Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА ОТ 23.12.2003 N Ф08-4816/03-1926А ПО ДЕЛУ N А32-9944/2003-19/400

Разделы:
Акцизы

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 декабря 2003 г. N Ф08-4816/03-1926А

Дело N А32-9944/2003-19/400

Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Канатовой С.А., судей Пальцевой И.В. и Паймаковой Л.В., при участии в судебном заседании от заявителя - открытого акционерного общества "Райпищекомбинат "Апшеронский" - директора Водянова И.А., в отсутствие заинтересованного лица - Администрации Апшеронского района и третьего лица - Финансового управления Департамента по финансам, бюджету и контролю Краснодарского края в г. Апшеронске, надлежащим образом уведомленных о времени и месте судебного заседания (уведомления N 366, 368), рассмотрев кассационную жалобу открытого акционерного общества "Райпищекомбинат "Апшеронский" на решение от 17.07.03 (судья Габараев В.Ш.) и постановление апелляционной инстанции от 10.09.03 (судьи Улько Е.В., Третьякова Н.Н., Грязева В.В.) Арбитражного суда Краснодарского края по делу N А32-9944/2003-19/400, установил следующее.
ОАО "Райпищекомбинат "Апшеронский" обратилось в арбитражный суд с требованием об обязании Администрации Апшеронского района Краснодарского края произвести зачет излишне уплаченной суммы налогов в районный бюджет на сумму 378 267 рублей на погашение задолженности предприятия по уплате налогов в районный бюджет.
В порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявитель уточнил свои требования и просил взыскать с Администрации Апшеронского района задолженность в сумме 378 267 рублей за неисполнение обязательств по предоставлению заявителю льгот по уплате акцизного сбора и провести зачет вышеуказанной суммы в счет погашения задолженности предприятия по уплате налогов в районный бюджет.
Решением суда от 17.07.03, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 10.09.03, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Судебные акты мотивированы тем, что в соответствии со статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии из местных бюджетов представляются на основании решения представительного органа местного самоуправления. Планируемые расходы средств районного бюджета соответственно на 2000 и 2001 годы, утвержденные решением Апшеронского районного Совета депутатов, были освоены в полном объеме.
Общество, не согласившись с судебными актами, обратилось с кассационной жалобой и просит их отменить, заявленные требования удовлетворить. Заявитель указывает, что суд не исследовал все обстоятельств, необходимые для правильного разрешения спора.
Отзывы на кассационную жалобу не представлены.
В судебном заседании руководитель общества подтвердил доводы кассационной жалобы и пояснил, что в бюджете района не могла быть заложена конкретная цифра на поддержку общества, поскольку в соответствии с договорами орган местного самоуправления обязался возвратить 50% уплаченных обществом акцизов.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и выслушав представителя общества, считает, что дело подлежит направлению на новое рассмотрение по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, Решением сессии Апшеронского районного Совета Депутатов от 03.07.2000 N 176 и Решением сессии Апшеронского районного Совета Депутатов от 25.04.01 N 25 установлено оказание финансовой поддержки перерабатывающим предприятиям в 2000, 2001 годы в виде возмещения из районного бюджета уплаченного акцизного сбора.
На основании данных решений между Администрацией Апшеронского района и ОАО "Райпищекомбинат "Апшеронский"" были заключены договоры о временном сотрудничестве.
ОАО "Райпищекомбинат "Апшеронский"" 4 апреля 2003 года направило претензию N 53 Администрации Апшеронского района, в которой просит Администрацию Апшеронского района погасить задолженность в сумме 378 267 рублей, образовавшейся в результате перечисления заявителем денежных средств в районный бюджет.
Поскольку сумма задолженности в сроки, указанные в претензии погашена не была, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим требованием.
Согласно статья 69 Бюджетного кодекса Российской Федерации предоставление бюджетных средств осуществляется в форме субвенций и субсидий физическим и юридическим лицам.
На основании статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации предоставление субсидий и субвенций юридическим лицам, которые не являются государственными или муниципальными унитарными предприятиями, бюджетными учреждениями, а также гражданам - предпринимателям допускается из местных бюджетов - в случаях, предусмотренных федеральными целевыми программами, федеральными законами, региональными целевыми программами, законами субъектов Российской Федерации и решениями представительных органов местного самоуправления, на условиях и в порядке, которые особо определены правовыми актами органов местного самоуправления.
Статья 227 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусматривает, что расходование бюджетных средств осуществляется путем списания денежных средств с единого счета бюджета в размере подтвержденного бюджетного обязательства в пользу физических и юридических лиц. Объем расходуемых бюджетных средств должен соответствовать объему подтвержденных денежных обязательств.
При рассмотрении дела суды первой и апелляционной инстанций не учли следующее.
Решениями сессии от 03.07.2000 N 176 и от 25.04.01 N 25 Апшеронского районного Совета депутатов было установлено оказывать финансовую поддержку перерабатывающим предприятиям.
Из Письма Финансового управления Департамента по финансам, бюджету и контролю Краснодарского края в Апшеронском районе от 10.07.03 N 600 следует, что решениями сессий "О районном бюджете 2000 года" от 27.03.01 N 13 и "О районном бюджете 2001 года" от 15.02.02 N 84 утверждены суммы на оказание финансовой помощи предприятиям и развитие рыночной инфраструктуры соответственно - 554 000 рублей и 660 000 рублей. Однако при рассмотрении дела судом не исследованы данные Решения сессий, в материалах дела их копии отсутствуют.
Согласно акта сверки от 25.01.02 на 01.01.01 задолженность Администрации перед обществом составило 238 569 рублей. Судом не дана оценка образованию данной суммы задолженности, в материалах дела отсутствуют платежные поручения, кредитные авизо и иные документы, которые могли бы подтвердить, что Администрация перечислила в полном объеме сумму финансовой помощи предприятию, а общество подтвердило соответствующий объем уплаченных акцизов.
Кроме этого, суд не дал оценку заключенным обществом с администрацией договорам, не определил природу этих договоров и соответствие этих договоров действующему гражданскому, налоговому и бюджетному законодательству.
Таким образом, судебные акты подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение. При новом рассмотрении суду необходимо истребовать у сторон вышеуказанные документы и, с учетом указаний кассационной инстанции, решить дело по существу.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
постановил:

решение от 17.07.03 и постановление апелляционной инстанции от 10.09.03 Арбитражного суда Краснодарского края по делу N А32-9944/2003-19/400 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
С.А.КАНАТОВА

Судьи
И.В.ПАЛЬЦЕВА
Л.В.ПАЙМАКОВА
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)