Судебные решения, арбитраж
Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Постановление изготовлено в полном объеме 20 июля 2011 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Токмаковой А.Н.,
судей Анненковой Г.В., Первухина В.М.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Кировскому району г. Екатеринбурга (далее - инспекция, налоговый орган) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 19.01.2011 по делу N А60-36228/2010 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.04.2011 по тому же делу.
В судебном заседании принял участие представитель инспекции - Пушкарева Е.В. (доверенность от 18.03.2011 N 03-12/03).
Представители общества с ограниченной ответственностью "Внешэкономпрод" (далее - общество, налогоплательщик), надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы путем направления в его адрес копий определения о принятии кассационной жалобы к производству заказным письмом с уведомлением, а также размещения данной информации на официальном сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Общество обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании недействительными решения инспекции от 09.06.2010 N 21055970/5672, требования N 2204 об уплате налога, сбора, пени и штрафа по состоянию на 03.08.2010 и обязании налогового органа зачесть излишне уплаченную сумму 59 980 руб. 78 коп. в счет предстоящих платежей по земельному налогу.
Решением суда от 19.01.2011 (судья Ремезова Н.И.) требования удовлетворены.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.04.2011 (судьи Полевщикова С.Н., Гулякова Г.Н., Борзенкова И.В.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе инспекция просит отменить указанные судебные акты, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права.
По мнению налогового органа, налогоплательщик, обладая сведениями о кадастровой стоимости земельных участков, представленных налоговому органу Управлением Роснедвижимости по Свердловской области в соответствии с Порядком обмена сведениями в электронном виде о земельных участках, признаваемых объектом налогообложения по земельному налогу, утвержденного совместным Приказом Федерального агентства кадастра объектов недвижимости и Федеральной налоговой службы от 19.09.2007 N П/0235/М-3-13/529@, неверно рассчитал сумму земельного налога, подлежащую уплате в бюджет. Инспекция указывает, что эти сведения направлены в адрес общества до истечения налогового периода, в связи с чем налогоплательщик имел возможность исчислить сумму налога, исходя из кадастровой стоимости 460 528 640 руб. 55 коп. По мнению налогового органа, им представлены надлежащие доказательства, подтверждающие изменение площади земельного участка, принадлежащего обществу.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Как следует из материалов дела, налогоплательщику на праве собственности принадлежат земельный участок, расположенный по адресу: г. Екатеринбург, ул. Д. Зверева, 31, кадастровый номер 66:41:0702001:4.
Инспекцией проведена камеральная налоговая проверка налоговой декларации по земельному налогу за 2009 год, по результатам которой составлен акт от 20.04.2010 и вынесено решение от 09.06.2010 N 21055970/5672, которым налогоплательщику доначислен земельный налог в сумме 48 910 руб., начислены пени в сумме 15 001 руб. 87 коп., штраф в размере 9782 руб.
В ходе проверки инспекцией установлено, что при исчислении земельного налога обществом использованы данные о кадастровой стоимости земельного участка, содержащиеся в Постановлении Правительства Свердловской области от 19.12.2008 N 1347-ПП, по состоянию на 01.01.2009.
Инспекция, руководствуясь данными, полученными из Управления Роснедвижимости по Свердловской области, о кадастровой стоимости земельного участка по состоянию на 12.10.2009, равной 460 528 640 руб. 55 коп., произвела доначисление земельного налога.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Свердловской области от 29.07.2010 жалоба налогоплательщика оставлена без удовлетворения, решение инспекции утверждено.
Инспекцией в адрес налогоплательщика направлено требование N 2204 об уплате земельного налога, пени и штрафа по состоянию на 03.08.2010.
Поскольку добровольно указанное требование обществом не исполнено, инспекция взыскала с него 59 980 руб. 78 коп.
Полагая, что действия налогового органа нарушают его права и законные интересы, налогоплательщик обратился в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суды исходили из следующего.
В силу ст. 390 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налоговая база для исчисления земельного налога определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения. В п. 2 указанной статьи установлено, что кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 ст. 391 Кодекса (в редакции, действовавшей в 2009 году) налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
В силу п. 3 ст. 391 Кодекса налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.
В соответствии с п. 14 ст. 396 Кодекса (в редакции, действовавшей в 2009 году) по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января календарного года подлежит доведению до сведения налогоплательщиков в порядке, определяемом уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, не позднее 1 марта этого года.
Налоговым периодом по земельному налогу признается календарный год (п. 1 ст. 393 Кодекса).
Согласно п. 2 постановления Правительства Российской Федерации от 07.02.2008 N 52 "О порядке доведения кадастровой стоимости земельных участков до сведения налогоплательщиков" сведения о кадастровой стоимости земельных участков для целей налогообложения размещаются на официальном сайте Федерального агентства кадастра объектов недвижимости в сети Интернет.
Судами установлено, что общество при расчете налога за 2009 год применило кадастровую стоимость земельного участка, утвержденную вступившим в силу с 01.01.2009 постановлением правительства Свердловской области от 19.12.2008 N 1347-ПП, и доведенную до сведения налогоплательщиков.
Налоговый орган применил иную кадастровую стоимость, сославшись на сведения Управления Роснедвижимости об уточнении (увеличении) площади земельного участка после вступления в силу названного постановления.
Руководствуясь положениями п. 1 ст. 391, п. 1 ст. 393, п. 14 ст. 396 Кодекса, суды признали неправомерным доначисление налога, связанное с изменением кадастровой стоимости в течение налогового периода, то есть с использованием стоимости, отсутствующей на 01.01.2009.
Кроме того, судом апелляционной инстанции исследованы доводы налогового органа об увеличении площади земельного участка и установлено их несоответствие представленным доказательствам, а именно: данным о площади земельного участка по свидетельству о государственной регистрации права на участок (дата выдачи - 15.12.2008) и кадастровой выписки по состоянию на 12.10.2009.
Таким образом, в результате исследования материалов дела суды пришли к обоснованному выводу о неправомерности произведенных доначислений и взыскания налога.
Заявитель кассационной жалобы в обоснование своих требований ссылается на то, что в соответствии с п. 1 ст. 396 Кодекса сумма налога исчисляется по истечении налогового периода, налогоплательщик был извещен об изменении кадастровой стоимости до истечения 2009 года, следовательно, обязан был исчислить налог, применив доведенные до него сведения.
Данный довод судом кассационной инстанции отклоняется как противоречащий правилам, установленным п. 1 ст. 391, п. 1 ст. 393 Кодекса.
На основании этих же норм отклоняется довод инспекции об обязанности применять данные, поступившие от Управления Роснедвижимости по Свердловской области, так как увеличение кадастровой стоимости земельного участка, обусловленное увеличением его площади в течение налогового периода, в целях налогообложения подлежало учету с начала нового налогового периода.
На основании изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 19.01.2011 по делу N А60-36228/2010 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.04.2011 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Кировскому району г. Екатеринбурга - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС УРАЛЬСКОГО ОКРУГА ОТ 20.07.2011 N Ф09-3809/11 ПО ДЕЛУ N А60-36228/10
Разделы:Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 20 июля 2011 г. N Ф09-3809/11
Дело N А60-36228/10
Резолютивная часть постановления объявлена 14 июля 2011 г.Постановление изготовлено в полном объеме 20 июля 2011 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Токмаковой А.Н.,
судей Анненковой Г.В., Первухина В.М.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Кировскому району г. Екатеринбурга (далее - инспекция, налоговый орган) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 19.01.2011 по делу N А60-36228/2010 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.04.2011 по тому же делу.
В судебном заседании принял участие представитель инспекции - Пушкарева Е.В. (доверенность от 18.03.2011 N 03-12/03).
Представители общества с ограниченной ответственностью "Внешэкономпрод" (далее - общество, налогоплательщик), надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы путем направления в его адрес копий определения о принятии кассационной жалобы к производству заказным письмом с уведомлением, а также размещения данной информации на официальном сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Общество обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании недействительными решения инспекции от 09.06.2010 N 21055970/5672, требования N 2204 об уплате налога, сбора, пени и штрафа по состоянию на 03.08.2010 и обязании налогового органа зачесть излишне уплаченную сумму 59 980 руб. 78 коп. в счет предстоящих платежей по земельному налогу.
Решением суда от 19.01.2011 (судья Ремезова Н.И.) требования удовлетворены.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.04.2011 (судьи Полевщикова С.Н., Гулякова Г.Н., Борзенкова И.В.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе инспекция просит отменить указанные судебные акты, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права.
По мнению налогового органа, налогоплательщик, обладая сведениями о кадастровой стоимости земельных участков, представленных налоговому органу Управлением Роснедвижимости по Свердловской области в соответствии с Порядком обмена сведениями в электронном виде о земельных участках, признаваемых объектом налогообложения по земельному налогу, утвержденного совместным Приказом Федерального агентства кадастра объектов недвижимости и Федеральной налоговой службы от 19.09.2007 N П/0235/М-3-13/529@, неверно рассчитал сумму земельного налога, подлежащую уплате в бюджет. Инспекция указывает, что эти сведения направлены в адрес общества до истечения налогового периода, в связи с чем налогоплательщик имел возможность исчислить сумму налога, исходя из кадастровой стоимости 460 528 640 руб. 55 коп. По мнению налогового органа, им представлены надлежащие доказательства, подтверждающие изменение площади земельного участка, принадлежащего обществу.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Как следует из материалов дела, налогоплательщику на праве собственности принадлежат земельный участок, расположенный по адресу: г. Екатеринбург, ул. Д. Зверева, 31, кадастровый номер 66:41:0702001:4.
Инспекцией проведена камеральная налоговая проверка налоговой декларации по земельному налогу за 2009 год, по результатам которой составлен акт от 20.04.2010 и вынесено решение от 09.06.2010 N 21055970/5672, которым налогоплательщику доначислен земельный налог в сумме 48 910 руб., начислены пени в сумме 15 001 руб. 87 коп., штраф в размере 9782 руб.
В ходе проверки инспекцией установлено, что при исчислении земельного налога обществом использованы данные о кадастровой стоимости земельного участка, содержащиеся в Постановлении Правительства Свердловской области от 19.12.2008 N 1347-ПП, по состоянию на 01.01.2009.
Инспекция, руководствуясь данными, полученными из Управления Роснедвижимости по Свердловской области, о кадастровой стоимости земельного участка по состоянию на 12.10.2009, равной 460 528 640 руб. 55 коп., произвела доначисление земельного налога.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Свердловской области от 29.07.2010 жалоба налогоплательщика оставлена без удовлетворения, решение инспекции утверждено.
Инспекцией в адрес налогоплательщика направлено требование N 2204 об уплате земельного налога, пени и штрафа по состоянию на 03.08.2010.
Поскольку добровольно указанное требование обществом не исполнено, инспекция взыскала с него 59 980 руб. 78 коп.
Полагая, что действия налогового органа нарушают его права и законные интересы, налогоплательщик обратился в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суды исходили из следующего.
В силу ст. 390 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налоговая база для исчисления земельного налога определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения. В п. 2 указанной статьи установлено, что кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 ст. 391 Кодекса (в редакции, действовавшей в 2009 году) налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
В силу п. 3 ст. 391 Кодекса налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.
В соответствии с п. 14 ст. 396 Кодекса (в редакции, действовавшей в 2009 году) по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января календарного года подлежит доведению до сведения налогоплательщиков в порядке, определяемом уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, не позднее 1 марта этого года.
Налоговым периодом по земельному налогу признается календарный год (п. 1 ст. 393 Кодекса).
Согласно п. 2 постановления Правительства Российской Федерации от 07.02.2008 N 52 "О порядке доведения кадастровой стоимости земельных участков до сведения налогоплательщиков" сведения о кадастровой стоимости земельных участков для целей налогообложения размещаются на официальном сайте Федерального агентства кадастра объектов недвижимости в сети Интернет.
Судами установлено, что общество при расчете налога за 2009 год применило кадастровую стоимость земельного участка, утвержденную вступившим в силу с 01.01.2009 постановлением правительства Свердловской области от 19.12.2008 N 1347-ПП, и доведенную до сведения налогоплательщиков.
Налоговый орган применил иную кадастровую стоимость, сославшись на сведения Управления Роснедвижимости об уточнении (увеличении) площади земельного участка после вступления в силу названного постановления.
Руководствуясь положениями п. 1 ст. 391, п. 1 ст. 393, п. 14 ст. 396 Кодекса, суды признали неправомерным доначисление налога, связанное с изменением кадастровой стоимости в течение налогового периода, то есть с использованием стоимости, отсутствующей на 01.01.2009.
Кроме того, судом апелляционной инстанции исследованы доводы налогового органа об увеличении площади земельного участка и установлено их несоответствие представленным доказательствам, а именно: данным о площади земельного участка по свидетельству о государственной регистрации права на участок (дата выдачи - 15.12.2008) и кадастровой выписки по состоянию на 12.10.2009.
Таким образом, в результате исследования материалов дела суды пришли к обоснованному выводу о неправомерности произведенных доначислений и взыскания налога.
Заявитель кассационной жалобы в обоснование своих требований ссылается на то, что в соответствии с п. 1 ст. 396 Кодекса сумма налога исчисляется по истечении налогового периода, налогоплательщик был извещен об изменении кадастровой стоимости до истечения 2009 года, следовательно, обязан был исчислить налог, применив доведенные до него сведения.
Данный довод судом кассационной инстанции отклоняется как противоречащий правилам, установленным п. 1 ст. 391, п. 1 ст. 393 Кодекса.
На основании этих же норм отклоняется довод инспекции об обязанности применять данные, поступившие от Управления Роснедвижимости по Свердловской области, так как увеличение кадастровой стоимости земельного участка, обусловленное увеличением его площади в течение налогового периода, в целях налогообложения подлежало учету с начала нового налогового периода.
На основании изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 19.01.2011 по делу N А60-36228/2010 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.04.2011 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Кировскому району г. Екатеринбурга - без удовлетворения.
Председательствующий
ТОКМАКОВА А.Н.
Судьи
АННЕНКОВА Г.В.
ПЕРВУХИН В.М.
ТОКМАКОВА А.Н.
Судьи
АННЕНКОВА Г.В.
ПЕРВУХИН В.М.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)