Судебные решения, арбитраж
Единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 06 июля 2011 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 08 июля 2011 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Черных Л.А., судей Воловик Л.Н. и Мацко Ю.В., при участии в судебном заседании от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Белозерное-Агро" (ИНН 2336017108, ОГРН 1052306460250) - Доценко Н.Н. (доверенность от 01.06.2011), Рогальского С.С. (доверенность от 01.06.2011), от заинтересованного лица - Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Краснодарскому краю - Дедкова А.М. (доверенность от 27.04.2011), рассмотрев кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Краснодарскому краю на постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.03.2011 (судьи Шимбарева Н.В., Андреева Е.В., Николаев Д.В.) по делу N А32-23010/2010, установил следующее.
ООО "Белозерное-Агро" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Краснодарскому краю (далее - инспекция, налоговый орган) о признании недействительным решения от 19.05.2010 N 11-34/26 о привлечении общества к ответственности за совершение налогового правонарушения в части взыскания 607 192 рублей единого социального налога (далее - ЕСН) за 2006 и 2007 годы, 297 179 рублей пеней, 226 023 рублей налога на имущество за 2006 и 2007 годы, 81 055 рублей пеней, 1 161 706 рублей налога на прибыль организаций (далее - налог на прибыль) за 2006 и 2007 годы, 460 890 рублей пеней, 3 345 847 рублей налога на добавленную стоимость (далее - НДС), 1 238 367 рублей пеней; в части уменьшения завышенных сумм налогов ЕСН на 3 427 рублей, НДС на 244 015 рублей; в части предложения подать уточненные декларации по единому сельскохозяйственному налогу (далее - ЕСХН) для сложения начисленных сумм по ЕСХН - 152 192 рубля за 2006 год и 374 688 рублей за 2007 год (с учетом уточнений требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением суда от 11.01.2011 (судья Гонзус И.П.) заявленные требования удовлетворены в части начисления 2 086 869 рублей пеней, в остальной части решение налогового органа оставлено без изменения.
Судебный акт мотивирован утратой обществом права применения системы налогообложения в виде уплаты ЕСХН в 2006 - 2007 годах.
Постановлением апелляционной инстанции от 21.03.2011 решение отменено в части отказа в удовлетворении требований общества. Суд признал решение налогового органа от 19.05.2010 N 11-34/26 недействительным в части начисления 607 192 рублей ЕСН, 226 023 рублей налога на имущество, 1 161 706 рублей налога на прибыль и 3 345 847 рублей НДС, поскольку доход, полученный обществом от реализации сельскохозяйственной продукции, произведенной с привлечением иных организаций в рамках договоров возмездного оказания услуг, правомерно учтен им при применении системы налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей.
В кассационной жалобе налоговая инспекция просит постановление апелляционного суда отменить, решение суда первой инстанции оставить в силе.
Заявитель жалобы указывает, что применение обществом специальной системы налогообложения в случае выполнения работ с привлечением иных лиц по договорам возможно в рамках отдельных этапов производства, а не в полном объеме, как следует из представленных договоров, является неправомерным.
В отзыве на кассационную жалобу общество просит постановление апелляционной инстанции оставить без изменения как законное и обоснованное, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представители участвующих в деле лиц поддержали доводы и возражения, изложенные в кассационной жалобе и отзыве на нее.
Изучив материалы дела и доводы, изложенные в кассационной жалобе и отзыве на нее, выслушав представителей участвующих в деле лиц, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, налоговая инспекция провела выездную налоговую проверку общества по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты налогов и сборов за период с 01.01.2006 по 30.12.2008, по результатам которой составила акт от 08.04.2010 N 11-34/17 и вынесла решение от 19.05.10 N 11-34/26 о привлечении общества к ответственности за совершение налогового правонарушения, которым обществу начислен штраф в сумме 224 086 рублей по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), 450 рублей по пункту 1 статьи 126 Кодекса, 3 313 030 рублей по пункту 2 статьи 119 Кодекса. Налогоплательщику также предложено уплатить недоимку по налогам в общей сумме 5 381 383 рублей, начислены соответствующие налогам пени в сумме 1 789 690 рублей, предложено подать уточненные налоговые декларации по ЕСХН для сложения начисленных сумм ЕСХН в размере 526 880 рублей, уменьшены на 247 442 рублей излишне исчисленные суммы налогов.
Решением Федеральной налоговой службы России решение налоговой инспекции от 19.05.2010 N 11-34/26 отменено в части штрафов, взысканных в связи с переводом общества с ЕСХН на общеустановленный режим налогообложения в 2006 и 2007 годах.
Не согласившись с решением от 19.05.2010 N 11-34/26 в части доначисления налогов, пеней за 2006 и 2007 годы, связанных с переводом общества с ЕСХН на общеустановленную систему налогообложения, общество обратилось в арбитражный суд.
Основанием доначисления обществу спорных сумм налогов, штрафов и пеней явился вывод налоговой инспекции о неправомерном применении обществом в 2006 - 2007 годах системы налогообложения в виде ЕСХН. По мнению налоговой инспекции, общество не соответствовало определению сельскохозяйственного товаропроизводителя, установленному пунктом 2 статьи 346.2 Кодекса, поскольку доля доходов от реализации сельскохозяйственной продукции собственного производства по итогам 2006 года составила 23,99%.
Признавая указанные выводы налоговой инспекции неправомерными, суд апелляционной инстанции исходил из установленного общеобязательного толкования положений пункта 2 статьи 346.2 Кодекса, изложенного в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.12.2010 N 9534/10.
Суд исследовал представленные обществом документы и установил, что между обществом и ООО "Марьянский рисозавод" заключен договор от 05.09.2005 на приемку, сушку, очистку, переработку давальческого зерна риса урожая 2005 года, а также договор от 08.08.2005 с ООО "Юг-Рис" на прием, сушку, очистку и хранение давальческого зерна. Таким образом, общество реализовывало собственную произведенную сельскохозяйственную продукцию, переработанную сторонними организациями.
По мнению общества, по итогам 2006 года доход, полученный от реализации произведенной сельскохозяйственной продукции и продукции ее первичной переработки из сельскохозяйственного сырья собственного производства, в стоимостном выражении в общей сумме дохода составляет 94,17%, в 2007 доля дохода от реализации собственной сельскохозяйственной продукции и продукции первичной переработки составила 85,14%.
Суд апелляционной инстанции правильно установил и материалами дела подтверждается, что по условиям заключенных договоров на оказание услуг по приемке, сушке, очистке, хранению и отпуску сельскохозяйственной продукции, предприятия-хранители приняли на себя обязательства обеспечить количественно-качественную сохранность партий продукции (в частности, путем проведения лабораторных анализов, взвешивания, очистки, вентилирования, холодной сушки, перемешивания и т.д., т.е. доведения принятой продукции до параметров устойчивого хранения) и возвратить продукцию согласно требуемым кондициям. При этом право собственности на сельхозпродукцию к поставщикам, оказавшим названные услуги, не переходило, сельхозпродукция у контрагентов учитывалась на забалансовом счете 003 (материалы, принятые в переработку), а у общества - на счете 43 (готовая продукция).
Пунктом 2 статьи 346.2 Кодекса определено, что плательщиками ЕСХН являются организации и индивидуальные предприниматели, производящие сельскохозяйственную продукцию, следует, что право на применение данного специального налогового режима связывается прежде всего с видом осуществляемой налогоплательщиком деятельности, а не с тем, к какой категории относятся доходы, полученные от этой деятельности, для целей налогового учета.
Ни указанная норма, ни иные положения главы 26.1 Кодекса не исключают возможности применения системы налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей в случае, если выполнение работ на отдельных этапах производства сельскохозяйственной продукции осуществляется налогоплательщиком с привлечением иных организаций путем заключения с ними договоров подряда, возмездного оказания услуг либо договоров о совместной деятельности.
Противоположный подход, согласно которому доход от реализации сельскохозяйственной продукции, произведенной организацией с участием иных лиц, исключается из расчета установленной пунктом 2 статьи 346.2 Кодекса доли дохода, дающей право на применение системы налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей, влечет неоправданное ограничение организаций, занимающихся производством сельскохозяйственной продукции в кооперации с иными лицами, в праве на применение указанного специального налогового режима. Подобная дифференциация в зависимости от способа ведения деятельности по производству сельскохозяйственной продукции носит произвольный характер и не основана на положениях Кодекса.
Таким образом, апелляционная инстанция сделала правильный вывод о том, что доход, полученный обществом от реализации сельскохозяйственной продукции, произведенной с привлечением иных организаций в рамках договоров возмездного оказания услуг, правомерно учтен им при разрешении вопроса о праве на применение системы налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей.
Вывод апелляционной инстанции о наличии у общества права применения ЕСХН и незаконности начисления спорных сумм налогов по общеустановленной системе налогообложения основан на правильном применении норм права к установленным им обстоятельствам, соответствует имеющимся в материалах дела доказательствам.
Основания для изменения или отмены постановления суда апелляционной инстанции и удовлетворения кассационной жалобы не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
постановил:
постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.03.2011 по делу N А32-23010/2010 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА ОТ 08.07.2011 ПО ДЕЛУ N А32-23010/2010
Разделы:Единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 8 июля 2011 г. по делу N А32-23010/2010
Резолютивная часть постановления объявлена 06 июля 2011 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 08 июля 2011 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Черных Л.А., судей Воловик Л.Н. и Мацко Ю.В., при участии в судебном заседании от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Белозерное-Агро" (ИНН 2336017108, ОГРН 1052306460250) - Доценко Н.Н. (доверенность от 01.06.2011), Рогальского С.С. (доверенность от 01.06.2011), от заинтересованного лица - Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Краснодарскому краю - Дедкова А.М. (доверенность от 27.04.2011), рассмотрев кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Краснодарскому краю на постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.03.2011 (судьи Шимбарева Н.В., Андреева Е.В., Николаев Д.В.) по делу N А32-23010/2010, установил следующее.
ООО "Белозерное-Агро" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Краснодарскому краю (далее - инспекция, налоговый орган) о признании недействительным решения от 19.05.2010 N 11-34/26 о привлечении общества к ответственности за совершение налогового правонарушения в части взыскания 607 192 рублей единого социального налога (далее - ЕСН) за 2006 и 2007 годы, 297 179 рублей пеней, 226 023 рублей налога на имущество за 2006 и 2007 годы, 81 055 рублей пеней, 1 161 706 рублей налога на прибыль организаций (далее - налог на прибыль) за 2006 и 2007 годы, 460 890 рублей пеней, 3 345 847 рублей налога на добавленную стоимость (далее - НДС), 1 238 367 рублей пеней; в части уменьшения завышенных сумм налогов ЕСН на 3 427 рублей, НДС на 244 015 рублей; в части предложения подать уточненные декларации по единому сельскохозяйственному налогу (далее - ЕСХН) для сложения начисленных сумм по ЕСХН - 152 192 рубля за 2006 год и 374 688 рублей за 2007 год (с учетом уточнений требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением суда от 11.01.2011 (судья Гонзус И.П.) заявленные требования удовлетворены в части начисления 2 086 869 рублей пеней, в остальной части решение налогового органа оставлено без изменения.
Судебный акт мотивирован утратой обществом права применения системы налогообложения в виде уплаты ЕСХН в 2006 - 2007 годах.
Постановлением апелляционной инстанции от 21.03.2011 решение отменено в части отказа в удовлетворении требований общества. Суд признал решение налогового органа от 19.05.2010 N 11-34/26 недействительным в части начисления 607 192 рублей ЕСН, 226 023 рублей налога на имущество, 1 161 706 рублей налога на прибыль и 3 345 847 рублей НДС, поскольку доход, полученный обществом от реализации сельскохозяйственной продукции, произведенной с привлечением иных организаций в рамках договоров возмездного оказания услуг, правомерно учтен им при применении системы налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей.
В кассационной жалобе налоговая инспекция просит постановление апелляционного суда отменить, решение суда первой инстанции оставить в силе.
Заявитель жалобы указывает, что применение обществом специальной системы налогообложения в случае выполнения работ с привлечением иных лиц по договорам возможно в рамках отдельных этапов производства, а не в полном объеме, как следует из представленных договоров, является неправомерным.
В отзыве на кассационную жалобу общество просит постановление апелляционной инстанции оставить без изменения как законное и обоснованное, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представители участвующих в деле лиц поддержали доводы и возражения, изложенные в кассационной жалобе и отзыве на нее.
Изучив материалы дела и доводы, изложенные в кассационной жалобе и отзыве на нее, выслушав представителей участвующих в деле лиц, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, налоговая инспекция провела выездную налоговую проверку общества по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты налогов и сборов за период с 01.01.2006 по 30.12.2008, по результатам которой составила акт от 08.04.2010 N 11-34/17 и вынесла решение от 19.05.10 N 11-34/26 о привлечении общества к ответственности за совершение налогового правонарушения, которым обществу начислен штраф в сумме 224 086 рублей по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), 450 рублей по пункту 1 статьи 126 Кодекса, 3 313 030 рублей по пункту 2 статьи 119 Кодекса. Налогоплательщику также предложено уплатить недоимку по налогам в общей сумме 5 381 383 рублей, начислены соответствующие налогам пени в сумме 1 789 690 рублей, предложено подать уточненные налоговые декларации по ЕСХН для сложения начисленных сумм ЕСХН в размере 526 880 рублей, уменьшены на 247 442 рублей излишне исчисленные суммы налогов.
Решением Федеральной налоговой службы России решение налоговой инспекции от 19.05.2010 N 11-34/26 отменено в части штрафов, взысканных в связи с переводом общества с ЕСХН на общеустановленный режим налогообложения в 2006 и 2007 годах.
Не согласившись с решением от 19.05.2010 N 11-34/26 в части доначисления налогов, пеней за 2006 и 2007 годы, связанных с переводом общества с ЕСХН на общеустановленную систему налогообложения, общество обратилось в арбитражный суд.
Основанием доначисления обществу спорных сумм налогов, штрафов и пеней явился вывод налоговой инспекции о неправомерном применении обществом в 2006 - 2007 годах системы налогообложения в виде ЕСХН. По мнению налоговой инспекции, общество не соответствовало определению сельскохозяйственного товаропроизводителя, установленному пунктом 2 статьи 346.2 Кодекса, поскольку доля доходов от реализации сельскохозяйственной продукции собственного производства по итогам 2006 года составила 23,99%.
Признавая указанные выводы налоговой инспекции неправомерными, суд апелляционной инстанции исходил из установленного общеобязательного толкования положений пункта 2 статьи 346.2 Кодекса, изложенного в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.12.2010 N 9534/10.
Суд исследовал представленные обществом документы и установил, что между обществом и ООО "Марьянский рисозавод" заключен договор от 05.09.2005 на приемку, сушку, очистку, переработку давальческого зерна риса урожая 2005 года, а также договор от 08.08.2005 с ООО "Юг-Рис" на прием, сушку, очистку и хранение давальческого зерна. Таким образом, общество реализовывало собственную произведенную сельскохозяйственную продукцию, переработанную сторонними организациями.
По мнению общества, по итогам 2006 года доход, полученный от реализации произведенной сельскохозяйственной продукции и продукции ее первичной переработки из сельскохозяйственного сырья собственного производства, в стоимостном выражении в общей сумме дохода составляет 94,17%, в 2007 доля дохода от реализации собственной сельскохозяйственной продукции и продукции первичной переработки составила 85,14%.
Суд апелляционной инстанции правильно установил и материалами дела подтверждается, что по условиям заключенных договоров на оказание услуг по приемке, сушке, очистке, хранению и отпуску сельскохозяйственной продукции, предприятия-хранители приняли на себя обязательства обеспечить количественно-качественную сохранность партий продукции (в частности, путем проведения лабораторных анализов, взвешивания, очистки, вентилирования, холодной сушки, перемешивания и т.д., т.е. доведения принятой продукции до параметров устойчивого хранения) и возвратить продукцию согласно требуемым кондициям. При этом право собственности на сельхозпродукцию к поставщикам, оказавшим названные услуги, не переходило, сельхозпродукция у контрагентов учитывалась на забалансовом счете 003 (материалы, принятые в переработку), а у общества - на счете 43 (готовая продукция).
Пунктом 2 статьи 346.2 Кодекса определено, что плательщиками ЕСХН являются организации и индивидуальные предприниматели, производящие сельскохозяйственную продукцию, следует, что право на применение данного специального налогового режима связывается прежде всего с видом осуществляемой налогоплательщиком деятельности, а не с тем, к какой категории относятся доходы, полученные от этой деятельности, для целей налогового учета.
Ни указанная норма, ни иные положения главы 26.1 Кодекса не исключают возможности применения системы налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей в случае, если выполнение работ на отдельных этапах производства сельскохозяйственной продукции осуществляется налогоплательщиком с привлечением иных организаций путем заключения с ними договоров подряда, возмездного оказания услуг либо договоров о совместной деятельности.
Противоположный подход, согласно которому доход от реализации сельскохозяйственной продукции, произведенной организацией с участием иных лиц, исключается из расчета установленной пунктом 2 статьи 346.2 Кодекса доли дохода, дающей право на применение системы налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей, влечет неоправданное ограничение организаций, занимающихся производством сельскохозяйственной продукции в кооперации с иными лицами, в праве на применение указанного специального налогового режима. Подобная дифференциация в зависимости от способа ведения деятельности по производству сельскохозяйственной продукции носит произвольный характер и не основана на положениях Кодекса.
Таким образом, апелляционная инстанция сделала правильный вывод о том, что доход, полученный обществом от реализации сельскохозяйственной продукции, произведенной с привлечением иных организаций в рамках договоров возмездного оказания услуг, правомерно учтен им при разрешении вопроса о праве на применение системы налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей.
Вывод апелляционной инстанции о наличии у общества права применения ЕСХН и незаконности начисления спорных сумм налогов по общеустановленной системе налогообложения основан на правильном применении норм права к установленным им обстоятельствам, соответствует имеющимся в материалах дела доказательствам.
Основания для изменения или отмены постановления суда апелляционной инстанции и удовлетворения кассационной жалобы не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
постановил:
постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.03.2011 по делу N А32-23010/2010 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
Л.А.ЧЕРНЫХ
Л.А.ЧЕРНЫХ
Судьи
Л.Н.ВОЛОВИК
Ю.В.МАЦКО
Л.Н.ВОЛОВИК
Ю.В.МАЦКО
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)