СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ НАУКИ И ИННОВАЦИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ПЕРИОД ДО 2015 ГОДА (УТВ. МЕЖВЕДОМСТВЕННОЙ КОМИССИЕЙ ПО НАУЧНО-ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКЕ (ПРОТОКОЛ ОТ 15.02.2006 N 1)). ПРОДОЛЖЕНИЕ
(Стратегия развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 года (утв. Межведомственной комиссией по научно-инновационной политике (протокол от 15.02.2006 N 1)))Налог на прибыль организаций. Налог на имущество организаций. Транспортный налог. Упрощенная система налогообложения (УСН)
Для сохранения Россией своих позиций в производстве знаний логичной является модификация российских научных программ в интересах интеграции сектора исследований и разработок в глобальную экономику.
Для предпринимательского сектора в ближайшие годы принципиальной с позиций обеспечения конкурентоспособности является задача скорейшей модернизации производственной базы. В этой связи очевидна необходимость мер по стимулированию инвестиций компаний в новое оборудование и технологии.
В то же время меры по повышению эффективности сектора исследований и разработок, по его интеграции в глобальную экономику преимущественно проявятся в повышении роли России как поставщика знаний (но не технологий), при этом позитивные эффекты от генерируемых фундаментальной наукой знаний в основном придутся на зарубежные экономики; стимулирование спроса предпринимательского сектора на инновации в основном проявится в расширении импорта российскими компаниями зарубежных технологий, что повысит риск "обедняющего" развития.
В целом при таком варианте развития капитализация сектора исследований и разработок будет происходить преимущественно вне пределов России, а ресурсы предпринимательского сектора в значительной степени будут выведенными из цепи воспроизводства сектора исследований и разработок.
В то же время попытка обеспечить немедленную системную целостность российской экономики по линии "фундаментальная наука - прикладная наука - предпринимательский сектор" чревата следующими рисками.
Во-первых, при таком подходе весьма вероятно стремление ограничить тематическую направленность фундаментальных исследований той проблематикой, которая уже в настоящее время актуальна для технологически отсталого предпринимательского сектора. Это негативно скажется на обеспечении глобальной конкурентоспособности российской фундаментальной науки, на формировании научного потенциала для долгосрочного экономического роста.
Во-вторых, предпринимательский сектор нуждается сейчас в скорейшей модернизации оборудования, при этом стимулирование технологических инноваций в условиях изношенной производственной базы будет малоэффективным. Помимо этого, принципиальную ограничивающую роль играют невысокое качество предпринимательского управления, слабость мотиваций у собственников к долгосрочному развитию бизнеса. Стремление "переключить" инвестиционный спрос предпринимательского сектора на отечественное предложение может создать почву для усиления протекционизма, возведения дополнительных барьеров в отношении импорта оборудования и технологий. Это, в свою очередь, неизбежно затормозит темпы промышленной модернизации, станет прямой угрозой конкурентоспособности предпринимательского сектора. Однако Россия не может в длительной перспективе оставаться мировой научной державой в условиях ухудшения промышленной базы.
В рамках активного сценария реализации данной Стратегии в качестве основных задач Стратегии выделены следующие:
1. Создание конкурентоспособного сектора исследований и разработок и условий для его расширенного воспроизводства.
2. Создание эффективной национальной инновационной системы.
3. Развитие институтов использования и правовой охраны результатов исследований и разработок.
4. Модернизация экономики на основе технологических инноваций.
В результате решения этих задач по мере развития потенциала и формирования адекватной спросу структуры предложения сектора исследований и разработок предполагается реализация приоритетных направлений развития науки, технологий и техники Российской Федерации и приоритетов технологического развития. Одновременно будет расти объем экспорта научных услуг и результатов деятельности сектора исследований и разработок как самостоятельной отрасли экономики.
Существенными ограничениями реализации активного сценария являются:
- ограниченность ресурсов федерального бюджета, которые могут быть направлены на развитие преимущественно государственных секторов: исследований и разработок, инновационной инфраструктуры, образования;
- ограниченная инвестиционная привлекательность России для размещения высокотехнологических бизнесов.
К благоприятным факторам относятся:
- растущий профицит федерального бюджета при осуществлении благоприятного прогноза цен на энергоносители на 1 - 2 года, позволяющий осуществлять меры бюджетной поддержки реализации Стратегии;
- наличие сохраненного потенциала РАН и других отраслевых академий наук, имеющих государственный статус;
- эффективная и количественно измеримая (с широким спектром индикаторов) конкурсная деятельность Российского фонда фундаментальных исследований и Российского гуманитарного научного фонда;
- рост предпринимательского интереса внутри страны к развитию высокотехнологических секторов промышленности;
- общая конъюнктура глобального рынка;
- начавшийся процесс интеграции высшего образования и сектора исследований и разработок;
- позитивные тенденции последних 2-х лет развития инновационной инфраструктуры и предпринимательского интереса к инновационной деятельности;
- развитая научная российская диаспора за рубежом;
- рост расходов на военные технологии в стране и в мире.
Бенефициарами реализации данного сценария являются:
Страницы: 10 из 65 <-- предыдущая cодержание следующая -->