Судебные решения, арбитраж
Налог на имущество организаций
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 04 марта 2009 г.
Полный текст постановления изготовлен 05 марта 2009 г.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Журавлевой В.А.
судей: Музыкантовой М.Х., Усаниной Н.А.
при ведении протокола судебного заседания судьей Усаниной Н.А.
при участии в заседании: Селиной Н.А., доверенность от 02.03.2009 г.; Кочетова С.В., доверенность от 09.01.2008 г.
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу инспекции Федеральной налоговой службы по Новокузнецкому району Кемеровской области
на решение Арбитражного суда Кемеровской области от 08.12.2008 г.
по делу N А27-12826/2008-2 (судья Мишина И.В.)
по заявлению закрытого акционерного общества "Разрез "Тагарышский"
к инспекции Федеральной налоговой службы по Новокузнецкому району Кемеровской области
о признании незаконными действий по осуществлению зачета сумм переплат в размере 130132,68 руб., обязании возвратить соответствующие суммы переплаты по налогам
установил:
Закрытое акционерное общество "Разрез "Тагарышский" (далее ЗАО "Разрез "Тагарышский", общество) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением к ИФНС России по Новокузнецкому району Кемеровской области о признании незаконными действий по осуществлению зачета сумм переплат в размере 130132,68 руб., обязании возвратить соответствующие суммы переплаты по налогам.
Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 08.12.2008 г. заявленные требования удовлетворены, суд признал незаконными действия инспекции, выразившиеся в проведении зачета излишне уплаченных сумм налогов (сборов), пени в общем размере 130132,68 руб., обязал ИФНС России по Новокузнецкому району Кемеровской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя и возвратить ЗАО "Разрез "Тагарышский" 130132,68 руб. переплаты по налогам, сборам, пеням.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ИФНС России по Новокузнецкому району Кемеровской области обратилась в суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных ЗАО "Разрез "Тагарышский" требований по следующим основаниям:
- - несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, неполное выяснение судом обстоятельств, имеющих значение для дела: налоговый орган вправе осуществить зачет подлежащей возврату суммы налога в счет погашения обязательных платежей, требования в отношении которых, являются текущими; требования кредиторов по текущим платежам не подлежат включению в реестр требований кредиторов; налоговый орган вправе в бесспорном порядке списывать с налогоплательщика задолженность, так как эта задолженность относится к текущим платежам и образовалась с 26.10.2007 г. по 16.04.2008 г. - в промежуток между принятием заявления о признании должника банкротом и до процедуры конкурсного производства и подлежит взысканию вне очереди; у налогоплательщика имелась недоимка в различные фонды, а не в один налог, инспекцией был произведен зачет с разбивкой по фондам;
- - неправильное применение норм материального права: п. 1 ст. 134 Федерального закона N 127-ФЗ, в соответствии с которым кредиторы по текущим платежам при проведении соответствующих процедур банкротства не признаются лицами, участвующими в деле о банкротстве, а именно, вне очереди погашаются требования кредиторов, возникшие в период после принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом и до признания должника банкротом, а также требования кредиторов по денежным обязательствам, возникшие в ходе конкурсного производства, если иное не предусмотрено данным Федеральным законом; п. 5 ст. 78 НК РФ, в соответствии с которым у налогового органа имеется право самостоятельно производить зачет в случае, если у налогоплательщика имеется недоимка по другим налогам.
В судебном заседании апелляционной инстанции, представители апеллянта доводы жалобы поддержали по изложенным в ней основаниям.
Представитель Общества в судебное заседание не явился, будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте рассмотрения дела (суд апелляционной инстанции располагает сведениями о надлежащем извещении).
В порядке ч. 1 ст. 266, ч. 1, ч. 3 ст. 156 АПК РФ суд считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы дела, в порядке ст. 268 АПК РФ, изучив доводы апелляционной жалобы, выслушав участников процесса, суд апелляционной инстанции считает, решение Арбитражного суда Кемеровской области от 08.12.2008 г. не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Материалами дела установлено что, по результатам проведенной между ЗАО "Разрез "Тагарышский" и Инспекцией Федеральной налоговой службы по Новокузнецкому району Кемеровской области совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам за период с 01.01.2008 по 15.04.2008, по состоянию на 16.04.2008 было установлено наличие у общества переплаты в сумме 177 443, 60 руб., в том числе: пени по налогу на прибыль организаций, зачисляемой в федеральный бюджет, в сумме 742, 39 руб., пени по налогу на прибыль организаций, зачисляемой в бюджет субъекта РФ, в сумме 1 140, 13 руб., единого социального налога, зачисляемого в Фонд социального страхования РФ, в сумме 122 065, 22 руб., пени по единому социальному налогу (далее - ЕСН), зачисляемой в Фонд социального страхования РФ, в сумме 7 338, 39 руб., пени по налогу на добычу полезных ископаемых в сумме 27 627, 50 руб., налога на прибыль организаций, зачисляемого в местный бюджет, в сумме 8 459, 55 руб., пени по налогу на прибыль организаций, зачисляемой в местный бюджет, в сумме 164, 65 руб., отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы, зачисляемых в федеральный бюджет, в сумме 102, 14 руб., пени по отчислениям на воспроизводство минерально-сырьевой базы в сумме 190 руб., сбора на нужды образовательных учреждений в сумме 9 686, 91 руб., пени по целевому сбору на содержание милиции в сумме 6, 72 руб. (акт совместной сверки N 295).
Извещением от 23.09.2008 N 5025 налоговый орган сообщил, что, руководствуясь пунктом 1 статьи 78 НК РФ, на основании решений налогового органа от 23.09.2008 N 3336 - 3356 произведен зачет имеющейся у общества переплаты в общей сумме 130 132, 68 руб. в счет уплаты задолженности предприятия, в том числе переплаты:
- - по пени по ЕСН (ФСС) в сумме 480 руб. в счет задолженности по штрафу по ЕСН (ФСС) на указанную сумму;
- - по пени по ЕСН (ФСС) в сумме 6 968, 39 руб. в счет задолженности по пени по ЕСН (ФБ);
- - по ЕСН (ФСС) в сумме 3 360 руб. в счет задолженности по штрафу по ЕСН (ФБ);
- - по ЕСН (ФСС) в сумме 35 084, 33 руб. в счет задолженности по ЕСН (ФБ);
- - по ЕСН (ФСС) в сумме 208, 21 руб. в счет задолженности по пени по ЕСН (ФБ);
- - по ЕСН (ФСС) в сумме 6 842, 45 руб. в счет задолженности по пени по ЕСН (ФФОМС);
- - по ЕСН (ФСС) в сумме 199, 88 руб. в счет задолженности по пени по ЕСН (ФФОМС);
- - по ЕСН (ФСС) в сумме 24 руб. в счет задолженности по штрафу по ЕСН (ФФОМС);
- - по ЕСН (ФСС) в сумме 22 583 руб. в счет задолженности по ЕСН (ТФОМС);
- - по сбору на нужды образовательных учреждений в сумме 1 556, 03 руб. в счет задолженности по штрафу по налогу с продаж;
- - по сбору на нужды образовательных учреждений в сумме 8 130, 88 руб. в счет задолженности по налогу на имущество организаций;
- - по налогу на прибыль (МБ) в сумме 8 239, 55 руб. в счет задолженности по налогу на добавленную стоимость (далее - НДС);
- - по пени по налогу на прибыль (МБ) в сумме 164, 65 руб. в счет задолженности по НДС;
- - по пени по отчислениям на воспроизводство минерально-сырьевой базы (далее - отчислений на ВМСБ) в сумме 102, 14 руб. в счет задолженности по НДС;
- - по штрафу по отчислениям на ВСМБ в сумме 190 руб. в счет задолженности по НДС;
- - по пени по налогу на прибыль (ФБ) в сумме 742, 39 руб. в счет задолженности по НДС;
- - по пени по налогу на прибыль (БС) в сумме 1 140, 13 руб. в счет задолженности по НДС;
- - по ЕСН (ФСС) в сумме 6 079, 16 руб. в счет задолженности по пени по ЕСН (ТФОМС);
- - по ЕСН (ФСС) в сумме 408 руб. в счет задолженности по штрафу по ЕСН (ТФОМС);
- - по пени по налогу на добычу полезных ископаемых (далее - НДПИ) в сумме 27 627, 50 руб. в счет задолженности по НДС;
- - по пени по водному налогу в сумме 1, 99 руб. в счет задолженности по НДС на ту же сумму.
Как следует из материалов дела, решением Арбитражного суда Кемеровской области от 16.04.2008 по делу N А27-10015/2007-4 (заявление поступило в суд 19.10.2007 г.) ЗАО "Разрез "Тагарышский" признано несостоятельным (банкротом) и в отношении него открыто конкурсное производство сроком на 12 месяцев.
Согласно части 1 статьи 126 Федерального закона РФ от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" с даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства: прекращается начисление неустоек (штрафов, пеней), процентов и иных финансовых санкций по всем видам задолженности должника; все требования кредиторов по денежным обязательствам, об уплате обязательных платежей, иные имущественные требования, за исключением требований о признании права собственности, о взыскании морального вреда, об истребовании имущества из чужого незаконного владения, о признании недействительными ничтожных сделок и о применении последствий их недействительности, а также текущие обязательства, указанные в пункте 1 статьи 134 настоящего Федерального закона, могут быть предъявлены только в ходе конкурсного производства.
Согласно пункту 1 статьи 134 Закона о банкротстве вне очереди за счет конкурсной массы погашаются требования кредиторов, возникшие в период после принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом и до признания его таковым, а также требования кредиторов по денежным обязательствам, возникшие в ходе конкурсного производства, если иное не предусмотрено названным Законом.
В силу пункта 4 статьи 142 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)", требования об уплате обязательных платежей, возникшие после открытия конкурсного производства, независимо от срока их предъявления, удовлетворяются за счет имущества, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, внесенных в реестр требований.
Таким образом, суд первой инстанции правильно указал в решении, что законодательством о банкротстве не допускается преимущественного права налоговых органов на удовлетворение требования об уплате обязательных платежей, возникших после открытия конкурсного производства.
При этом согласно статье 5 Закона о банкротстве под текущими платежами понимаются денежные обязательства и обязательные платежи, возникшие после принятия заявления о признании должника банкротом, а также денежные обязательства и обязательные платежи, срок исполнения которых наступил после введения соответствующей процедуры банкротства. Требования кредиторов по текущим платежам не подлежат включению в реестр требований кредиторов. Кредиторы по текущим платежам при проведении соответствующих процедур банкротства не признаются лицами, участвующими в деле о банкротстве.
Как разъяснено в пункте 8 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 25 "О некоторых вопросах, связанных с квалификацией и установлением требований по обязательным платежам, а также санкциям за публичные правонарушения в деле о банкротстве" при применении положений пункта 1 статьи 5 Закона о банкротстве и решении вопроса о моменте возникновения обязательного платежа для целей отнесения соответствующих требований к текущим или к подлежащим включению в реестр требований кредиторов судам необходимо учитывать, что датой возникновения обязанности по уплате налога является дата окончания налогового периода, а не дата представления налоговой декларации или дата окончания срока уплаты налога.
Судом правильно установлено и подтверждается материалами дела, что спорная сумма переплаты была направлена налоговым органом на погашение задолженности по штрафу по ЕСН (ФСС), по пени по ЕСН (ФБ), по штрафу по ЕСН (ФБ), по ЕСН (ФБ), по пени по ЕСН (ФБ), по пени по ЕСН (ФФОМС), по пени по ЕСН (ФФОМС), по штрафу по ЕСН (ФФОМС), по ЕСН (ТФОМС), по штрафу по налогу с продаж, по налогу на имущество организаций, по НДС, по пени по ЕСН (ТФОМС), по штрафу по ЕСН (ТФОМС).
В соответствии с требованиями части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Налоговой инспекцией в суд апелляционной инстанции в подтверждение законности и обоснованности оспариваемых действий представлены копии налоговых деклараций (в т.ч. электронные), подтверждающие задолженность организации по налогам, в том числе:
- - налоговый расчет по авансовому платежу по налогу на имущество организаций за 6 месяца 2008 года, содержащий сумму к уплате 6 247 руб.;
- - налоговый расчет по авансовому платежу по налогу на имущество организаций за 3 месяца 2008 г. с суммой к уплате 6 572 руб.;
- - расчет авансовых платежей по ЕСН за 1 квартал 2007 г.
с суммой к уплате в ФБ за 1 месяц 11 273 руб., за 2 месяц 23 108 руб., за 3 месяц 4 139 руб.,
с суммой к уплате в ФФОМС за 1 месяц 12 386 руб., 2 мес. 8 080 руб., 3 мес. 7 507 руб.
- с суммой к уплате в ТФОМС за 1 мес. 22 521 руб., 2 мес. 14 691 руб., 3 мес. 13 648 руб.;
- - расчет по НДС за декабрь 2007 г. с суммой к уплате 1 139 руб.;
- - расчет по НДС за ноябрь 2007 г. с суммой к уплате 38 237 руб.;
- - расчет по НДС за октябрь 2007 г. с суммой к уплате 35 246 руб.;
- - расчет по ЕСН за 12 месяцев 2007 г. квартальный с суммой к уплате в ФБ 56 555 руб., в ФФОМС - 10 493 руб., в ТФОМС - 18 617 руб.
- - расчет по ЕСН за 3 месяца 2008 г. с суммой к уплате в ФБ 8 809 руб., в ФФОМЧ - 1 615 руб., в ТФОМС - 2 936 руб.;
- - расчет авансовых платежей по ЕСН за 6 месяцев 2008 г. с суммой к уплате в ФБ 3 090 руб., с суммой к уплате в ФФОМС 566 руб., с суммой к уплате в ТФОМС 1 030 руб.
При этом в соответствии с пунктом 3 статьи 243 НК РФ уплата ежемесячных авансовых платежей по ЕСН производится не позднее 15-го числа следующего месяца.
Данные о суммах исчисленных, а также уплаченных авансовых платежей, данные о сумме налогового вычета, которым воспользовался налогоплательщик, а также о суммах фактически уплаченных страховых взносов за тот же период налогоплательщик отражает в расчете, представляемом не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, в налоговый орган по форме, утвержденной Министерством финансов Российской Федерации.
Разница между суммой налога, подлежащей уплате по итогам налогового периода, и суммами налога, уплаченными в течение налогового периода, подлежит уплате не позднее 15 календарных дней со дня, установленного для подачи налоговой декларации за налоговый период.
В соответствии с п. 1 ст. 174 НК РФ уплата налога на добавленную стоимость производится по итогам каждого налогового периода исходя из фактической реализации товаров за истекший налоговый период не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.
Пункт 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 22.06.2006 N 25 содержит разъяснения в отношении требований, подлежащих включению в реестр требований кредиторов, к которым текущие платежи в силу статьи 5 Закона о банкротстве не относятся.
Согласно подпункту 6 пункта 1 статьи 63 Закона о банкротстве не допускается прекращение денежных обязательств должника путем зачета встречного однородного требования, если при этом нарушается установленная пунктом 4 статьи 134 Закона о банкротстве очередность удовлетворения требований кредиторов.
Из указанных норм следует, что должник и кредиторы, в том числе налоговые органы, не вправе в случае возбужденного процесса банкротства производить зачет сумм налогов, поскольку все требования об уплате обязательных платежей должны заявляться только в рамках дела о банкротстве, с тем, чтобы требования кредитора были включены в реестр требований кредиторов и удовлетворены в установленном Законом о банкротстве порядке. Налоговое законодательство в данном случае применяется только в пределах, установленных названным Законом.
В соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 21 НК РФ налогоплательщики имеют право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пени, штрафов.
Данному праву налогоплательщиков корреспондирует обязанность налоговых органов, установленная подпунктом 5 пункта 1 статьи 32 НК РФ, осуществлять возврат или зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, пеней и штрафов в порядке, предусмотренном НК РФ.
В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном статьями 46 и 47 НК РФ (пункт 2 статьи 45 НК РФ).
Исходя из анализа положений статьей 46 - 48 НК РФ, а также с учетом положений статей 69 - 70 НК РФ процедура принудительного взыскания недоимки и задолженности по налогам и пени проходит несколько взаимосвязанных этапов, начиная с выставления требования, вынесения решения о взыскании недоимки за счет денежных средств и направления инкассового поручения в банк и заканчивая решением о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика.
В соответствии с пунктами 1, 5 статьи 78 НК РФ налоговые органы вправе самостоятельно произвести зачет излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки по другим налогам, задолженности по пеням и (или) штрафам.
Права самостоятельно производить зачет в счет погашения недоимки по тому налогу, по которому имеется переплата, у налоговых органов не имеется.
Судом первой инстанции установлено, что имеющаяся у общества сумма переплаты в размере 130 132, 68 руб. по ЕСН необоснованно налоговым органом самостоятельно зачтена в счет уплаты задолженности по данному виду налога.
Суд апелляционной инстанции находит выводы суда первой инстанции в данной части правильными и соответствующими требованиям налогового законодательства.
Суд апелляционной инстанции также учитывает, что в судебном заседании апелляционной инстанции представители налогового органа пояснили, что спорные суммы задолженности включены ими в реестр требований кредитора с момента принятия судом заявления о признании должника банкротом до введения конкурсного производства. К текущей задолженности налоговым органом отнесена разница между суммами, указанными в первичных декларациях и уточненных декларациях, изменившая размер включенных в реестр требований, что в свою очередь опровергает правильность действий ИФНС и подтверждает неправомерность проведения зачета задолженности по налогам.
При изложенных обстоятельствах, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
С учетом изложенного, руководствуясь ст. 110, п. 1 ст. 269, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
постановил:
Решение Арбитражного суда Кемеровской области от 08.12.2008 года по делу N А27-12826/2008-2 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий
В.А.ЖУРАВЛЕВА
Судьи
М.Х.МУЗЫКАНТОВА
Н.А.УСАНИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕДЬМОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 05.03.2009 N 07АП-1322/09 ПО ДЕЛУ N А27-12826/2008-2
Разделы:Налог на имущество организаций
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 5 марта 2009 г. N 07АП-1322/09
Резолютивная часть постановления объявлена 04 марта 2009 г.
Полный текст постановления изготовлен 05 марта 2009 г.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Журавлевой В.А.
судей: Музыкантовой М.Х., Усаниной Н.А.
при ведении протокола судебного заседания судьей Усаниной Н.А.
при участии в заседании: Селиной Н.А., доверенность от 02.03.2009 г.; Кочетова С.В., доверенность от 09.01.2008 г.
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу инспекции Федеральной налоговой службы по Новокузнецкому району Кемеровской области
на решение Арбитражного суда Кемеровской области от 08.12.2008 г.
по делу N А27-12826/2008-2 (судья Мишина И.В.)
по заявлению закрытого акционерного общества "Разрез "Тагарышский"
к инспекции Федеральной налоговой службы по Новокузнецкому району Кемеровской области
о признании незаконными действий по осуществлению зачета сумм переплат в размере 130132,68 руб., обязании возвратить соответствующие суммы переплаты по налогам
установил:
Закрытое акционерное общество "Разрез "Тагарышский" (далее ЗАО "Разрез "Тагарышский", общество) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением к ИФНС России по Новокузнецкому району Кемеровской области о признании незаконными действий по осуществлению зачета сумм переплат в размере 130132,68 руб., обязании возвратить соответствующие суммы переплаты по налогам.
Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 08.12.2008 г. заявленные требования удовлетворены, суд признал незаконными действия инспекции, выразившиеся в проведении зачета излишне уплаченных сумм налогов (сборов), пени в общем размере 130132,68 руб., обязал ИФНС России по Новокузнецкому району Кемеровской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя и возвратить ЗАО "Разрез "Тагарышский" 130132,68 руб. переплаты по налогам, сборам, пеням.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ИФНС России по Новокузнецкому району Кемеровской области обратилась в суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных ЗАО "Разрез "Тагарышский" требований по следующим основаниям:
- - несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, неполное выяснение судом обстоятельств, имеющих значение для дела: налоговый орган вправе осуществить зачет подлежащей возврату суммы налога в счет погашения обязательных платежей, требования в отношении которых, являются текущими; требования кредиторов по текущим платежам не подлежат включению в реестр требований кредиторов; налоговый орган вправе в бесспорном порядке списывать с налогоплательщика задолженность, так как эта задолженность относится к текущим платежам и образовалась с 26.10.2007 г. по 16.04.2008 г. - в промежуток между принятием заявления о признании должника банкротом и до процедуры конкурсного производства и подлежит взысканию вне очереди; у налогоплательщика имелась недоимка в различные фонды, а не в один налог, инспекцией был произведен зачет с разбивкой по фондам;
- - неправильное применение норм материального права: п. 1 ст. 134 Федерального закона N 127-ФЗ, в соответствии с которым кредиторы по текущим платежам при проведении соответствующих процедур банкротства не признаются лицами, участвующими в деле о банкротстве, а именно, вне очереди погашаются требования кредиторов, возникшие в период после принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом и до признания должника банкротом, а также требования кредиторов по денежным обязательствам, возникшие в ходе конкурсного производства, если иное не предусмотрено данным Федеральным законом; п. 5 ст. 78 НК РФ, в соответствии с которым у налогового органа имеется право самостоятельно производить зачет в случае, если у налогоплательщика имеется недоимка по другим налогам.
В судебном заседании апелляционной инстанции, представители апеллянта доводы жалобы поддержали по изложенным в ней основаниям.
Представитель Общества в судебное заседание не явился, будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте рассмотрения дела (суд апелляционной инстанции располагает сведениями о надлежащем извещении).
В порядке ч. 1 ст. 266, ч. 1, ч. 3 ст. 156 АПК РФ суд считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы дела, в порядке ст. 268 АПК РФ, изучив доводы апелляционной жалобы, выслушав участников процесса, суд апелляционной инстанции считает, решение Арбитражного суда Кемеровской области от 08.12.2008 г. не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Материалами дела установлено что, по результатам проведенной между ЗАО "Разрез "Тагарышский" и Инспекцией Федеральной налоговой службы по Новокузнецкому району Кемеровской области совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам за период с 01.01.2008 по 15.04.2008, по состоянию на 16.04.2008 было установлено наличие у общества переплаты в сумме 177 443, 60 руб., в том числе: пени по налогу на прибыль организаций, зачисляемой в федеральный бюджет, в сумме 742, 39 руб., пени по налогу на прибыль организаций, зачисляемой в бюджет субъекта РФ, в сумме 1 140, 13 руб., единого социального налога, зачисляемого в Фонд социального страхования РФ, в сумме 122 065, 22 руб., пени по единому социальному налогу (далее - ЕСН), зачисляемой в Фонд социального страхования РФ, в сумме 7 338, 39 руб., пени по налогу на добычу полезных ископаемых в сумме 27 627, 50 руб., налога на прибыль организаций, зачисляемого в местный бюджет, в сумме 8 459, 55 руб., пени по налогу на прибыль организаций, зачисляемой в местный бюджет, в сумме 164, 65 руб., отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы, зачисляемых в федеральный бюджет, в сумме 102, 14 руб., пени по отчислениям на воспроизводство минерально-сырьевой базы в сумме 190 руб., сбора на нужды образовательных учреждений в сумме 9 686, 91 руб., пени по целевому сбору на содержание милиции в сумме 6, 72 руб. (акт совместной сверки N 295).
Извещением от 23.09.2008 N 5025 налоговый орган сообщил, что, руководствуясь пунктом 1 статьи 78 НК РФ, на основании решений налогового органа от 23.09.2008 N 3336 - 3356 произведен зачет имеющейся у общества переплаты в общей сумме 130 132, 68 руб. в счет уплаты задолженности предприятия, в том числе переплаты:
- - по пени по ЕСН (ФСС) в сумме 480 руб. в счет задолженности по штрафу по ЕСН (ФСС) на указанную сумму;
- - по пени по ЕСН (ФСС) в сумме 6 968, 39 руб. в счет задолженности по пени по ЕСН (ФБ);
- - по ЕСН (ФСС) в сумме 3 360 руб. в счет задолженности по штрафу по ЕСН (ФБ);
- - по ЕСН (ФСС) в сумме 35 084, 33 руб. в счет задолженности по ЕСН (ФБ);
- - по ЕСН (ФСС) в сумме 208, 21 руб. в счет задолженности по пени по ЕСН (ФБ);
- - по ЕСН (ФСС) в сумме 6 842, 45 руб. в счет задолженности по пени по ЕСН (ФФОМС);
- - по ЕСН (ФСС) в сумме 199, 88 руб. в счет задолженности по пени по ЕСН (ФФОМС);
- - по ЕСН (ФСС) в сумме 24 руб. в счет задолженности по штрафу по ЕСН (ФФОМС);
- - по ЕСН (ФСС) в сумме 22 583 руб. в счет задолженности по ЕСН (ТФОМС);
- - по сбору на нужды образовательных учреждений в сумме 1 556, 03 руб. в счет задолженности по штрафу по налогу с продаж;
- - по сбору на нужды образовательных учреждений в сумме 8 130, 88 руб. в счет задолженности по налогу на имущество организаций;
- - по налогу на прибыль (МБ) в сумме 8 239, 55 руб. в счет задолженности по налогу на добавленную стоимость (далее - НДС);
- - по пени по налогу на прибыль (МБ) в сумме 164, 65 руб. в счет задолженности по НДС;
- - по пени по отчислениям на воспроизводство минерально-сырьевой базы (далее - отчислений на ВМСБ) в сумме 102, 14 руб. в счет задолженности по НДС;
- - по штрафу по отчислениям на ВСМБ в сумме 190 руб. в счет задолженности по НДС;
- - по пени по налогу на прибыль (ФБ) в сумме 742, 39 руб. в счет задолженности по НДС;
- - по пени по налогу на прибыль (БС) в сумме 1 140, 13 руб. в счет задолженности по НДС;
- - по ЕСН (ФСС) в сумме 6 079, 16 руб. в счет задолженности по пени по ЕСН (ТФОМС);
- - по ЕСН (ФСС) в сумме 408 руб. в счет задолженности по штрафу по ЕСН (ТФОМС);
- - по пени по налогу на добычу полезных ископаемых (далее - НДПИ) в сумме 27 627, 50 руб. в счет задолженности по НДС;
- - по пени по водному налогу в сумме 1, 99 руб. в счет задолженности по НДС на ту же сумму.
Как следует из материалов дела, решением Арбитражного суда Кемеровской области от 16.04.2008 по делу N А27-10015/2007-4 (заявление поступило в суд 19.10.2007 г.) ЗАО "Разрез "Тагарышский" признано несостоятельным (банкротом) и в отношении него открыто конкурсное производство сроком на 12 месяцев.
Согласно части 1 статьи 126 Федерального закона РФ от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" с даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства: прекращается начисление неустоек (штрафов, пеней), процентов и иных финансовых санкций по всем видам задолженности должника; все требования кредиторов по денежным обязательствам, об уплате обязательных платежей, иные имущественные требования, за исключением требований о признании права собственности, о взыскании морального вреда, об истребовании имущества из чужого незаконного владения, о признании недействительными ничтожных сделок и о применении последствий их недействительности, а также текущие обязательства, указанные в пункте 1 статьи 134 настоящего Федерального закона, могут быть предъявлены только в ходе конкурсного производства.
Согласно пункту 1 статьи 134 Закона о банкротстве вне очереди за счет конкурсной массы погашаются требования кредиторов, возникшие в период после принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом и до признания его таковым, а также требования кредиторов по денежным обязательствам, возникшие в ходе конкурсного производства, если иное не предусмотрено названным Законом.
В силу пункта 4 статьи 142 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)", требования об уплате обязательных платежей, возникшие после открытия конкурсного производства, независимо от срока их предъявления, удовлетворяются за счет имущества, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, внесенных в реестр требований.
Таким образом, суд первой инстанции правильно указал в решении, что законодательством о банкротстве не допускается преимущественного права налоговых органов на удовлетворение требования об уплате обязательных платежей, возникших после открытия конкурсного производства.
При этом согласно статье 5 Закона о банкротстве под текущими платежами понимаются денежные обязательства и обязательные платежи, возникшие после принятия заявления о признании должника банкротом, а также денежные обязательства и обязательные платежи, срок исполнения которых наступил после введения соответствующей процедуры банкротства. Требования кредиторов по текущим платежам не подлежат включению в реестр требований кредиторов. Кредиторы по текущим платежам при проведении соответствующих процедур банкротства не признаются лицами, участвующими в деле о банкротстве.
Как разъяснено в пункте 8 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 25 "О некоторых вопросах, связанных с квалификацией и установлением требований по обязательным платежам, а также санкциям за публичные правонарушения в деле о банкротстве" при применении положений пункта 1 статьи 5 Закона о банкротстве и решении вопроса о моменте возникновения обязательного платежа для целей отнесения соответствующих требований к текущим или к подлежащим включению в реестр требований кредиторов судам необходимо учитывать, что датой возникновения обязанности по уплате налога является дата окончания налогового периода, а не дата представления налоговой декларации или дата окончания срока уплаты налога.
Судом правильно установлено и подтверждается материалами дела, что спорная сумма переплаты была направлена налоговым органом на погашение задолженности по штрафу по ЕСН (ФСС), по пени по ЕСН (ФБ), по штрафу по ЕСН (ФБ), по ЕСН (ФБ), по пени по ЕСН (ФБ), по пени по ЕСН (ФФОМС), по пени по ЕСН (ФФОМС), по штрафу по ЕСН (ФФОМС), по ЕСН (ТФОМС), по штрафу по налогу с продаж, по налогу на имущество организаций, по НДС, по пени по ЕСН (ТФОМС), по штрафу по ЕСН (ТФОМС).
В соответствии с требованиями части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Налоговой инспекцией в суд апелляционной инстанции в подтверждение законности и обоснованности оспариваемых действий представлены копии налоговых деклараций (в т.ч. электронные), подтверждающие задолженность организации по налогам, в том числе:
- - налоговый расчет по авансовому платежу по налогу на имущество организаций за 6 месяца 2008 года, содержащий сумму к уплате 6 247 руб.;
- - налоговый расчет по авансовому платежу по налогу на имущество организаций за 3 месяца 2008 г. с суммой к уплате 6 572 руб.;
- - расчет авансовых платежей по ЕСН за 1 квартал 2007 г.
с суммой к уплате в ФБ за 1 месяц 11 273 руб., за 2 месяц 23 108 руб., за 3 месяц 4 139 руб.,
с суммой к уплате в ФФОМС за 1 месяц 12 386 руб., 2 мес. 8 080 руб., 3 мес. 7 507 руб.
- с суммой к уплате в ТФОМС за 1 мес. 22 521 руб., 2 мес. 14 691 руб., 3 мес. 13 648 руб.;
- - расчет по НДС за декабрь 2007 г. с суммой к уплате 1 139 руб.;
- - расчет по НДС за ноябрь 2007 г. с суммой к уплате 38 237 руб.;
- - расчет по НДС за октябрь 2007 г. с суммой к уплате 35 246 руб.;
- - расчет по ЕСН за 12 месяцев 2007 г. квартальный с суммой к уплате в ФБ 56 555 руб., в ФФОМС - 10 493 руб., в ТФОМС - 18 617 руб.
- - расчет по ЕСН за 3 месяца 2008 г. с суммой к уплате в ФБ 8 809 руб., в ФФОМЧ - 1 615 руб., в ТФОМС - 2 936 руб.;
- - расчет авансовых платежей по ЕСН за 6 месяцев 2008 г. с суммой к уплате в ФБ 3 090 руб., с суммой к уплате в ФФОМС 566 руб., с суммой к уплате в ТФОМС 1 030 руб.
При этом в соответствии с пунктом 3 статьи 243 НК РФ уплата ежемесячных авансовых платежей по ЕСН производится не позднее 15-го числа следующего месяца.
Данные о суммах исчисленных, а также уплаченных авансовых платежей, данные о сумме налогового вычета, которым воспользовался налогоплательщик, а также о суммах фактически уплаченных страховых взносов за тот же период налогоплательщик отражает в расчете, представляемом не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, в налоговый орган по форме, утвержденной Министерством финансов Российской Федерации.
Разница между суммой налога, подлежащей уплате по итогам налогового периода, и суммами налога, уплаченными в течение налогового периода, подлежит уплате не позднее 15 календарных дней со дня, установленного для подачи налоговой декларации за налоговый период.
В соответствии с п. 1 ст. 174 НК РФ уплата налога на добавленную стоимость производится по итогам каждого налогового периода исходя из фактической реализации товаров за истекший налоговый период не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.
Пункт 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 22.06.2006 N 25 содержит разъяснения в отношении требований, подлежащих включению в реестр требований кредиторов, к которым текущие платежи в силу статьи 5 Закона о банкротстве не относятся.
Согласно подпункту 6 пункта 1 статьи 63 Закона о банкротстве не допускается прекращение денежных обязательств должника путем зачета встречного однородного требования, если при этом нарушается установленная пунктом 4 статьи 134 Закона о банкротстве очередность удовлетворения требований кредиторов.
Из указанных норм следует, что должник и кредиторы, в том числе налоговые органы, не вправе в случае возбужденного процесса банкротства производить зачет сумм налогов, поскольку все требования об уплате обязательных платежей должны заявляться только в рамках дела о банкротстве, с тем, чтобы требования кредитора были включены в реестр требований кредиторов и удовлетворены в установленном Законом о банкротстве порядке. Налоговое законодательство в данном случае применяется только в пределах, установленных названным Законом.
В соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 21 НК РФ налогоплательщики имеют право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пени, штрафов.
Данному праву налогоплательщиков корреспондирует обязанность налоговых органов, установленная подпунктом 5 пункта 1 статьи 32 НК РФ, осуществлять возврат или зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, пеней и штрафов в порядке, предусмотренном НК РФ.
В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном статьями 46 и 47 НК РФ (пункт 2 статьи 45 НК РФ).
Исходя из анализа положений статьей 46 - 48 НК РФ, а также с учетом положений статей 69 - 70 НК РФ процедура принудительного взыскания недоимки и задолженности по налогам и пени проходит несколько взаимосвязанных этапов, начиная с выставления требования, вынесения решения о взыскании недоимки за счет денежных средств и направления инкассового поручения в банк и заканчивая решением о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика.
В соответствии с пунктами 1, 5 статьи 78 НК РФ налоговые органы вправе самостоятельно произвести зачет излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки по другим налогам, задолженности по пеням и (или) штрафам.
Права самостоятельно производить зачет в счет погашения недоимки по тому налогу, по которому имеется переплата, у налоговых органов не имеется.
Судом первой инстанции установлено, что имеющаяся у общества сумма переплаты в размере 130 132, 68 руб. по ЕСН необоснованно налоговым органом самостоятельно зачтена в счет уплаты задолженности по данному виду налога.
Суд апелляционной инстанции находит выводы суда первой инстанции в данной части правильными и соответствующими требованиям налогового законодательства.
Суд апелляционной инстанции также учитывает, что в судебном заседании апелляционной инстанции представители налогового органа пояснили, что спорные суммы задолженности включены ими в реестр требований кредитора с момента принятия судом заявления о признании должника банкротом до введения конкурсного производства. К текущей задолженности налоговым органом отнесена разница между суммами, указанными в первичных декларациях и уточненных декларациях, изменившая размер включенных в реестр требований, что в свою очередь опровергает правильность действий ИФНС и подтверждает неправомерность проведения зачета задолженности по налогам.
При изложенных обстоятельствах, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
С учетом изложенного, руководствуясь ст. 110, п. 1 ст. 269, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
постановил:
Решение Арбитражного суда Кемеровской области от 08.12.2008 года по делу N А27-12826/2008-2 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий
В.А.ЖУРАВЛЕВА
Судьи
М.Х.МУЗЫКАНТОВА
Н.А.УСАНИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)