Судебные решения, арбитраж
Налог на игорный бизнес
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Гусева О.Г.,
судей Дубровского В.И., Анненковой Г.В.,
рассмотрел в судебном заседании жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г. Уфы (далее - инспекция, налоговый орган) на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 20.10.2008 по делу N А07-1411/2007-А-ААД и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.12.2008 по тому же делу.
В судебном заседании приняли участие представители общества с ограниченной ответственностью "Уралконтрактплюс" (далее - общество, налогоплательщик) - Зубаиров А.Ф. (доверенность от 25.10.2007 N 2-ю).
Представители налогового органа, надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы путем направления в его адрес копии определения о принятии кассационной жалобы к производству заказным письмом с уведомлением, а также размещения данной информации на официальном сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Общество обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением о признании незаконным отказа инспекции произвести возврат излишне уплаченного налога на игорный бизнес за период с 01.09.2005 по 30.09.2006 в сумме 2 846 250 руб.
Решением суда от 06.04.2007 (резолютивная часть от 05.04.2007; судья Азаматов А.Д.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.09.2007 (судьи Митичев О.П., Тремасова-Зинова М.В., Малышев М.Б.) решение суда оставлено без изменения.
Постановлением Федерального арбитражного суда Уральского округа от 11.12.2007 (судьи Гусев О.Г., Анненкова Г.В., Глазырина Т.Ю.) судебные акты оставлены без изменения.
Определением Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.06.2008 (судьи Мурина О.Л., Наумов О.А., Поповченко А.А.) обществу разъяснено право на пересмотр дела по вновь открывшимся обстоятельствам с учетом позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15.04.2008 N 1777/07.
Решением суда от 25.08.2008 (судья Азаматов А.Д.) заявление общества о пересмотре дела N А07-1411/2007-А-ААД по вновь открывшимся обстоятельствам удовлетворено. Решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 06.04.2007 отменено, дело назначено к рассмотрению по существу.
Решением суда от 20.10.2008 (резолютивная часть от 14.10.2008; судья Азаматов А.Д.) заявленные требования удовлетворены. Суд признал незаконным бездействие инспекции, выраженное в отказе произвести возврат обществу излишне уплаченного налога на игорный бизнес за период с 01.09.2005 по 30.09.2006 в сумме 2 846 250 руб., и обязал инспекцию произвести возврат излишне уплаченного налога в указанной сумме.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.12.2008 (резолютивная часть от 17.12.2008; судьи Чередникова М.В., Кузнецов Ю.А., Степанова М.Г.) решение суда оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, инспекция просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права. По мнению инспекции, общество не имеет права пользоваться гарантиями, установленными ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 14.06.1995 N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 14.06.1995 N 88-ФЗ), поскольку оно начало осуществлять деятельность в сфере игорного бизнеса после вступления в силу гл. 29 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).
Инспекция полагает, что налогоплательщиком не представлены доказательства, свидетельствующие о том, что изменение ставок налога на игорный бизнес создало для него менее благоприятные условия ведения предпринимательской деятельности.
Налоговый орган также считает, что у него не имелось оснований для возврата налога на игорный бизнес за спорный период, поскольку уточненные налоговые декларации обществом не были представлены.
Обществом представлен отзыв на кассационную жалобу инспекции, в котором оно просит обжалуемые судебные акты оставить без изменения. Налогоплательщик считает, что доводы инспекции, изложенные в кассационной жалобе, ошибочны и основаны на неправильном толковании норм материального права.
Как следует из материалов дела, общество зарегистрировано в качестве юридического лица 23.08.2004 и осуществляет предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса.
За период с 01.09.2005 по 30.09.2006 обществом исчислен и уплачен налог на игорный бизнес исходя из ставки 7500 руб. за один игровой автомат, установленной Законом Республики Башкортостан от 16.07.2004 N 91-з "О внесении изменений в ст. 2 Закона Республики Башкортостан "О налоге на игорный бизнес".
Налогоплательщик, полагая, что уплата налога должна была производиться по ставке 3750 руб. за один игровой автомат, установленной на момент его государственной регистрации в качестве юридического лица, обратился в налоговый орган с заявлением о возврате излишне уплаченного налога на игорный бизнес в сумме 2 846 250 руб.
Заявление общества налоговым органом оставлено без рассмотрения.
Общество, считая, что бездействие инспекции, выраженное в невозврате излишне уплаченного налога на игорный бизнес за период с 01.09.2005 по 30.09.2006 в сумме 2 846 250 руб., является незаконным, обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суды удовлетворили заявленные требования, исходя из того, что налогоплательщик как субъект малого предпринимательства в спорный период имеет право применять ставку налога на игорный бизнес, действовавшую на момент его государственной регистрации в качестве юридического лица. Судами установлены факты наличия у общества переплаты по налогу на игорный бизнес в спорной сумме и соблюдения обществом порядка подачи заявления о возврате излишне уплаченного налога, установленного ст. 78 Кодекса.
Выводы судов основаны на материалах дела, исследованных с соблюдением требований, предусмотренных ст. 65, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и соответствуют налоговому законодательству.
В силу абз. 2 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 14.06.1995 N 88-ФЗ в случае, если изменение налогового законодательства создает менее благоприятные условия для субъектов малого предпринимательства по сравнению с ранее действовавшими условиями, то в течение первых четырех лет своей деятельности указанные субъекты подлежат налогообложению в том же порядке, который действовал на момент их государственной регистрации.
Ухудшение условий для субъектов малого предпринимательства может заключаться как в возложении дополнительного налогового бремени, так и в необходимости исполнять иные, ранее не предусмотренные законодательством обязанности по исчислению и уплате налога, за неисполнение которых применяются меры налоговой ответственности. Поэтому новая норма налогового законодательства, ухудшающая положение налогоплательщика, не должна применяться к длящимся правоотношениям, возникшим до дня официального введения нового налогового регулирования (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 07.02.2002 N 37-О, от 09.07.2004 N 242-О и постановление названного суда от 19.06.2003 N 11-П).
Законом Республики Башкортостан от 04.11.2003 N 30-з "О ставках налога на игорный бизнес в Республике Башкортостан" установлена ставка налога на игорный бизнес в размере 3750 руб. за один игровой автомат.
Законом Республики Башкортостан "О внесении изменений в ст. 2 Закона Республики Башкортостан "О налоге на игорный бизнес" от 16.07.2004 N 91-з ставка налога на игорный бизнес была увеличена до 7500 руб. за каждый игровой автомат.
В связи с тем, что ставка налога согласно ст. 17 Кодекса является одним из элементов налогообложения, ее изменение в сторону повышения в течение первых четырех лет деятельности предпринимателя ухудшает его положение, создает менее благоприятные условия для предпринимательской деятельности, налогоплательщик вправе уплачивать налог на игорный бизнес с применением ставки, действовавшей на момент его регистрации.
Судами установлено, что налогоплательщик является субъектом малого предпринимательства, зарегистрирован в качестве юридического лица 23.08.2004, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации и выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц.
На момент государственной регистрации общества действовала ставка налога на игорный бизнес в размере 3750 руб. за один игровой автомат. Таким образом, судами сделан правильный вывод о том, что налогоплательщик вправе воспользоваться гарантией, установленной ст. 9 Федерального закона от 14.06.1995 N 88-ФЗ, при исчислении и уплате налога на игорный бизнес за период с 01.09.2005 по 30.09.2006.
Судами на основании представленных сторонами доказательств установлен факт уплаты налогоплательщиком за указанный период налога на игорный бизнес по ставке в размере 7500 руб. за один игровой автомат.
При таких обстоятельствах суды обоснованно признали незаконным бездействие инспекции, выраженное в невозврате излишне уплаченного налога на игорный бизнес за период с 01.09.2005 по 30.09.2006 в сумме 2 846 250 руб., правомерно обязав инспекцию произвести возврат излишне уплаченного налога на игорный бизнес в указанной сумме.
Нормы материального права применены судами правильно, выводы судов соответствуют установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене судебных актов, судом кассационной инстанции не выявлено.
Доводы инспекции, указанные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения судов, и им дана надлежащая правовая оценка.
С учетом изложенного суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 20.10.2008 по делу N А07-1411/2007-А-ААД и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.12.2008 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г. Уфы - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС УРАЛЬСКОГО ОКРУГА ОТ 30.03.2009 N Ф09-9719/07-С3 ПО ДЕЛУ N А07-1411/2007-А-ААД
Разделы:Налог на игорный бизнес
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 марта 2009 г. N Ф09-9719/07-С3
Дело N А07-1411/2007-А-ААД
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Гусева О.Г.,
судей Дубровского В.И., Анненковой Г.В.,
рассмотрел в судебном заседании жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г. Уфы (далее - инспекция, налоговый орган) на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 20.10.2008 по делу N А07-1411/2007-А-ААД и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.12.2008 по тому же делу.
В судебном заседании приняли участие представители общества с ограниченной ответственностью "Уралконтрактплюс" (далее - общество, налогоплательщик) - Зубаиров А.Ф. (доверенность от 25.10.2007 N 2-ю).
Представители налогового органа, надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы путем направления в его адрес копии определения о принятии кассационной жалобы к производству заказным письмом с уведомлением, а также размещения данной информации на официальном сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Общество обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением о признании незаконным отказа инспекции произвести возврат излишне уплаченного налога на игорный бизнес за период с 01.09.2005 по 30.09.2006 в сумме 2 846 250 руб.
Решением суда от 06.04.2007 (резолютивная часть от 05.04.2007; судья Азаматов А.Д.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.09.2007 (судьи Митичев О.П., Тремасова-Зинова М.В., Малышев М.Б.) решение суда оставлено без изменения.
Постановлением Федерального арбитражного суда Уральского округа от 11.12.2007 (судьи Гусев О.Г., Анненкова Г.В., Глазырина Т.Ю.) судебные акты оставлены без изменения.
Определением Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.06.2008 (судьи Мурина О.Л., Наумов О.А., Поповченко А.А.) обществу разъяснено право на пересмотр дела по вновь открывшимся обстоятельствам с учетом позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15.04.2008 N 1777/07.
Решением суда от 25.08.2008 (судья Азаматов А.Д.) заявление общества о пересмотре дела N А07-1411/2007-А-ААД по вновь открывшимся обстоятельствам удовлетворено. Решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 06.04.2007 отменено, дело назначено к рассмотрению по существу.
Решением суда от 20.10.2008 (резолютивная часть от 14.10.2008; судья Азаматов А.Д.) заявленные требования удовлетворены. Суд признал незаконным бездействие инспекции, выраженное в отказе произвести возврат обществу излишне уплаченного налога на игорный бизнес за период с 01.09.2005 по 30.09.2006 в сумме 2 846 250 руб., и обязал инспекцию произвести возврат излишне уплаченного налога в указанной сумме.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.12.2008 (резолютивная часть от 17.12.2008; судьи Чередникова М.В., Кузнецов Ю.А., Степанова М.Г.) решение суда оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, инспекция просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права. По мнению инспекции, общество не имеет права пользоваться гарантиями, установленными ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 14.06.1995 N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 14.06.1995 N 88-ФЗ), поскольку оно начало осуществлять деятельность в сфере игорного бизнеса после вступления в силу гл. 29 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).
Инспекция полагает, что налогоплательщиком не представлены доказательства, свидетельствующие о том, что изменение ставок налога на игорный бизнес создало для него менее благоприятные условия ведения предпринимательской деятельности.
Налоговый орган также считает, что у него не имелось оснований для возврата налога на игорный бизнес за спорный период, поскольку уточненные налоговые декларации обществом не были представлены.
Обществом представлен отзыв на кассационную жалобу инспекции, в котором оно просит обжалуемые судебные акты оставить без изменения. Налогоплательщик считает, что доводы инспекции, изложенные в кассационной жалобе, ошибочны и основаны на неправильном толковании норм материального права.
Как следует из материалов дела, общество зарегистрировано в качестве юридического лица 23.08.2004 и осуществляет предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса.
За период с 01.09.2005 по 30.09.2006 обществом исчислен и уплачен налог на игорный бизнес исходя из ставки 7500 руб. за один игровой автомат, установленной Законом Республики Башкортостан от 16.07.2004 N 91-з "О внесении изменений в ст. 2 Закона Республики Башкортостан "О налоге на игорный бизнес".
Налогоплательщик, полагая, что уплата налога должна была производиться по ставке 3750 руб. за один игровой автомат, установленной на момент его государственной регистрации в качестве юридического лица, обратился в налоговый орган с заявлением о возврате излишне уплаченного налога на игорный бизнес в сумме 2 846 250 руб.
Заявление общества налоговым органом оставлено без рассмотрения.
Общество, считая, что бездействие инспекции, выраженное в невозврате излишне уплаченного налога на игорный бизнес за период с 01.09.2005 по 30.09.2006 в сумме 2 846 250 руб., является незаконным, обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суды удовлетворили заявленные требования, исходя из того, что налогоплательщик как субъект малого предпринимательства в спорный период имеет право применять ставку налога на игорный бизнес, действовавшую на момент его государственной регистрации в качестве юридического лица. Судами установлены факты наличия у общества переплаты по налогу на игорный бизнес в спорной сумме и соблюдения обществом порядка подачи заявления о возврате излишне уплаченного налога, установленного ст. 78 Кодекса.
Выводы судов основаны на материалах дела, исследованных с соблюдением требований, предусмотренных ст. 65, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и соответствуют налоговому законодательству.
В силу абз. 2 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 14.06.1995 N 88-ФЗ в случае, если изменение налогового законодательства создает менее благоприятные условия для субъектов малого предпринимательства по сравнению с ранее действовавшими условиями, то в течение первых четырех лет своей деятельности указанные субъекты подлежат налогообложению в том же порядке, который действовал на момент их государственной регистрации.
Ухудшение условий для субъектов малого предпринимательства может заключаться как в возложении дополнительного налогового бремени, так и в необходимости исполнять иные, ранее не предусмотренные законодательством обязанности по исчислению и уплате налога, за неисполнение которых применяются меры налоговой ответственности. Поэтому новая норма налогового законодательства, ухудшающая положение налогоплательщика, не должна применяться к длящимся правоотношениям, возникшим до дня официального введения нового налогового регулирования (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 07.02.2002 N 37-О, от 09.07.2004 N 242-О и постановление названного суда от 19.06.2003 N 11-П).
Законом Республики Башкортостан от 04.11.2003 N 30-з "О ставках налога на игорный бизнес в Республике Башкортостан" установлена ставка налога на игорный бизнес в размере 3750 руб. за один игровой автомат.
Законом Республики Башкортостан "О внесении изменений в ст. 2 Закона Республики Башкортостан "О налоге на игорный бизнес" от 16.07.2004 N 91-з ставка налога на игорный бизнес была увеличена до 7500 руб. за каждый игровой автомат.
В связи с тем, что ставка налога согласно ст. 17 Кодекса является одним из элементов налогообложения, ее изменение в сторону повышения в течение первых четырех лет деятельности предпринимателя ухудшает его положение, создает менее благоприятные условия для предпринимательской деятельности, налогоплательщик вправе уплачивать налог на игорный бизнес с применением ставки, действовавшей на момент его регистрации.
Судами установлено, что налогоплательщик является субъектом малого предпринимательства, зарегистрирован в качестве юридического лица 23.08.2004, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации и выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц.
На момент государственной регистрации общества действовала ставка налога на игорный бизнес в размере 3750 руб. за один игровой автомат. Таким образом, судами сделан правильный вывод о том, что налогоплательщик вправе воспользоваться гарантией, установленной ст. 9 Федерального закона от 14.06.1995 N 88-ФЗ, при исчислении и уплате налога на игорный бизнес за период с 01.09.2005 по 30.09.2006.
Судами на основании представленных сторонами доказательств установлен факт уплаты налогоплательщиком за указанный период налога на игорный бизнес по ставке в размере 7500 руб. за один игровой автомат.
При таких обстоятельствах суды обоснованно признали незаконным бездействие инспекции, выраженное в невозврате излишне уплаченного налога на игорный бизнес за период с 01.09.2005 по 30.09.2006 в сумме 2 846 250 руб., правомерно обязав инспекцию произвести возврат излишне уплаченного налога на игорный бизнес в указанной сумме.
Нормы материального права применены судами правильно, выводы судов соответствуют установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене судебных актов, судом кассационной инстанции не выявлено.
Доводы инспекции, указанные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения судов, и им дана надлежащая правовая оценка.
С учетом изложенного суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 20.10.2008 по делу N А07-1411/2007-А-ААД и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.12.2008 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г. Уфы - без удовлетворения.
Председательствующий
ГУСЕВ О.Г.
Судьи
ДУБРОВСКИЙ В.И.
АННЕНКОВА Г.В.
ГУСЕВ О.Г.
Судьи
ДУБРОВСКИЙ В.И.
АННЕНКОВА Г.В.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)