Официальные документы

20 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА О ПРИВАТИЗАЦИИ ПРЕДУСМАТРИВАЕТ ПРОДАЖУ АКЦИЙ, ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ ЛЬГОТ РАБОТНИКАМ ПРИВАТИЗИРУЕМОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО (МУНИЦИПАЛЬНОГО) ПРЕДПРИЯТИЯ, А ТАКЖЕ ВОЗМОЖНОСТЬ АРЕНДЫ С ПРАВОМ ВЫКУПА ИМУЩЕСТВА ГОСУДАРСТВЕННОГО (МУНИЦИПАЛЬНОГО) УНИТАРНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ ЕГО РАБОТНИКАМИ ПО РЫНОЧНОЙ СТОИМОСТИ (ПУНКТ 8).. ПРОДОЛЖЕНИЕ

(Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 21.02.2001 N 60. Обзор практики разрешения споров, связанных с применением арбитражными судами Федерального закона ''О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации)

Акцизы




Федеральный закон о приватизации принят после заключения договора купли - продажи, и в статье 31 данного Федерального закона не содержится указаний о придании обратной силы требованию о безвозмездном отчуждении объекта приватизации.
Применение данного требования к договорам купли - продажи объектов недвижимости, заключенным до введения в действие названного Федерального закона, противоречит абзацу второму пункта 1 статьи 4 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Кроме того, указанный в статье 21 Федерального закона о приватизации способ приватизации существенно отличается от продажи государственных и муниципальных предприятий по конкурсу, предусмотренному Законом Российской Федерации от 03.07.91 N 1531-1 "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации". В последнем случае покупатель становился собственником объекта приватизации сразу после оплаты стоимости имущества, а по Федеральному закону о приватизации - только после выполнения инвестиционных и социальных условий.
Поэтому применение к договорам купли - продажи, заключенным до принятия Федерального закона о приватизации, требования о безвозмездном изъятии имущества влечет за собой прекращение права собственности по основаниям, не предусмотренным законом.
С учетом изложенного исковые требования удовлетворению не подлежат.

14. Внесение государственного (муниципального) имущества (объектов приватизации) в качестве вклада в уставный капитал хозяйственных обществ допускается только в порядке, установленном законодательством о приватизации.
Прокурор области в защиту государственных и общественных интересов обратился в арбитражный суд с иском к комитету по управлению муниципальным имуществом и открытому акционерному обществу о признании недействительными учредительных документов общества и изъятии у последнего имущества, внесенного комитетом по управлению имуществом в качестве вклада в уставный капитал.
Арбитражный суд исковые требования удовлетворил.
Из материалов дела следует, что комитет по управлению муниципальным имуществом, являясь соучредителем открытого акционерного общества, внес в уставный капитал общества здание.
В возражениях на иск общество сослалось на полномочия комитетов по управлению имуществом по распоряжению государственным (муниципальным) имуществом, в том числе по внесению такого имущества в уставные капиталы создаваемых юридических лиц. Ссылка ответчика обоснованно не принята судом во внимание.
Исходя из смысла статьи 66 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 10 Федерального закона "Об акционерных обществах" государственные органы, в том числе комитеты по управлению имуществом субъектов Российской Федерации, и органы местного самоуправления, а также комитеты по управлению имуществом муниципальных образований не могут выступать участниками, в том числе учредителями хозяйственных обществ, за исключением случаев, когда комитеты по управлению имуществом являются учредителями акционерных обществ, созданных в процессе приватизации в соответствии с законодательством о приватизации.
В данном случае акционерное общество является коммерческой организацией, не созданной в процессе приватизации и обладающей имуществом на праве частной собственности.
Поэтому комитет по управлению муниципальным имуществом не имел права выступать учредителем данного акционерного общества.
В период создания общества уже действовал новый Федеральный закон о приватизации, согласно статье 16 которого внесение государственного или муниципального имущества в качестве вклада в уставный капитал хозяйственных обществ является одним из способов приватизации.
Поскольку законодательством о приватизации не допускается внесение государственного (муниципального) имущества в уставный капитал хозяйственных обществ, не созданных в процессе приватизации, суд обоснованно принял решение о недействительности учредительных документов в части внесения здания в уставный капитал общества и возвратил спорное имущество в муниципальную собственность.

15. Если товарищество или акционерное общество имеет право на выкуп здания, сооружения, нежилого помещения в соответствии с законодательством о приватизации, то передача указанного недвижимого имущества унитарному предприятию или учреждению на праве хозяйственного ведения или оперативного управления не может служить основанием для отказа в выкупе имущества.
Товарищество с ограниченной ответственностью обратилось в арбитражный суд с иском о понуждении комитета по управлению имуществом заключить договор купли - продажи нежилых помещений, так как оно выкупило имущество предприятия бытового обслуживания и имеет право на выкуп арендуемых нежилых помещений.
Комитет по управлению имуществом, возражая против иска, указал, что спорные нежилые помещения переданы в хозяйственное ведение государственному предприятию и изъятие их у государственного предприятия для последующей продажи помещений истцу нарушает право хозяйственного ведения, предусмотренное статьей 294 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Арбитражный суд исковые требования удовлетворил.
При рассмотрении данного дела суд исходил из следующего.


Страницы: 9 из 9  <-- предыдущая  cодержание   следующая -->