РАЗЪЯСНЕНО ПРАВО ЗАКАЗЧИКА ВЗЫСКАТЬ С ОЦЕНЩИКА СУММУ ПРИЧИНЕННЫХ ИМ УБЫТКОВ
Разделы: В случае наличия спора о достоверности величины рыночной или иной стоимости объекта оценки, установленной в отчете, в том числе и в связи с имеющимся иным отчетом об оценке этого же объекта, указанный спор подлежит рассмотрению судом, арбитражным судом в соответствии с установленной подведомственностью, третейским судом по соглашению сторон спора или договора или в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, регулирующим оценочную деятельность. Следует отметить, что в указанном случае суд, арбитражный суд, третейский суд вправе обязать стороны совершить сделку по цене, определенной в ходе рассмотрения спора в судебном заседании, только в случаях обязательности совершения сделки в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Об этом Письмо Минэкономразвития РФ от 15.12.2011 N ОГ-Д05-2497.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ ''Об оценочной деятельности в Российской Федерации'' (далее - Закон N 135-ФЗ) под оценочной деятельностью понимается профессиональная деятельность субъектов оценочной деятельности, направленная на установление в отношении объектов оценки рыночной или иной стоимости.
Следует отметить, что в соответствии со ст. 11 Закона N 135-ФЗ отчет об оценке объекта оценки не должен допускать неоднозначного толкования или вводить в заблуждение, при этом в соответствии со ст. 24.6 Закона N 135-ФЗ оценщик несет имущественную ответственность за убытки, причиненные заказчику, заключившему договор на проведение оценки, или имущественный вред, причиненный третьим лицам, вследствие использования рыночной стоимости, определенной в процессе проведения работ по оценке объекта оценки.
В соответствии со ст. 22.2 Закона N 135-ФЗ саморегулируемая организация оценщиков обязана в том числе:
- осуществлять контроль за соблюдением своими членами требований Закона N 135-ФЗ, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, федеральных стандартов оценки, стандартов и правил оценочной деятельности, а также правил деловой и профессиональной этики;
- применять меры дисциплинарного воздействия, предусмотренные Федеральным законом N 135-ФЗ и внутренними документами саморегулируемой организации оценщиков, в отношении своих членов.
Статьей 24.3 Закона N 135-ФЗ установлен порядок проведения саморегулируемой организацией оценщиков контроля за осуществлением оценочной деятельности. Контроль за осуществлением оценочной деятельности членами саморегулируемой организации оценщиков проводится ее соответствующим структурным подразделением, состоящим из работников саморегулируемой организации оценщиков, путем проведения плановых и внеплановых проверок.
Основанием для проведения саморегулируемой организацией оценщиков внеплановой проверки может являться направленная в саморегулируемую организацию оценщиков мотивированная жалоба на нарушение оценщиком требований Закона N 135-ФЗ, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, федеральных стандартов оценки, стандартов и правил оценочной деятельности, а также правил деловой и профессиональной этики.
На основании изложенного, по мнению Департамента, Вы вправе обратиться в саморегулируемую организацию оценщиков, членом которой является оценщик, подготовивший отчет об оценке, с мотивированной жалобой на его действия.
В соответствии со ст. 13 Закона N 135-ФЗ в случае наличия спора о достоверности величины рыночной или иной стоимости объекта оценки, установленной в отчете, в том числе и в связи с имеющимся иным отчетом об оценке этого же объекта, указанный спор подлежит рассмотрению судом, арбитражным судом в соответствии с установленной подведомственностью, третейским судом по соглашению сторон спора или договора или в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, регулирующим оценочную деятельность. Следует отметить, что в указанном случае суд, арбитражный суд, третейский суд вправе обязать стороны совершить сделку по цене, определенной в ходе рассмотрения спора в судебном заседании, только в случаях обязательности совершения сделки в соответствии с законодательством Российской Федерации.
При этом при оспаривании оценки имущества, проведенной оценщиком, необходимо учитывать положения Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.05.2005 N 92 ''О рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании оценки имущества, произведенной независимым оценщиком''.
В соответствии с п. 4 разд. I Протокола заседания Правительственной комиссии по развитию малого и среднего предпринимательства от 21.04.2011 N 1 Минэкономразвития России совместно с органами власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления поручено рассмотреть вопрос внесения изменений в законодательство Российской Федерации, касающихся сокращения перечней не подлежащего отчуждению государственного и муниципального имущества, установленных ч. 4 ст. 18 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ ''О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации'' (далее - Федеральный закон N 209-ФЗ).
По мнению Минэкономразвития России, сокращение указанных перечней возможно осуществить исключительно за счет одновременного расширения права выкупа арендуемого имущества субъектам малого и среднего предпринимательства.
В настоящий момент Минэкономразвития России разработало законопроект, направленный на сокращение перечней не подлежащего отчуждению государственного и муниципального имущества, установленных ч. 4 ст. 18 Федерального закона N 209-ФЗ, в том числе включающий следующие изменения:
- расширение числа субъектов малого и среднего предпринимательства, обладающих преимущественным правом приобретения арендуемого имущества за счет определения даты, на которую субъекты малого и среднего предпринимательства должны арендовать государственное (муниципальное) имущество не менее двух лет, с 5 августа 2011 г., а также предоставление аналогичного права субъектам малого и среднего предпринимательства, являющимся арендаторами имущества, закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления за государственными или муниципальными унитарными предприятиями, при условии сохранения возможности для унитарного предприятия осуществлять деятельность, цели, предмет, виды которой определены его уставом;
- приостановка течения 30-дневного срока, установленного для подписания субъектами малого и среднего предпринимательства договора купли-продажи арендуемого имущества, в случае возникновения спора о результатах определения рыночной стоимости имущества;
- закрепление понятия ''рассрочка платежа'' как равных ежемесячных или ежеквартальных платежей, а также законодательное закрепление срока рассрочки не менее чем три года;
- наделение субъектов малого и среднего предпринимательства правом повторного обращения с заявлением о реализации преимущественного права приобретения арендуемого имущества в случае, если нормы, послужившие причиной для отказа, утратили силу.
В части мероприятий, направленных на поддержку незащищенных слоев населения, сообщаем, что в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 321 ''Об утверждении Положения о Министерстве здравоохранения и социального развития Российской Федерации'' Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, социального развития, труда и защиты прав потребителей, включая вопросы уровня жизни и доходов населения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)