Судебные решения, арбитраж
Акцизы
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
от 20 апреля 2005 года Дело N Ф04-2145/2005(10416-А67-31)
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа, рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Томску отделение N 3 на решение от 18.01.2005 Арбитражного суда Томской области по делу N А67-11950/04 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Сибстрой-Т" к Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Томску,
Общество с ограниченной ответственностью "Сибстрой-Т" (далее - ООО "Сибстрой-Т") обратилось в Арбитражный суд Томской области с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Томску N 57/3-27В от 03.09.2004.
Решением суда первой инстанции от 18.01.2005 заявленные ООО "Сибстрой-Т" требования удовлетворены в полном объеме.
Суд мотивировал данный вывод тем, что решение налоговой инспекции не соответствует требованиям статьи 182 Налогового кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 31.12.2002 N 191-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в главы 22, 24, 26.2 и 27 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации".
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе налоговая инспекция, ссылаясь на неправильное применение судом подпункта 3 пункта 1 статьи 182 Налогового кодекса Российской Федерации, просит отменить состоявшееся по делу решение. Заявитель жалобы полагает, что внесенные Законом Российской Федерации от 24.07.2002 N 110-ФЗ изменения в статью 182 Налогового кодекса Российской Федерации действуют с 01.01.2003.
Отзыв на кассационную жалобу не поступил.
Суд кассационной инстанции, в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации изучив материалы дела, проанализировав доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения арбитражным судом норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как следует из материалов дела, налоговой инспекцией была проведена выездная налоговая проверка ООО "Сибстрой-Т" по вопросам полноты, правильности и своевременности начисления и уплаты в бюджет акцизов на нефтепродукты с 01.01.2003 по 24.01.2003, результаты которой оформлены актом от 12.08.2004 N 57/3-27В.
По результатам выездной налоговой проверки вынесено решение от 03.09.2004 N 57/3-27В о привлечении ООО "Сибстрой-Т" к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации, в виде штрафа в размере 237120 руб., в том числе за неуплату акциза на бензин автомобильный в размере 208344 руб., акциза на дизельное топливо в размере 28776 руб.
Кроме того, данным решением ООО "Сибстрой-Т" было предложено уплатить в срок, установленный в требовании, сумму неуплаченных акцизов в размере 1041718 руб. на бензин автомобильный, в размере 143879 руб. на дизельное топливо, а также соответствующие пени в сумме 350597 руб.
Основанием для вынесения данного решения послужил тот факт, что в нарушение подпункта 3 пункта 1 статьи 182 Налогового кодекса Российской Федерации, пункта 3 статьи 187 Налогового кодекса Российской Федерации обществом, получившим свидетельство о регистрации лица, осуществляющего розничную реализацию нефтепродуктов от 24.12.2002 серии 70 N 000777027, не включены в налогооблагаемую базу по акцизам на нефтепродукты объемы полученных (приобретенных) нефтепродуктов в размере 556,598 тонн, в том числе по бензину автомобильному с октановым числом до "80" включительно - в размере 176,654 тонн, по бензину автомобильному с иными октановыми числами (АИ-92) - в размере 218,282 тонн и дизельному топливу в размере 161,662 тонн, что повлекло неуплату акцизов за январь 2003 года в общей сумме 1185597 руб.
Не согласившись с решением налоговой инспекции, ООО "Сибстрой-Т" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, руководствуясь пунктом 1 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации, указал, что обязанность по исчислению и уплате акцизов возникла у ООО "Сибстрой-Т" с 01.02.2003, то есть с момента введения в действие Федерального закона Российской Федерации от 31.12.2002 N 191-ФЗ, в связи с чем решение налоговой инспекции от 03.09.2004 N 57/3-27В о привлечении заявителя к налоговой ответственности за неуплату акцизов за январь 2003 года, доначислении акцизов и пени является незаконным и подлежит признанию недействительным.
Арбитражный суд кассационной инстанции, оставляя без изменения решение арбитражного суда, отклоняет доводы кассационной жалобы и исходит из установленных судом обстоятельств дела и следующих норм материального права.
Согласно статье 179 Налогового кодекса Российской Федерации плательщиками акциза признаются организации, индивидуальные предприниматели и лица, признаваемые налогоплательщиками в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, определяемые в соответствии с Таможенным кодексом Российской Федерации, если они совершают операции, подлежащие налогообложению в соответствии с главой 22 Налогового кодекса Российской Федерации.
Федеральным законом от 24.07.2002 N 110-ФЗ глава 22 Налогового кодекса Российской Федерации дополнена статьей 179.1, в соответствии с которой организациям и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим производство, оптовую, оптово-розничную и розничную реализацию нефтепродуктов, выдаются свидетельства о регистрации лица, совершающего операции с нефтепродуктами.
Материалами дела подтверждается наличие у ООО "Сибстрой-Т" свидетельства о регистрации лица, осуществляющего розничную реализацию нефтепродуктов от 24.12.2002 серии 70 N 000777027.
Факт приобретения в январе 2003 года ООО "Сибстрой-Т" нефтепродуктов (автомобильного бензина и дизельного топлива) установлен судом и подтверждается материалами дела.
Суд кассационной инстанции считает несостоятельной ссылку налоговой инспекции в кассационной жалобе и в решении от 03.09.2004 N 57/3-27В на подпункт 3 пункта 1 статьи 182 Налогового кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 24.07.2002 N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть II Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации" по следующим основаниям.
До принятия Федерального закона от 24.07.2002 N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть II Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации" статья 182 "Объект налогообложения" главы 22 "Акцизы" части II Налогового кодекса Российской Федерации не предусматривала в качестве объекта налогообложения получение нефтепродуктов налогоплательщиками, имеющими свидетельство о регистрации лица, совершающего оптовую реализацию с нефтепродуктами. Согласно статье 21 указанного Федерального закона от 24.07.2002 N 110-ФЗ положение пункта 5 статьи 1 этого же Закона, установившего указанный объект налогообложения акцизом, должно было вступить в силу с 01.01.2003. Однако статья 182 в данной редакции Федерального закона не вступила в действие в связи с принятием Федерального закона от 31.12.2002 N 191-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в главы 22, 24, 25, 26.2, 26.3 и 27 Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации".
Федеральный закон от 31.12.2002 N 191-ФЗ, предусматривающий новую редакцию статьи 182 Налогового кодекса Российской Федерации и также устанавливающий объект налогообложения акцизом - получение нефтепродуктов организацией или индивидуальным предпринимателем, имеющими свидетельство, с учетом положений абзаца 1 пункта 1 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации, вступает в силу по истечении месяца со дня его официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода.
Указанный Федеральный закон был опубликован в "Российской газете" 31.12.2002.
В силу статьи 192 Налогового кодекса Российской Федерации налоговым периодом по акцизам признается календарный месяц.
Следовательно, положения статьи 182 Налогового кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 31.12.2002 N 191-ФЗ подлежат применению с 01.02.2003, в связи с чем решение налоговой инспекции от 03.09.2004 N 57/3-27В о привлечении заявителя к налоговой ответственности за неуплату акцизов за январь 2003 года обоснованно признано судом недействительным.
Таким образом, кассационная инстанция считает, что арбитражный суд всесторонне и полно исследовал материалы дела, дал надлежащую правовую оценку всем доказательствам, применил нормы материального права, подлежащие применению, не допустив нарушений процессуального закона. Выводы, содержащиеся в вынесенном по делу судебном акте, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, и оснований для их переоценки кассационная инстанция не имеет.
При таких обстоятельствах у кассационной инстанции отсутствуют правовые основания для удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, кассационная инстанция
Решение от 18.01.2005 Арбитражного суда Томской области по делу N А67-11950/04 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА ОТ 20.04.2005 N Ф04-2145/2005(10416-А67-31) ПО ДЕЛУ N А67-11950/04
Разделы:Акцизы
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО - СИБИРСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
от 20 апреля 2005 года Дело N Ф04-2145/2005(10416-А67-31)
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа, рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Томску отделение N 3 на решение от 18.01.2005 Арбитражного суда Томской области по делу N А67-11950/04 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Сибстрой-Т" к Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Томску,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Сибстрой-Т" (далее - ООО "Сибстрой-Т") обратилось в Арбитражный суд Томской области с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Томску N 57/3-27В от 03.09.2004.
Решением суда первой инстанции от 18.01.2005 заявленные ООО "Сибстрой-Т" требования удовлетворены в полном объеме.
Суд мотивировал данный вывод тем, что решение налоговой инспекции не соответствует требованиям статьи 182 Налогового кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 31.12.2002 N 191-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в главы 22, 24, 26.2 и 27 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации".
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе налоговая инспекция, ссылаясь на неправильное применение судом подпункта 3 пункта 1 статьи 182 Налогового кодекса Российской Федерации, просит отменить состоявшееся по делу решение. Заявитель жалобы полагает, что внесенные Законом Российской Федерации от 24.07.2002 N 110-ФЗ изменения в статью 182 Налогового кодекса Российской Федерации действуют с 01.01.2003.
Отзыв на кассационную жалобу не поступил.
Суд кассационной инстанции, в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации изучив материалы дела, проанализировав доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения арбитражным судом норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как следует из материалов дела, налоговой инспекцией была проведена выездная налоговая проверка ООО "Сибстрой-Т" по вопросам полноты, правильности и своевременности начисления и уплаты в бюджет акцизов на нефтепродукты с 01.01.2003 по 24.01.2003, результаты которой оформлены актом от 12.08.2004 N 57/3-27В.
По результатам выездной налоговой проверки вынесено решение от 03.09.2004 N 57/3-27В о привлечении ООО "Сибстрой-Т" к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации, в виде штрафа в размере 237120 руб., в том числе за неуплату акциза на бензин автомобильный в размере 208344 руб., акциза на дизельное топливо в размере 28776 руб.
Кроме того, данным решением ООО "Сибстрой-Т" было предложено уплатить в срок, установленный в требовании, сумму неуплаченных акцизов в размере 1041718 руб. на бензин автомобильный, в размере 143879 руб. на дизельное топливо, а также соответствующие пени в сумме 350597 руб.
Основанием для вынесения данного решения послужил тот факт, что в нарушение подпункта 3 пункта 1 статьи 182 Налогового кодекса Российской Федерации, пункта 3 статьи 187 Налогового кодекса Российской Федерации обществом, получившим свидетельство о регистрации лица, осуществляющего розничную реализацию нефтепродуктов от 24.12.2002 серии 70 N 000777027, не включены в налогооблагаемую базу по акцизам на нефтепродукты объемы полученных (приобретенных) нефтепродуктов в размере 556,598 тонн, в том числе по бензину автомобильному с октановым числом до "80" включительно - в размере 176,654 тонн, по бензину автомобильному с иными октановыми числами (АИ-92) - в размере 218,282 тонн и дизельному топливу в размере 161,662 тонн, что повлекло неуплату акцизов за январь 2003 года в общей сумме 1185597 руб.
Не согласившись с решением налоговой инспекции, ООО "Сибстрой-Т" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, руководствуясь пунктом 1 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации, указал, что обязанность по исчислению и уплате акцизов возникла у ООО "Сибстрой-Т" с 01.02.2003, то есть с момента введения в действие Федерального закона Российской Федерации от 31.12.2002 N 191-ФЗ, в связи с чем решение налоговой инспекции от 03.09.2004 N 57/3-27В о привлечении заявителя к налоговой ответственности за неуплату акцизов за январь 2003 года, доначислении акцизов и пени является незаконным и подлежит признанию недействительным.
Арбитражный суд кассационной инстанции, оставляя без изменения решение арбитражного суда, отклоняет доводы кассационной жалобы и исходит из установленных судом обстоятельств дела и следующих норм материального права.
Согласно статье 179 Налогового кодекса Российской Федерации плательщиками акциза признаются организации, индивидуальные предприниматели и лица, признаваемые налогоплательщиками в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, определяемые в соответствии с Таможенным кодексом Российской Федерации, если они совершают операции, подлежащие налогообложению в соответствии с главой 22 Налогового кодекса Российской Федерации.
Федеральным законом от 24.07.2002 N 110-ФЗ глава 22 Налогового кодекса Российской Федерации дополнена статьей 179.1, в соответствии с которой организациям и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим производство, оптовую, оптово-розничную и розничную реализацию нефтепродуктов, выдаются свидетельства о регистрации лица, совершающего операции с нефтепродуктами.
Материалами дела подтверждается наличие у ООО "Сибстрой-Т" свидетельства о регистрации лица, осуществляющего розничную реализацию нефтепродуктов от 24.12.2002 серии 70 N 000777027.
Факт приобретения в январе 2003 года ООО "Сибстрой-Т" нефтепродуктов (автомобильного бензина и дизельного топлива) установлен судом и подтверждается материалами дела.
Суд кассационной инстанции считает несостоятельной ссылку налоговой инспекции в кассационной жалобе и в решении от 03.09.2004 N 57/3-27В на подпункт 3 пункта 1 статьи 182 Налогового кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 24.07.2002 N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть II Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации" по следующим основаниям.
До принятия Федерального закона от 24.07.2002 N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть II Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации" статья 182 "Объект налогообложения" главы 22 "Акцизы" части II Налогового кодекса Российской Федерации не предусматривала в качестве объекта налогообложения получение нефтепродуктов налогоплательщиками, имеющими свидетельство о регистрации лица, совершающего оптовую реализацию с нефтепродуктами. Согласно статье 21 указанного Федерального закона от 24.07.2002 N 110-ФЗ положение пункта 5 статьи 1 этого же Закона, установившего указанный объект налогообложения акцизом, должно было вступить в силу с 01.01.2003. Однако статья 182 в данной редакции Федерального закона не вступила в действие в связи с принятием Федерального закона от 31.12.2002 N 191-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в главы 22, 24, 25, 26.2, 26.3 и 27 Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации".
Федеральный закон от 31.12.2002 N 191-ФЗ, предусматривающий новую редакцию статьи 182 Налогового кодекса Российской Федерации и также устанавливающий объект налогообложения акцизом - получение нефтепродуктов организацией или индивидуальным предпринимателем, имеющими свидетельство, с учетом положений абзаца 1 пункта 1 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации, вступает в силу по истечении месяца со дня его официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода.
Указанный Федеральный закон был опубликован в "Российской газете" 31.12.2002.
В силу статьи 192 Налогового кодекса Российской Федерации налоговым периодом по акцизам признается календарный месяц.
Следовательно, положения статьи 182 Налогового кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 31.12.2002 N 191-ФЗ подлежат применению с 01.02.2003, в связи с чем решение налоговой инспекции от 03.09.2004 N 57/3-27В о привлечении заявителя к налоговой ответственности за неуплату акцизов за январь 2003 года обоснованно признано судом недействительным.
Таким образом, кассационная инстанция считает, что арбитражный суд всесторонне и полно исследовал материалы дела, дал надлежащую правовую оценку всем доказательствам, применил нормы материального права, подлежащие применению, не допустив нарушений процессуального закона. Выводы, содержащиеся в вынесенном по делу судебном акте, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, и оснований для их переоценки кассационная инстанция не имеет.
При таких обстоятельствах у кассационной инстанции отсутствуют правовые основания для удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, кассационная инстанция
ПОСТАНОВИЛА:
Решение от 18.01.2005 Арбитражного суда Томской области по делу N А67-11950/04 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)