Судебные решения, арбитраж
Упрощенная система налогообложения (УСН)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
от 24 октября 2003 года Дело N А56-8722/03
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кочеровой Л.И., судей Абакумовой И.Д., Зубаревой Н.А., при участии от Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Василеостровскому району Санкт-Петербурга Алексеевой А.Б. (доверенность от 19.12.02 N 01/34761), рассмотрев 22.10.03 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Торас+" на решение от 18.04.03 (судья Зотеева Л.В.) и постановление апелляционной инстанции от 06.08.03 (судьи Дроздов А.Г., Спецакова Т.Е., Цурбина С.И.) Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-8722/03,
Общество с ограниченной ответственностью "Торас+" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об обязании Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Василеостровскому району Санкт-Петербурга (далее - налоговая инспекция) выдать патент на применение упрощенной системы налогообложения в 2002 году.
В порядке, предусмотренном статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, заявитель уточнил требования, указав о том, что просит признать незаконным бездействие налоговой инспекции, выразившееся в невыдаче обществу патента на применение упрощенной системы налогообложения с даты его регистрации.
Решением суда от 18.04.03, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 06.08.03, в удовлетворении заявленных требований общества отказано.
В кассационной жалобе общество просит отменить судебные акты как принятые с нарушением норм материального права. По мнению подателя жалобы, вновь созданная организация считается субъектом упрощенной системы налогообложения с момента регистрации независимо от времени подачи заявления на выдачу патента, поскольку Законом N 222-ФЗ этот срок не установлен.
Уполномоченный в соответствии с нормами Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представитель общества, надлежащим образом извещенного о месте и времени слушания дела, в судебное заседание не явился, поэтому жалоба рассмотрена без его участия.
Законность оспариваемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, общество, зарегистрированное 13.11.02, в этот же день обратилось в налоговую инспекцию с заявлением о переходе с 01.01.03 на упрощенную систему налогообложения.
Уведомлением от 29.12.02 налоговый орган сообщил налогоплательщику о возможности применения с 01.01.03 упрощенной системы налогообложения.
Позднее, 04.03.03, общество обратилось в налоговый орган с заявлением, написанным в произвольной форме, о выдаче ему патента на применение упрощенной системы налогообложения со дня его государственной регистрации.
Письмом от 12.03.03 N 20/6429 налоговый орган отказал в выдаче патента, сославшись на отсутствие заявления от налогоплательщика.
Общество, считая заявление поданным, обжаловало в арбитражный суд бездействие налоговой инспекции, выразившееся в невыдаче патента.
Суды первой и апелляционной инстанций отказали обществу в удовлетворении заявленных требований, сославшись на пропуск срока подачи заявления о переходе на упрощенную систему налогообложения с момента государственной регистрации заявителя.
Суд кассационной инстанции считает вывод суда правильным, соответствующим налоговому законодательству.
В соответствии с абзацем вторым пункта 3 статьи 2 Закона Российской Федерации от 29.12.95 N 222-ФЗ "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства", действовавшего на дату государственной регистрации общества, вновь созданная организация или вновь зарегистрированный индивидуальный предприниматель, подавшие заявление на право применения упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности, считаются субъектами упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности с того квартала, в котором произошла их официальная регистрация.
Таким образом, вновь созданному предприятию предоставляется право применять или общую или упрощенную систему налогообложения. Свою волю на применение одной из систем налогообложения организация должна выразить или подачей отчетности по общей системе в сроки, установленные для представления отчетности пунктом 2 статьи 15 Федерального закона "О бухгалтерском учете", или подачей заявления для перехода на упрощенную систему в срок, предшествующий сдаче отчетности по общей системе налогообложения.
В связи с изложенным в данном случае налогоплательщику следовало в срок до 01.02.03 либо сдать квартальную отчетность, либо подать в инспекцию заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения с момента государственной регистрации.
Однако общество обратилось с заявлением о применении упрощенной системы налогообложения с даты государственной регистрации только 04.03.03, то есть спустя месяц после истечения тридцатидневного срока, установленного пунктом 2 статьи 15 Федерального закона "О бухгалтерском учете" для сдачи квартальной бухгалтерской отчетности.
При таких обстоятельствах следует признать, что суд сделал правильный вывод о несвоевременности обращения общества в налоговый орган с указанным заявлением и обоснованности отказа налоговой инспекции выдать патент на применение упрощенной системы налогообложения с даты государственной регистрации общества.
Руководствуясь статьями 286, 287 (подпункт 1 пункта 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
решение от 18.04.03 и постановление апелляционной инстанции от 06.08.03 Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-8722/03 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Торас +" - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА ОТ 24.10.2003 N А56-8722/03
Разделы:Упрощенная система налогообложения (УСН)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 октября 2003 года Дело N А56-8722/03
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кочеровой Л.И., судей Абакумовой И.Д., Зубаревой Н.А., при участии от Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Василеостровскому району Санкт-Петербурга Алексеевой А.Б. (доверенность от 19.12.02 N 01/34761), рассмотрев 22.10.03 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Торас+" на решение от 18.04.03 (судья Зотеева Л.В.) и постановление апелляционной инстанции от 06.08.03 (судьи Дроздов А.Г., Спецакова Т.Е., Цурбина С.И.) Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-8722/03,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Торас+" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об обязании Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Василеостровскому району Санкт-Петербурга (далее - налоговая инспекция) выдать патент на применение упрощенной системы налогообложения в 2002 году.
В порядке, предусмотренном статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, заявитель уточнил требования, указав о том, что просит признать незаконным бездействие налоговой инспекции, выразившееся в невыдаче обществу патента на применение упрощенной системы налогообложения с даты его регистрации.
Решением суда от 18.04.03, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 06.08.03, в удовлетворении заявленных требований общества отказано.
В кассационной жалобе общество просит отменить судебные акты как принятые с нарушением норм материального права. По мнению подателя жалобы, вновь созданная организация считается субъектом упрощенной системы налогообложения с момента регистрации независимо от времени подачи заявления на выдачу патента, поскольку Законом N 222-ФЗ этот срок не установлен.
Уполномоченный в соответствии с нормами Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представитель общества, надлежащим образом извещенного о месте и времени слушания дела, в судебное заседание не явился, поэтому жалоба рассмотрена без его участия.
Законность оспариваемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, общество, зарегистрированное 13.11.02, в этот же день обратилось в налоговую инспекцию с заявлением о переходе с 01.01.03 на упрощенную систему налогообложения.
Уведомлением от 29.12.02 налоговый орган сообщил налогоплательщику о возможности применения с 01.01.03 упрощенной системы налогообложения.
Позднее, 04.03.03, общество обратилось в налоговый орган с заявлением, написанным в произвольной форме, о выдаче ему патента на применение упрощенной системы налогообложения со дня его государственной регистрации.
Письмом от 12.03.03 N 20/6429 налоговый орган отказал в выдаче патента, сославшись на отсутствие заявления от налогоплательщика.
Общество, считая заявление поданным, обжаловало в арбитражный суд бездействие налоговой инспекции, выразившееся в невыдаче патента.
Суды первой и апелляционной инстанций отказали обществу в удовлетворении заявленных требований, сославшись на пропуск срока подачи заявления о переходе на упрощенную систему налогообложения с момента государственной регистрации заявителя.
Суд кассационной инстанции считает вывод суда правильным, соответствующим налоговому законодательству.
В соответствии с абзацем вторым пункта 3 статьи 2 Закона Российской Федерации от 29.12.95 N 222-ФЗ "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства", действовавшего на дату государственной регистрации общества, вновь созданная организация или вновь зарегистрированный индивидуальный предприниматель, подавшие заявление на право применения упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности, считаются субъектами упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности с того квартала, в котором произошла их официальная регистрация.
Таким образом, вновь созданному предприятию предоставляется право применять или общую или упрощенную систему налогообложения. Свою волю на применение одной из систем налогообложения организация должна выразить или подачей отчетности по общей системе в сроки, установленные для представления отчетности пунктом 2 статьи 15 Федерального закона "О бухгалтерском учете", или подачей заявления для перехода на упрощенную систему в срок, предшествующий сдаче отчетности по общей системе налогообложения.
В связи с изложенным в данном случае налогоплательщику следовало в срок до 01.02.03 либо сдать квартальную отчетность, либо подать в инспекцию заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения с момента государственной регистрации.
Однако общество обратилось с заявлением о применении упрощенной системы налогообложения с даты государственной регистрации только 04.03.03, то есть спустя месяц после истечения тридцатидневного срока, установленного пунктом 2 статьи 15 Федерального закона "О бухгалтерском учете" для сдачи квартальной бухгалтерской отчетности.
При таких обстоятельствах следует признать, что суд сделал правильный вывод о несвоевременности обращения общества в налоговый орган с указанным заявлением и обоснованности отказа налоговой инспекции выдать патент на применение упрощенной системы налогообложения с даты государственной регистрации общества.
Руководствуясь статьями 286, 287 (подпункт 1 пункта 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 18.04.03 и постановление апелляционной инстанции от 06.08.03 Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-8722/03 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Торас +" - без удовлетворения.
Председательствующий
КОЧЕРОВА Л.И.
Судьи
АБАКУМОВА И.Д.
ЗУБАРЕВА Н.А.
КОЧЕРОВА Л.И.
Судьи
АБАКУМОВА И.Д.
ЗУБАРЕВА Н.А.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)