Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА ОТ 20.07.2009 ПО ДЕЛУ N А32-23895/2007-34/486-08-58/364

Разделы:
Водный налог

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 20 июля 2009 г. по делу N А32-23895/2007-34/486-08-58/364


Резолютивная часть постановления объявлена 16 июля 2009 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 20 июля 2009 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Канатовой С.А., судей Воловик Л.Н. и Черных Л.А., при участии от заявителя - Федерального государственного учреждения по эксплуатации гидротехнических сооружений рек Кубани и Протоки - Клименко В.П. (доверенность от 16.07.2009 N 00491), Тричук Л.И. (доверенность от 16.07.2009 N 00492), от заинтересованного лица - Инспекции Федеральной налоговой службы по Абинскому району Краснодарского края - Катрушова О.Е. (доверенность от 04.08.2008 N 27368), рассмотрев кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Абинскому району Краснодарского края на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 13.11.2008 (судья Шкира Д.М.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.04.2009 (судьи Колесов Ю.И., Смотрова Н.Н., Захарова Л.А.) по делу N А32-23895/2007-34/486-08-58/364, установил следующее.
Федеральное государственное учреждение по эксплуатации гидротехнических сооружений рек Кубани и Протоки (далее - учреждение) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по Абинскому району Краснодарского края (далее - налоговая инспекция, налоговый орган) о признании недействительным решения налоговой инспекции от 27.09.2007 N 7076 (с учетом уточненных в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации требований).
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 07.04.2008, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.06.2008, решение налоговой инспекции признано недействительным в части доначисления 528 127 рублей водного налога за IV квартал 2005 года, 107 635 рублей штрафа по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации. В удовлетворении остальной части заявления отказано.
Судебные акты в части удовлетворения заявления мотивированы тем, что исходя из толкования подпункта 11 пункта 2 статьи 333.9 Налогового кодекса Российской Федерации, если выемка песка из русла реки произведена с необходимостью проведения дноуглубительных и других работ, связанных с эксплуатацией гидротехнических сооружений, то такое использование водных объектов не признается объектом налогообложения водным налогом.
Постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 23.09.2008 решение Арбитражного суда Краснодарского края от 07.04.2008 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.06.2008 отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Краснодарского края. Суд кассационной инстанции указал на необходимость определить предмет и основание спора, установить все фактические обстоятельства, связанные с деятельностью учреждения, исследовать выданные лицензии и с учетом изложенного принять законное и обоснованное решение.
При новом рассмотрении дела решением Арбитражного суда Краснодарского края от 13.11.2008 (с учетом исправительного определения от 23.12.2008), оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.04.2009, заявленные требования удовлетворены, решение налогового органа от 27.09.2007 N 7076 о привлечении учреждения к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения признано недействительным. Судебные акты мотивированы тем, что выемка песка из русла реки произведена в связи с необходимость проведения дноуглубительных и других работ, связанных с эксплуатацией гидротехнических сооружений, и такое использование водных объектов не признается объектом налогообложения водным налогом. Учреждение осуществляет использование водных объектов для проведения работ, связанных с эксплуатацией гидротехнических сооружений, следовательно, правомерно применило льготу, предусмотренную подпунктом 11 пункта 2 статьи 333.9 Налогового кодекса Российской Федерации. Налоговой инспекцией при вынесении решения соблюдены требования статьи 101 Кодекса.
В кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить судебные акты об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, неполное выяснение обстоятельств дела. По мнению заявителя жалобы, в силу пункта 1 статьи 333.9 Налогового кодекса Российской Федерации забор воды из водного объекта с применением технических средств и устройств является объектом налогообложения водным налогом. Налоговая инспекция указывает на то, что налоговым законодательством Российской Федерации предусмотрено освобождение от уплаты водного налога при использовании водных объектов для проведения дноуглубительных и других работ, связанных с эксплуатацией судоходных водных путей и гидротехнических сооружений. Выданные учреждению лицензии на водопользование подтверждают наличие у него объекта налогообложения.
В отзыве на кассационную жалобу учреждение просит состоявшиеся по делу судебные акты оставить без изменения, полагая, что они законны и обоснованны.
В судебном заседании представители участвующих в деле лиц повторили, соответственно, доводы кассационной жалобы и отзыва на нее.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, выслушав представителей участвующих в деле лиц, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, налоговая инспекция провела камеральную проверку представленной учреждением уточненной декларации по водному налогу за IV квартал 2005 года, по результатам которой составила акт от 05.09.2007 N 541 и приняла решение от 27.09.2007 N 7076. Данным решением учреждению доначислено 538 176 рублей водного налога, 107 635 рублей штрафа по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации.
Решение налогового органа от 27.09.2007 N 7076 мотивировано тем, что забор воды из водного объекта с применением технических средств и устройств является в силу пункта 1 статьи 333.9 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения водным налогом.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Краснодарскому краю от 19.11.2007 N 27-13 решение от 27.09.2007 N 7076 оставлено без изменения.
В соответствии со статьями 137 и 138 Налогового кодекса Российской Федерации учреждение обратилось в арбитражный суд за защитой нарушенных прав и интересов.
Судебные инстанции, удовлетворяя заявленные требования учреждения о признании недействительным решение налоговой инспекции о доначислении 538 176 рублей водного налога, 107 635 рублей штрафа, правильно применили нормы материального права.
На основании статьи 333.8 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками водного налога признаются организации и физические лица, осуществляющие специальное и (или) особое водопользование в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Объектом налогообложения водным налогом признается, в частности, забор воды из водных объектов (подпункт 1 пункта 1 статьи 333.9 Налогового кодекса Российской Федерации).
В силу подпункта 11 пункта 2 статьи 333.9 Налогового кодекса Российской Федерации использование водных объектов для проведения дноуглубительных и других работ, связанных с эксплуатацией судоходных водных путей и гидротехнических сооружений, не признается объектом налогообложения водным налогом.
Следовательно, если выемка песка из русла реки произведена с необходимостью проведения дноуглубительных и других работ, связанных с эксплуатацией гидротехнических сооружений, то такое использование водных объектов не признается объектом налогообложения водным налогом.
Из материалов дела видно, что основным видом деятельности учреждения является содержание гидротехнических сооружений, находящихся в его оперативном управлении.
Учреждение получило лицензии серии КРД N 42111 БРСЗХ, 42099 БРСЗХ, 41891 БРСЗХ, 37246 БРСЗХ, 42100 БРСЗХ, 42110 БРСЗХ, 41691 БРСЗХ на водопользование, выданные Кубанским бассейновым водным управлением со следующими целями использования водного объекта: использование акватории для размещения технических средств для попутной добычи песка при проведении берегозащитных мероприятий; забор и сброс воды. Согласно рабочим проектам, являющимся неотъемлемой частью лицензий на водопользование, разработка насосных песчаных отложений со дна реки (добыча общераспространенных полезных ископаемых - ОРПИ) выполняется гидромеханизированным способом (земснарядом) с подачей забранной массы в пульпочек, расположенный на берегу реки.
В проверяемом периоде учреждение производило берегозащитные и руслорегуляционные работы с попутным использованием песка. В соответствии с уставом и лицензиями на водопользование и недропользование песок использовался учреждением для ремонтных работ на дамбах обвалования и в целях реализации.
В связи с этим учреждение в IV квартале 2005 года при исчислении водного налога применило льготу, установленную подпунктом 11 пункта 2 статьи 333.9 Налогового кодекса Российской Федерации.
Налоговый орган при вынесении оспариваемого решения указал на то, что забор воды из водного объекта с применением технических средств и устройств является в силу пункта 1 статьи 333.9 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения водным налогом.
Судами установлено и подтверждается материалами дела, что забор воды производился на основании лицензий на водопользование для осуществления берегозащитных мероприятий на аварийных участках противопаводковой системы обвалования реки Кубань, которая является гидротехническим сооружением с использованием технических средств (земснаряда).
Таким образом, судебные инстанции правомерно признали решение налоговой инспекции недействительным.
Довод налогового органа о том, что налоговым законодательством Российской Федерации предусмотрено освобождение от уплаты водного налога при использовании водных объектов для проведения дноуглубительных и других работ, связанных с эксплуатацией судоходных водных путей и гидротехнических сооружений, правомерно отклонен судебными инстанциями.
Из материалов дела видно, что учреждением осуществлялись дноуглубительные работы на судоходных участках рек Кубани и Протоки для безопасности судоходства и обеспечения поддержания гарантированных габаритов и глубин судового хода.
Ссылка налоговой инспекции на то, что выданные учреждению лицензии на водопользование подтверждают наличие у него объекта налогообложения, является необоснованной.
В соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы.
Доводы кассационной жалобы основаны на неправильном применении норм материального права и направлены на переоценку доказательств, всесторонне, полно и объективно исследованных судами. Согласно статье 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная инстанция не вправе переоценивать доказательства, которые были предметом исследования в суде первой и (или) апелляционной инстанций.
Нормы права при разрешении спора применены судами первой и апелляционной инстанций правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
постановил:

решение Арбитражного суда Краснодарского края от 13.11.2008 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.04.2009 по делу N А32-23895/2007-34/486-08-58/364 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
С.А.КАНАТОВА

Судьи
Л.Н.ВОЛОВИК
Л.А.ЧЕРНЫХ
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)