Официальные документы

СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ НАУКИ И ИННОВАЦИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ПЕРИОД ДО 2015 ГОДА (УТВ. МЕЖВЕДОМСТВЕННОЙ КОМИССИЕЙ ПО НАУЧНО-ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКЕ (ПРОТОКОЛ ОТ 15.02.2006 N 1)). ПРОДОЛЖЕНИЕ

(Стратегия развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 года (утв. Межведомственной комиссией по научно-инновационной политике (протокол от 15.02.2006 N 1)))

Налог на прибыль организаций. Налог на имущество организаций. Транспортный налог. Упрощенная система налогообложения (УСН)




- использование сферы исследований и разработок, прежде всего, для улучшения качества системы образования в интересах развития импортируемых технологий.
Существует ряд ограничений и благоприятных факторов в реализации данного сценария.
1. Возможности широкомасштабной модернизации отраслей экономики на базе отечественных разработок.
К ограничениям относятся:
- неопределенности в прогнозе развития высокотехнологических секторов промышленности на перспективу 5 - 10 лет при технологическом отставании отечественных разработок по большинству перспективных направлений приблизительно на такие же сроки;
- пределы темпов роста сектора исследований и разработок, связанные с периодом послевузовской подготовки специалистов для осуществления передовых разработок;
- ресурсные ограничения.
К благоприятным факторам относятся:
- наличие "незагруженного" потенциала сектора исследований и разработок;
- растущий профицит федерального бюджета при осуществлении благоприятного прогноза цен на энергоносители на 1 - 2 года.
Оценка финансовых ресурсов, необходимых для широкомасштабной технологической модернизации на базе отечественных технологий, может быть сделана исходя из данных по затратам на НИОКР международных компаний. Эти оценки показывают, что для большинства секторов, в которых уже фиксируется существенное технологическое отставание, программы достижения мирового технологического уровня за счет собственных разработок требуют ресурсов на НИОКР в течение ближайших 5 лет, сопоставимых с оборотом соответствующих российских отраслей промышленности. Инвестиции только в разработку технологий должны составлять не менее 5% ВВП в течение 5 лет, т.е. должны быть увеличены в 3,5 раза, по крайней мере.
Основные риски реализации рассматриваемого способа инновационного и технологического развития обусловлены:
- невостребованностью разработок к сроку их окончания в связи с изменением конъюнктуры рынка и, прежде всего, с технологическим отрывом зарубежных конкурентов. Данный фактор риска особенно велик в связи со слабой встроенностью российских компаний в глобальный высокотехнологический рынок, отсутствием опыта коммерческих работ в российском секторе исследований и разработок;
- снижением уровня финансирования, в том числе бюджетного, в ходе разработок, вследствие неблагоприятной экономической конъюнктуры;
- недоведением разработок до желаемого результата, вследствие недостаточной квалификации и опыта в прикладной сфере;
- деградацией среды "генерации знаний".
Частичная компенсация рисков и ошибок в анализе конъюнктуры за счет предоставления преференций на внутреннем рынке, включая использование защитных мер, вряд ли будут эффективными ввиду недостаточной развитости внутреннего рынка.
Характер описанных рисков делает маловероятным привлечение к реализации указанного направления внебюджетных ресурсов. Реализация данного способа может привести к существенному снижению предпринимательской активности в секторах, реализующих внедрение разрабатываемых отечественных технологий. При этом влияние на макроэкономические показатели развития страны реализации данного способа решения проблемы можно ожидать лишь в долгосрочной перспективе в силу сложившегося сегодня серьезного отставания уровня развития сектора исследований и разработок как раз на наиболее экономически перспективных направлениях развития промышленности. До 2010 г. реализация стратегии опережающего технологического развития на основе отечественных разработок не может дать существенного вклада в рост ВВП.
В целом успешная реализация рассмотренного способа инновационного и технологического развития на основе ускорения разработок отечественных технологий для массового переоснащения российской экономики представляется крайне маловероятной.
2. Возможности технологической модернизации промышленности преимущественно на основе импортных технологий.
К ограничениям относятся:
- недостаточная инвестиционная привлекательность отечественной экономики для размещения высокотехнологического предпринимательства;
- недопустимость существенного ослабления сектора исследований и разработок с позиций обеспечения требуемого потенциала развития базовых военных технологий;
- социальные и политические проблемы, связанные с сокращением сектора исследований и разработок.
К благоприятным факторам относятся:
- растущий профицит федерального бюджета при благоприятном прогнозе цен на энергоносители на 1 - 2 года, позволяющий осуществлять стимулирование импорта технологий;
- рост предпринимательского интереса внутри страны к развитию высокотехнологических секторов промышленности;
- общая конъюнктура глобального рынка, тенденции поведения транснациональных корпораций, связанные с децентрализацией не только производственных, но и технологических комплексов;
- высокий образовательный потенциал российской экономики;
- нереализованный потенциал развития внутреннего рынка и рынков традиционного присутствия российских компаний высокотехнологичных секторов;
- исторический опыт успешного использования (адаптации) зарубежных технологий для развития отечественной промышленности.


Страницы: 8 из 65  <-- предыдущая  cодержание   следующая -->