Официальные документы

20 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА О ПРИВАТИЗАЦИИ ПРЕДУСМАТРИВАЕТ ПРОДАЖУ АКЦИЙ, ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ ЛЬГОТ РАБОТНИКАМ ПРИВАТИЗИРУЕМОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО (МУНИЦИПАЛЬНОГО) ПРЕДПРИЯТИЯ, А ТАКЖЕ ВОЗМОЖНОСТЬ АРЕНДЫ С ПРАВОМ ВЫКУПА ИМУЩЕСТВА ГОСУДАРСТВЕННОГО (МУНИЦИПАЛЬНОГО) УНИТАРНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ ЕГО РАБОТНИКАМИ ПО РЫНОЧНОЙ СТОИМОСТИ (ПУНКТ 8).. ПРОДОЛЖЕНИЕ

(Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 21.02.2001 N 60. Обзор практики разрешения споров, связанных с применением арбитражными судами Федерального закона ''О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации)

Акцизы




Исковые требования мотивированы тем, что планом приватизации транспортного предприятия предусматривался выпуск (объявление) "Золотой акции". Согласно пункту 2.7 Основных положений срок закрепления "Золотой акции" в государственной собственности не должен превышать трех лет. В период принятия администрацией области обжалуемого решения указанный срок истек.
Арбитражный суд в иске отказал со ссылкой на пункт 3 статьи 31 Федерального закона о приватизации, в соответствии с которым все "Золотые акции", созданные в процессе приватизации открытых акционерных обществ, являются предусмотренным статьей 5 данного Федерального закона специальным правом Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальных образований на участие в управлении указанными обществами ("Золотой акции").
Суд апелляционной инстанции решение отменил, поскольку судом первой инстанции не были учтены следующие обстоятельства.
В соответствии со статьей 5 Федерального закона о приватизации Правительство Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления вправе принимать решения об использовании в отношении созданных в процессе приватизации открытых акционерных обществ специального права на участие Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальных образований в управлении открытыми акционерными обществами ("Золотой акции").
Согласно пункту 2 названной статьи Закона специальное право "Золотая акция" действует до принятия решения о его прекращении.
В отличие от этого требования пункт 2.7 Основных положений предусматривал закрепление "Золотой акции" в государственной собственности на срок не более трех лет, и специального решения о прекращении действия "Золотой акции" не требовалось.
Поскольку указанный срок истек до вступления в действие Федерального закона о приватизации, решение администрации области о продлении срока закрепления в государственной собственности "Золотой акции" является неправомерным.
Положения пункта 3 статьи 31 Федерального закона о приватизации о том, что все "Золотые акции" созданных в процессе приватизации открытых акционерных обществ являются предусмотренным статьей 5 названного Федерального закона специальным правом Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальных образований на участие в управлении указанными обществами, распространяются на все выпущенные "Золотые акции", срок действия которых не истек к моменту вступления в действие данного Федерального закона.

13. Последствия, предусмотренные пунктом 7 статьи 21 Федерального закона о приватизации, неприменимы в случае расторжения договора купли - продажи государственного или муниципального имущества, заключенного по итогам конкурса, проведенного до введения в действие этого Закона.
Муниципальное управление по распоряжению объектами муниципальной собственности обратилось в арбитражный суд с иском к товариществу с ограниченной ответственностью об истребовании имущества, приобретенного ответчиком по договору купли - продажи, заключенному в 1994 году между фондом имущества и ответчиком по результатам коммерческого конкурса.
Исковые требования мотивированы тем, что договор купли - продажи расторгнут в связи с невыполнением товариществом условий коммерческого конкурса, что подтверждается вступившим в законную силу судебным актом по другому делу. Истец также сослался на пункт 7 статьи 21 Федерального закона о приватизации.
Арбитражный суд первой инстанции иск удовлетворил.
Постановлением апелляционной инстанции решение суда оставлено без изменения.
При этом судебные инстанции руководствовались пунктом 7 статьи 21 упомянутого выше Закона, согласно которому в случае невыполнения победителем коммерческого конкурса инвестиционных и (или) социальных условий, а также ненадлежащего их выполнения, в том числе нарушения промежуточных или окончательных сроков выполнения таких условий и объемов их выполнения, объект приватизации, приобретенный победителем коммерческого конкурса, подлежит безвозмездному отчуждению соответственно в государственную или муниципальную собственность.
Вместе с тем судебными инстанциями не были учтены следующие обстоятельства.
В период заключения договора купли - продажи действовали Закон Российской Федерации от 03.07.91 N 1531-1 "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации" и Временное положение о приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации по конкурсу (приложение N 5 к Указу Президента Российской Федерации от 29.01.92 N 66).
Действовавшее в период заключения договора купли - продажи законодательство о приватизации не предусматривало в случае невыполнения покупателем условий коммерческого конкурса безвозмездного изъятия у него объекта приватизации.
В соответствии с пунктом 4 статьи 453 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьей 30 действовавшего в тот период Закона Российской Федерации "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации" стороны вправе требовать возвращения того, что было исполнено ими по договору купли - продажи до момента его расторжения, т.е. применялась двусторонняя реституция.


Страницы: 8 из 9  <-- предыдущая  cодержание   следующая -->