Судебные решения, арбитраж
Упрощенная система налогообложения (УСН)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
от 11 ноября 2004 года Дело N А65-12360/04-СА1-19
Некоммерческая организация "Фонд ипотечного кредитования" (далее - Организация) обратилась в арбитражный суд с исковым заявлением о признании незаконными действий Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Ново-Савиновскому району г. Казани (далее - Налоговая инспекция), выразившихся в отказе Организации в переходе на упрощенную систему налогообложения.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 22.07.2004 заявленные требования удовлетворены.
В апелляционном порядке дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе Налоговая инспекция просит отменить решение суда, полагая, что оно принято с нарушением норм материального права. По мнению заявителя кассационной жалобы, судом неправильно истолкованы положения п/п. 14 п. 3 ст. 346.12 Налогового кодекса Российской Федерации, в результате чего сделан ошибочный вывод о том, что под непосредственным участием в Организации других организаций понимается только участие учредителей и участников, которые имеют в отношении этой организации имущественные права. В этой связи вывод суда о праве Организации перейти на упрощенную систему налогообложения сделан без учета того обстоятельства, что доля непосредственного участия других организаций составляет более 25%.
В отзыве на кассационную жалобу Организация возражает против доводов ее заявителя, полагая, что решение суда является законным, и просит оставить жалобу без удовлетворения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, заслушав в судебном заседании представителей сторон, судебная коллегия приходит к следующему.
Как видно из материалов дела, 26.03.2004 Организация обратилась в налоговый орган с заявлением о регистрации юридического лица. Одновременно ею было подано заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения.
Налоговый орган уведомлением N 49 от 26.04.2004 сообщил заявителю о невозможности применения упрощенной системы налогообложения, указав, что упрощенная система налогообложения не может быть применена, поскольку доля непосредственного участия других организаций составляет более 25% (п/п. 14 п. 3 ст. 346.12 Налогового кодекса Российской Федерации).
Не согласившись с действиями налогового органа, заявитель обратился в суд с заявлением о признании их незаконными.
Суд, удовлетворяя заявленные требования, правомерно исходил из того, что в соответствии со ст. 20 Налогового кодекса Российской Федерации непосредственное участие одной организации в другой означает, что первая непосредственно владеет в уставном капитале второй определенной долей, что дает ей право на участие в управлении организацией и на получение части прибыли, пропорциональной доле в уставном капитале.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 12.01.96 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" некоммерческой организацией является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками.
Согласно п. 2.2 Устава Организации последняя является некоммерческой организацией, не имеющей членства.
Федеральный закон "О некоммерческих организациях" не предусматривает возможности определения долей учредителей при учреждении некоммерческих организаций, не определяет размера доли, вносимой каждым из учредителей в стоимостном виде. Создание некоммерческой организации не влечет формирования уставного капитала. В связи с этим к некоммерческим организациям понятие "доля непосредственного участия" не может быть применимо.
С учетом данных обстоятельств и нормы, содержащейся в п/п. 14 п. 3 ст. 346.12 Кодекса, следует, что под непосредственным участием других организаций следует понимать участие (вклад) в образовании имущества (уставного капитала) организации. При этом под последней понимается организация с разделенным на доли (вклады) учредителей (участников) уставным (складочным) капиталом.
Поэтому назначение коллегиального высшего органа некоммерческой организации при ее учреждении не может рассматриваться в качестве участия учредителя в организации в смысле, придаваемом п/п. 14 п. 3 ст. 346.12 Кодекса.
Таким образом, запрет некоммерческой организации применять упрощенную систему налогообложения противоречит положениям налогового законодательства.
Выводы суда первой инстанции основаны на правильном применении норм материального права, а также соответствуют правовой позиции Высшего арбитражного суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 12.10.2004 N 3114/04.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции не усматривает оснований для отмены или изменения судебного решения.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 22 июля 2004 г. Арбитражного суда Республики Татарстан по делу N А65-12360/2004-СА1-19 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА ОТ 11.11.2004 N А65-12360/04-СА1-19
Разделы:Упрощенная система налогообложения (УСН)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности и
обоснованности решений (определений, постановлений)
арбитражных судов, вступивших в законную силу
от 11 ноября 2004 года Дело N А65-12360/04-СА1-19
Некоммерческая организация "Фонд ипотечного кредитования" (далее - Организация) обратилась в арбитражный суд с исковым заявлением о признании незаконными действий Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Ново-Савиновскому району г. Казани (далее - Налоговая инспекция), выразившихся в отказе Организации в переходе на упрощенную систему налогообложения.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 22.07.2004 заявленные требования удовлетворены.
В апелляционном порядке дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе Налоговая инспекция просит отменить решение суда, полагая, что оно принято с нарушением норм материального права. По мнению заявителя кассационной жалобы, судом неправильно истолкованы положения п/п. 14 п. 3 ст. 346.12 Налогового кодекса Российской Федерации, в результате чего сделан ошибочный вывод о том, что под непосредственным участием в Организации других организаций понимается только участие учредителей и участников, которые имеют в отношении этой организации имущественные права. В этой связи вывод суда о праве Организации перейти на упрощенную систему налогообложения сделан без учета того обстоятельства, что доля непосредственного участия других организаций составляет более 25%.
В отзыве на кассационную жалобу Организация возражает против доводов ее заявителя, полагая, что решение суда является законным, и просит оставить жалобу без удовлетворения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, заслушав в судебном заседании представителей сторон, судебная коллегия приходит к следующему.
Как видно из материалов дела, 26.03.2004 Организация обратилась в налоговый орган с заявлением о регистрации юридического лица. Одновременно ею было подано заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения.
Налоговый орган уведомлением N 49 от 26.04.2004 сообщил заявителю о невозможности применения упрощенной системы налогообложения, указав, что упрощенная система налогообложения не может быть применена, поскольку доля непосредственного участия других организаций составляет более 25% (п/п. 14 п. 3 ст. 346.12 Налогового кодекса Российской Федерации).
Не согласившись с действиями налогового органа, заявитель обратился в суд с заявлением о признании их незаконными.
Суд, удовлетворяя заявленные требования, правомерно исходил из того, что в соответствии со ст. 20 Налогового кодекса Российской Федерации непосредственное участие одной организации в другой означает, что первая непосредственно владеет в уставном капитале второй определенной долей, что дает ей право на участие в управлении организацией и на получение части прибыли, пропорциональной доле в уставном капитале.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 12.01.96 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" некоммерческой организацией является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками.
Согласно п. 2.2 Устава Организации последняя является некоммерческой организацией, не имеющей членства.
Федеральный закон "О некоммерческих организациях" не предусматривает возможности определения долей учредителей при учреждении некоммерческих организаций, не определяет размера доли, вносимой каждым из учредителей в стоимостном виде. Создание некоммерческой организации не влечет формирования уставного капитала. В связи с этим к некоммерческим организациям понятие "доля непосредственного участия" не может быть применимо.
С учетом данных обстоятельств и нормы, содержащейся в п/п. 14 п. 3 ст. 346.12 Кодекса, следует, что под непосредственным участием других организаций следует понимать участие (вклад) в образовании имущества (уставного капитала) организации. При этом под последней понимается организация с разделенным на доли (вклады) учредителей (участников) уставным (складочным) капиталом.
Поэтому назначение коллегиального высшего органа некоммерческой организации при ее учреждении не может рассматриваться в качестве участия учредителя в организации в смысле, придаваемом п/п. 14 п. 3 ст. 346.12 Кодекса.
Таким образом, запрет некоммерческой организации применять упрощенную систему налогообложения противоречит положениям налогового законодательства.
Выводы суда первой инстанции основаны на правильном применении норм материального права, а также соответствуют правовой позиции Высшего арбитражного суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 12.10.2004 N 3114/04.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции не усматривает оснований для отмены или изменения судебного решения.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 22 июля 2004 г. Арбитражного суда Республики Татарстан по делу N А65-12360/2004-СА1-19 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)