Официальные документы

20 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА О ПРИВАТИЗАЦИИ ПРЕДУСМАТРИВАЕТ ПРОДАЖУ АКЦИЙ, ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ ЛЬГОТ РАБОТНИКАМ ПРИВАТИЗИРУЕМОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО (МУНИЦИПАЛЬНОГО) ПРЕДПРИЯТИЯ, А ТАКЖЕ ВОЗМОЖНОСТЬ АРЕНДЫ С ПРАВОМ ВЫКУПА ИМУЩЕСТВА ГОСУДАРСТВЕННОГО (МУНИЦИПАЛЬНОГО) УНИТАРНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ ЕГО РАБОТНИКАМИ ПО РЫНОЧНОЙ СТОИМОСТИ (ПУНКТ 8).. ПРОДОЛЖЕНИЕ

(Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 21.02.2001 N 60. Обзор практики разрешения споров, связанных с применением арбитражными судами Федерального закона ''О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации)

Акцизы




В данном случае 51 процент акций продан членам трудового коллектива (применен второй вариант льгот), что, по мнению истца, противоречит указанной статье Федерального закона о приватизации.
Арбитражный суд в иске отказал по следующим основаниям.
Пунктом 2 статьи 4 Федерального закона о приватизации предусмотрено, что определение льгот работникам государственных предприятий, преобразуемых в открытые акционерные общества, и порядок предоставления таких льгот устанавливается Федеральным законом о государственной программе приватизации.
Поэтому до принятия Федерального закона о государственной программе приватизации варианты льгот членам трудового коллектива, установленные пунктом 3.4.1 Основных положений, применяются в части, не противоречащей Федеральному закону о приватизации.
Планом приватизации муниципального унитарного предприятия предусмотрено, что оно преобразуется в открытое акционерное общество, 100 процентов акций которого находятся в муниципальной собственности.
В статье 20 Федерального закона о приватизации установлено, что в случае приватизации указанным способом в плане приватизации определяются льготы, предоставленные его работникам, а также категории (типы) акций открытого акционерного общества, номинальная их стоимость, способы и сроки продажи акций.
Поскольку предоставление льгот членам трудового коллектива предприятия, преобразуемого в открытое акционерное общество, предусмотрено Федеральным законом о приватизации и иного порядка в отличие от предусмотренного в пункте 3.4.1 Основных положений не установлено, впредь до принятия Федерального закона о государственной программе приватизации применяется действующий порядок предоставления льгот и положения пункта 2 статьи 16 Федерального закона о приватизации в таких случаях применению не подлежат.

11. Сделки приватизации государственного или муниципального имущества, не содержащие его стоимостной оценки, признаются ничтожными с момента их заключения.
Товарищество с ограниченной ответственностью обратилось в арбитражный суд с иском к комитету по управлению имуществом о признании за ним права собственности на нежилые помещения, приобретенные товариществом в порядке приватизации путем выкупа арендованного имущества.
В обоснование исковых требований истец указал, что товарищество является бывшим арендным предприятием и в соответствии с дополнительным соглашением к договору аренды с правом выкупа, заключенному между комитетом и арендатором, в состав выкупаемого по договору имущества включены нежилые помещения. Все имущество товариществом выкуплено.
Однако комитет по управлению имуществом предпринял меры по распоряжению этими помещениями, в связи с чем товарищество обратилось с иском о признании за ним права собственности.
Комитет по управлению имуществом обратился со встречным иском о признании дополнительного соглашения в части выкупа помещений недействительным на основании пункта 3 статьи 29 Федерального закона о приватизации.
Суд в иске товариществу о признании за ним права собственности на нежилые помещения отказал, а встречный иск удовлетворил по следующим основаниям.
В процессе рассмотрения дела суд установил, что в прилагаемом к договору акте оценки имущества цена помещений не указана, а имелась запись: "по остаточной стоимости". Общая сумма уплаченных арендатором денежных средств соответствовала стоимости торгового оборудования и другого имущества, за исключением помещений.
Представленные товариществом документы в подтверждение стоимости спорных помещений судом не были приняты во внимание, поскольку истец не доказал, что эти документы касались именно спорных площадей, не совпадали с документами и данные о размере помещений, указанных в акте оценки.
В дополнительном соглашении, заключенном между комитетом и товариществом, имелась ссылка на договор аренды.
При таких условиях суд пришел к обоснованному выводу о том, что стоимостной оценки помещений в дополнительном соглашении к договору аренды не содержалось, и признал в части выкупа помещений договор аренды и дополнительное соглашение к нему недействительными.
В соответствии с пунктом 2 статьи 31 Федерального закона о приватизации договоры купли - продажи государственного или муниципального имущества, не содержащие его стоимостной оценки, признаются ничтожными с момента их заключения и не влекут за собой правовые последствия.
Указанное правило применяется независимо от времени совершения сделок. Поэтому суд обоснованно удовлетворил встречный иск.
Товарищество не имеет права выкупать помещения по остаточной стоимости. Однако оно вправе обратиться с заявлением о выкупе помещений в соответствии с действующим порядком выкупа недвижимого имущества.

12. Решение об использовании специального права ("Золотой акции") не может быть принято соответствующими органами, если до вступления в действие Федерального закона о приватизации истек ранее установленный срок закрепления "Золотой акции" в государственной собственности.
Открытое акционерное общество обратилось в арбитражный суд с иском о признании недействительным решения администрации области о продлении срока закрепления в государственной собственности "Золотой акции".


Страницы: 7 из 9  <-- предыдущая  cодержание   следующая -->