Официальные документы
Налог на доходы физических лиц (НДФЛ)
Юридический департамент рассмотрел письмо от 12.04.2002 N А-02/5-194 (вх. N 45203 от 16.04.2002) по вопросу определения документов, идентифицирующих личности клиентов при проведении расходных банковских операций и сообщает следующее.
При подготовке ответа на указанный запрос Юридическим департаментом был проведен анализ действующего законодательства Российской Федерации в части, касающейся определения категории документов, относящихся к документам, удостоверяющим личность физического лица.
Обзор законодательства позволяет сделать вывод, что в российской правовой системе отсутствует единый нормативный акт (федеральный закон), устанавливающий виды основных документов, удостоверяющих личность физического лица.
До принятия соответствующего федерального закона в настоящее время действуют нормы Указа Президента Российской Федерации от 13.03.97 N 232 "Об основном документе, удостоверяющем личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации", в соответствии с которым основным документом, удостоверяющим личность гражданина Российской Федерации, является паспорт гражданина Российской Федерации.
Вместе с тем следует отметить, что в зависимости от вида регулируемых правоотношений органами, осуществляющими надзор и контроль в различных областях правового регулирования, могут быть предусмотрены и иные документы.
Так, в целях валютного регулирования и валютного контроля Банк России в п. 3.23 Инструкции Банка России от 27.03.95 N 27 "О порядке организации работы обменных пунктов на территории Российской Федерации, совершения учета валютно-обменных операций уполномоченными банками" установил перечень документов, удостоверяющих личность клиента при проведении валютно-обменных операций.
В свою очередь, МНС России с целью упорядочения уплаты налога на доходы физических лиц в приложении к Приказу с МНС России от 01.11.2000 N БГ-3-08/379 "Об утверждении форм отчетности по налогу на доходы физических лиц" установило справочник "Виды документов, удостоверяющих личность налогоплательщика".
Таким образом, исходя из вышеизложенного, можно предположить, что удостоверяющие документы должны отвечать определенным критериям, а именно: выдача соответствующих документов должна быть предусмотрена нормативными актами, а также производиться специально уполномоченными на то органами государственной власти Российской Федерации.
В соответствии с гражданским законодательством банк проводит расчетные операции по списанию денежных средств только по распоряжению владельца счета, за исключением случаев, прямо предусмотренных законом.
Вместе с тем, учитывая специфику банковских операций подобного рода, а также ответственность кредитных организаций за ненадлежащее списание денежных средств, встает вопрос о критериях достаточности подтверждения личности клиента.
В частности, ст. 847 ГК РФ установлено, что в качестве условия исполнения банком распоряжения клиента о списании денежных средств со счета является наличие в распоряжении клиента необходимых данных, позволяющих при предъявлении соответствующих требований идентифицировать лицо, имеющее право на его предъявление.
При отсутствии четких правил, регламентирующих данную проблему, по нашему мнению, банки сами вправе определять, какие документы позволяют в полной мере идентифицировать личность клиента.
Для сведения сообщаем, что Юридический департамент направил запрос по указанному вопросу в МВД России (письмо Банка России от 14.06.2002 N 10-1-1-55/2045). Полученный ответ МВД России от 15.07.2002 N 7/4483 прилагается.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПИСЬМО БАНКА РОССИИ ОТ 19.07.2002 N 31-1-3/1456. О РАССМОТРЕНИИ ОБРАЩЕНИЯ
Разделы:Налог на доходы физических лиц (НДФЛ)
ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ЮРИДИЧЕСКИЙ ДЕПАРТАМЕНТ БАНКА РОССИИ
от 19 июля 2002 г. N 31-1-3/1456
О РАССМОТРЕНИИ ОБРАЩЕНИЯ
ЮРИДИЧЕСКИЙ ДЕПАРТАМЕНТ БАНКА РОССИИ
от 19 июля 2002 г. N 31-1-3/1456
О РАССМОТРЕНИИ ОБРАЩЕНИЯ
Юридический департамент рассмотрел письмо от 12.04.2002 N А-02/5-194 (вх. N 45203 от 16.04.2002) по вопросу определения документов, идентифицирующих личности клиентов при проведении расходных банковских операций и сообщает следующее.
При подготовке ответа на указанный запрос Юридическим департаментом был проведен анализ действующего законодательства Российской Федерации в части, касающейся определения категории документов, относящихся к документам, удостоверяющим личность физического лица.
Обзор законодательства позволяет сделать вывод, что в российской правовой системе отсутствует единый нормативный акт (федеральный закон), устанавливающий виды основных документов, удостоверяющих личность физического лица.
До принятия соответствующего федерального закона в настоящее время действуют нормы Указа Президента Российской Федерации от 13.03.97 N 232 "Об основном документе, удостоверяющем личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации", в соответствии с которым основным документом, удостоверяющим личность гражданина Российской Федерации, является паспорт гражданина Российской Федерации.
Вместе с тем следует отметить, что в зависимости от вида регулируемых правоотношений органами, осуществляющими надзор и контроль в различных областях правового регулирования, могут быть предусмотрены и иные документы.
Так, в целях валютного регулирования и валютного контроля Банк России в п. 3.23 Инструкции Банка России от 27.03.95 N 27 "О порядке организации работы обменных пунктов на территории Российской Федерации, совершения учета валютно-обменных операций уполномоченными банками" установил перечень документов, удостоверяющих личность клиента при проведении валютно-обменных операций.
В свою очередь, МНС России с целью упорядочения уплаты налога на доходы физических лиц в приложении к Приказу с МНС России от 01.11.2000 N БГ-3-08/379 "Об утверждении форм отчетности по налогу на доходы физических лиц" установило справочник "Виды документов, удостоверяющих личность налогоплательщика".
Таким образом, исходя из вышеизложенного, можно предположить, что удостоверяющие документы должны отвечать определенным критериям, а именно: выдача соответствующих документов должна быть предусмотрена нормативными актами, а также производиться специально уполномоченными на то органами государственной власти Российской Федерации.
В соответствии с гражданским законодательством банк проводит расчетные операции по списанию денежных средств только по распоряжению владельца счета, за исключением случаев, прямо предусмотренных законом.
Вместе с тем, учитывая специфику банковских операций подобного рода, а также ответственность кредитных организаций за ненадлежащее списание денежных средств, встает вопрос о критериях достаточности подтверждения личности клиента.
В частности, ст. 847 ГК РФ установлено, что в качестве условия исполнения банком распоряжения клиента о списании денежных средств со счета является наличие в распоряжении клиента необходимых данных, позволяющих при предъявлении соответствующих требований идентифицировать лицо, имеющее право на его предъявление.
При отсутствии четких правил, регламентирующих данную проблему, по нашему мнению, банки сами вправе определять, какие документы позволяют в полной мере идентифицировать личность клиента.
Для сведения сообщаем, что Юридический департамент направил запрос по указанному вопросу в МВД России (письмо Банка России от 14.06.2002 N 10-1-1-55/2045). Полученный ответ МВД России от 15.07.2002 N 7/4483 прилагается.
Заместитель директора Департамента
Т.К.БАТЫРЕВ
Т.К.БАТЫРЕВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)