ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ ОТ 29.11.2001 N КАС01-440. О ЧАСТИЧНОЙ ОТМЕНЕ РЕШЕНИЯ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ ОТ 13.08.2001 N ГКПИ2001-891 И ПРИЗНАНИИ НЕДЕЙСТВИТЕЛЬНЫМИ ОТДЕЛЬНЫХ ПОЛОЖЕНИЙ ПРАВИЛ ВЫДАЧИ РАЗРЕШЕНИЙ НА УЧРЕЖДЕНИЕ АКЦИЗНЫХ СКЛАДОВ, ИХ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ ЗА ИХ РАБОТОЙ, УТВ. ПОСТАНОВЛЕНИЕМ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ ОТ 30.12.2000 N 1026. ПРОДОЛЖЕНИЕ
(Определение Верховного Суда РФ от 29.11.2001 N КАС01-440. О частичной отмене решения Верховного Суда РФ от 13.08.2001 N ГКПИ2001-891 и признании недействительными отдельных положений Правил выдачи разрешений на учреждение акцизных складов, их функционирования и осуществления налогового контроля за их работой, утв. Постановлением Правительства РФ от 30.12.2000 N 1026)Налог на прибыль организаций. Транспортный налог
Согласно п. 2 Правил N 1 маркировке региональными специальными марками подлежит алкогольная продукция, реализуемая с акцизных складов организаций, за исключением алкогольной продукции, ввозимой на территорию Российской Федерации, и пива. На алкогольную продукцию должна быть нанесена марка того субъекта Российской Федерации, в котором эта продукция будет реализована через розничную сеть или общественное питание.
Признавая законным п. 2 этих Правил, Верховный Суд РФ также правильно сослался на полное соответствие его пункту 2 ст. 193 Налогового кодекса РФ (действовавшему в редакции на день разрешения спора судом первой инстанции), согласно которому при реализации налогоплательщиками - производителями алкогольной продукции, за исключением реализации указанной продукции на акцизные склады других организаций и акцизные склады, являющиеся структурными подразделениями налогоплательщиков - производителей алкогольной продукции, налогообложение осуществляется по налоговым ставкам, указанным в пункте 1 настоящей статьи. Реализуемая алкогольная продукция подлежит обязательной маркировке региональными специальными марками.
При реализации налогоплательщиками - производителями алкогольной продукции на акцизные склады, за исключением акцизных складов, являющихся структурными подразделениями налогоплательщиков - производителей алкогольной продукции, налогообложение осуществляется по налоговым ставкам в размере 50% соответствующих ставок, указанных в п. 1 настоящей статьи.
При реализации оптовыми организациями с акцизных складов алкогольной продукции, за исключением реализации указанной продукции на акцизные склады других оптовых организаций или на акцизные склады, являющиеся структурными подразделениями налогоплательщиков - организаций оптовой торговли, а также алкогольной продукции, ввозимой на таможенную территорию Российской Федерации, налогообложение осуществляется в размере 50% соответствующих ставок, указанных в п. 1 настоящей статьи. Реализуемая алкогольная продукция подлежит обязательной маркировке региональными специальными марками.
Приведенные положения Налогового кодекса РФ полностью опровергают довод в кассационной жалобе о незаконности положений Правил N 1, предусматривающих необходимость нанесения на алкогольную продукцию марки того субъекта РФ, в котором эта продукция будет реализована через розничную сеть или общественное питание.
Оспаривая пункты 5, 6, 7 и 8 Правил N 1, заявитель ссылался на то, что Правительство РФ этими положениями Правил незаконно установило сборы в счет оплаты региональных специальных марок вместо законодателя, а также ставки авансового платежа в форме покупки региональных марок и механизм производства данного платежа.
Суд первой инстанции обоснованно не согласился с таким доводом заявителя, правильно сославшись при этом на то, что согласно абзацу 6 пункта 2 статьи 193 Налогового кодекса РФ (действовавшей в редакции на день разрешения спора) порядок изготовления и реализации региональных специальных марок определяется Правительством РФ.
Следовательно, организации - победители указанного конкурса будут осуществлять изготовление региональных специальных марок на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Поскольку денежные средства, уплачиваемые налогоплательщиками при покупке специальных региональных марок (не выше 0,5 руб.), предназначены для оплаты расходов организаций - изготовителей на изготовление, хранение, страхование и доставку марок до управлений МНС России по субъектам Российской Федерации, суд первой инстанции обоснованно не признал уплачиваемые при покупке региональных марок суммы (не выше 0,5 руб.) сбором (налоговым платежом). Этот вывод суда соответствует положениям п. 2 ст. 8 Налогового кодекса РФ, содержащим признаки сбора, которые отсутствуют в рассматриваемом случае - по уплате стоимости расходов на изготовление марок.
Довод в кассационной жалобе о том, что указание в Правилах N 1 на максимальный размер стоимости марки (не выше 0,5 руб.) якобы свидетельствует об отсутствии одного из существенных элементов налогообложения, Кассационная коллегия считает несостоятельным.
Именно в связи с тем, что указанная плата за получение региональных специальных марок является не сбором, а представляет собой компенсацию расходов на изготовление марок, их хранение и доставку, законодатель не устанавливал (и не должен был устанавливать) ставку этого платежа.
Установление же Правительством не конкретной суммы платежа как раз свидетельствует о том, что этот платеж связан с конкретными расходами, которые могут быть различными в разных регионах России.
Согласно пункту 7 Правил изготовления и реализации специальных марок для маркировки алкогольной продукции марки приобретаются налогоплательщиками в управлении Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по субъекту Российской Федерации.
Таким образом, управления Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по субъектам Российской Федерации выступают посредниками между организациями - изготовителями региональных специальных марок и организациями - покупателями указанных марок.
Министерство Российской Федерации по налогам и сборам в целях реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2000 года N 1023 письмом от 18 мая 2001 г. N ВБ-6-19/400@ установило временный порядок движения денежных средств от реализации региональных специальных марок для маркировки алкогольной продукции.
Страницы: 2 из 4 <-- предыдущая cодержание следующая -->