НЭ) - 0,319% от количества добытого полезного ископаемого.
Таким образом, подавая налоговую декларацию по НДПИ за октябрь 2006 года, при отсутствии утвержденных нормативов потерь на 2006 год, общество правомерно применило Нормативы технологических потерь нефти, газового конденсата и природного газа при добыче, сборе, подготовке и межпромысловой транспортировке на 2005 год, утвержденные директором Департамента топливно-энергетического комплекса Минпромэнерго России, согласованные с МПР России и Ростехнадзором.
Уплаченная заявителем при подаче заявления государственная пошлина подлежит взысканию с налогового органа в соответствии с ч. 1 ст. 110 АПК РФ, поскольку налоговые органы не освобождены от уплаты государственной пошлины в бюджет в случаях, когда они выступают ответчиками в арбитражном суде.
Учитывая изложенное, руководствуясь ст. ст. 110, 167, 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:

признать недействительным, не соответствующим Налоговому кодексу Российской Федерации, решение Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 1 от 19.02.2007 N 52/288 о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения.
Взыскать с Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 1 в пользу ОАО "Газпром нефть" госпошлину 2000 руб.
Решение может быть обжаловано в месячный срок после его принятия путем подачи апелляционной жалобы в Девятый арбитражный апелляционный суд.
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)