Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРИНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 29.02.2008 ПО ДЕЛУ N А56-16696/2007

Разделы:
Единый налог на вмененный доход (ЕНВД)

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 февраля 2008 г. по делу N А56-16696/2007


Резолютивная часть постановления объявлена 27 февраля 2008 года
Постановление изготовлено в полном объеме 29 февраля 2008 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего М.Л.Згурской
судей Н.И.Протас, Н.О.Третьяковой
при ведении протокола судебного заседания: О.В.Енисейской
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-17158/2007) (заявление) Межрайонной ИФНС России N 10 по Санкт-Петербургу на решение Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 18.10.2007 по делу N А56-16696/2007 (судья О.В.Пасько),
по иску (заявлению) ООО "Надежда"
к Межрайонной ИФНС России N 10 по Санкт-Петербургу
о признании недействительным требования, обязании осуществить зачет
при участии:
от заявителя: Смирнов И.О. (доверенность от 22.05.2007 б/н)
от ответчика: Трощенко Е.И. (доверенность от 27.06.2007 N 03-03/09689)
установил:

общество с ограниченной ответственностью "Надежда" (далее - Общество), уточнив предмет требования в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса (далее - АПК РФ), обратилось в Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным требования Межрайонной ИФНС России N 10 по Санкт-Петербургу (далее - Инспекция) по состоянию на 05.03.2007 N 128 об уплате налога, сбора, пени, штрафа и обязании Инспекции осуществить зачет излишне уплаченных в Пенсионный фонд Российской Федерации платежей в размере 46 418 руб. 00 коп. в счет уплаты единого налога на вмененный доход (далее - ЕНВД) за 2005 год в размере 46418 руб. 00 коп. Также Обществом заявлено ходатайство о взыскании с Инспекции судебных издержек на оплату услуг представителя в размере 6 000 руб. 00 коп.
Решением от 18.10.2007 суд удовлетворил заявление, а также взыскал с Инспекции в пользу Общества 6 000 руб. судебных издержек.
В апелляционной жалобе Инспекция просит решение суда отменить, ссылаясь на неправильное применение норм материального права, а также неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела.
Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, Общество было зарегистрировано в качестве юридического лица 22.03.2004 и поставлено на учет в Межрайонной ИФНС России N 9 по Санкт-Петербургу. В связи с изменением места нахождения с 23.08.2005 Общество поставлено на учет в Межрайонной ИФНС России N 10 по Санкт-Петербургу.
При уплате ЕНВД за 1 - 4 кварталы 2005 года Общество в платежных поручениях ошибочно, вместо кода бюджетной классификации 18210502000021000110, указало код бюджетной классификации (далее - КБК) 182102020300061000160.
При этом Общество неоднократно обращалось с заявлениями в Инспекцию о зачете 46 418 руб. в счет уплаты ЕНВД за данные налоговые периоды, а также о возврате указанной суммы на его расчетный счет.
Поскольку налоговый орган в зачете (возврате) указанной суммы Обществу отказал, а также выставил требование об уплате ЕНВД по состоянию на 05.03.2003 N 128, оно обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявление Общества, суд сделал вывод о том, что именно на Инспекцию как администратора поступлений в бюджет налогов, сборов и иных обязательных платежей возложена обязанность по возврату (зачету) ошибочно перечисленных в связи с неверным указанием КБК в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации денежных средств, а также установил факт отсутствия у Общества недоимки по ЕНВД на дату выставления Инспекцией требования N 128.
Апелляционная инстанция не находит оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы.
Согласно статье 5 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ) Пенсионный фонд Российской Федерации является страховщиком по обязательному пенсионному страхованию в Российской Федерации.
В силу пункта 1 статьи 13 Закона N 167-ФЗ страховщик (территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации) имеет право осуществлять возврат страховых взносов страхователям в случае, если невозможно установить, за каких застрахованных лиц указанные платежи внесены. Иные возможности проведения территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации возврата или зачета, в том числе и излишне уплаченных сумм по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, законодательством не установлены.
В пункте 18 Порядка учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, утвержденного Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 16.12.2004 N 116н (далее - Порядок), установлено, что возврат (возмещение) плательщикам излишне уплаченных (взысканных) сумм осуществляется органами Федерального казначейства на основании решений налоговых органов о возврате, распоряжений администраторов поступлений в бюджет о возврате поступлений плательщику.
В соответствии с пунктом 30 Порядка взаимодействие Федерального казначейства с администраторами поступлений в бюджет заключается в предоставлении Федеральным казначейством администраторам поступлений в бюджет документов о проведенных операциях по учету поступлений в бюджетную систему Российской Федерации, а также в получении Федеральным казначейством от администраторов поступлений в бюджет документов о возврате (зачете) плательщикам излишне (ошибочно) перечисленных в бюджет платежей, документов об уточнении вида и принадлежности поступлений. Документы о поступлениях предоставляются органами Федерального казначейства администраторам поступлений в бюджет в пределах возложенных на администраторов полномочий.
Согласно перечню администраторов поступлений в бюджеты Российской Федерации (приложение N 11.1 к Федеральному закону от 15.08.1996 N 115-ФЗ "О бюджетной классификации Российской Федерации") администратором поступлений в бюджеты Российской Федерации по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, зачисляемых на выплату как страховой, так и накопительной частей трудовой пенсии, а также страховых взносов в виде фиксированного платежа, зачисляемых на выплату накопительной и страховой частей трудовой пенсии, является Федеральная налоговая служба.
Порядком предусмотрено, что учет и распределение поступлений между бюджетами осуществляются органами Федерального казначейства на основании заключений налоговых органов о зачете излишне уплаченных (взысканных) налогов (сборов), платежных поручений налоговых органов и распоряжений администраторов поступлений в бюджет о возврате поступлений, уведомлений налоговых органов и администраторов поступлений в бюджет об уточнении вида и принадлежности платежа (поступлений).
Порядок организации работы налоговых органов с невыясненными платежами установлен с разделом V Рекомендаций по порядку ведения в налоговых органах базы данных "Расчеты с бюджетом", утвержденных Приказом ФНС России от 12.05.2005 N ШС-3-10/201@ (далее - Рекомендации). Вся информация по работе с невыясненными платежами фиксируется в Ведомости невыясненных поступлений по форме N 48, в которой отражаются платежи, отнесенные органами Федерального казначейства на соответствующий код бюджетной классификации по учету невыясненных поступлений, согласно классификации доходов бюджетов Российской Федерации, а также платежи, которые требуют уточнения для отражения в карточках "РСБ" конкретных плательщиков.
В пунктах 5.1 и 5.2 Рекомендаций предусмотрены случаи, когда специалисты налогового органа вправе самостоятельно, не запрашивая предварительно налогоплательщика, изменить код программ в соответствии со значением, указанным в поле 110, либо определить тип платежа в соответствии со значением кода программ, указанного в 14 - 17-м разрядах КБК (поле 104). Одновременно через Отдел финансового и общего обеспечения следует направить плательщику уведомление о необходимости уточнения реквизитов расчетного документа. Порядок действия сотрудников налогового органа в случае неправильного указания плательщиком КБК установлен в пункте 5.4 Рекомендаций.
Несмотря на неоднократные обращения Общества в Инспекцию с заявлениями об указании им в платежных поручениях от 24.04.2005 N 27, от 14.07.2005 N 39, от 23.09.2005 N 68, от 16.01.2006 N 5 неверного кода КБК при перечислении в бюджет ЕНВД за 1 - 4 кварталы 2005 года, Инспекция не представила доказательств выполнения требований Рекомендаций.
Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование - это индивидуально возмездные обязательные платежи, которые уплачиваются в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и персональным целевым назначением которых является обеспечение права гражданина на получение пенсии по обязательному пенсионному страхованию в размере, эквивалентном сумме страховых взносов, учтенной на его индивидуальном лицевом счете (статья 3 Закона N 167-ФЗ).
В соответствии с частью 3 статьи 2 Закона N 167-ФЗ правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, если иное не предусмотрено данным Федеральным законом.
Кроме того, в силу пункта 1 статьи 25 Закона N 167-ФЗ контроль за правильностью исчисления и за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование осуществляется налоговыми органами в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, регулирующим деятельность налоговых органов.
Таким образом, налоговый орган в соответствии с требованиями статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации обязан по заявлению налогоплательщика произвести зачет излишне уплаченных страховых взносов.
Факт уплаты Обществом страховых взносов за 2005 год подтвержден материалами дела - декларацией по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование для лиц, производящих выплаты физическим лицам за 2005 год, платежными поручениями об уплате страховых взносов, а также справкой Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Центральном районе Санкт-Петербурга об отсутствии у Общества задолженности и наличии переплаты по страховым взносам по состоянию на 06.02.2008.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно возложил на налоговый орган обязанность по зачету перечисленной платежными поручениями от 24.04.2005 N 27, от 14.07.2005 N 39, от 23.09.2005 N 68, от 16.01.2006 N 5 суммы в размере 48 418 руб. в счет уплаты ЕНВД за 2005 год.
Установив, что на дату направления Обществу требования по состоянию на 05.03.2007 N 128 недоимка по уплате ЕНВД за второй, третий и четвертый кварталы 2006 года Обществом полностью погашена, что подтверждается платежными поручениями от 25.10.2006 N 86, от 10.08.2006 N 61, от 15.11.2006 N 91, от 11.01.2007 N 8, суд обоснованно признал недействительным данное требование в связи с тем, что в силу пункта 2 статьи 69 НК РФ требование об уплате налога направляется налогоплательщику только при наличии у него недоимки.
Ссылка подателя жалобы на то, что получателем в указанных платежных поручениях является Межрайонная ИФНС N 9 по Санкт-Петербургу, обоснованно отклонена судом первой инстанции со ссылкой на то, что в соответствии с пунктом 1 статьи 30 НК РФ налоговые органы составляют единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, - за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей. В указанную систему входят федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, и его территориальные органы.
Отклонена апелляционной инстанцией ссылка подателя жалобы на то, что суд необоснованно взыскал с Инспекции судебные расходы по оплате услуг представителя, оказанных по договору от 22.05.2007 N 06/07 ввиду непредставления Обществом доказательств их полной оплаты. В материалы дела Обществом представлены квитанции к приходно-кассовым ордерам от 22.05.2007 и от 29.10.2007, подтверждающие оплату Обществом услуг адвоката на общую сумму 6 000 руб.
При таких обстоятельствах обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального права и процессуального права, а содержащиеся в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Учитывая изложенное, оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по апелляционной жалобе относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 269 п. 1, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:

решение Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 18.10.2007 по делу N А56-16696/2007 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с Межрайонной ИФНС России N 10 по Санкт-Петербургу в доход федерального бюджета 1 000 руб. госпошлины по апелляционной жалобе.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.

Председательствующий
ЗГУРСКАЯ М.Л.

Судьи
ПРОТАС Н.И.
ТРЕТЬЯКОВА Н.О.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)